Jump to content

Концерт для скрипки с оркестром (Мендельсон)

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Концерт для скрипки с оркестром
Феликс Мендельсон
Мендельсон в 1846 году, автор Эдуард Магнус.
Ключ Ми минор
Опус 64
Год 1844  ( 1844 )
Период Романтический
Жанр Концерт
Составленный 1838  ( 1838 ) –1844
Движения 3
Подсчет очков Скрипка и оркестр
Премьера
Дата 13 марта 1845 г. ( 13.03.1845 )
Расположение Лейпциг

Феликса Мендельсона , Концерт для скрипки с оркестром ми минор соч . 64, MWV O 14 — его последний концерт . Хорошо принятый на премьере, он остался одним из самых известных и уважаемых скрипичных концертов . Он занимает центральное место в скрипичном репертуаре и заслужил репутацию важнейшего концерта, который могут освоить все начинающие концертирующие скрипачи, и обычно это один из первых эпохи романтизма, которые они изучают. концертов [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Обычное представление длится чуть меньше получаса.

Мендельсон первоначально предложил идею скрипичного концерта Фердинанду Давиду , близкому другу, а затем концертмейстеру Лейпцигского оркестра Гевандхауса . Хотя работа была задумана в 1838 году, на ее завершение ушло еще шесть лет, и ее премьера состоялась только в 1845 году. В течение этого времени Мендельсон поддерживал регулярную переписку с Дэвидом, который давал ему много предложений. Само произведение было одним из лучших скрипичных концертов эпохи романтизма и оказало влияние на многих других композиторов.

Хотя концерт состоит из трех частей в стандартной структуре «быстро-медленно-быстро», и каждая часть имеет традиционную форму , он был новаторским и включал в себя множество новых для своего времени особенностей. Отличительные аспекты включают почти немедленное появление скрипки в начале произведения (а не после оркестрового предварительного просмотра основных тем первой части, как это было типично для концертов классической эпохи) и сквозную форму концерта как целое, в котором три части мелодически и гармонически связаны и исполняются attacca (каждая часть следует сразу за предыдущей, без каких-либо пауз).

Концерт записали многие скрипачи, и он исполняется на концертах и ​​конкурсах классической музыки . Он был записан Натаном Мильштейном и Нью-Йоркским филармоническим оркестром как альбом и выпущен как первая пластинка после введения этого формата в 1948 году. [ 4 ]

Фердинанд Давид, скрипач, исполнивший премьеру произведения и чье сотрудничество сыграло важную роль в рождении концерта.

После его назначения в 1835 году главным дирижером Лейпцигского оркестра Гевандхауса . [ 5 ] Мендельсон назначил своего друга детства Фердинанда Давида оркестра концертмейстером . [ 6 ] Истоки работы проистекают из этого профессионального сотрудничества. В письме от 30 июля 1838 года Мендельсон писал Давиду: «Я хотел бы написать для вас скрипичный концерт следующей зимой. В моей голове проносится один концерт ми минор, начало которого не дает мне покоя». [ 7 ] [ 8 ]

На создание концерта ушло еще шесть лет. Существует множество возможных причин задержки, включая неуверенность в себе, [ 9 ] его третья симфония [ 10 ] и несчастливый период в Берлине после просьбы короля Пруссии Фридриха Вильгельма IV . [ 11 ] Тем не менее Мендельсон и Дэвид в это время поддерживали регулярную переписку. [ 7 ] Мендельсону нужен совет по техническим и композиционным вопросам. Действительно, этот скрипичный концерт был первым из многих, написанных при участии профессионального скрипача, и окажет влияние на многие будущие совместные работы. [ 10 ] Партитура с автографом датирована 16 сентября 1844 года, но Мендельсон все еще обращался за советом к Дэвиду до ее премьеры. [ 6 ] Концерт впервые был исполнен в Лейпциге 13 марта 1845 года с Фердинандом Давидом в качестве солиста. Мендельсон не смог дирижировать из-за болезни, и премьеру дирижировал датский композитор Нильс Гаде . [ 10 ] Мендельсон снова дирижировал концертом 23 октября 1845 года с Фердинандом Давидом в качестве солиста. [ 10 ]

Рукопись концерта с автографом вновь появилась в 1989 году в Библиотеке Ягеллонской в ​​Кракове , что привело к некоторому научному скептицизму в отношении правдивости Breitkopf & Härtel опубликованной партитуры, изданной в 1862 году. Некоторые заметные различия включают в себя темп первой части, написанной от руки как « Allegro con fuoco » (что означает: с огнем), а не опубликованную « Allegro molto appassionato » (очень страстно), а также существенные различия в пассажах соло скрипки. . [ 12 ]

