Турандот (Бузони)
Turandot | |
---|---|
Опера Ферруччо Бузони | |
![]() Афиша к премьере | |
Либреттист | Ферруччо Бузони |
Язык | немецкий |
На основе | Карло Гоцци Пьеса «Турандот». |
Премьера | 11 мая 1917 г. |
Турандот ( BV 273) — опера 1917 года с устным диалогом и в двух действиях Ферруччо Бузони . Бузони подготовил собственное либретто на немецком языке по одноименной пьесе графа Карло Гоцци . Музыка оперы Бузони основана на эпизодической музыке и связанной с ней сюите «Турандот» ( BV 248 ), которую Бузони написал в 1905 году для постановки пьесы Гоцци. Опера часто исполняется как часть двойной афиши с более ранней одноактной оперой Бузони « Арлекино» .
Сочинение музыки к «Турандот».
[ редактировать ]Исходный код и предыдущие версии
[ редактировать ]Карло Гоцци Пьеса «Турандот» впервые появилась в 1762 году. Первоначально она была написана для исполнения в небольшом театре Сан-Самуэле в Венеции и была намеренно написана в стиле комедии дель арте как реакция на более современные, реалистические пьесы Гольдони и др. [ 1 ]
Шиллер сделал адаптированный перевод Турандот , опубликованный в 1802 году. [ 2 ] Вебер написал свою «Второстепенную музыку» для «Турандот» , соч. 37, для постановки этой пьесы. Он был написан в 1809 году и включал в себя более раннюю Overtura cinese («Китайская увертюра»), которую он сочинил на китайскую тему в 1805 году. Бузони думал, что вместе Шиллер и Вебер разрушили шедевр итальянской литературы. [ 3 ]
Случайная музыка и оркестровая сюита
[ редактировать ]Гоцци «Турандот» – в той или иной форме – занимала Бузони в разное время в 1904–1917 годах. Он очень любил фантастические и волшебные сказки: его непосредственно предшествующей работой был Фортепианный концерт, соч. 39 BV247, который включал музыку из незаконченной адаптации « Адама Оленшлегера » Аладдина . [ 4 ] В 1904 году Бузони начал зарисовывать музыку к китайской басне Гоцци. Он также аранжировал концертную сюиту, которая впервые была исполнена в 1905 году и опубликована в 1906 году. Постановка пьесы Гоцци на музыку Бузони была поставлена Максом Рейнхардтом в Берлине в 1911 году и во второй и последний раз в Лондоне в 1913 году. сведения о составе эпизодической музыки и сюиты, а также постановках пьесы на музыку Бузони см. в статье о « Турандот-сюите» . [ 5 ]
Композиция оперы
[ редактировать ]После начала Первой мировой войны Бузони, как итальянцу, стало все труднее оставаться в Берлине, и в конце концов он переехал в нейтральный Цюрих , где ему не приходилось принимать чью-либо сторону. С конца 1915 года по август 1916 года он был занят написанием своей одноактной оперы «Арлекино» , но Городской театр (муниципальный театр) в Цюрихе не желал ставить постановку без сопутствующей пьесы. Он быстро написал либретто на немецком языке по оригиналу Гоцци и адаптировал свою сюиту «Турандот» в короткую двухактную оперу с некоторыми разговорными диалогами. [ 6 ] Бузони писал Эгону Петри 9 ноября 1916 года:
Важный вопрос о том, какую пьесу следует соединить с часовым «Арлекино» , чтобы заполнить вечер, мои вытекающие из этого трудности и желание придать такой программе прочно действующую форму привели меня к поспешному решению создать оперу. в двух действиях из материала и содержания «Турандот» . Вот уже несколько недель я усердно работаю над этим восхитительным заданием: сочиняю либретто и музыку к опере «Турандот». Я полностью и самостоятельно переписываю текст, приближая его по тону к пантомиме или спектаклю. Это более трудная задача, чем я предполагал вначале, но она дается мне легко. Масковые фигуры , общие для обеих частей, служат их связующим звеном (хотя в остальном они полностью контрастируют друг с другом). [ 7 ]
Бузони завершил оперу «Турандот» в два раза быстрее (300 страниц за 100 дней) в конце 1916 года, и впервые она была исполнена с Арлекино как двойная афиша – Бузони дирижировал – в Цюрихе в 1917 году. Дент упоминает, как Бузони был доволен своей собственной оперой. качество изготовления. [ 6 ]
В либретто Бузони есть различные странности, напоминающие о корнях пьесы «Комедии дель арте» : персонажи с итальянскими именами, такими как Труффальдино и Панталоне; Аллаха восхваляют в Китае; есть упоминания о Венеции , соборе Святого Марка и гондолах. Разговорный диалог восходит к операм Моцарта , особенно к «Волшебной флейте» . [ 8 ] По сравнению с оперой Пуччини на ту же тему, Бузони сохраняет интимную, нереальную атмосферу пьесы Гоцци. [ 9 ] Принцесса Турандот Бузони не так уж неумолима; ее сердце готово растаять.
