Концерт для скрипки с оркестром (Сибелиус)
Концерт для скрипки с оркестром | |
---|---|
Жан Сибелиус | |
![]() Композитор ( ок. 1905 ). | |
Ключ | Ре минор |
Опус | 47 |
Составленный | 1903 | –1904, пересм. 1905 год
Издатель | Лиенау (1906) [ 1 ] |
Продолжительность | 38 минут. ( ориг. 40 мин.) [ 2 ] |
Движения | 3 |
Премьера | |
Дата | 8 февраля 1904 г. [ 3 ] |
Расположение | Хельсинки , Великое Княжество Финляндское. |
Дирижер | Жан Сибелиус |
Исполнители | Хельсинкская филармония Виктор Новачек (скрипка) |
Концерт для скрипки с оркестром ре минор , соч. 47 Яна Сибелиуса , первоначально написанный в 1904 году и переработанный в 1905 году, является единственным концертом Сибелиуса. Он симфонический по объему и включает расширенную каденцию для солиста, которая играет роль развивающей части в первой части.
История
[ редактировать ]Первоначально Сибелиус посвятил концерт известному скрипачу Вилли Бурместеру , который обещал сыграть концерт в Берлине . Однако по финансовым причинам Сибелиус решил провести премьеру в Хельсинки , а поскольку Бурместер не смог поехать в Финляндию, Сибелиус нанял Виктора Новачека (1873–1914), [ 4 ] венгерский педагог по игре на скрипке чешского происхождения, преподававший тогда в Хельсинкском институте музыки (ныне Академия Сибелиуса ).
Премьера первоначальной версии концерта состоялась 8 февраля 1904 года под управлением Сибелиуса. Сибелиус едва успел закончить произведение к премьере, что дало Новачеку мало времени на подготовку, а произведение было настолько трудным, что оно стало бы серьезным испытанием даже для гораздо более опытного исполнителя. Учитывая эти факторы, со стороны Сибелиуса было неразумно выбрать Новачека, который был преподавателем, а не признанным солистом, и неудивительно, что премьера обернулась катастрофой. [ 5 ] Однако Новачек не был тем плохим игроком, каким его иногда изображают. Он был первым скрипачом, нанятым Мартином Вегелиусом для Хельсинкского института, а в 1910 году участвовал в премьере струнного квартета Сибелиуса Voces intimae , получившей положительные отзывы. [ 6 ]
Сибелиус не стал публиковать эту версию и внес существенные изменения. Он удалил много материала, который, по его мнению, не сработал. Премьера новой версии состоялась 19 октября 1905 года, когда Рихард Штраус дирижировал Берлинским придворным оркестром . Сибелиуса на мероприятии не было. руководитель оркестра Карел Халирж Вилли Бурместера снова попросили стать солистом, но он снова был недоступен, поэтому выступление состоялось без него, а на место солиста встал . Бурместер был настолько оскорблен, что отказался когда-либо играть этот концерт, и Сибелиус заново посвятил его венгерскому «вундеркинду» Ференцу фон Весею . [ 7 ] которому на тот момент было 12 лет. Весси поддержал это произведение, впервые исполнив его, когда ему было всего 13 лет. [ 5 ] хотя он не мог адекватно справиться с необычайными техническими требованиями работы. [ 8 ]
Первоначальная версия была заметно более требовательна к продвинутому мастерству солиста. Переработанная версия по-прежнему требует от солиста высокого технического уровня. Оригинал несколько длиннее переработанной, включая темы , не сохранившиеся после доработки. Некоторые части, такие как самое начало, большая часть третьей части и части второй, вообще не изменились. Каденция в первой части совершенно такая же, как и для партии скрипки.
Новейшая история версии 1904 года
[ редактировать ]Семья Сибелиус время от времени давала разрешение небольшому количеству оркестров и солистов публично исполнять оригинальную версию 1904 года. Первое такое документально подтвержденное разрешение было дано на выступление Манфреда Грасбека, Симфонического оркестра Лахти и Осмо Вянска в сентябре 1990 года . [ 9 ] В январе 1991 года BIS сделал коммерческую запись оригинальной версии 1904 года с Леонидасом Кавакосом , Симфоническим оркестром Лахти и Вянской. Последующие исполнения версии 1904 года были следующими:
- 3 сентября 2015 г.: Элина Вяхяля (солистка), Симфонический оркестр Финского радио , Ханну Линту (дирижер) [ 10 ]
- 28 November 2015: Maxim Vengerov (soloist), Queensland Symphony Orchestra , [ 11 ] Николас Картер (дирижер) [ 12 ]
- 5 июня 2016 г.: Максим Венгеров (солист), Оксфордский филармонический оркестр, Мариос Пападопулос (дирижер) (Шелдонский театр, Оксфорд, Великобритания) [ 13 ]
- 6 июня 2016: Максим Венгеров (солист), Оксфордский филармонический оркестр, Мариос Пападопулос (дирижер) (Барбикан-центр, Лондон) [ 14 ]
- 5 и 6 октября 2016: Максим Венгеров (солист), Парижский оркестр , Кристоф Эшенбах (дирижер). [ 15 ]
- 7 и 8 января 2022 г.: Элина Вяхяля (солистка), Оркестр Миннесоты , Осмо Вянска (дирижер) [ 9 ] [ 16 ]
- 30 и 31 марта 2023 г.: Элина Вяхяля (солистка), Сеульский филармонический оркестр , Осмо Вянска (дирижер) [ 17 ]
В 2020 году Роберт Лиенау Musikverlag выпустил первую опубликованную версию оригинальной версии Скрипичного концерта 1904 года. [ 18 ]
Музыка
[ редактировать ]Это единственный концерт , написанный Сибелиусом, хотя он сочинил еще несколько пьес меньшего размера для сольного инструмента и оркестра , в том числе шесть юморесок для скрипки с оркестром.
