Карло Гоцци
Карло, граф Гоцци (род. Итальянский: [ˈkarlo ˈɡɔddzi] ; 13 декабря 1720 г. - 4 апреля 1806 г.) [1] был итальянцем [а] ( Венецианский ) драматург , поборник комедии дель арте . [3]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Гоцци родился и умер в Венеции ; [4] он происходил из семьи мелкой венецианской аристократии, [5] Тьеполо. [6] В юном возрасте родители уже не могли поддерживать его материально, поэтому он пошел в армию в Далмации . [7] Три года спустя он вернулся в Венецию и присоединился к Обществу Гранеллески. [8] Это общество было посвящено стремлению сохранить тосканскую литературу от влияния иностранной культуры; он был особенно заинтересован в сохранении традиционной итальянской комедии, такой как Commedia dell'arte . [9] [10]
Работает
[ редактировать ]Пьетро Кьяри и Карло Гольдони , два венецианских писателя, отходили от старого стиля итальянского театра, что угрожало работе Общества Гранеллески. [6] В 1757 году Гоцци защитил «Комедию дель арте» , опубликовав сатирическое стихотворение « La tartana degli influssi per l'anno 1756» ; а в 1761 году в своей комедии по сказке « Любовь к трем апельсинам» или «Анализ рефлексивной сказки «Любовь к трем апельсинам» » он пародировал Кьяри и Гольдони. [11] Для постановки своей пьесы он воспользовался услугами труппы актеров Сакки, труппы Комедии дель арте, которая осталась без работы из-за снижения интереса к Комедии дель арте после усилий Кьяри и Гольдони. [9] Их сатирические способности, таким образом, обострились личной вендеттой, пьеса имела необыкновенный успех. [10] а Гоцци подарил свою пьесу и остальные свои сказки труппе Сакки, что фактически спасло труппу. [1] Хотя некоторые называют Гоцци спасителем комедии дель арте, существует много споров из-за того, что Гоцци писал все свои сценарии, а традиционная комедии дель арте в основном импровизируется. [3]
Пораженный эффектом, производимым на публику введением сверхъестественного или мифического элемента, [5] который он использовал просто как удобное средство для своих сатирических целей, Гоцци создал серию драматических пьес, основанных на сказках . [10] Они пользовались огромной популярностью, но после того, как компания Сакки распалась, ими несправедливо пренебрегли. Сказки Гоцци черпали влияние Комедии дель арте , и их популярность вызвала возрождение Комедии дель арте в Италии. [5] Эти сказки высоко оценили Гете , братья Шлегель , Гофман , госпожа де Сталь , Сисмонди и Островский . Одна из них, «Турандот» или «Турандотта» , была переведена Фридрихом Шиллером и с большим успехом поставлена Гете в Веймаре в 1802 году. Гоцци пользовался признанием в большей части Европы, но на родине его уважали меньше. [11]
В последние годы жизни Гоцци он начал экспериментировать, создавая трагедии с преимущественно комическим влиянием, но эти попытки были встречены резкой критикой. Затем он начал работать в испанской драме и перед смертью добился небольшого успеха. [9] Он был похоронен в церкви Сан-Кассиано в Венеции. [6]
Личная жизнь
[ редактировать ]Он хорошо известен своими распрями с Карло Гольдони и Пьетро Кьяри между 1756-1762 годами из-за меняющегося стиля итальянского театра, который отходил от замаскированного и импровизированного стиля комедии дель арте . [3]
Он был титулярным защитником актрисы Теодоры Риччи . [6] и стал причиной добровольного изгнания Пьера Антонио Гратароля, члена венецианского общества, на котором частично основан «Драге д'Аморе» Гоцци , за роман с Риччи и разрушение репутации. [6]
Его брат Гаспаро Гоцци также был известным писателем того времени.
Собрание его сочинений было опубликовано под его собственным руководством в Венеции в 1792 году в 10 томах. [10]
Ряд сценических произведений ХХ века был вдохновлен пьесами Гоцци. К ним относятся обработки «Турандот» Карла Фольмёллера и Бертольта Брехта , оперы по той же истории Ферруччо Бузони и, что более известно, Джакомо Пуччини , Сергея Прокофьева » «Любовь к трем апельсинам , Альфредо Казеллы » «Донна змея и Ганса Вернера. Хенце из Кениг Хирш . Он делит свою могилу со своим братом Гаспаро Гоцци на кладбище Сан-Микеле на острове Сан-Микеле .