Инструментарий

[ редактировать ]

Произведение написано для скрипки соло и стандартного оркестра того времени, состоящего из двух флейт , двух гобоев , двух кларнетов ля ля, двух фаготов , двух натуральных валторн , двух натуральных труб , литавр и струнных . [ 3 ] [ 10 ]

Движения

[ редактировать ]

Концерт состоит из трех частей со следующими обозначениями темпа :

  1. Аллегро очень страстное ( ми минор )
  2. Анданте ( до мажор )
  3. Allegretto non tanto – Аллегро очень живое ( ми мажор )

Аллегро очень страстно

[ редактировать ]

12–14 минут

 \relative c''' {\set Score.tempoHideNote = ##t \set Staff.midiInstrument = #"violin" \tempo "Allegro molto pasassionato" 2 = 100 \key e \minor \time 2/2 \partial 2 b4 .\p b8 b2( g4) e' e2( b4_) g'( fi ece) b2. b4 c(b8 a8) a4 a e'2.( b4) c( b8 a) a4 a dis2 }

Вместо оркестрового тутти концерт открывается почти сразу же вступлением соло скрипки, играющей ту самую мелодию ми минор, которая не давала покоя Мендельсону. [ 13 ] После бравуры быстро восходящих нот оркестр повторяет вступительную тему. [ 10 ] Затем следует неистовый хроматический переходный пассаж. [ 10 ] по мере того как музыка стихает и переходит в спокойную вторую тему соль мажор . [ 14 ] Первоначально мелодия исполняется деревянными духовыми инструментами, а солист играет ноту на открытой струне G. педальную [ 13 ] Мелодия исполняется самой скрипкой соло перед тем, как короткая кодетта завершает экспозицию вступительной части. Две вступительные темы затем объединяются в разделе разработки , где музыка выстраивается в новаторскую каденцию , которую Мендельсон записал полностью, не позволяя солисту импровизировать. [ 6 ] Каденция набирает скорость за счет ритмических переходов от дрожаний к дрожаниям-троям и, наконец, к полукваверам . [ 9 ] которые требуют от солиста рикошетного смычка. [ 15 ] Это служит ссылкой на перепросмотр , где вступительную мелодию играет оркестр в сопровождении продолжающихся рикошетных арпеджио солиста. Во время перепросмотра вступительные темы повторяются, вторая тема исполняется в ми мажоре, а затем возвращается в ми минор для закрытия части. Музыка набирает скорость в коде с пометкой «Престо». [ 15 ] до того, как вариант исходного хроматического переходного отрывка завершит первую часть.

7–9 минут

 \relative c'' {\set Score.tempoHideNote = ##t \set Staff.midiInstrument = #"violin" \tempo "Andante" 8 = 100 \key c \major \time 6/8 e4. f8( дб) a'4. г4. ~~ g8) f( eda f') e4.( d4) r8 g,8( ce) d4( b16 a) g8( ce) d4( b16 a) g8\<( ce\!) g4( e16 d) c8 (а е') d4}

Фагот выдерживает ноту B от последнего аккорда первой части, а затем поднимается на полтона вверх до средней C. [ 10 ] Это служит ключевым переходом от вступительной части ми минор к лирической медленной части до мажор . Движение имеет троичную форму и напоминает « Песни без слов » Мендельсона . [ 9 ] Тема более темной средней части ля минор. [ 14 ] впервые вводится оркестром до того, как скрипка одновременно берет на себя и мелодию, и аккомпанемент. Трепетный аккомпанемент [ 10 ] требует от солиста ловкой ловкости, прежде чем музыка вернется к основной лирической теме до мажор, на этот раз ведущей к безмятежному завершению.

Allegretto non tanto – Аллегро очень живое.

