Иоганн Хартманн
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Иоганн Хартманн | |
---|---|
Рожденный | 24 декабря 1726 г. Глогов , Чешская Корона |
Умер | 21 октября 1793 г. Копенгаген , Дания | ( 66 лет
Род занятий | Композитор, музыкант |
Инструмент | Скрипка |

Иоганн Эрнст Хартманн [ а ] (24 декабря 1726 — 21 октября 1793) — датский композитор-классик и скрипач. Его особенно помнят по двум операм на тексты Йоханнеса Эвальда , в которых он помог создать национальный музыкальный стиль. Первый из них, Balders dod, основан на древней скандинавской мифологии и использует темные цвета при изображении старых богов и валькирий. Второй, Fiskerne , описывает жизнь современных рыбаков и использует мелодии, вдохновленные скандинавским народным стилем.
Большинство работ Хартмана были уничтожены при пожаре замка Кристиансборг вскоре после его смерти.
Двое сыновей Хартмана также были композиторами, Йохан Эрнст Хартманн и Август Вильгельм Хартманн , а третий, Людвиг Август, был скрипачом. Композитор Йохан Петер Эмилиус Хартманн был сыном Августа Вильгельма Хартмана.
Жизнь
[ редактировать ]Иоганн Хартманн родился в Грос-Глогау в Силезии в канун Рождества 1726 года. Никакой информации о его родителях, а также о том, где и у кого он получил образование скрипача и композитора, нет. В 1754 году он начал как скрипач в оркестре архиепископа Бреслау графа Шаффгоча ; позже он стал концертмейстером в небольшом городке Рудольштадте , а затем в Плене при герцоге Фридрихе Карле . Когда герцог умер в 1761 году, его герцогство стало датским, капелла Плен была распущена, и Хартманн вместе с некоторыми другими музыкантами оркестра отправился в Копенгаген.
В Копенгагене он сразу же поступил на работу скрипачом в Королевскую капеллу (Det Kongelige Kapel ) , стал востребованным учителем музыки, в том числе для последующего короля Кристиана VII . В 1768 году он получил звание концертмейстера. Он также быстро стал движущей силой камерных концертов, проводившихся при дворе примерно в 1770 году, а также участвовал или дирижировал концертами на частных собраниях, таких как так называемые концерты Гьетуса , которые начались в 1774 году, или в качестве лидера концерты в Гармоническом обществе .
Преобладающий оперный стиль в Hofteatret и Det Kongelige Teater тогда все еще был вдохновлен итальянским стилем, но мода постепенно смещалась к более простому стилю, вдохновленному французами, и Хартманну неоднократно предлагалось создавать музыку для датскоязычного Singspiele . В те годы первые две попытки Хартмана в этом жанре были исполнены на стихи Йоханнеса Эвальда . Это были смерть Бальдра и « Рыбаки», и оба сразу же добились успеха. Позже последовали и другие работы, заложив тем самым основу традиции, которая в течение следующих многих лет разворачивалась на сценах Копенгагена.
До своего приезда в Копенгаген и в первые годы пребывания там Хартманн писал инструментальную музыку для камерных ансамблей и небольших оркестров в стиле Гайдна. Большинство этих произведений исчезло после пожара Кристиансборга в 1794 году, поскольку незадолго до пожара его музыкальная коллекция была куплена королем и помещена в замок.
Концертмейстер Королевской капеллы
[ редактировать ]Создание должности концертмейстера в Королевской капелле совпало с ее расширением и преобразованием из корпуса камерной музыки в настоящий оркестр. В лице Гартмана капелла нашла знающего и опытного дирижера, но его мастерская игра на скрипке внесла большой вклад в камерные концерты, которые в начале правления Кристиана VII пользовались большой популярностью. Одновременно он участвовал в качестве солиста и дирижера оркестра в концертах аристократии, основанных в 1774 году в Кьёбмагергаде , а позже в Йетхусете на Конгенс Нюторв .
