Концерт для скрипки с оркестром (Мендельсон)
Концерт для скрипки с оркестром | |
---|---|
Феликс Мендельсон | |
Ключ | Ми минор |
Опус | 64 |
Год | 1844 |
Период | Романтический |
Жанр | Концерт |
Составленный | 1838 | –1844
Движения | 3 |
Подсчет очков | Скрипка и оркестр |
Премьера | |
Дата | 13 марта 1845 г. |
Расположение | Лейпциг |
Феликса Мендельсона , Концерт для скрипки с оркестром ми минор соч . 64, MWV O 14 — его последний концерт . Хорошо принятый на премьере, он остался одним из самых известных и уважаемых скрипичных концертов . Он занимает центральное место в скрипичном репертуаре и заслужил репутацию важнейшего концерта, который могут освоить все начинающие концертирующие скрипачи, и обычно это один из первых эпохи романтизма, которые они изучают. концертов [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Обычное представление длится чуть меньше получаса.
Мендельсон первоначально предложил идею скрипичного концерта Фердинанду Давиду , близкому другу, а затем концертмейстеру Лейпцигского оркестра Гевандхауса . Хотя работа была задумана в 1838 году, на ее завершение ушло еще шесть лет, и ее премьера состоялась только в 1845 году. В течение этого времени Мендельсон поддерживал регулярную переписку с Дэвидом, который давал ему много предложений. Само произведение было одним из лучших скрипичных концертов эпохи романтизма и оказало влияние на многих других композиторов.
Хотя концерт состоит из трех частей в стандартной структуре «быстро-медленно-быстро», и каждая часть имеет традиционную форму , он был новаторским и включал в себя множество новых для своего времени особенностей. Отличительные аспекты включают почти немедленное появление скрипки в начале произведения (а не после оркестрового предварительного просмотра основных тем первой части, как это было типично для концертов классической эпохи) и сквозную форму концерта как целое, в котором три части мелодически и гармонически связаны и исполняются attacca (каждая часть следует сразу за предыдущей, без каких-либо пауз).
Концерт записали многие скрипачи, и он исполняется на концертах и конкурсах классической музыки . Он был записан Натаном Мильштейном и Нью-Йоркским филармоническим оркестром как альбом и выпущен как первая пластинка после введения этого формата в 1948 году. [ 4 ]
История
[ редактировать ]После его назначения в 1835 году главным дирижером Лейпцигского оркестра Гевандхауса . [ 5 ] Мендельсон назначил своего друга детства Фердинанда Давида оркестра концертмейстером . [ 6 ] Истоки работы проистекают из этого профессионального сотрудничества. В письме от 30 июля 1838 года Мендельсон писал Давиду: «Я хотел бы написать для вас скрипичный концерт следующей зимой. В моей голове проносится один концерт ми минор, начало которого не дает мне покоя». [ 7 ] [ 8 ]
На создание концерта ушло еще шесть лет. Существует множество возможных причин задержки, включая неуверенность в себе, [ 9 ] его третья симфония [ 10 ] и несчастливый период в Берлине после просьбы короля Пруссии Фридриха Вильгельма IV . [ 11 ] Тем не менее Мендельсон и Дэвид в это время поддерживали регулярную переписку. [ 7 ] Мендельсону нужен совет по техническим и композиционным вопросам. Действительно, этот скрипичный концерт был первым из многих, написанных при участии профессионального скрипача, и окажет влияние на многие будущие совместные работы. [ 10 ] Партитура с автографом датирована 16 сентября 1844 года, но Мендельсон все еще обращался за советом к Дэвиду до ее премьеры. [ 6 ] Концерт впервые был исполнен в Лейпциге 13 марта 1845 года с Фердинандом Давидом в качестве солиста. Мендельсон не смог дирижировать из-за болезни, и премьеру дирижировал датский композитор Нильс Гаде . [ 10 ] Мендельсон снова дирижировал концертом 23 октября 1845 года с Фердинандом Давидом в качестве солиста. [ 10 ]