Композиторские редакции
[ редактировать ]Повторно используя часть материала, который он сочинил для оперы, Бузони снова переработал оркестровую сюиту «Турандот» в 1917 году, заменив «Траурный марш» последней части на «Предупреждение Альтума», BV 248b. [ 10 ] Бузони также отдельно опубликовал «Altoums Gebet» из акта 2 (недавно написанного для оперы) под названием «Молитва Альтума», BV 277 op. 49 нет. 1 для баритона и малого оркестра.
История выступлений
[ редактировать ]Премьера «Турандот» Бузони состоялась 11 мая 1917 года в Городском театре Цюриха . Продюсером выступил Ганс Рогорш, а дизайнером — Альберт Ислер. Одноактная опера Бузони «Арлекино » также была исполнена в рамках двойной афиши. [ 11 ]
Турандот и Арлекино впервые были исполнены в Германии 20 октября 1918 года во Франкфурте под Густава Брехера . управлением [ 12 ] и снова начнется 26 января 1919 года в Кельнской опере под управлением Отто Клемперера , который недавно был назначен «Первым дирижером». [ 13 ] Обе оперы были исполнены в Берлине 19 мая 1921 года в Берлинской государственной опере под управлением вагнеровского дирижера Лео Блеха со значительным успехом. [ 14 ]
Первое выступление в Италии (без Арлекино ) состоялось 29 ноября 1936 года в Риме под управлением Фернандо Превитали . Превитали, чемпион Бузони, продолжал дирижировать выступлениями в других итальянских городах и дирижировал премьерой оперы в Театре Колон в Буэнос-Айресе в 1964 году.
Первое выступление в Англии состоялось в Лондоне 19 августа 1966 года в английском переводе Лайонела Солтера . Выступление транслировалось по Третьей программе BBC . Американской премьерой стало концертное исполнение 10 октября 1967 года в Филармоническом зале Нью-Йорка , за которым последовала полусценическая версия 28 января 1980 года в Первой пресвитерианской церкви в Беркли, Калифорния , под управлением 28-летнего Кента Нагано ; Полностью поставленный спектакль был дан 15 ноября 1986 года в Гранд-опера Коннектикута в Стэмфорде с Грегори Стаппом в роли императора Альтума, Хуаном Луке Кармоной в роли Калафа и Патрисией Крейг в главной роли. [ 12 ]
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 11 мая 1917 г. [ 11 ] (Дирижер: Ферруччо Бузони) |
---|---|---|
Альтум, император | бас | Лоренц Сагер-Пьерот |
Турандот, его дочь | сопрано | Инес Энке |
Адельма, ее наперсница | меццо-сопрано | Мари Смейкал |
Калаф | тенор | Август Рихтер |
Барак, его слуга | баритон | Тристан Роусон |
мать Самарканда - , мавританка Королева | сопрано | Элизабет Рэббоу |
Труффальдино , главный евнух | тенор | Юджин Нуссельт |
Панталоне , министр | бас | Генрих Кун |
Тарталья , министр | бас | Вильгельм Бокхольт |
певец | меццо-сопрано | Мари Смейкал |
Палач | тихий | Эдуард Сайдинг |
Восемь врачей, хор рабов, танцоры, скорбящие, евнухи, солдаты. |
Инструментарий
[ редактировать ]3 флейты (3-й дублирующий пикколо ), 3 гобоя (3-й дублирующий английский рожок ), 3 кларнета (3-й дублирующий бас-кларнет ), 3 фагота (3-й дублирующий контрфагот ); 4 валторны , 4 трубы , 3 тромбона , 1 туба ; литавры , ударные инструменты ( глокеншпиль , треугольник , бубен , крытый барабан, большой барабан , там-там ); 2 арфы ; солисты, хор ; струны . [ 5 ] [ 15 ] [ 16 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Бузони значительно упростил пятиактную пьесу Гоцци, превратив ее в оперу из двух актов по две сцены в каждом. [ 17 ] Однако основной сюжет тот же. Турандот, дочь императора, бросает вызов всем претендентам на ее руку тремя загадками. Она выйдет замуж за того, кто ответит правильно, а тех, кто не ответит, казнят. Калаф, переодетый изгнанный принц, принимает вызов.