Примечательной особенностью произведения является то, как расширенная каденция для солиста играет роль развивающего раздела в первой части сонаты . Дональд Тови описал финальную часть как « полонез для белых медведей ». [ 19 ] Однако он не собирался уничижать и продолжал: «В более простых и свободных формах концерта, изобретенных Мендельсоном и Шуманом, я не встречал более оригинального, более виртуозного и более волнующего произведения, чем скрипичный концерт Сибелиуса. ".
Большая часть скрипичного письма чисто виртуозна, но даже самые эффектные отрывки чередуются с мелодичностью. Этот концерт, как правило, симфонический по объему и полностью отличается от зачастую более легкого, «ритмического» сопровождения многих других концертов.
Подсчет очков
[ редактировать ]Концерт написан для скрипки соло , 2- х флейт , 2-х гобоев , 2 -х кларнетов , 2- х фаготов , 4- х валторн , 2- х труб , 3-х тромбонов , литавр и струнных .
Движения
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
Исполняет Исаак Штерн с Филадельфийским оркестром под управлением Юджина Орманди. | |
![]() | |
![]() | |
![]() |
Как и большинство концертов, произведение состоит из трех частей :
- Аллегро модерато (со многими изменениями темпа) ре минор , в 2
2 в основном, с некоторыми разделами в 6
4 и 4
4 раза - Адажио ди танто си ♭ мажор и в 4
4 раза - Аллегро, но не столько ре мажор , сколько 3
4 раза
I. Аллегро модерато
[ редактировать ]Первая часть открывается мягко пульсирующими струнами пианиссимо. Затем солист вступает с первой темой, содержащей мотив GAD, который кратко перекликается соло кларнета.
После страстного высокого фа и неожиданного аккорда ми-бемоль мажор солист вводит новую, мрачную тему на струне соль. Нижние деревянные духовые инструменты и литавры сопровождают скрипача в нескольких партиях. Арпеджио в стиле каденции, двойные остановки и новые партии солиста сопровождаются повторением темы на деревянных духовых инструментах. Затем солист играет относительно короткую каденцию с быстрыми шестнадцатыми нотами и быстрыми переходами струн. После восходящей гаммы скрипки соло в ломаных октавах симфонически вступают струнные, объявляя вторую половину экспозиционного материала. Затем музыку продолжают фаготы и кларнеты перед новым выходом солиста.
Скрипка играет нежный восходящий мотив, затем быстрое арпеджио, которое переходит в героическую скрипичную тему, достигающую кульминации в аффеттуозо октавах. Солист мягко парит в медленном арпеджио D♭, которое переходит в нежный, извилистый пассаж с ломаными октавами, построенный на героической теме. Эти октавы образуют трель на одной струне, а извилистую фигуру четко сыграют на другой. Еще одно мощное оркестровое тутти приводит к обширной скрипичной каденции. Каденция занимает развивающую часть части и заканчивается непосредственно перед перепросмотром , причем героическая тема исполняется скрипкой на полтона выше, чем раньше. Длинная трель солиста внезапно переходит в виртуозную коду, требующую замечательного мастерства в октавах, быстрых и широких переходов к гармоникам и рикошетного смычка. Восходящий каскад двойных стопов, аккорд с пальцевой гармоникой и сильный финальный ре завершают первую часть.
II. Очень легко
[ редактировать ]Вторая часть очень лирична. Короткая тема кларнетов и гобоев переходит в основную тему, исполняемую скрипкой соло на струнах пиццикато . Диссонансный аккомпанемент духовых инструментов доминирует в первой части песенного движения.
После этого оркестр в бурном настроении смело вступает со вступительной темой. Внезапно вступает соло скрипки с жалобными, двутактными, полиритмическими фразами. Отрывок развивается в непрерывные триоли-шестнадцатые ноты, которые переходят в строящуюся трель. После кульминационных высоких до и си-бемоль музыка расслабляется, что приводит к изящным восходящим гаммам в ломаных октавах скрипача. Вскоре после этого соло скрипки снова усиливает напряжение и, наконец, достигает главной кульминации части, которая, по сути, является вариацией первой темы.
Затем скрипка-соло повторяет первую тему и, играя нежно изящные фигуры, завершается легким плавным переходом к всеспокойному гармоническому ре. Мягкие си-бемоль мажорные аккорды оркестра сопровождают это спокойное приближение к части.