Рукопись концерта с автографом вновь появилась в 1989 году в Библиотеке Ягеллонской в Кракове , что привело к некоторому научному скептицизму в отношении правдивости Breitkopf & Härtel опубликованной партитуры, изданной в 1862 году. Некоторые заметные различия включают в себя темп первой части, написанной от руки как « Allegro con fuoco » (что означает: с огнем), а не опубликованную « Allegro molto appassionato » (очень страстно), а также существенные различия в пассажах соло скрипки. . [ 12 ]
Инструментарий
[ редактировать ]Произведение написано для скрипки соло и стандартного оркестра того времени, состоящего из двух флейт , двух гобоев , двух кларнетов ля ля, двух фаготов , двух натуральных валторн , двух натуральных труб , литавр и струнных . [ 3 ] [ 10 ]
Движения
[ редактировать ]Концерт состоит из трех частей со следующими обозначениями темпа :
- Аллегро очень страстное ( ми минор )
- Анданте ( до мажор )
- Allegretto non tanto – Аллегро очень живое ( ми мажор )
Аллегро очень страстно
[ редактировать ]12–14 минут
Вместо оркестрового тутти концерт открывается почти сразу же вступлением соло скрипки, играющей ту самую мелодию ми минор, которая не давала покоя Мендельсону. [ 13 ] После бравуры быстро восходящих нот оркестр повторяет вступительную тему. [ 10 ] Затем следует неистовый хроматический переходный пассаж. [ 10 ] по мере того как музыка стихает и переходит в спокойную вторую тему соль мажор . [ 14 ] Первоначально мелодия исполняется деревянными духовыми инструментами, а солист играет ноту на открытой струне G. педальную [ 13 ] Мелодия исполняется самой скрипкой соло перед тем, как короткая кодетта завершает экспозицию вступительной части. Две вступительные темы затем объединяются в разделе разработки , где музыка выстраивается в новаторскую каденцию , которую Мендельсон записал полностью, не позволяя солисту импровизировать. [ 6 ] Каденция набирает скорость за счет ритмических переходов от дрожаний к дрожаниям-троям и, наконец, к полукваверам . [ 9 ] которые требуют от солиста рикошетного смычка. [ 15 ] Это служит ссылкой на перепросмотр , где вступительную мелодию играет оркестр в сопровождении продолжающихся рикошетных арпеджио солиста. Во время перепросмотра вступительные темы повторяются, вторая тема исполняется в ми мажоре, а затем возвращается в ми минор для закрытия части. Музыка набирает скорость в коде с пометкой «Престо». [ 15 ] до того, как вариант исходного хроматического переходного отрывка завершит первую часть.
Анданте
[ редактировать ]7–9 минут
Фагот выдерживает ноту B от последнего аккорда первой части, а затем поднимается на полтона вверх до средней C. [ 10 ] Это служит ключевым переходом от вступительной части ми минор к лирической медленной части до мажор . Движение имеет троичную форму и напоминает « Песни без слов » Мендельсона . [ 9 ] Тема более темной средней части ля минор. [ 14 ] впервые вводится оркестром до того, как скрипка одновременно берет на себя и мелодию, и аккомпанемент. Трепетный аккомпанемент [ 10 ] требует от солиста ловкой ловкости, прежде чем музыка вернется к основной лирической теме до мажор, на этот раз ведущей к безмятежному завершению.
Allegretto non tanto – Аллегро очень живое.
[ редактировать ]6–7 минут
После второй части следует короткий переходный отрывок из четырнадцати тактов ми минор только для скрипки соло и струнных. [ 15 ] Это приводит к живому и искрометному финалу, весь в ми мажоре, начало которого отмечено трубными фанфарами . [ 10 ] Эта часть выполнена в форме сонаты рондо. [ 14 ] со вступительной темой, требующей от солиста быстрой проходной работы. Вступительная экспозиция переходит в короткую вторую си-мажор. [ 9 ] тема, исполняемая солистом и выстраивающаяся в серию быстро восходящих и нисходящих арпеджио, напоминающих каденцию первой части. Затем оркестр играет вариацию вступительной мелодии, после чего музыка переходит в короткую развивающую часть соль мажор . [ 9 ] Перепросмотр по существу аналогичен изложению, за исключением добавления контрмелодии в струнных. Вторая тема повторяется, на этот раз в домашней тональности ми мажор. Ближе к концу части есть почти небольшая каденция, когда деревянные духовые инструменты играют основную мелодию на фоне продолжительных трелей скрипки соло. [ 9 ] Концерт завершается неистовой кодой.
