Эмиль Хартманн
Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( февраль 2021 г. ) |
Эмиль Хартманн (1 февраля 1836–18 июля 1898) был датским композитором романтического периода, представителем четвертого поколения композиторов датской музыкальной семьи Хартманн.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Хартманн родился 1 февраля 1836 года в Копенгагене и был старшим сыном композитора Йохана Петера Эмилиуса Хартманна и его жены-композитора Эммы Хартманн . Он вырос в Доме Зинна в Копенгагене.
Эмиль Хартманн получил первое образование от своего отца Йохана Петера Эмилиуса и зятя Нильса Гаде . Его учителями игры на фортепиано были Нильс Равнкильде (1823–1890) и Антон Ре (1820–1886). Письма Ганса Христиана Андерсена показывают, что он сочинял еще до того, как научился нормально говорить.
Карьера
[ редактировать ]Эмиль Хартманн был композитором датского золотого века . Он написал семь симфоний, концерты для скрипки, виолончели и фортепиано соответственно, несколько увертюр, симфоническую поэму ( Хакон Ярл ), оркестровые сюиты, серенады, балеты, оперы и зингшпили, эпизодическую музыку и кантаты. Он также был автором множества произведений камерной музыки (нонет, фортепианный квинтет, струнные квартеты, квартеты кларнетов, фортепианные трио, серенады для кларнета, виолончели и фортепиано, сонаты для скрипки и фортепиано и др.), песен и фортепианной музыки. Его опера «Рагнхильд» (« Рунензаубер » по-немецки) была создана Густавом Малером в Гамбурге. Его музыка решительно скандинавская, красочная и мелодичная и во время своего исполнения завоевала большую популярность. В то время стали известны его скандинавские народные танцы (1859-60), а также его более поздние аранжировки скандинавской народной музыки, наряду с » Брамса «Венгерскими танцами или Дворжака «Славянскими танцами» . Стилистически его произведения представляют собой скандинавскую подвеску к музыке некоторых из его наиболее известных современников, таких как Дворжак или Чайковский . Большинство его работ были опубликованы немецкими редакторами.
В 1858 году первым крупным произведением Хартмана, которое было исполнено публично, стал « Страстный гимн» на текст Бернхарда Северина Ингемана для сопрано, хора и оркестра, исполненный в день Пасхи в Копенгагенском соборе. В том же году ему и его более позднему зятю Августу Виндингу было поручено сочинить музыку для Августа Бурнонвиля балета «Фьельдстуэн» . Балет был впервые показан в Королевском театре Копенгагена в мае 1859 года и сразу же имел успех, сохранявшийся на долгое время.
Еще в 1859 году он получил стипендию и отправился в ознакомительную поездку в Германию, где большую часть времени провел в Лейпциге , но посетил также Берлин, Париж и Вену. После возвращения в Данию он занял должность органиста в церкви Св. Иоганна в Копенгагене в 1861 году и с 1871 года в дворцовой капелле Кристиансборг .
Эмиль Хартманн был одаренным дирижером и ежегодно ездил с гастролями в Германию и другие страны, чтобы дирижировать своими произведениями в крупных городах, всегда с большим успехом. После смерти Нильса В. Гаде стал его преемником во главе Copenhagen Musikforeningen, он на короткое время но был вынужден уйти в отставку по состоянию здоровья.
Семья
[ редактировать ]Эмиль Хартманн принадлежал к старинной семье артистов, которая доминировала в музыкальной жизни Дании почти полтора века. Он был четвертым поколением композиторов в семье Хартманн, а также зятем композиторов Нильса Гаде и Августа Виндинга и братом скульптора Карла Хартманна .
Он женился на Болетте Пуггаард, дочери богатого купца и филантропа Рудольфа Пуггаарда и внучке торговца Ганса Пуггаарда и его жены-художницы Болетт Пуггаард . Для его свадьбы в соборе Vor Frue Kirke в Копенгагене Нильс В. Гаде и Ганс Христиан Андерсен совместно написали свадебную кантату. Он приобрел дом Carlsminde в сельской местности к северу от Копенгагена, где мог спокойно сочинять.
У Эмиля Хартманна было трое сыновей: Йоханнес Палмер Хартманн (1870–1948), основавший большое садоводство в Генте , Рудольф Пуггаард Хартманн (1871–1958), инженер-электрик, и Олуф Хартманн (1879–1910), художник, который умер. рано и в память о котором Карл Нильсен написал свое Andante Lamentoso « У гроба молодого художника ». Двумя его дочерьми были Бодил Неергаард (1867–1959), сопрано, филантроп и покровитель искусств, жившая в поместье Фульсанг в Лолланде, и Агнете Леманн (1868–1902), актриса Королевского театра в Копенгагене и жена Юлиуса . Леманн (1861–1931), преподаватель театра и оперы. Датский кинорежиссер Ларс фон Триер происходит от Эмиля Хартмана.
