Jump to content

Концерт для скрипки с оркестром (Сибелиус)

Концерт для скрипки с оркестром
Жан Сибелиус
Композитор ( ок. 1905 ).
Ключ Ре минор
Опус 47
Составленный 1903 ( 1903 ) –1904, пересм. 1905 год
Издатель Лиенау (1906) [ 1 ]
Продолжительность 38 минут. ( ориг. 40 мин.) [ 2 ]
Движения 3
Премьера
Дата 8 февраля 1904 г. ( 08.02.1904 ) [ 3 ]
Расположение Хельсинки , Великое Княжество Финляндское.
Дирижер Жан Сибелиус
Исполнители Хельсинкская филармония
Виктор Новачек [ де ] (скрипка)

Концерт для скрипки с оркестром ре минор , соч. 47 Яна Сибелиуса , первоначально написанный в 1904 году и переработанный в 1905 году, является единственным концертом Сибелиуса. Он симфонический по объему и включает расширенную каденцию для солиста, которая играет роль развивающей части в первой части.

Первоначально Сибелиус посвятил концерт известному скрипачу Вилли Бурместеру , который обещал сыграть концерт в Берлине . Однако по финансовым причинам Сибелиус решил провести премьеру в Хельсинки , а поскольку Бурместер не смог поехать в Финляндию, Сибелиус нанял Виктора Новачека [ де ] (1873–1914), [ 4 ] венгерский педагог по игре на скрипке чешского происхождения, преподававший тогда в Хельсинкском институте музыки (ныне Академия Сибелиуса ).

Премьера первоначальной версии концерта состоялась 8 февраля 1904 года под управлением Сибелиуса. Сибелиус едва успел закончить произведение к премьере, что дало Новачеку мало времени на подготовку, а произведение было настолько трудным, что оно стало бы серьезным испытанием даже для гораздо более опытного исполнителя. Учитывая эти факторы, со стороны Сибелиуса было неразумно выбрать Новачека, который был преподавателем, а не признанным солистом, и неудивительно, что премьера обернулась катастрофой. [ 5 ] Однако Новачек не был тем плохим игроком, каким его иногда изображают. Он был первым скрипачом, нанятым Мартином Вегелиусом для Хельсинкского института, а в 1910 году участвовал в премьере струнного квартета Сибелиуса Voces intimae , получившей положительные отзывы. [ 6 ]

Сибелиус не стал публиковать эту версию и внес существенные изменения. Он удалил много материала, который, по его мнению, не сработал. Премьера новой версии состоялась 19 октября 1905 года, когда Рихард Штраус дирижировал Берлинским придворным оркестром . Сибелиуса на мероприятии не было. руководитель оркестра Карел Халирж Вилли Бурместера снова попросили стать солистом, но он снова был недоступен, поэтому выступление состоялось без него, а на место солиста встал . Бурместер был настолько оскорблен, что отказался когда-либо играть этот концерт, и Сибелиус заново посвятил его венгерскому «вундеркинду» Ференцу фон Весею . [ 7 ] которому на тот момент было 12 лет. Весси поддержал это произведение, впервые исполнив его, когда ему было всего 13 лет. [ 5 ] хотя он не мог адекватно справиться с необычайными техническими требованиями работы. [ 8 ]

Первоначальная версия была заметно более требовательна к продвинутому мастерству солиста. Переработанная версия по-прежнему требует от солиста высокого технического уровня. Оригинал несколько длиннее переработанной, включая темы , не сохранившиеся после доработки. Некоторые части, такие как самое начало, большая часть третьей части и части второй, вообще не изменились. Каденция в первой части совершенно такая же, как и для партии скрипки.

Новейшая история версии 1904 года

[ редактировать ]

Семья Сибелиус время от времени давала разрешение небольшому количеству оркестров и солистов публично исполнять оригинальную версию 1904 года. Первое такое документально подтвержденное разрешение было дано на выступление Манфреда Грасбека, Симфонического оркестра Лахти и Осмо Вянска в сентябре 1990 года . [ 9 ] В январе 1991 года BIS сделал коммерческую запись оригинальной версии 1904 года с Леонидасом Кавакосом , Симфоническим оркестром Лахти и Вянской. Последующие исполнения версии 1904 года были следующими:

В 2020 году Роберт Лиенау Musikverlag выпустил первую опубликованную версию оригинальной версии Скрипичного концерта 1904 года. [ 18 ]

Это единственный концерт , написанный Сибелиусом, хотя он сочинил еще несколько пьес меньшего размера для сольного инструмента и оркестра , в том числе шесть юморесок для скрипки с оркестром.