Анализ
[ редактировать ]Концерт во многих отношениях новаторский. Только в первой части Мендельсон во многом отходит от типичной формы Классического концерта, самым непосредственным из которых является появление солиста почти с самого начала, что также происходит в его Первом фортепианном концерте . [ 13 ] Хотя первая часть в основном представлена в традиционной сонатной форме , у Мендельсона первая тема исполняется скрипкой соло, а затем оркестром. Классические концерты обычно открываются оркестровым вступлением, за которым следует версия по существу того же материала, включающая солиста. [ 10 ]
Каденция нова еще и тем, что она написана как часть концерта. [ 9 ] и расположен перед перепросмотром. [ 10 ] В типичном классическом концерте каденция импровизируется солистом и возникает в конце части, после репризы и непосредственно перед финальной кодой. Написанная каденция Мендельсона не была включена в первую опубликованную версию концерта, а представляла собой «обтекаемую» версию Фердинанда Давида без контрапунктической сложности оригинала. Сегодня это наиболее популярная версия, хотя некоторые артисты, например Арабелла Штайнбахер , играют оригинал Мендельсона. [ 16 ] Джошуа Белл исполняет концерт со своей каденцией. [ 17 ]
Концерт для скрипки с оркестром отличается от предыдущих концертов связностью частей. [ 9 ] Между первой и второй частями нет перерыва, между ними звучит нота фагота. [ 10 ] Переход между двумя последними частями начинается почти сразу после медленного движения. Мелодия аналогична вступительной, что намекает на циклическую форму произведения. [ 18 ] Соединение было разработано для устранения аплодисментов между движениями. Это стало бы неожиданностью для публики Мендельсона, которая, в отличие от сегодняшней, привыкла аплодировать между частями. [ 10 ]
Концерт также призывает солиста выступать в качестве аккомпаниатора оркестра в течение длительных периодов времени, например, рикошетных арпеджио в начале перепросмотра. Это тоже было новшеством для скрипичного концерта того времени. [ 9 ]
Наследие
[ редактировать ]Скрипичный концерт Мендельсона повлиял на концерты многих других композиторов, которые переняли его аспекты в своих собственных концертах. [ 13 ]
Например, необычное расположение каденции перед перепросмотром отражено в скрипичном концерте Чайковского (где каденция размещена аналогичным образом) и скрипичном концерте Сибелиуса (где каденция служит для расширения раздела развития). [ 9 ] Более того, после этого концерта композитор очень редко оставлял каденцию ненаписанной, чтобы солист мог импровизировать, как во времена Моцарта и Бетховена . [ 13 ] Соединение трех частей также повлияло на другие концерты, такие как Листа Второй фортепианный концерт . [ 9 ]
Сам концерт имел мгновенный успех, был тепло принят на премьере и хорошо принят современной критикой. [ 19 ] К концу девятнадцатого века это произведение уже считалось одним из величайших скрипичных концертов в репертуаре. [ 9 ] Оно станет одним из самых популярных произведений Мендельсона, и его по-прежнему регулярно исполняли, даже когда в начале двадцатого века интерес к его музыке снизился. [ 5 ] В 1906 году, за год до своей смерти, знаменитый скрипач Йозеф Иоахим сказал гостям на вечеринке по поводу своего 75-летия: [ 10 ]
У немцев четыре скрипичных концерта. Величайшим и самым бескомпромиссным является произведение Бетховена . произведение Брамса По серьезности с ним соперничает . Самое богатое, самое соблазнительное написал Макс Брух . Но самое сокровенное, драгоценность сердца принадлежит Мендельсону.