Личность
[ редактировать ]В высшей степени эксцентричная личность Эмиля Хартмана была многогранной и отражала как его огромное обаяние, вспыльчивый характер, так и более темную и меланхоличную сторону. У него было барочное чувство юмора. Однажды, например, когда он остановился в поместье Фульсанг , ожидалась немецкая дама, но ее приезд задержался. Поэтому он решил вместо этого нарядиться седыми кудрями и черным платьем, притворившись ею, и так хорошо сыграл свою роль, что никто из других гостей ни на минуту не усомнился в том, что он действительно эта дама. Одна из них шепнула соседке, что это действительно « довольно вульгарный человек ». Дети изо всех сил старались сохранять серьёзность. Однако в какой-то момент упомянутая дама сделала драматический жест, указывая на картину на стене обнаженной Краки , тщетно пытаясь скрыть свои прелести с помощью рыболовной сети, и громко сказала по-немецки: « Ах , может быть , покойная баронесса ?», после чего все рассмеялись, и маскировку уже нельзя было скрывать.
говорил: « Да , , конечно Бог , Король и Страна , а Мировой Топор проходит ( через коня в Эмиль Хартманн был космополитом и Конгенс Нюторв » статуя на центральной площади Копенгагена). Его сын Рудольф также описывает свою враждебность к безудержному антисемитизму того времени, одним из его любимых высказываний было то, что « все евреи мы для нашего Господа » .
Всю свою жизнь Эмиль Хартманн страдал от плохого здоровья, психологических проблем и регулярных депрессий и несколько раз решал пройти лечение в психиатрических учреждениях. Его последние годы были отмечены растущей слабостью, которая часто приводила его в мрачное настроение; Тогда он попытался отреагировать, прогулявшись с кнутом и ударив им воображаемых критиков его искусства.
После его смерти его музыка канула в забвение, но в последнее время переживает определенный ренессанс.
Список работ
[ редактировать ]Вот неполный список его работ:
- Первая соната для фортепиано фа мажор
- Вторая соната для фортепиано ре мажор
- Скерцетто для фортепиано, посвященное Нильсу Вильгельму Гаде
- Два каприччио для фортепиано
- Джери и Бэтели ( «Зингшпиль» по Гете )
- Первый струнный квартет ля мажор
- Первое фортепианное трио фа-диез минор
- Первый квартет ля мажор для кларнета, скрипки, альта и виолончели
- Второй квартет си мажор для кларнета, скрипки, альта и виолончели.
- Первая соната для скрипки и фортепиано соль мажор
- Оп. 1 Четыре песни для голоса и фортепиано на тексты Эмиля Аареструпа и Кристиана Винтера (1857)
- Страстный гимн (сопрано, хор и оркестр на текст Бернхарда Северина Ингемана, 1858 г.)
- Фьельдстуэн (Балет, сочиненный совместно с зятем Августом Виндингом , на хореографию Августа Бурнонвиля , 1859)
- Вверх. 2 Холлинг и Менуэт (Свадебная музыка - опубликована как скандинавский народный танец № 4)
- Десять духовных песен (1860)
- Оп. 3 Ночь в горах ( En Nat mellem Fjeldene , Зингшпиль по Йенсу Кристиану Хострупу , 1863)
- Оп. 3a Весенний танец (опубликован как скандинавский народный танец № 5)
- Кантата к открытию Йоханнескирке в Копенгагене (Хор и орган, 1861 г.)
