Вильгельм Петерсон-Бергер
Вильгельм Петерсон-Бергер | |
---|---|
Рожденный | 27 февраля 1867 г. |
Умер | 3 декабря 1942 г. |
Место захоронения | Церковь Фрёсён |
Другие имена | ПБ, Пелле Бемме |
Занятие | композитор |
Годы активности | 1883–1942 |
Стиль | Романтический национализм |
Олоф Вильгельм Петерсон-Бергер ( Уллонгер — 3 декабря 1942, Эстерсунд ) — шведский композитор и музыкальный критик . Как композитор, на него главным образом повлияли Григ , Август Зёдерман и Вагнер , а также шведская народная идиома. [ 1 ]
27 февраля 1867,Композитор
[ редактировать ]Петерсон-Бергер учился в Стокгольмской консерватории с 1886 по 1889 год, а затем в Дрездене . в течение года [ 2 ]
Он наиболее известен тремя альбомами национальных романтических фортепианных пьес под названием Frösöblomster I, II и III ( «Цветы Фрёсо» ), которые включают часто исполняемые Vid Frösö kyrka ( «В церкви Фрёсё» ) и Sommarsång ( «Летняя песня» ). Наборы, которые создавались в течение 18 лет (1896–1914 гг.) и впоследствии были объединены в коллекцию, завоевали репутацию символа типичного «шведства» в романтическом и националистическом духе своего времени. Самое известное из произведений, «Соммарсонг» ( «Летняя песня» ), напоминает о теплых, спокойных, гармоничных и ярких предлетних вечерах, когда солнце на севере почти никогда не заходит; они стали великим прорывом для Вильгельма. Соммарсонг до сих пор известен большинству шведов, даже людям, которые вообще не интересуются музыкой: большинство молодых студентов, изучающих фортепиано в скандинавских странах, учили это произведение. Его песни для вокального ансамбля также регулярно исполняются и входят в основной репертуар шведских хоров.
Среди других его произведений — пять симфоний (среди них № 2 «Суннанферд» и № 3 «Саме-Этнам» , которые обычно считаются лучшими), а также оперы «Ран» , «Арнльот» , «Домедагспрофетерна » («Пророки Судного дня») и «Адилс оч Элисив » («Адилс оч Элисив»). Адильс и Елисив»). Его владение более крупными формами, как в архитектуре , так и в инструментах , оспаривается.
Он был постановщиком Стокгольмской оперы с 1908 по 1910 год. Тем не менее опера «Арнльот» стала чем-то вроде символа провинции Емтланд и регулярно исполняется там как « музыкальная драма » в Арнльотлегдене на Фрёсене , недалеко от Петерсон- Бывший дом Бергера, Зоммархаген. Domedagsprofeterna является противоположностью Arnljot – легкой праздничной музыкальной комедии, действие которой происходит в Уппсале 17-го века , а сага Adils och Elisiv , где шведская «talsång» (речевая песня) достигла своего чистейшего выражения, является произведением, превозносящим веру Петерсона-Бергера в гуманизм и доброту человечества. мужчина. [ 1 ]
Он также написал около восьмидесяти песен, многие из которых написаны на стихи Эрика Акселя Карлфельдта , например Aspåkers polska .
Список работ (частичный)
[ редактировать ]Оркестровый
[ редактировать ]- Симфония № 1 си-бемоль мажор, Банерет («Знамя»), 1889–1903, редакция 1932–1933 гг. Части: «Когда мы впервые вышли», «Между феджерной», «У носилок героя», «Мот новые пружины"
- Симфония № 2 ми-бемоль мажор, Sunnanfärd («Путешествие южных ветров»), 1910 г. Части: «Stiltje - Seglats», «Rosenstaden: Dionysoståget - I Eros tempel - Symposiion», «Тоска по дому - По солнечному ветру»
- Симфония № 3 фа минор, Саме Этнам («Лапландская симфония»), 1913–1915 Части: «Древние картины», «Зимняя ночь», «Летняя ночь», «Мечты о будущем».
- Симфония № 4 ля мажор, Гольмия («Стокгольм»), 1929 г.
- Симфония №5 си минор, Solitude («Одиночество»), 1932–1933 гг.
- Orientalisk Dans («Восточный танец»), 1889–1890 гг.
- Концерт для скрипки с оркестром фа-диез минор, 1915–1928 гг.
- Романс ре минор для скрипки с оркестром, 1915 г.
- Торнросасаган («История о Спящей красавице»), 1934 г.
- Симфония №6, Эллада («Греция»), 1935–1938 гг. – незаконченная.
Опера
[ редактировать ]- Ран , 1899–1900 гг.
- Счастье («Счастье»), 1903 г.
- Арнльот , 1907-1909 гг.
- Пророки Судного дня («Пророки Судного дня»), 1912-1917 гг.
- Адильс и Елисив , 1921-1924 гг.
Вокал
[ редактировать ]- Свеагалдрар, кантата , 1897 г.
- Партии песен/музыки для хора: Десять песен для смешанного хора; Альбом, 8 песен для смешанного хора (включая его настройки Дж. П. Якобсена «Stemning» Хелены Ниблом и «I Fyrreskoven» ); Июньская ночь (слова М. Ю. Лермонтова в переводе В. П. Б.; Гольдфогель; Дерево, Ингерид Слеттен, Принцесса (слова Бьёрнстьерне Бьорнсон ); Весна пришла вальборгской ночью; Отдых в лесу – Chorus mysticus (слова О. А. Велхавен); Летний вечер.