Акт 1
[ редактировать ]Сцена 1:
Калаф находит картину, брошенную ранее казненным поклонником, и решает выиграть Турандот.
Сцена 2:
Император Альтум жалуется на непримиримость Турандот. Калаф говорит, что он скорее умрет, чем потерпит неудачу в победе над Турандот. Входит Турандот со своей горничной Адельмой, которая узнает принца, но молчит. Калаф правильно отвечает на три загадки и предлагает Турандот узнать его имя и происхождение; если она это сделает, он уйдет.
Акт 2
[ редактировать ]Сцена 1:
Рабыни танцуют под бессловесную хоровую версию « Зеленых рукавов ». [ 18 ] Турандот признается в своих смешанных чувствах к принцу. Адельма говорит, что знает имя принца, и расскажет Турандот, если та получит свободу; Турандот соглашается.
Сцена 2:
Турандот к всеобщему ужасу называет имя Калафа, и он собирается уйти. Но Турандот останавливает его, говоря, что он разбудил ее сердце. Работа завершается заключительным ансамблем «Was ist das alle Menschen Bindet?» («Что управляет всеми людьми?»), На что следует ответ «Die Liebe» («Любовь»).
Записи
[ редактировать ]Бузони: Арлекино и Турандот – Хор и оркестр Лионской оперы [ 19 ] [ 20 ]
- Дирижер: Кент Нагано
- Основные певцы: Мехтильд Гессендорф («Турандот»); Стефан Дальберг (Калаф); Франц Йозеф Зелиг (Альтум); Габриэле Сима (Адельма); Фальк Штрукман (Барак); Анн-Мари Родд (королева-мать); Маркус Шефер (Труффальдино); Майкл Краус (Панталоне); Вольфганг Хольцмайр (Тарталья)
- Этикетка: Virgin Classics VCD7 59313-2 (2 компакт-диска )
Busoni: Turandot – Berlin Radio Symphony Orchestra [ 21 ]
- Дирижер: Герд Альбрехт
- Основные певцы: Рене Папе (Альтум); Линда Плех («Турандот»); Габриэле Шокенбах (Адельма); Йозеф Прочка (Калаф); Фридрих Молсбергер (Барак); Селина Линдсли (Королева-мать); Роберт Верле (Труффальдино); Йоханнес Вернер Прейн (Панталоне); Готхольд Шварц (Тарталья)
- Этикетка: Каприччио 60 039-1 (1 компакт-диск )
Другие версии истории Турандот
[ редактировать ]Пуччини слышал о постановке Максом Рейнхардтом пьесы Гоцци в 1911 году с музыкальным сопровождением Бузони, и это, возможно, сыграло роль в его решении написать свою собственную версию . Андреа Маффеи (который также написал либретто для Верди » « Манадьери ) перевел версию пьесы Гоцци своего друга Шиллера обратно на итальянский язык. [ 22 ] Пуччини Либреттисты «Турандот» , Адами и Симони, использовали перевод Маффеи, но также обратились и к оригиналу Гоцци. Вдобавок они сослались на либретто Гаццолетти к малоизвестной опере « Туранда» Антонио Баццини , одного из учителей Пуччини в Миланской консерватории . В результате либретто оперы Пуччини существенно отличается от пьесы Гоцци. Эшбрук и Пауэрс отмечают, что несколько умелых изменений в « падающем действии » сюжета (Акт 2 Бузони) позволили Бузони избежать ловушек, которые преследовали попытку Пуччини развернуть действие 3 своей версии истории. [ 23 ]
Бертольт Брехт также подготовил версию этой истории (1953–54).