- Свадебные песни (Хор и оркестр, 1864, для собственной свадьбы)
- Вверх. 4 Elver Girl ( Эльверпиген , Опера по Томасу Оверску , 1867)
- Оп. 5 Двадцать четыре романса и мелодии для песни и фортепиано (посвящены Болетте Хартманн, 1864, в которых девять песен о любви после Кристиана Винтера , опубликованных в Германии как Lieder und Weisen im nordischem Volkston , для голоса и фортепиано)
- Оп. Пятый фортепианный квинтет соль минор (1865)
- Оп. 6 Первая симфония ре минор
- Оп. 6a Старые воспоминания ( Gamle Minder , Вторая часть первой симфонии, позже опубликованная как скандинавский народный танец № 2)
- Вверх. 6b Эльверские девушки и охотники ( Elverpigerne og jægerne , Третья часть первой симфонии, позже опубликованная как скандинавский народный танец № 3)
- Оп. 7 Сюита (Оркестр)
- Вверх. 8 Русалочка ( Хавфруэн - Соло, хор и оркестр - 1867)
- Оп. 9 Вторая симфония ми минор
- Оп. 10 Второе фортепианное трио си мажор (1867, посвящено Дж. П. Е. Хартманну )
- Оп. 10а Второй струнный квартет ля мажор
- Вверх. 11 «Из горной местности», образы скандинавских тонов, для фортепиано (Пять пьес, озаглавленные соответственно: «Из горной местности», «Старые воспоминания», «Пьеса», «Из фьорда», «Народный танец» - 1869)
- Кантата на серебряную свадьбу Рудольфа и Сигне Пуггаард (хор и фортепиано, 1868)
- Оп. 12 Вторая соната для скрипки и фортепиано ля минор (1868)
- Оп. 12а Анданте и Аллегро для скрипки и фортепиано (первая часть Сонаты Опус 12, посвященная Н.В. Гаде )
- Третья симфония си-бемоль мажор (1871)
- Вверх. 13 Винтер ог Ваар ( Зима и весна , Кантата для хора и оркестра, 1872)
- Оп. 13а Пять мелодий для меццо или баритона и фортепиано (посвящается Сигне Пуггаард)
- Дэмринг («Прелюдия к балету Вальдемара» , хореография Огюста Бурнонвиля , 1872 г.)
- Корсиканерен ( переводчики Корсики - Зингшпиль по мотивам Людовика де Жюля-Анри Вернуа де Сен-Жоржа , 1873)
- Оп. 14 Третий струнный квартет ля минор
- Оп. 14а Романсы и песни, для голоса и фортепиано (1871)
- Вверх. 15 Из времен года. Двое в лодке (Хор «Песни для мужчин», 1875)
- Оп. 15а Три мелодии
- Оп. 16 «Арабески и каприс», для фортепиано (посвящается Фердинанду Хиллеру - 1876)
- Оп. 17 Третья соната для фортепиано фа мажор (1879)
- Оп. 18 Скерцо (для оркестра, Издано как «Скандинавский народный танец № 1» - Танцы соч. 3а, 2, 6а и 6b собраны в сюиту под названием « Скандинавские народные танцы »)
- Оп. 19 Концерт для скрипки с оркестром соль минор (1879, посвящен Йозефу Иоахиму )
- Оп. 20 четырнадцати маленьких песенок для юношества (Произведения детства, изданы в 1877 г.)
- Вверх. 21 Четыре песни для среднего голоса и фортепиано (I Storm, Nattergalen, Midgevise, Aftensang )
- Вверх. 22 Санге Кристины , религиозные песни для голоса и фортепиано (1877)
- Op.23 Ballscenen , Taenze und Arabesken, для фортепиано (Сюита, состоящая из: Вступления, Изящного вальса, Польки, Менуэта, Интермеццо I - Кокетка, Кросс-танца, Вальса, Яростного галопа, Интермеццо II - Любовная сцена, Зиплайн, Финальный вальс - напечатано в 1880 году)
- Оп. 24 Серенада для кларнета, виолончели и фортепиано ля мажор (1877)
- Вверх. 25 Солдаты на Хельгеланде (на немецком языке: Eine Nordische Heerfahrt , Концертная увертюра по мотивам Генрика Ибсена , 1878)
- Оп. 26 Концерт для виолончели с оркестром ре минор (ок. 1879 г.)
- Оп. 27 Четыре песни для мужского хора
- Оп. 28 Три мазурки для фортепиано (1881)
- Оп. 29 Четвертая симфония (опубликована под номером 1) ми-бемоль мажор (1879).
- Оп. 30 Skandinavisk Folkemusik (50 пьес для фортепиано, некоторые из которых он позже оркестровал и аранжировал в четырех сюитах для оркестра - 1881)
- Оп. 31 четыре фортепианные пьесы (названия соответственно: «Элегия», «Экспромт», «Канцонетта», «Этюд» - 1889 г.)
- Оп. 32 «Карнавал» (Сюита танцев для оркестра, состоящая из марша, мазурки, интродукции и вальса, интермеццо и финальной тарентеллы - 1882 г.)
