Jump to content

Вильгельм Стоунхаммер

Каменный молот, ок. 1916 г.

Карл Вильгельм Ойген Стенхаммар (7 февраля 1871 — 20 ноября 1927) — шведский композитор , дирижёр и пианист .

Биография

[ редактировать ]

Стенхаммар родился в Стокгольме и был братом архитектора Эрнста Стенхаммара . Свое первое музыкальное образование он получил в Стокгольме. Затем он отправился в Берлин, чтобы продолжить обучение музыке. Он стал горячим поклонником немецкой музыки, особенно Рихарда Вагнера и Антона Брукнера . Сам Стенхаммар охарактеризовал стиль своей Первой симфонии фа мажор как «идиллический Брукнер». [ 1 ] Впоследствии он стремился эмансипироваться и писать в более «нордическом» стиле, обращаясь за советом к Карлу Нильсену и Яну Сибелиусу . [ 2 ] последнего Особенно большое влияние на него оказала Симфония № 2 , заставившая его изменить свой стиль и снять с исполнения свою Первую симфонию. [ 2 ] Увидев исполнение симфонии Сибелиуса в Стокгольме , Стенхаммар написал ему:

Ты должен знать, что ты в моих мыслях каждый день с тех пор, как я услышал симфонию. Ты великолепный человек, это, конечно, огромная охапка чудес, которые ты поднял из бессознательной и невыразимой глубины. То, что я чувствовал, подтвердилось: Ты для меня в эту минуту самый первый, единственный, загадочный... Я тоже только что написал симфонию. По крайней мере, она называется симфонией, и только в соответствии с тем пониманием, которое вы, возможно, забыли, следует посвящать ее вам. Однако из этого ничего не вышло. Это неплохо, но несколько поверхностно. Я стремлюсь достичь своего внутреннего Я. И ты можешь подождать, пока я приеду туда. В тот великий день, когда это произойдет, я напечатаю ваше имя большими буквами на титульном листе. Это может стать симфонией или чем-то еще. [ 2 ]

Результатом его поисков нового стиля стала Вторая симфония соль минор, написанная почти через двенадцать лет после Первой симфонии, в которой проявляется влияние, среди прочего, Нильсена, Сибелиуса и Франца Бервальда . [ 2 ]

Осенью 1892 года Стенхаммар переехал на семь месяцев в Берлин, чтобы учиться у Генриха Барта, где посвятил свое время строгой практике игры на фортепиано и композиции. Барт был доволен выступлениями Стенхаммара и давал ему для разучивания все более технически сложные произведения, такие как Вариации на тему Паганини Иоганна Брамса , [ 3 ] композитор, которым он восхищался. [ 4 ]

С 1906 по 1922 год Стенхаммар был художественным руководителем и главным дирижером Гетеборгского симфонического оркестра , первого штатного профессионального оркестра в Швеции. В этом качестве он организовал множество исполнений музыки современных скандинавских композиторов. В 1909 году он некоторое время занимал должность музыкального директора Уппсальского университета , где в следующем году его сменил Уго Альфвен . Вернувшись в Стокгольм в начале 1920-х годов, он вернулся к гастролям, несмотря на ухудшающееся здоровье. [ 5 ]

Вильгельм Стенхаммар умер от инсульта в возрасте 56 лет в Йонсереде в исторической провинции Вестергётланд . Он похоронен в Гетеборге.

Его произведения были весьма разнообразны и включали две законченные симфонии, солидную Серенаду для оркестра , два фортепианных концерта , четыре фортепианные сонаты , скрипичную сонату , семь струнных квартетов (один из которых был снят), множество песен и других вокальных произведений, в том числе несколько крупных масштабные произведения для хора или голосов и оркестра: ранняя баллада Florez och Blanzeflor , соч. 3, написан около 1891 года, Итака , соч. 21, 1904 г., кантаты «Этт фолк» ( «Народ ») 1905 г. и «Сонген» ( «Песня» ), соч. 44, 1921 г.

В статье в The Chamber Music Journal RHR Silvertrust полагает, что шесть струнных квартетов Стенхаммара являются наиболее важными, написанными между квартетами Иоганнеса Брамса и Белы Бартока . Так это или нет, нельзя отрицать, что квартеты Стенхаммара представляют собой очень важное достижение за двадцать пять лет, когда он писал камерную музыку. По тональности они варьируются от среднего позднего романтического стиля до стиля, родственного зрелому Сибелиусу. Хотя его струнные квартеты не известны шведской публике камерной музыки , в других местах им пренебрегают. В 2008 году Musikaliska konstföreningen опубликовала мировую премьеру своего Allegro Brillante для фортепианного квартета, написанного в 1891 году, и его Allegro non tanto для фортепианного трио, написанного в 1895 году.