Изменение вкуса копенгагенской публики
[ редактировать ]В те времена итальянская опера должна была все больше уступать место французскому стилю. В 1778 году Итальянская оперная труппа была распущена. Одновременно ожидалось создание новых оригинальных датских произведений. Попытки предпринимали несколько композиторов, но безуспешно. Хартманн поначалу не хотел брать на себя никаких обязательств. Как он писал в 1778 году: « Моим главным занятием никогда не было использование музыки в пении ». По настоянию директора театра он все-таки приступил к выполнению задания, и эксперимент удался сверх всяких ожиданий. «Смерть Бальдра» впервые была исполнена 30 января 1779 года, и музыка Гартмана, в которой он понимал « торжественный, меланхоличный тон », который сам поэт считал главной чертой большинства своих стихов, завоевала всеобщее признание. Поразительно, но Хартманн использует не менее двух оркестров: обычный в яме и дополнительный оркестр из 18 музыкантов за кулисами (включая даже три тромбона и « corni Rustici », предположительно разновидность лура ). К этому он добавляет три хора. " Атмосфера « старой нордики » усиливается за счет использования закулисных боевых инструментов и con soordino . Произведение содержит смелый терцет Валькирии, а также (следуя его исследованию исландской музыки) арию «I n gusto Nationale d'Islandia ». представляет собой драму в высоком стиле и состоит из двух антрактов, из которых назван настоящим «Полетом валькирий». первый Увертюра назвал эту оперу «предшественницей романтической оперы», которая была «написана на северном материале за семьдесят лет до Рихарда Вагнера» и принадлежит «мрачному, мистическому Северу». [ 1 ]
В следующем году Иоганн Хартманн добился такого же успеха с музыкой к « Рыбакам» ( Fiskerne ), тема которой позволила ему использовать более светлые и праздничные цвета. Эта работа настолько отличается от «Смерти Бальдра», насколько это возможно. В увертюре чередуются пасторальные настроения и драматические эмоции. Материал постоянно меняется, и первый акт, описывающий реакцию на кораблекрушение, происходящее за сценой, завершается секстетом, в котором противопоставляются противоречивые эмоции персонажей. Во втором акте на сцене разыгрывается спасение рыбаков, кульминацией которого является финальный хор, где музыка чередуется между мужчинами и женщинами, набирая скорость для заключительной ликующей музыки, когда рыбаки благополучно выходят на берег. Третий акт содержит знаменитый романс «Лиден Гунвер» , ставший частью датского популярного наследия, и завершается прекрасным квартетом двух пар. Зингшпиль . заканчивается хором в форме рондо, за которым следует танец рыбаков и рыбачек В опере также есть песня Kong Christian stod ved højen mast , которая вскоре была официально принята в 1780 году в качестве датского королевского гимна.
В своих композициях к этим пьесам Гартману удалось создать новый национальный стиль, вдохновленный Глюком . Для театра Хартманн еще сочинял различные другие Зингшпиле , такие как « Альпийская пастушка» ( Hyrdinden paa Alperne ) в 1783 году, «Den Blinde i Palmyre» в 1784 году и «Горм Старый» (Gorm den Gamle ) в 1785 году. добрая была вторая часть кантаты к принцессы Луизы Августы свадьбе с принцем Аугустенборгским. (1786 г.); Часть 1 была написана Иоганном Готлибом Науманом . Список его сохранившихся работ приведен ниже.
Работа для музыкальных клубов
[ редактировать ]В этот период музыкальных клубов Хартманн пользовался большим спросом и стал концертмейстером « Гармоньена », предположительно в 1784 году, а также сочинял кантаты для праздников нескольких других клубов. Среди вокальных произведений Хартмана, исполненных в его поздние годы, можно упомянуть музыку к Эдварда Шторма «Højtidssange» , исполненную в Kongens Klub того же поэта « в 1787 году, и к страстной песне Jesu Dødsangest i Urtegaarden» . Он также написал Forløserens Død, Opstandelse og Himmelfart на стихи Кристиана Герца.
Последние годы
[ редактировать ]Конец его жизни был омрачен домашними скорбями, которые еще более тяготила потеря взрослой дочери, которая была опорой для дома. Он умер 21 октября 1793 года.
Личность
[ редактировать ]Хартманн утверждал, что он « человек, который знал себя и не владел собой» . Партитуры его произведений также свидетельствуют о том, что он нелегко удовлетворялся, а возвращался к ним снова и снова. «Смерть Бальдра» была почти полностью переписана после первых представлений; для некоторых произведений существует несколько разных версий.
Семья
[ редактировать ]Первое поколение
[ редактировать ]В семье Хартманн Иоганн Хартманн (1726-1793) является «предком» длинной линии музыкантов и других деятелей культуры. От своей жены Маргарет Элизабет Вилькен (1736–1801), дочери ювелира из Плена , у Иоганна Хартмана было трое сыновей, которые стали музыкантами:
Второе поколение
[ редактировать ]Этими тремя сыновьями были:
- Йохан Эрнст Хартманн (1770-1844), композитор и органист, - с 1795 по 1807 год - в немецкой церкви Фредерика в Кристиансхавне , а затем почти 40 лет в качестве кантора в соборе Роскилле ;
- Людвиг Август Гартманн (1773–1852), скрипач и педагог пения; и
- Август Вильгельм Хартманн (1775–1850), также композитор и скрипач Королевской капеллы, а также органист и кантор Гарнизонной церкви в Копенгагене. Он был женат на Кристиане Петреа Фредерике Виттендорф (12778-1848) - дочери органиста дворца Фреденсборг Петера Андреаса Виттендорфа (1738-1820) и внучке органиста из Колдинга Петера Виттендорфа (ок. 1710-1796).