Примечательной особенностью произведения является то, как расширенная каденция для солиста играет роль развивающего раздела в первой части сонаты . Дональд Тови описал финальную часть как « полонез для белых медведей ». [ 19 ] Однако он не собирался уничижать и продолжал: «В более простых и свободных формах концерта, изобретенных Мендельсоном и Шуманом, я не встречал более оригинального, более виртуозного и более волнующего произведения, чем скрипичный концерт Сибелиуса. ".

Большая часть скрипичного письма чисто виртуозна, но даже самые эффектные отрывки чередуются с мелодичностью. Этот концерт, как правило, симфонический по объему и полностью отличается от зачастую более легкого, «ритмического» сопровождения многих других концертов.

Подсчет очков

[ редактировать ]

Концерт написан для скрипки соло , 2- х флейт , 2-х гобоев , 2 -х кларнетов , 2- х фаготов , 4- х валторн , 2- х труб , 3-х тромбонов , литавр и струнных .

Движения

[ редактировать ]
Внешний звук
Исполняет Исаак Штерн с Филадельфийским оркестром под управлением Юджина Орманди.
значок аудио I. Аллегро модерато
значок аудио II. Очень легко
значок аудио III. Веселый, но не очень

Как и большинство концертов, произведение состоит из трех частей :

  1. Аллегро модерато (со многими изменениями темпа) ре минор , в 2
    2
    в основном, с некоторыми разделами в 6
    4
    и 4
    4
    раза
  2. Адажио ди танто си мажор и в 4
    4
    раза
  3. Аллегро, но не столько ре мажор , сколько 3
    4
    раза

I. Аллегро модерато

[ редактировать ]

Первая часть открывается мягко пульсирующими струнами пианиссимо. Затем солист вступает с первой темой, содержащей мотив GAD, который кратко перекликается соло кларнета.

После страстного высокого фа и неожиданного аккорда ми-бемоль мажор солист вводит новую, мрачную тему на струне соль. Нижние деревянные духовые инструменты и литавры сопровождают скрипача в нескольких партиях. Арпеджио в стиле каденции, двойные остановки и новые партии солиста сопровождаются повторением темы на деревянных духовых инструментах. Затем солист играет относительно короткую каденцию с быстрыми шестнадцатыми нотами и быстрыми переходами струн. После восходящей гаммы скрипки соло в ломаных октавах симфонически вступают струнные, объявляя вторую половину экспозиционного материала. Затем музыку продолжают фаготы и кларнеты перед новым выходом солиста.

Скрипка играет нежный восходящий мотив, затем быстрое арпеджио, которое переходит в героическую скрипичную тему, достигающую кульминации в аффеттуозо октавах. Солист мягко парит в медленном арпеджио D♭, которое переходит в нежный, извилистый пассаж с ломаными октавами, построенный на героической теме. Эти октавы образуют трель на одной струне, а извилистую фигуру четко сыграют на другой. Еще одно мощное оркестровое тутти приводит к обширной скрипичной каденции. Каденция занимает развивающую часть части и заканчивается непосредственно перед перепросмотром , причем героическая тема исполняется скрипкой на полтона выше, чем раньше. Длинная трель солиста внезапно переходит в виртуозную коду, требующую замечательного мастерства в октавах, быстрых и широких переходов к гармоникам и рикошетного смычка. Восходящий каскад двойных стопов, аккорд с пальцевой гармоникой и сильный финальный ре завершают первую часть.

II. Очень легко

[ редактировать ]

Вторая часть очень лирична. Короткая тема кларнетов и гобоев переходит в основную тему, исполняемую скрипкой соло на струнах пиццикато . Диссонансный аккомпанемент духовых инструментов доминирует в первой части песенного движения.

После этого оркестр в бурном настроении смело вступает со вступительной темой. Внезапно вступает соло скрипки с жалобными, двутактными, полиритмическими фразами. Отрывок развивается в непрерывные триоли-шестнадцатые ноты, которые переходят в строящуюся трель. После кульминационных высоких до и си-бемоль музыка расслабляется, что приводит к изящным восходящим гаммам в ломаных октавах скрипача. Вскоре после этого соло скрипки снова усиливает напряжение и, наконец, достигает главной кульминации части, которая, по сути, является вариацией первой темы.

Затем скрипка-соло повторяет первую тему и, играя нежно изящные фигуры, завершается легким плавным переходом к всеспокойному гармоническому ре. Мягкие си-бемоль мажорные аккорды оркестра сопровождают это спокойное приближение к части.

III. Веселый, но не очень

[ редактировать ]

Финальная часть открывается четырьмя тактами ритмической перкуссии, при этом нижние струны играют фигуры «восьмая нота – шестнадцатая нота – шестнадцатая нота». Скрипка смело вступает с первой темой на струне G. на смычке стаккато Этот первый раздел предлагает полную и блестящую демонстрацию скрипичной гимнастики с двойными и бегом с быстрым пересечением струн, затем октавами, ведущими к первому тутти .