Произведение заработало репутацию незаменимого для стремящихся к завоеванию скрипачей-виртуозов. [ 20 ] Это привело к тому, что он стал практически повсеместным в дискографии концертирующих скрипачей, включая даже тех, кто действовал только на заре звукозаписи и чья записанная музыка существует очень мало, таких как Эжен Изаи . [ 21 ] Несмотря на это, он остается технически сложным и обычно считается таким же сложным, как и многие другие известные аналоги. [ 22 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Профиль BBC Мендельсона» . Проверено 26 апреля 2007 г.
- ^ Дейн, Дж. « Легкость и мастерство: Феликс Мендельсон » . Чикагский университет . Проверено 28 апреля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Мендельсон, Ф. Концерт для скрипки с оркестром ми минор, соч. 64 , Дуврские миниатюрные партитуры (1999)
- ^ Мерфи, Коллин «Космо» (н. д.). «Искусство альбома, часть первая» . Классический альбом по воскресеньям . Проверено 3 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Мерсер-Тейлор, П.Дж. Кембриджский компаньон Мендельсона , CUP (2004)
- ^ Jump up to: а б с «Фердинанд Давид», The Musical Times , Vol. 47, № 761
- ^ Jump up to: а б Доктор Ритц, Дж. Письма Феликса Мендельсона, 1833–1847 , Айер (1970)
- ^ Мендельсон-Бартольди, Феликс; Мендельсон-Бартольди, Поль; Мендельсон-Бартольди, Карл; Ритц, Юлиус (1863). Письма 1830–1847 годов (на немецком языке). Том 2. Исследовательский институт Гетти. Лейпциг: Х. Мендельсон. п. 174.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Киф, Саймон П. Кембриджский компаньон концерта , CUP (2005)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Стейнберг, Майкл . Концерт: Путеводитель для слушателя , ОУП (1998)
- ^ Джейкобсон, Дж. Х. Опыт классической музыки , Sourcebooks, Inc. (2002)
- ^ Стоуэлл, Робин (26 июля 2001 г.). Ранняя скрипка и альт: Практическое руководство . Издательство Кембриджского университета. п. 152. ИСБН 978-0-521-62555-5 . Проверено 29 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Керман, Дж. Разговоры о концерте , HUP (1999)
- ^ Jump up to: а б с Стоуэлл Р. Кембриджский компаньон скрипки , CUP (1992)
- ^ Jump up to: а б с Мендельсон, Ф. Концерт для скрипки с оркестром ми минор, соч. 64 , Беренрайтер (2005)
- ^ Примечания к программе. Архивировано 9 марта 2016 г. в Wayback Machine , Нью-Йоркский филармонический оркестр , октябрь 2013 г.
- ^ Примечания к программе. Архивировано 9 марта 2016 г. в Wayback Machine , Нью-Йоркский филармонический оркестр, декабрь 2015 г.
- ^ Уилсон, К. Заметки о Мендельсоне: 20 важнейших работ , Eerdmans Books (2005)
- ^ Мендельсон, Ф. Концерт для скрипки с оркестром ми минор, соч. 64 , Миниатюрные партитуры Эйленберга
- ^ Рил, Дж. «Все струны: сделайте перерыв» . Журнал «Струны» (147). Архивировано из оригинала 9 декабря 2007 года . Проверено 5 октября 2007 г.
- ^ Монсенжон, Б. (Директор) и Великие выступления NVC Arts - Искусство скрипки , Warner Music Vision [DVD] (2000)
- ^ «Классический репертуар мастер-класса по игре на скрипке» . Архивировано из оригинала 17 мая 2007 года . Проверено 24 апреля 2007 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Концерт для скрипки (Мендельсон) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- BBC Discovering Music (найдите файл .ram, содержащий обсуждение этой работы)
- Руководство ABC Classic FM Deep Listen основано на записи Тасманского симфонического оркестра с Ники Василакис.