Подробный список выступлений
[ редактировать ]- 11 мая 1917 г.; Цюрих; Городской театр ; Ферруччо Бузони, дирижер; Инес Энке, Турандот; Август Рихтер, Калаф; Лауренц Сагер-Пьерот, Альтум; премьера; двойной счет с Арлекино ; см . в журнале производительности выше. более подробную информацию
- 20 октября 1918 г.; Франкфурт ; Франкфуртская опера ; Густав Брехер , дирижер; Эльза Гентнер-Фишер , Турандот; Эрик Вирл , Калаф; Ганс Эрл , Альтум; первое выступление в Германии; двойной счет с Арлекино .
- 26 января 1919 г.; Кёльн ; Кёльнская опера ; Отто Клемперер , дирижер; двойной счет с Арлекино . [ 11 ]
- 1920 год; Саарбрюккен ; двойной счет с Арлекино ; никаких дополнительных подробностей.
- 19 мая 1921 г.; Берлин ; Берлинская государственная опера ; Лео Блех , дирижер; Лола Арто де Падилья, «Турандот»; двойной счет с Арлекином . [ 12 ]
- 8 января 1922 г.; Берлин; двойной счет с Арлекино ; никаких дополнительных подробностей.
- 1925 год; Майнц ; никаких дополнительных подробностей.
- 1926 год; Лейпциг ; Опер Лейпциг ; двойной афиша с Арлекино под управлением Оскара Брауна .
- 1928 год; Висбаден ; никаких дополнительных подробностей.
- 1930 год; Кенигсберг ; Людвиг, дирижер; никаких дополнительных подробностей.
- 4 октября 1930 г.; Мангейм ; Национальный театр Мангейма ; Эрнст Кремер, дирижер; Эльза Шульц, Турандот; Хельмут Нойгебауэр, Калаф; Уильям Фентон, Альтум.
- 29 ноября 1936 г.; Рим ; Аудитория ЕИАР ; Фернандо Превитали, дирижер; Габриэлла Гатти, Турандот; Пьеро Паули, Калаф; Грегорио Пасетти, Альтум; концертная версия?; первое выступление в Италии.
- 18 мая 1940 г.; Флоренция ; Театр Пергола; Фернандо Превитали, дирижер; Мария Карбоне , Турандот; Алессандро Зилиани, Калаф; Альфредо Колетта, Альтум.
- 7 марта 1942 г.; Рим; Королевский оперный театр; Фернандо Превитали, дирижер; Мария Карбоне , Турандот; Аурелио Маркато, Калаф; Джулио Нери, Альтум.
- 12 января 1947 г.; Лондон (трансляция?); Нордвестдойчер Рундфунк ; Филипп Ярнак , дирижер; Клара Эберс, Турандот; Вильгельм Люкерт, Калаф; Тео Херман, Альтум; первое выступление в Германии после войны.
- 28 октября 1947 г.; Гамбург ; Гамбургская государственная опера ; Артур Грюбер, дирижер; Элен Верт, Турандот; Хельмут Мельхерт, Калаф; Зигмунд Рот, Альтум.
- 21 января 1953 г.; Рим; Аудитория РАИ; Фернандо Превитали, дирижер; Магда Ласло , Турандот; Амадео Бердини, Калаф; Антонио Кассинелли, Альтум; первое выступление в Италии после войны.
- 5 декабря 1953 г.; Неаполь ; Театр Сан-Карло ; Джанандреа Гаваццени , дирижер; Анна де Кавальери, Турандот; Джузеппе Кампора, Калаф; Раффаэле Арье, Альтум.