- Оп. 33 К свету (Кантата по Мартину Коку для хора и оркестра)
- Жан-Мари (Сценическая музыка, 1883)
- Оп. 34 Пятая симфония (опубликована под номером 2), ля минор, Fra Riddertiden ( Из времени рыцарей ) (опубликовано в 1887 году)
- Оп. 34a Im Mondschein (I Maaneskin ), Интродукция и вальс для оркестра (1887)
- Оп. 35a Lieder und Gesaenge, для голоса и фортепиано, том 1, состоящий из шести мелодий (1886)
- Оп. 35b Lieder und Gesaenge, для голоса и фортепиано, том 2, состоящий из шести других мелодий (1886)
- Вверх. 36 Четыре песни в народном тоне (1886)
- Оп. 37 Четвертый струнный квартет до минор (1885)
- Оп. 39 Танцевальная сюита для оркестра (из польки, вальса и галопа - 1887)
- Оп. 40 Хакон Ярл (Симфоническая поэма, посвященная его дочери Агнете Леманн - 1886 г.)
- Оп. 41 Norsk Lyrik , Песни для голоса и фортепиано (Цикл из 14 песен на норвежские стихи, посвященный дочери Бодил Неергаард -1890)
- Оп. 42 Шестая симфония (опубликована под номером 3), ре мажор (посвящена Королевской капелле в Берлине , 1887 г.)
- Оп. 43 Серенада (нонет) для флейты, гобоя, 2 кларнетов, 2 фаготов, 2 валторн, виолончели и контрабаса (около 1885 г.)
- Оп. 44 Шотландская увертюра (Оркестр, 1890)
- Кристиан Второй ( Кристиан II, Музыка к пьесе Дженни Блихер , 1889)
- Скандинавский фестивальный марш (для оркестра, ок. 1889 г.)
- Вверх. 45 Сюита Дивеке (Музыка к пьесе «Кристиан ден Анден» , переложенная как Сюита для небольшого оркестра и состоящая из следующих пьес: Наррен, Крестьянский танец, Танец Дивеке для Конгена, Фредлёса, Романса, Фолькеданса, Афскедена - ок. 1890 г.)
- Концертный зал - Полька (Оркестр, 1891)
- На. 46 увертюра Пасторальная (для оркестра, 1869)
- Оп. 47 Концерт для фортепиано с оркестром фа минор (Посвящается Юлиусу Рентгену , 1891)
- Буря в чашке чая (Музыка к пьесе Хельге Хострупа , 1892)
- Остров Сидхавет ( Øen I Sydhavet , Музыка к пьесе Хольгера Драхмана , 1893)
- Оп. 49 Седьмая симфония (под номером 4), ре минор (1893)
- Рагнхильд ( «Руненцаубер» по-немецки, или Магические руны, Опера по Генрику Герцу , 1896)
- Свадебный фестиваль в Хардангере ( Свадебный фестиваль в Хардангере, балет, 1897)
- Det store Lod (комическая опера по мотивам Генрика Герца , 1898)
- By Summertime ( Вед Зоммертиден , Кантата для хора и оркестра)
- Ринальдо (Кантата для соло, хора и оркестра)
- Идиллия (Кантата для сопрано, тенора и оркестра)
- Bellmanske Sange ( для четырехголосного женского хора)
- 4 духовные песни
- 6 квартетов для мужских голосов (1880)
- Полдень для Тюрфинга ( по стихам Хенрика Герца )
- Четвертая соната для фортепиано соль минор (Последняя часть незакончена)
- Det døende barn (Умирающий ребенок, Песня для голоса и фортепиано по Гансу Христиану Андерсену )
- Berceuse для скрипки и фортепиано ми мажор
- Множество других неопубликованных произведений, в частности песен и фортепианной музыки, в основном молодых лет.
Источники
[ редактировать ]- Бодил Неергаард, Ее битва и работа, изображенные Слегтом и друзьями по случаю ее 80-летия , Копенгаген, 1947 г.
- Соеренсен, Ингер, Хартманн, Датская династия композиторов , Копенгаген, 1999, 656 страниц.
- Соеренсен, Ингер, JPE Хартманн и круг Ганса. Письма семьи композитора 1780-1900 гг., тома 1-4, Копенгаген 1999-1900 гг., 2452 страницы.
- Соеренсен, Ингер, Эмиль Хартманн , Копенгаген, 2020 г.
- Критический отчет об исполнении сочинений Эмиля Гартмана, Кебенхавн, 1896 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1836 рождений
- 1898 смертей
- Датские композиторы-мужчины
- Композиторы из Копенгагена
- Датские композиторы XIX века
- Выпускники Копенгагенского университета
- Похороны на Холменском кладбище
- Музыканты-мужчины XIX века
- Семья Хартманн
- Датские композиторы-романтики
- Композиторы струнного квартета
- Композиторы для фортепиано