Работает
[ редактировать ]Пьесы
[ редактировать ]- Фиабе Театрали — «Сказки для театра» [12]
- L'amore delle tre melarance — «Любовь к трем апельсинам» (1761)
- Иль корво — «Ворон» (1761). [13]
- Il re cervo — «Король-олень» (1762).
- Turandot (1762)
- La donna serpente — «Женщина-Змея» (1762)
- Ла Зобейда (1763)
- И Питокки Фортунати — «Счастливые нищие» (1764)
- Иль Мостро Турчино — «Голубое чудовище» (1764).
- Л'Оджеллино Бель Верде — « Зеленая птица » (1765)
- Зейм, Ре де Гени — «Зейм, король джиннов» (1765)
- Другие пьесы
- Марфиса Причудливая (1766)
- Эликсир любви (1775/1776)
- Дружелюбный рыцарь; или Триумф дружбы — «Рыцарь; или Торжество дружбы» (Трагикомедия в 5 действиях)
- Дорис; или La Rassegnata — «Дорида, или Отрекшаяся» (Трагикомедия в 5-ти действиях)
- Донна Вендикатива — «Мстительная женщина» (трагикомедия в 5-ти действиях)
- Падение донны Эльвиры, королевы Наварры — «Падение донны Эльвиры, королевы Наварры» [Трагический пролог].
- Наказание в пропасти — «Наказание в пропасти» (Трагикомедия в 3-х действиях)
- Il Publico Secreto — «Государственная тайна» (комедия в 3-х действиях)
- Две тревожные ночи; или Обманы воображения - «Две безумные ночи; или Иллюзии воображения» (Трагикомедия в 5 действиях)
- Принцесса Философа; o sia, Il Controveleno — «Принцесса-философ, или Противоядие» (драма в 3-х действиях)
- I Due Fratelli Nimici — «Два брата-врага» (трагикомедия в 3-х действиях)
- Eco e Narciso — «Эхо и Нарцисс» (Серьезно-комическая пастораль с музыкой в 3-х действиях)
- Иль Моро ди Корпо Бьянко; или Раб своей чести — «Мавр с белым телом; или Раб своей чести» (Трагикомедия в 5-ти действиях)
- La Donna Contraria al Consiglio — «Женщина против совета» (Живописная композиция в 5 действиях)
- Чимене Пардо — «Чимена Пардо» (Трагедия в 5 действиях)
- Иннамората да Веро — «Настоящая любовь» (комедия в 3-х действиях)
- Бьянка, графиня Мелфи; или Il Maritaggio per Vendetta - «Бьянка, графиня Мальфи; или Maritaggio for Vendetta» (Трагедия в 5 действиях)
- Иль Монтанаро Дон Жуан Паскуале — «Монтанаро Дон Жуан Паскуале» (Моральное сценическое действие в 5 действиях)
- Дочь Воздуха; или «Возвышение Семирамиды» — «Дочь Воздуха; или Возвышение Семирамиды» (Аллегорическая повесть в 3-х действиях)
- Метафизик; или Любовь и дружба, подвергнутые испытанию — «Метафизическое; или Любовь и дружба, подвергнутые испытанию» (драма 3-й акт)
- Аннибале, Дука ди Атене — «Ганнибал, герцог Афинский» (стиховое изображение в 5 действиях)
- La Malia della Voce — «Женский (?) Голос» (драма в 5 действиях)
- Любовь истончает мозг — «Любовь истончает мозг» (комедия в 5-ти действиях)
- Ла Ведова дель Малабар — «Вдова Малабара» (Трагедия в 5 действиях)
Другие работы
[ редактировать ]- Наивное рассуждение и искренняя история происхождения десяти моих театральных сказок — «Простодушное исследование и искренняя история десяти моих сказок для театра» (1772)
- Memorie Inutili - «Бесполезные мемуары» (1777 г., опубликовано в 1797 г.)
Издания
[ редактировать ]- Карло Гоцци, Бесполезные воспоминания (редактор Джузеппе Преццолини). Латерца, Бари, 1910 г.