- 1958 год; Ландестеатр Дармштадта ; Ганс Занотелли , дирижер; Урсула Липпман, Турандот; двойной счет с Арлекино .
- 10 декабря 1959 г.; Гамбург; Северо-Немецкое радио ; Вольфганг Эберт, дирижер; Эдит Ланг, Турандот; Хайнц Хоппе , Калаф; Эрнст Виманн , Альтоум.
- 6 мая 1961 г.; Женева; Театр Карло Феличе ; Франко Капуана , дирижер; Анна де Кавальери , Турандот; Ренато Чиони , Калаф; Паоло Монтарсоло , Альтум.
- 17 февраля 1962 г.; Милан ; Лестница ; Нино Санцогно , дирижер; Райна Кабаиванска , Турандот; Ренато Чиони, Калаф; Никола Заккария , Альтум; Итальянский перевод Орианы Превитали.
- 14 августа 1964 г.; Буэнос-Айрес; Театр Колон ; Фернандо Превитали, водитель; Маргарита Роберти, Турандот; Карло Коссутта , Калаф; Хорхе Альгорта, Альтум; первое выступление за пределами Европы.
- 1965 год; Берлин?
- 1966 год; Второе немецкое телевидение
- 1966 год; Гамбург; двойной счет с Арлекино .
- 1 February 1966; Berlin; Deutsche Oper Berlin ; Giuseppe Patané , conductor; Annabelle Bernard, Turandot; Ernst Haefliger , Kalaf; Ivan Sardi, Altoum.
- 19 апреля 1966 г.; Лондон; Би-би-си .
- 19 августа 1966 г.; Лондон; Третья программа BBC (трансляция); Лоуренс Леонард , дирижер; Полин Тинсли , Турандот; Джон Митчинсон , Калаф; первое выступление в Англии.
- 19 января 1967 г.; Турин ; Аудитория РАИ; Марио Росси , дирижер; Флориана Кавалли, Турандот; Герберт Хандт, Калаф; Ферруччо Маццоли, Альтум.
- 10 октября 1967 г.; Нью-Йорк; Филармония ; Маленькое оркестровое общество ; Томас Шерман, дирижер; Ханне-Лоре Кузе , Турандот; Уильям Браун, Калаф; Гус Хукман, Альтум; концертная версия; первое выступление в США.
- 13 ноября 1967 г.; одеколон; Западногерманское радио ; Марио Росси , дирижер; Шарлотта Бертольд, Турандот; Эберхард Кац , Калаф; Эдуард Волиц , Альтум.
- 8 марта 1969 г.; Стокгольм ; первое выступление в Швеции.
- 27 марта 1973 г.; Венеция ; Феникс ; Этторе Грасис , дирижер; Вирджиния Зеани , Турандот; Анджело Мори, Калаф; Марио Ринаудо/Лоренцо Гаэтани, Альтум.
- 1978 г. (до мая); Лондон; Аббатская опера; Театр «Кокпит» .
- 28 января 1980 г.; Беркли, Калифорния ; Первая пресвитерианская церковь; Променадный оркестр Беркли; Кент Нагано , дирижер; Бетси Белл Тейлор, Турандот; Джеффри Карни, Калаф; Уильям Де Валентайн, Альтум; полусценический вариант; разговорный перевод Росса Халпера.
- 24 апреля 1980 г.; Театр Трир ; Райнер Баум, дирижер; Хара Савино, Турандот; Антонис Дж. Константино, Калаф; Ник Хербош, Альтум; двойной счет с Арлекино .
- 7 ноября 1985 г.; Франкфурт-на-Майне; Hessischer Rundfunk (трансляция концертов в Старой опере ); Сабина Хасс , Турандот; Йозеф Прочка , Калаф; Харальд Штамм , Альтум; концертная версия.
- 15 ноября 1986 г.; Гранд-опера Коннектикута и Стэмфордская государственная опера; Лоуренс Гилгор, дирижер; Патрисия Крейг , Турандот; Хуан Луке Кармона, Калаф; Грегори Страпп, Альтум; повторился 22 ноября 1986 года в Бриджпорте .