Третье поколение
[ редактировать ]Иоганн Эрнст Хартманн был отцом органиста Серена Хартмана (1815-1912), который сменил его на посту кантора собора Роскилле, где он сам прослужил 40 лет до 1883 года.
Август Вильгельм Хартманн был отцом композитора Йохана Петера Эмилиуса Хартмана , центральной фигуры датской музыки XIX века, который был женат на Эмме Хартманн (1807-1851), которая сама была композитором.
Четвертое поколение
[ редактировать ]У Йохана Петера Эмилиуса и Эммы Хартманн было несколько детей, среди которых:
- Эмиль Гартманн (1836-1898), в свое время известный композитор и дирижер;
- Софи Хартманн (1831–1855), вышедшая замуж за композитора Нильса В. Гаде (1817–1890);
- Клара Хартманн (1839–1925), замужем за композитором Августом Виндингом (1835–1899); и
- Карл Кристиан Эрнст Хартманн (1837–1901), скульптор, но также, кстати, сочинитель.
Пятое поколение
[ редактировать ]У Эмиля Хартманна и его жены Болетт Пуггаард (1844–1929) было пятеро детей:
- Бодил Хартманн вышла замуж за де Неергаарда (1867-1959), сопрано и филантропа, проводившего с 1885 по 1959 год музыкальные собрания в поместье Фульсанг на Лолланде , в которых , среди прочих, участвовали Эдвард Григ и Карл Нильсен ;
- Агнете Леманн (1868–1902), актриса Королевского театра в Копенгагене, замужем за преподавателем сцены Юлиусом Леманном (1861–1931);
- Йоханнес Палмер Хартманн (1870-1948), основавший крупное садоводство в Генте ;
- Рудольф Пуггаард Хартманн (1871–1958), инженер-электрик и
- Олуф Хартманн , художник, на похороны которого Карл Нильсен написал «У гроба молодого художника» .
Шестое поколение
[ редактировать ]Композитор Нильс Вигго Бентзон (1919–2000) был сыном концертирующей пианистки Карен Хартманн (1882–1977) и, таким образом, правнуком Йохана Петера Эмилиуса Хартмана, как и органист и композитор Нильс Рудольф Гаде (1884–1937). Архитекторы Могенс Лассен и Флемминг Лассен, а также Палле Суэнсон также принадлежали к этому поколению, как и писатель Годфред Хартманн (1913-2001).
Седьмое поколение
[ редактировать ]Сын Нильса Вигго Бенцона, джазовый пианист Николай Бенцон (1964 г.р.), а также бельгийский композитор Жан Пьер Вальбрук (1954 г.р.) являются последними отпрысками в этой длинной череде музыкантов.
Также режиссер Ларс фон Триер (1956 г.р.) является потомком Иоганна Хартмана и правнуком композитора Эмиля Хартманна.
Работает
[ редактировать ]- Траурная кантата на смерть герцога Фридриха Карла Пленского (1761 г.)
- Симфония № 1 ре мажор (опубликована как Simfonie Périodique N° 7 в 1770 г.)
- Симфония № 2 соль мажор
- Симфония № 3 ре мажор
- Симфония № 4 соль мажор
- Трио для двух скрипок и виолончели, соч. 1
- Смерть Бальдра (Смерть Бальдра, Пение 1779 г.)
- Кантата по случаю 300-летия Копенгагенского университета (1779 г.)
- Рыбаки (1780)
- Концерт для скрипки с оркестром (1780)
- Пастушка в Альпах (1783)
- Траурная музыка по смерти Людвига Харбо (1783 г.)
- Слепой в Пальмире (1784 г.)
- Праздничная песня (1787)
- Горм Старый (пьеса 1785 г.)
- Кантата к представлению принцессы Луизы Августы принцу Аугустенборгскому (совместно с И. Г. Науманом, 1786 г.)
- Муки Иисуса в травяном саду (1793)
- Смерть Искупителя (1783 г.)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Его настоящее имя было Иоганн Хартманн, но из-за путаницы со старшим сыном, который также был композитором, потомкам он стал известен как Иоганн Эрнст Хартманн.
- ^ Эйнштейн, Альфред (1947). Музыка эпохи романтизма . Нью-Йорк, США: WW Norton & Cy. п. 106. ИСБН 0-393-09733-1 .
- Мулвад, Йоханнес, «Смерть Бальдра» , Иоганн Эрнст Хартманн, издание Egtved, Дания
- Мулвад, Йоханнес, Рыбаки , автор Иоганн Эрнст Хартманн, издание Egtved, Дания
- Серенсен, Ингер, Хартманн. Династия датских композиторов, Копенгаген, Гильдендал, 1999 г.
- Соеренсен, Ингер, JPE Хартманн и его круг. Письма семьи композитора 1780-1900 гг., т. 1–4, Копенгагенский музей Тускульманум Форлаг, 1999–2002 гг.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Иоганна Хартмана в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)