- Карло Гоцци, Работы компании: Карло Гоцци . Коломбани, Венеция/Флоренция, 1772[-1774].
- Карло Гоцци, Опубликованные и неопубликованные работы компании Карло Гоцци . Занарди, Венеция, 1801[-1803].
- Карло Гоцци, Работы. Театр и театральные споры (под ред. Джорджио Петронио). Риццоли, Милан, 1962 год.
- Сочинения Карло Гоцци , изд. Э. Бонора. Эйнауди, Турин, 1977 г.
- Карло Гоцци, Театральные сказки (= Библиотека культуры. 261). Текст, введение и комментарии Паоло Бозизио. Бульцони, Рим, 1984 г.
- Карло Гоцци, Театральные произведения. Перевод с итальянского. 5 полных. Типографское общество, Берн, 1777–1779 гг.
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Хотя современная Итальянская Республика еще не была создана, латинский эквивалент термина «итальянский» использовался для коренных жителей региона с древности. [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б ДиГаэтани, Джон Луи (2000). Карло Гоцци: Жизнь в венецианском театре XVIII века, загробная жизнь в опере . МакФарланд и компания. п. 61.
- ^ Плиний Младший , Письма 9.23.
- ^ Перейти обратно: а б с Паттерсон, Дэвид Джош (2011). Повесть о двух Карлосах: исследование продолжающейся битвы между маргинализированными и привилегированными людьми на примере Карло Гольдони и Карло Гоцци в XVIII веке (магистерская диссертация). Университет штата Юта. дои : 10.26076/9ab9-6ba5 . Бумага 1006.
- ^ Лиз, Д. Невил (апрель 1914 г.). «Карло Гоцци и венецианская драма восемнадцатого века». Маска . 6 .
- ^ Перейти обратно: а б с Бух, Дэвид Дж. (2009). Волшебные флейты и зачарованные леса: сверхъестественное в музыкальном театре восемнадцатого века . Издательство Чикагского университета. стр. 214 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гоцци, Карло (1890). Мемуары графа Карло Гоцци . Джей Си Ниммо. п. 187.
- ^ Карло Гоцци. Мемуары . 2 Том, пер. Джон Аддингтон Саймондс (Лондон: Джон К. Ниммо, 1890). 1:249.
- ^ Литературная энциклопедия Мерриам-Вебстера . Merriam-Webster, Inc., 1995. с. 483.
- ^ Перейти обратно: а б с Харрисон Де Пюи, Уильям (1908). Всемирная энциклопедия и справочник: составлено и переработано на основе ведущих энциклопедий мира. Словарь искусств, наук и литературы, к которому добавлены биографии живых существ, сто цветных карт и многочисленные иллюстрации, том 4 . Христианский Вестник. п. 2877.
- ^ Перейти обратно: а б с д свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Возможно, Карло, граф ». энциклопедия Британская Том. 12 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 305. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Перейти обратно: а б Гоцци, Карло (1989). Пять сказок для театра . Издательство Чикагского университета. п. 1.
- ^ Гоцци, Карло (1885). Фиабли Карло Гоцци . Болонья: Никола Заничелли.
- ^ Кэтрин Рэй Сайер - Видения Вагнера, 2014 г.: Поэзия, политика и психика в операх 1580464823 «... Il corvo была именно той пьесой, которую ЭТА Хоффманн удостоил особой похвалы в своем диалоге 1813 года о романтической эстетике «Der Dichter und der Komponist» («Поэт и композитор»), в котором он восхвалял легенды Гоцци как идеальные...
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кармело Альберти (ред.), Карло Гоцци, театральный писатель (= Феникс театров. 1). Бульцони, Рим, 1996 г., ISBN 88-7119-880-8 .
- Альфредо Беничелли, Вымысел сказки. Этюды по театру Карло Гоцци , (= Научно-популярный сериал , т. 19). Мариетти, Казале Монферрато 1986, ISBN 88-211-6571-X .
- Мишель Бордин, Анна Сканнапьеко (ред.): Антология критики Гольдони и Гоцци. Марсилио, Венеция 2009, ISBN 978-88-317-9822-8 .