Вторая тема подхвачена оркестром и представляет собой почти вальс ; скрипка воспроизводит ту же тему в вариациях с арпеджио и дабл-стопами. Еще один короткий раздел, завершающийся серией октав, превращает мост в повторение первой темы.

Кларнет и низкие медные духовые инструменты открывают заключительную часть. пассаж гармоник Скрипичный предшествует сардоническому пассажу аккордов и невнятным дабл-стопам. Проход ломаных октав приводит к невероятно героическим строкам дабл-стопов и скачущих октав. Короткое оркестровое тутти происходит перед тем, как скрипка доводит акцию до конца с повышением тональности ре мажор, возвращаясь вниз в бемольном супертонике (затем повторяется). Концерт завершается росчерком восходящих шестнадцатых, разделенных невнятными нотами, перемежающихся решительным ре от скрипки и оркестра.

  1. ^ Дальстрем 2003 , стр. 222.
  2. ^ Дальстрем 2003 , стр. 220–221.
  3. ^ Дальстрем 2003 , стр. 221.
  4. ^ Рут-Эстер Хиллила; Барбара Бланшар Хонг (1 января 1997 г.). Исторический словарь музыки и музыкантов Финляндии . Издательская группа Гринвуд. стр. 198–199. ISBN  978-0-313-27728-3 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Дж. Майкл Аллсен. «Примечания к программе Мэдисонского симфонического оркестра» . Университет Висконсин-Уайтуотер. Архивировано из оригинала 4 мая 2009 года.
  6. ^ Эндрю Барнетт (2007). Сибелиус . Издательство Йельского университета. п. 205. ИСБН  978-0-300-11159-0 .
  7. ^ Эндрю Барнетт (2007). Сибелиус . Издательство Йельского университета. п. 172. ИСБН  978-0-300-11159-0 .
  8. ^ Фрэнсис Шелтон (2008). «Сибелиус: Пеллеас и Мелизанда, Концерт для скрипки с оркестром; Бетховен: Симфония № 6 «Пасторальная» » . MusicalCriticism.com .
  9. ^ Перейти обратно: а б Мэтью Филион (31 декабря 2021 г.). «Опасный» подвиг: возрождение Скрытого концерта Сибелиуса» . Миннесотский оркестр Внутри музыкального блога . Проверено 17 января 2022 г.
  10. ^ Дерек Хо (10 сентября 2015 г.). «Оригинальный Сибелиус и премьера Ахо: Ханну Линту и финская RSO» . РесМузыка . Проверено 17 января 2022 г.
  11. QSO Media Release: «Ноябрь — великолепный месяц музыки для QSO», 3 сентября 2015 г .. Проверено 5 мая 2016 г.
  12. ^ QSO & Maxim Vengerov . Retrieved 5 May 2016
  13. ^ «Недавно переименованный Оксфордский филармонический оркестр начинает звездный сезон в Шелдонианском театре с гастролей и записей с Максимом Венгеровым и Найджелом Кеннеди» (PDF) (пресс-релиз). Медиа-консалтинг Ники Томаса. 16 июля 2015 года . Проверено 17 января 2022 г.
  14. ^ Эдвард Кларк (июнь 2016 г.). «Оксфордский филармонический оркестр в Барбикан-холле - Максим Венгеров играет оригинальную версию Скрипичного концерта Сибелиуса и дирижирует Патетической симфонией Чайковского» . Классический источник . Проверено 17 января 2022 г.
  15. ^ Жан-Люк Карон (08 октября 2016 г.). «Максим Венгеров блистает в Концерте Сибелиуса в Филармонии» . РесМузыка . Проверено 17 января 2022 г.
  16. ^ Роб Хаббард (8 января 2022 г.). «Фестиваль Сибелиуса Миннесотского оркестра стал звездой для еще одного финна» . Миннеаполис Стар-Трибьюн . Проверено 17 января 2022 г.
  17. ^ «Осмо Вянска дирижирует Второй симфонией Сибелиуса» . Проверено 30 марта 2023 г.
  18. ^ «Сибелиус: Концерт для скрипки с оркестром ре минор (Ранняя версия, соч. 47/1904)» . Международный музыкант . 2020-12-31 . Проверено 17 января 2022 г.
  19. ^ Тови, Дональд Фрэнсис . Очерки музыкального анализа , 1935–39.
  • Дальстрем, Фабиан [на шведском языке] (2003). Ян Сибелиус: Тематический библиографический указатель его произведений [ Ян Сибелиус: Тематический библиографический указатель его произведений ] (на немецком языке). Висбаден: Breitkopf & Härtel. ISBN  3-7651-0333-0 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8906b0badda84c1cfd6dfed7d8146771__1722452280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/89/71/8906b0badda84c1cfd6dfed7d8146771.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Violin Concerto (Sibelius) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)