- 23 октября 1988 г.; Уэксфорд; Уэксфордский фестиваль ; Симон Жоли, дирижер; Кристина Чесински, Турандот; Милан Волдрич, Калаф; Норман Бэйли , Альтум; первое выступление в Ирландии .
- 11 ноября 1988 г.; Оберхаузен ; Театр Оберхаузена ; Томас Модос, дирижер; Марта Винкельманн, Турандот; Макс Фойгт, Калаф; Готфрид Дриш, Альтум.
- 6 февраля 2010 г.; Севилья ; Маэстранса Театр Педро Хальффтер, водитель; концертная версия [ 24 ]
- 9 марта 2011 г.; Дижон; Дижонская опера ; Дэниел Каука, водитель; [ 25 ]
- 27 июля 2012 г.; Лиссабон; Св. Чарльз-театр ; Мориц Гнанн, водитель; Соня Алькобаса, Турандот; Мариу Жоау Алвес, Калаф; Нуно Диас, Альтум; концертная версия. [ 26 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Эшбрук и Пауэрс (1991) , стр. 44 и 58.
- ^ Шиллер (1802 г.) Версия Шиллера 1802 г. была свободно переведена на английский язык стихами Сабиллы Новелло , опубликованной в 1872 году. Доступ к проекту Гутенберга осуществлен 19 сентября 2009 г.
- ^ Коулинг (2005) , с. 204
- ^ Дент (1933) , с. 148
- ^ Jump up to: а б Бомонт (1985) , с. 76.
- ^ Jump up to: а б Дент (1933) , с. 233
- ^ Бомонт (1987) , стр. 251–252.
- ^ Коулинг (2005) , с. 300
- ^ Эшбрук и Пауэрс , с. 58
- ^ Бомонт (1985) , стр.76)
- ^ Jump up to: а б с Глава XV Турандот в Бомонте (1985) , стр. 240–245.
- ^ Jump up to: а б с д Роберж , с. 335–341.
- ^ Письмо Бузони Отто Клемпереру, 26 сентября 1919 г., и сноска в Beaumont (1987) , стр. 275.
- ^ Дент (1933) , стр. 262–263.
- ^ Киндерманн , стр. 229–231.
- ^ Роберж , стр. 32–33.
- ^ Бомонт (1985) , стр. 77, 241.
- ↑ Рональд Стивенсон установил, что Бузони видел знаменитую рукопись «Зеленые рукава» Уильяма Баллета XVI века во время посещения Тринити-колледжа в Дублине в 1903 году, и отметил, что песня изначально была связана с публичными казнями. В дневниковой записи от 9 октября 1910 года Бузони называет Турандот «дамой с зелеными рукавами», а на обложке оригинальной публикации оркестровой партитуры Сюиты Турандот изображена в костюме с зелеными рукавами ( Бомон, 1985). , стр. 82). Песня также была связана с Анны Болейн первоначальным отказом Генриха VIII от сексуальных домогательств (см. « Зеленые рукава »).
- ^ Уильям Ллойд, «Бузони: Арлекин и Турандот». Мюзикл Таймс , 112 (1994).
- ^ Обзор записи Нагано в The Gramophone , ноябрь 1993 г., стр. 139. Проверено 2 февраля 2009 г.
- ^ Каприччио 60 039-1 ОСЛК 611429107
- ^ Турандот, трагикомическая сказка Карло Гоцци. Подражает Федерико Шиллеру и переводит Кав. Андреа Маффеи (1863 г.). Флоренция: Преемники Ле Монье.
- ^ Эшбрук и Пауэрс (1991) , стр. 54–58.
- ^ ABC (2 февраля 2010 г.). «Маэстранса» сегодня представляет «Турандот» Бузони в концертной версии . Проверено 10 марта 2015 г. (на испанском языке) .
- ^ Вторник (11 марта 2011 г.). «Видел и слышал: Турандот от Бузони до Дижона» . Проверено 10 марта 2015 г. (на французском языке) .