[ редактировать ]

6–7 минут

 \relative c'' {\set Score.tempoHideNote = ##t \set Staff.midiInstrument = #"violin" \tempo "Allegro molto vivace" 2 = 80 \key e \major \time 4/4 \partial 4 gis16\ p( b_"свет" e gis b8-.) ais16( cis b8-.) e-.( b-. gis-. e-. fis-. gis-.) phys16 (a! gis8) b-.( gis -. e- b-.) dis16( цис b8) fis'16(e b8) dis16( цис b8) fis'16(dis b8) dis16( цис b8)}

После второй части следует короткий переходный отрывок из четырнадцати тактов ми минор только для скрипки соло и струнных. [ 15 ] Это приводит к живому и искрометному финалу, весь в ми мажоре, начало которого отмечено трубными фанфарами . [ 10 ] Эта часть выполнена в форме сонаты рондо. [ 14 ] со вступительной темой, требующей от солиста быстрой проходной работы. Вступительная экспозиция переходит в короткую вторую си-мажор. [ 9 ] тема, исполняемая солистом и выстраивающаяся в серию быстро восходящих и нисходящих арпеджио, напоминающих каденцию первой части. Затем оркестр играет вариацию вступительной мелодии, после чего музыка переходит в короткую развивающую часть соль мажор . [ 9 ] Перепросмотр по существу аналогичен изложению, за исключением добавления контрмелодии в струнных. Вторая тема повторяется, на этот раз в домашней тональности ми мажор. Ближе к концу части есть почти небольшая каденция, когда деревянные духовые инструменты играют основную мелодию на фоне продолжительных трелей скрипки соло. [ 9 ] Концерт завершается неистовой кодой.

Концерт во многих отношениях новаторский. Только в первой части Мендельсон во многом отходит от типичной формы Классического концерта, самым непосредственным из которых является появление солиста почти с самого начала, что также происходит в его Первом фортепианном концерте . [ 13 ] Хотя первая часть в основном представлена ​​в традиционной сонатной форме , у Мендельсона первая тема исполняется скрипкой соло, а затем оркестром. Классические концерты обычно открываются оркестровым вступлением, за которым следует версия по существу того же материала, включающая солиста. [ 10 ]

Каденция нова еще и тем, что она написана как часть концерта. [ 9 ] и расположен перед перепросмотром. [ 10 ] В типичном классическом концерте каденция импровизируется солистом и возникает в конце части, после репризы и непосредственно перед финальной кодой. Написанная каденция Мендельсона не была включена в первую опубликованную версию концерта, а представляла собой «обтекаемую» версию Фердинанда Давида без контрапунктической сложности оригинала. Сегодня это наиболее популярная версия, хотя некоторые артисты, например Арабелла Штайнбахер , играют оригинал Мендельсона. [ 16 ] Джошуа Белл исполняет концерт со своей каденцией. [ 17 ]

Концерт для скрипки с оркестром отличается от предыдущих концертов связностью частей. [ 9 ] Между первой и второй частями нет перерыва, между ними звучит нота фагота. [ 10 ] Переход между двумя последними частями начинается почти сразу после медленного движения. Мелодия аналогична вступительной, что намекает на циклическую форму произведения. [ 18 ] Соединение было разработано для устранения аплодисментов между движениями. Это стало бы неожиданностью для публики Мендельсона, которая, в отличие от сегодняшней, привыкла аплодировать между частями. [ 10 ]

Концерт также призывает солиста выступать в качестве аккомпаниатора оркестра в течение длительных периодов времени, например, рикошетных арпеджио в начале перепросмотра. Это тоже было новшеством для скрипичного концерта того времени. [ 9 ]

Наследие

[ редактировать ]

Скрипичный концерт Мендельсона повлиял на концерты многих других композиторов, которые переняли его аспекты в своих собственных концертах. [ 13 ]

Например, необычное расположение каденции перед перепросмотром отражено в скрипичном концерте Чайковского (где каденция размещена аналогичным образом) и скрипичном концерте Сибелиуса (где каденция служит для расширения раздела развития). [ 9 ] Более того, после этого концерта композитор очень редко оставлял каденцию ненаписанной, чтобы солист мог импровизировать, как во времена Моцарта и Бетховена . [ 13 ] Соединение трех частей также повлияло на другие концерты, такие как Листа Второй фортепианный концерт . [ 9 ]

Сам концерт имел мгновенный успех, был тепло принят на премьере и хорошо принят современной критикой. [ 19 ] К концу девятнадцатого века это произведение уже считалось одним из величайших скрипичных концертов в репертуаре. [ 9 ] Оно станет одним из самых популярных произведений Мендельсона, и его по-прежнему регулярно исполняли, даже когда в начале двадцатого века интерес к его музыке снизился. [ 5 ] В 1906 году, за год до своей смерти, знаменитый скрипач Йозеф Иоахим сказал гостям на вечеринке по поводу своего 75-летия: [ 10 ]

У немцев четыре скрипичных концерта. Величайшим и самым бескомпромиссным является произведение Бетховена . произведение Брамса По серьезности с ним соперничает . Самое богатое, самое соблазнительное написал Макс Брух . Но самое сокровенное, драгоценность сердца принадлежит Мендельсону.