III. Веселый, но не очень
[ редактировать ]Финальная часть открывается четырьмя тактами ритмической перкуссии, при этом нижние струны играют фигуры «восьмая нота – шестнадцатая нота – шестнадцатая нота». Скрипка смело вступает с первой темой на струне G. на смычке стаккато Этот первый раздел предлагает полную и блестящую демонстрацию скрипичной гимнастики с двойными и бегом с быстрым пересечением струн, затем октавами, ведущими к первому тутти .
Вторая тема подхвачена оркестром и представляет собой почти вальс ; скрипка воспроизводит ту же тему в вариациях с арпеджио и дабл-стопами. Еще один короткий раздел, завершающийся серией октав, превращает мост в повторение первой темы.
Кларнет и низкие медные духовые инструменты открывают заключительную часть. пассаж гармоник Скрипичный предшествует сардоническому пассажу аккордов и невнятным дабл-стопам. Проход ломаных октав приводит к невероятно героическим строкам дабл-стопов и скачущих октав. Короткое оркестровое тутти происходит перед тем, как скрипка доводит акцию до конца с повышением тональности ре мажор, возвращаясь вниз в бемольном супертонике (затем повторяется). Концерт завершается росчерком восходящих шестнадцатых, разделенных невнятными нотами, перемежающихся решительным ре от скрипки и оркестра.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дальстрем 2003 , стр. 222.
- ^ Дальстрем 2003 , стр. 220–221.
- ^ Дальстрем 2003 , стр. 221.
- ^ Рут-Эстер Хиллила; Барбара Бланшар Хонг (1 января 1997 г.). Исторический словарь музыки и музыкантов Финляндии . Издательская группа Гринвуд. стр. 198–199. ISBN 978-0-313-27728-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Дж. Майкл Аллсен. «Примечания к программе Мэдисонского симфонического оркестра» . Университет Висконсин-Уайтуотер. Архивировано из оригинала 4 мая 2009 года.
- ^ Эндрю Барнетт (2007). Сибелиус . Издательство Йельского университета. п. 205. ИСБН 978-0-300-11159-0 .
- ^ Эндрю Барнетт (2007). Сибелиус . Издательство Йельского университета. п. 172. ИСБН 978-0-300-11159-0 .
- ^ Фрэнсис Шелтон (2008). «Сибелиус: Пеллеас и Мелизанда, Концерт для скрипки с оркестром; Бетховен: Симфония № 6 «Пасторальная» » . MusicalCriticism.com .
- ^ Перейти обратно: а б Мэтью Филион (31 декабря 2021 г.). «Опасный» подвиг: возрождение Скрытого концерта Сибелиуса» . Миннесотский оркестр Внутри музыкального блога . Проверено 17 января 2022 г.
- ^ Дерек Хо (10 сентября 2015 г.). «Оригинальный Сибелиус и премьера Ахо: Ханну Линту и финская RSO» . РесМузыка . Проверено 17 января 2022 г.
- ↑ QSO Media Release: «Ноябрь — великолепный месяц музыки для QSO», 3 сентября 2015 г .. Проверено 5 мая 2016 г.
- ^ QSO & Maxim Vengerov . Retrieved 5 May 2016
- ^ «Недавно переименованный Оксфордский филармонический оркестр начинает звездный сезон в Шелдонианском театре с гастролей и записей с Максимом Венгеровым и Найджелом Кеннеди» (PDF) (пресс-релиз). Медиа-консалтинг Ники Томаса. 16 июля 2015 года . Проверено 17 января 2022 г.
- ^ Эдвард Кларк (июнь 2016 г.). «Оксфордский филармонический оркестр в Барбикан-холле - Максим Венгеров играет оригинальную версию Скрипичного концерта Сибелиуса и дирижирует Патетической симфонией Чайковского» . Классический источник . Проверено 17 января 2022 г.
- ^ Жан-Люк Карон (08 октября 2016 г.). «Максим Венгеров блистает в Концерте Сибелиуса в Филармонии» . РесМузыка . Проверено 17 января 2022 г.
- ^ Роб Хаббард (8 января 2022 г.). «Фестиваль Сибелиуса Миннесотского оркестра стал звездой для еще одного финна» . Миннеаполис Стар-Трибьюн . Проверено 17 января 2022 г.
- ^ «Осмо Вянска дирижирует Второй симфонией Сибелиуса» . Проверено 30 марта 2023 г.
- ^ «Сибелиус: Концерт для скрипки с оркестром ре минор (Ранняя версия, соч. 47/1904)» . Международный музыкант . 2020-12-31 . Проверено 17 января 2022 г.
- ^ Тови, Дональд Фрэнсис . Очерки музыкального анализа , 1935–39.
- Дальстрем, Фабиан [на шведском языке] (2003). Ян Сибелиус: Тематический библиографический указатель его произведений [ Ян Сибелиус: Тематический библиографический указатель его произведений ] (на немецком языке). Висбаден: Breitkopf & Härtel. ISBN 3-7651-0333-0 .