- ^ «Фестиваль ао Ларго – Опера и сценическая музыка; 27.28 июля; Турандот; Ферруччо Бузони; Опера в концертной версии» (на португальском языке) . Проверено 28 июля 2012 г.
Библиография
[ редактировать ]- Амброс, Август Вильгельм (1862). История музыки , Том 1. Бреслау: FEC Leuckhart. Google Книги: полная предварительная версия . По состоянию на 24 сентября 2009 г.
- Эшбрук, Уильям; Пауэрс, Гарольд (1991). «Турандот» Пуччини: Конец великой традиции , глава II, стр. 56–58. Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-02712-9 .
- Бомонт, Энтони (1985). Бузони Композитор . Лондон: Фабер и Фабер . ISBN 0-571-13149-2 .
- Бомонт, Энтони , изд. (1987). Бузони: Избранные письма . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . ISBN 0-231-06460-8 .
- Картер, Хантли (1914). Театр Макса Рейнхардта . Нью-Йорк: Митчелл Кеннерли. Archive.org Текст OCR . По состоянию на 24 сентября 2009 г.
- Коулинг, Делла (2005). Ферруччо Бузони: Мюзикл «Измаил» . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN 0-8108-5142-3 .
- Дент, Эдвард Дж. (1933). Ферруччо Бузони: Биография . Лондон: Издательство Оксфордского университета . (Перепечатка: Лондон: Эрнст Эйленберг , 1974. ISBN 0-903873-02-8 .)
- Киндерманн, Юрген (1980). Тематико-хронологический каталог произведений Ферруччо Б. Бузони . Исследования по истории музыки XIX века, т. 1, с. 19. Регенсбург: Густав Боссе Верлаг . ISBN 3-7649-2033-5 .
- Лей, Розамонд, переводчик (1938). Ферруччо Бузони: Письма жене . Лондон: Эдвард Арнольд и компания.
- Ло, Кии-Минг (1994). Кии Мин Ло, Пинг, Понг, Панг. Персонажи комедии дель арте в операх Бузони и Пуччини «Турандот» , в пьесах Питера Чобади, Ульриха Мюллера и др. (ред.), Забавный человек на сцене , Аниф/Зальцбург (Мюллер-Шпайзер), 1994, стр. 311–323.
- Ло, Кии-Минг (1996). Кии-Минг Ло, Турандот на оперной сцене , Франкфурт/Берн/Нью-Йорк (Питер Ланг) 1996, ISBN 3-631-42578-3 .
- Ло, Кии Мин (2004). Кии-Минг Ло, О происхождении группы произведений Ферруччо Бузони «Турандот» и их музыкально-театральной эстетики , в книге Альбрехта Ритмюллера / Хьесу Шин (ред.), Бузони в Берлине. Грани космополитического композитора , Штутгарт (Франц Штайнер) 2004, стр. 143–175.
- Ло, Кии-Минг / Маедер, Юрген (2004). Кии-Минг Ло / Юрген Мадер, Турандот де туй бянь [ Преобразования «Турандот» ], Тайбэй (Gao Tan Publishing Co.), 2004 г., ISBN 986-7542-50-9 ..
- Роберж, Марк-Андре (1991). Ферруччо Бузони: биобиблиография . Нью-Йорк: Гринвуд Пресс . ISBN 0-313-25587-3 .
- Шиллер, Фридрих (1802). Турандот, принцесса Китая. Трагикомическая сказка по мотивам Гоцци . Тюбинген: книжный магазин JG Cotta'schen. Google Книги: полная предварительная версия . По состоянию на 19 сентября 2009 г.
- Фоллмёллер, Карл (1911). Китайская сказка «Турандот» по пьесе Карло Гоцци; Немецкий Карл Фоллмеллер . Берлин: С. Фишер.
- Фоллмёллер, Карл (1913). Турандот, принцесса Китая. Шинуазри в трёх действиях . Авторизованная английская версия Джетро Бителла. Лондон: Т. Фишер Анвин. Проект Гутенберг . По состоянию на 15 сентября 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Турандот (опера Бузони) на Викискладе?