- Сольные песни: Jamtlandsminnen (Воспоминания из Ямтланда), опус 4 (1893), четыре песни в шведском народном тоне (соч. 5), в том числе «När jag för mig selva i mörka skogen går» и «Bland skogens hoga furustammar», из песен Фридолина ( Из мелодий Фридолина) на слова Э. А. Карлфельдта (1900), Ура Хёстхорна (1928), Отеркомста (Возвращение)
Фортепианная музыка
[ редактировать ]- Frösöblomster («Цветы Фрёсо»), 1896 г., 8 пьес, включая Летнюю песню , Большой теннис , До роз , Поздравления и В церкви Фрёсо.
- Фрёзебломстер II, 1900 г., 6 штук.
- Frösöblomster III: I sommarhagen, 1914, включая Intåg i Sommarhagen
- Шесть песен для фортепиано, 1897 г.
- Воспоминания о путешествии, 1908 год.
- Эрина, 1917 г., 7 штук.
- Итальянский, 1922 год.
- Анакреонтика, две книги, 1924 и 1936 гг.
Критик и писатель
[ редактировать ]Петерсон-Бергер был не только композитором, но и уважаемым, хотя и весьма противоречивым музыкальным газеты Dagens критиком стокгольмской Nyheter ( «Новости дня») с 1896 по 1930 год. [ 3 ] Он был консерватором и боролся с растущим влиянием модернизма в музыке, особенно со стороны Арнольда Шенберга и его последователей. Его прогрессу препятствовали многие враги, которых он нажил благодаря своим трудам; показную виртуозность и сухой академизм он атаковал с сатирой, но и со строгой добросовестностью. [ 3 ] Как для композиторов, так и для исполнителей, которые не соответствовали его вкусу (или, если взять типичный пример, были молодыми и неуверенными в себе женщинами-музыкантами), он был не выше серьёзных личных оскорблений.
Среди других произведений - «Svensk musikkultur» (шведская музыкальная культура, 1911 г.), включающая прозорливые и сатирические нападки на господствующий музыкальный истеблишмент, «Richard Wagner som kulturföreteelse» («Ричард Вагнер как культурный феномен», 1913 г.), а также переводы « Тристана и Изольды». (для постановки 1909 года в Стокгольме) и Фридрих Ницше. « Рождение трагедии» (1902) и «Так говорил Заратустра» (1919). [ 4 ]
Тот человек
[ редактировать ]Один знакомый позже вспоминал свое удивление, когда во время поездки на поезде из Стокгольма в Эстерсунд и Фрёсён здоровяк и известный критик вдруг расплакался и почувствовал себя мягким, как ребенок, когда за окном начал разворачиваться буколический пейзаж его любимого Емтланда. . Однако даже этот писатель отметил, что даже угрожающий и жалкий внешний вид и поведение Петерсона-Бергера соответствовали стереотипу сурового скандинава.
Его дом на острове Фрёсон недалеко от Эстерсунда (где он проводил лето с 1914 года, а затем постоянно жил с 1930 года) в летние месяцы открыт для публики и выглядит почти так же, как его оставил композитор. В музыкальном зале внизу есть рояль (он был компетентным пианистом), рабочая комната (с «окном с панорамным видом» на Стурсьона) и библиотека (с его коллекцией книг и партитур), а наверху можно увидеть спальни. . Он жил там один с дворецким и своими кошками. Также есть небольшое кафе, где продаются книги и компакт-диски.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Перси Г. Вильгельм Петерсон-Бергер, Введение . (Стокгольм, Общество Вильгельма Петерсона-Бергера) 1982.
- ^ Хаглунд Р. «Петерсон-Бергер» в Оперном словаре New Grove под редакцией Сэди С. Макмиллан, Лондон и Нью-Йорк, 1997.
- ^ Перейти обратно: а б Хаглунд Р. Петерсон-Бергер в Оперном словаре New Grove под редакцией Сэди С. Макмиллан, Лондон и Нью-Йорк, 1997.
- ^ Перси Г. Вильгельм Петерсон-Бергер, Введение. Стокгольм, Общество Вильгельма Петерсона-Бергера, 1982.
Nationalencyklopedin, том 15 (1994) ( Шведская национальная энциклопедия , на шведском языке )
Перси Г. Вильгельм Петерсон-Бергер, Введение. Стокгольм, Общество Вильгельма Петерсона-Бергера, 1982.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Вильгельма Петерсона-Бергера в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные партитуры Вильгельма Петерсона-Бергера в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Институт Петерсона-Бергера на сайте www.peterson-berger.se.
- Арнльот 2008 г. , www.arnljot.se.
- 1867 рождений
- 1942 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Музыканты-мужчины XIX века
- Композиторы-классики XX века
- Шведские музыканты-мужчины 20-го века
- Шведские музыканты 20 века
- Шведские оперные композиторы-мужчины
- Композиторы для фортепиано
- Люди из муниципалитета Крамфорс
- Композиторы-романтики
- Шведские композиторы-классики
- Шведские оперные композиторы
- Переводчики Фридриха Ницше