- Паоло Бозизио, Карло Гоцци и Гольдони. Литературная полемика , Ольшки, Флоренция, 1979.
- Франсуаза Декруазетт, «Карло Гоцци», в книге «Вклад Италии в историю мысли». La Letteratura , Джулио Феррони (редактор), Рим, Энциклопедия Треккани, 2017.
- Хельмут Фельдманн, Фиабе Карло Гоцци. Возникновение жанра и его транспозиция в систему немецкого романтизма (= Studi italiani. Том 11). Бёлау, Кёльн и др. 1971 г., ISBN 3-412-31171-5 .
- Сиро Ферроне, актеры-торговцы «Корсары». Комедия дель арте в Европе шестнадцатого и семнадцатого веков , Эйнауди, Турин, 1993.
- Бодо Гутмюллер/ Вольфганг Остхофф (ред.), Карло Гоцци. Литература и музыка (= Феникс театров. 4). Бульзони, Ром, 1997 г., ISBN 88-8319-135-8 .
- Томас Ф. Хек, Комедия дель Арте: Путеводитель по первичной и вторичной литературе , Гарланд, Нью-Йорк, 1988.
- Кии-Минг Ло, Турандот на оперной сцене , Питер Ланг, Франкфурт/Берн/Нью-Йорк, 1996.
- Жерар Лучани, Работы Карло Гоцци и театральная полемика против Просвещения , в: Исследования Вольтера и восемнадцатого века 89/1972, стр. 939–974.
- Жерар Лучани, Карло Гоцци: 1720-1806, человек и работа... , Париж, Х. Чемпион, 1977.
- Жерар Лучани, Карло Гоцци, или Разочарованный чародей , Гренобль, Presses universitaire de Grenoble, 2001 г. ISBN 978-2-7061-1028-3 .
- Арнальдо Момо, Карьера масок в театре Гольдони, Кьяри, Гоцци , Марсилио, Венеция, 1992.
- Аллардайс Николл, Мир Арлекина , издательство Кембриджского университета, Кембридж, 1963.
- Робер Перруд, Защита и использование масок комедии искусства в творчестве Карло Гоцци. В: Роджер Бауэр, Юрген Вертхаймер (ред.), Конец импровизированной пьесы - рождение национального театра. Поворотный момент в истории европейской драматургии. Финк, Мюнхен, 1983 г., ISBN 3-7705-2008-4 , стр. 9–16.
- Жан Старобински , Ирония и меланхолия (I): Театр Карло Гоцци , в: Critiques 22 (1966), стр. 438–457.
- Жан Старобински , Портрет художника в образе акробата , Галлимар, Париж, 1983/2004, ISBN 9782070770373 .
- Йорн Штайгервальд, Серендипита или самопросветление в театре: «Il re cervo» Карло Гоцци. В: Восемнадцатый век. № 35.1, 2011. ISSN 0722-740X , стр. 73–89.
- Фредерик Д. Туннат, Карл Фоллмеллер. Поэт и культурный менеджер. Биография. традиция, Гамбург 2008, ISBN 978-3-86850-000-4 (дает информацию о постановках Фоллмеллера пьес Гоцци).
- Ольга Визентини, Движения экзотики: «дело Гоцци» , в: Юрген Медер (редактор), Экзотика и местный колорит в опере Пуччини. Материалы 1-й Международной конференции по творчеству Джакомо Пуччини , Джардини, Пиза, 1985, стр. 37–51.
- Сюзанна Винтер, Об иллюзорной реальности и истинной иллюзии. О театре Fiabe Карло Гоцци , Франкфурт-на-Майне, 2007 г., ISBN 978-3-465-03509-1 .
- Фридрих Вольффель, Сказки, Просвещение и «Анти-Просвещение»: о «fiabe teatrali» Карло Гоццис в книге «Просвещение» , изд. Роланд Галле, Хельмут Пфайффер, Финк, Падерборн/Мюнхен, 2007 г., ISBN 978-3-7705-4298-7 , стр. 117–145.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Карло Гоцци в Project Gutenberg
- Работы Карло Гоцци или о нем в Internet Archive
- Карло Гоцци из Библиотеки Конгресса , 78 записей в библиотечном каталоге.
- Мемуары графа Карло Гоцци на сайте Gutenberg.org