Произведение заработало репутацию незаменимого для стремящихся к завоеванию скрипачей-виртуозов. [ 20 ] Это привело к тому, что он стал практически повсеместным в дискографии концертирующих скрипачей, включая даже тех, кто действовал только на заре звукозаписи и чья записанная музыка существует очень мало, таких как Эжен Изаи . [ 21 ] Несмотря на это, он остается технически сложным и обычно считается таким же сложным, как и многие другие известные аналоги. [ 22 ]

  1. ^ «Профиль BBC Мендельсона» . Проверено 26 апреля 2007 г.
  2. ^ Дейн, Дж. « Легкость и мастерство: Феликс Мендельсон » . Чикагский университет . Проверено 28 апреля 2007 г.
  3. ^ Jump up to: а б Мендельсон, Ф. Концерт для скрипки с оркестром ми минор, соч. 64 , Дуврские миниатюрные партитуры (1999)
  4. ^ Мерфи, Коллин «Космо» (н. д.). «Искусство альбома, часть первая» . Классический альбом по воскресеньям . Проверено 3 июня 2020 г.
  5. ^ Jump up to: а б Мерсер-Тейлор, П.Дж. Кембриджский компаньон Мендельсона , CUP (2004)
  6. ^ Jump up to: а б с «Фердинанд Давид», The Musical Times , Vol. 47, № 761
  7. ^ Jump up to: а б Доктор Ритц, Дж. Письма Феликса Мендельсона, 1833–1847 , Айер (1970)
  8. ^ Мендельсон-Бартольди, Феликс; Мендельсон-Бартольди, Поль; Мендельсон-Бартольди, Карл; Ритц, Юлиус (1863). Письма 1830–1847 годов (на немецком языке). Том 2. Исследовательский институт Гетти. Лейпциг: Х. Мендельсон. п. 174.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Киф, Саймон П. Кембриджский компаньон концерта , CUP (2005)
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Стейнберг, Майкл . Концерт: Путеводитель для слушателя , ОУП (1998)
  11. ^ Джейкобсон, Дж. Х. Опыт классической музыки , Sourcebooks, Inc. (2002)
  12. ^ Стоуэлл, Робин (26 июля 2001 г.). Ранняя скрипка и альт: Практическое руководство . Издательство Кембриджского университета. п. 152. ИСБН  978-0-521-62555-5 . Проверено 29 августа 2017 г.
  13. ^ Jump up to: а б с д и Керман, Дж. Разговоры о концерте , HUP (1999)
  14. ^ Jump up to: а б с Стоуэлл Р. Кембриджский компаньон скрипки , CUP (1992)
  15. ^ Jump up to: а б с Мендельсон, Ф. Концерт для скрипки с оркестром ми минор, соч. 64 , Беренрайтер (2005)
  16. ^ Примечания к программе. Архивировано 9 марта 2016 г. в Wayback Machine , Нью-Йоркский филармонический оркестр , октябрь 2013 г.
  17. ^ Примечания к программе. Архивировано 9 марта 2016 г. в Wayback Machine , Нью-Йоркский филармонический оркестр, декабрь 2015 г.
  18. ^ Уилсон, К. Заметки о Мендельсоне: 20 важнейших работ , Eerdmans Books (2005)
  19. ^ Мендельсон, Ф. Концерт для скрипки с оркестром ми минор, соч. 64 , Миниатюрные партитуры Эйленберга
  20. ^ Рил, Дж. «Все струны: сделайте перерыв» . Журнал «Струны» (147). Архивировано из оригинала 9 декабря 2007 года . Проверено 5 октября 2007 г.
  21. ^ Монсенжон, Б. (Директор) и Великие выступления NVC Arts - Искусство скрипки , Warner Music Vision [DVD] (2000)
  22. ^ «Классический репертуар мастер-класса по игре на скрипке» . Архивировано из оригинала 17 мая 2007 года . Проверено 24 апреля 2007 г.
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5e56d6752050e9d7dce220d902a3149b__1706653500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5e/9b/5e56d6752050e9d7dce220d902a3149b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Violin Concerto (Mendelssohn) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)