Стенхаммар считался лучшим шведским пианистом своего времени. Пианисты, рискнувшие попасть в сферу струнного квартета, часто в конечном итоге пишут композиции, которые звучат так, как если бы они были написаны на фортепиано и, возможно, лучше игрались на нем. [ нужна ссылка ] В произведениях Стенхаммара нет такой черты, потому что почти половину своей жизни он тесно сотрудничал с квартетом Аулина , лучшим шведским струнным квартетом своего времени и одним из лучших выступавших на тот момент в Европе. Фактически, он много лет гастролировал с ними по Европе, и фортепианный квинтет в их программах почти всегда присутствовал . Поэтому не случайно его квартеты демонстрируют тонкое владение инструментальным тембром и техникой. Написание частей четкое, всегда идиоматичное и равномерно распределенное.

Стенхаммар записал пять фортепианных роликов для Welte-Mignon 21 сентября 1905 года.

Список композиций

[ редактировать ]
Опера
Симфонии
концертанте
Другие оркестровые произведения
  • Эксельсиор! , концертная увертюра для оркестра (соч. 13; 1896)
  • Серенада фа мажор , для оркестра (соч. 31; 1908–1913, переработка 1919)
Вокальные произведения
Камерная музыка
  • Аллегро блестящее ми -бемоль мажор , для фортепианного квартета (1891)
  • Струнный квартет № 1 до мажор, соч. 2 (1894 г.)
  • Allegro ma non tanto ля мажор , для фортепианного трио (1895)
  • Струнный квартет № 2 до минор (соч. 14; 1896)
  • Струнный квартет фа минор (1897; снят)
  • Струнный квартет № 3 фа мажор (соч. 18; 1897–1900)
  • Соната для скрипки ля минор , для скрипки и фортепиано (соч. 19; 1899–1900)
  • Струнный квартет № 4 ля минор (соч. 25; 1904–1909)
  • Струнный квартет № 5 до мажор (соч. 29; 1910)
  • Струнный квартет № 6 ре минор (соч. 35; 1916)
Фортепианная музыка
  • Соната для фортепиано № 1 до мажор (1880)
  • Соната для фортепиано № 2 до минор (1881)
  • Соната для фортепиано № 3 ля-бемоль мажор (1885)
  • Соната для фортепиано № 4 соль минор (1890)
  • Три фантазии (соч. 11; 1895)
  • Соната для фортепиано ля-бемоль мажор (соч. 12; 1895)
  • Позднее лето ( Sensommarnätter ), пять пьес для фортепиано (соч. 33; 1914)
Этап
  1. ^ «Архив программных заметок: Стенхаммар, Симфония 2» . Норфолкский симфонический оркестр . Проверено 14 августа 2007 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Квист, Роберт (2008). «Симфония Стенхаммара соль минор и поиски чистого скандинавского стиля». Скандинавские исследования . 80 (3): 363–374. ISSN   0036-5637 . JSTOR   40920817 .
  3. ^ Хаглунд 2019 , стр. 55–57.
  4. ^ Хортон 1963 , с. 154 .
  5. ^ Йонссон 1994 , стр. 470 .

Источники

[ редактировать ]
  • Хаглунд, Магнус (2019). Вильгельм Стенхаммар (на шведском языке). Мёлинта: Издательство Гидлунда. ISBN  978-91-7844-400-7 .
  • Хортон, Джон (1963). скандинавская музыка; краткая история . Лондон, Фабер и Фабер.
  • Йонссон, Лейф (1994). Против, Мартин (ред.). Musiken i Sverige (на шведском языке) (3-е изд.). Стокгольм: Фишер и Ко. ISBN  91-7054-685-1 .
  • Журнал камерной музыки (1994), Т (2): 1,4. Ривервудс, Иллинойс: Ассоциация Коббетта. ISSN   1535-1726 .
  • Некоторая информация из приведенной выше статьи размещена на веб-сайте издания Silvertrust. Разрешение на использование, копирование, изменение и распространение было дано Википедии по лицензии GNU и GFDL.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1570afbccdf3b2c53144bcdfd0664f2d__1712801460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/15/2d/1570afbccdf3b2c53144bcdfd0664f2d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wilhelm Stenhammar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)