Тристан Роусон

Кэпел Тристан Роусон (20 января 1888 — 20 мая 1974), профессионально известный как Тристан Роусон , был английским актёром.
После ранней карьеры оперного певца в Германии, он занялся любительской драматургией в Швейцарии во время Первой мировой войны , а по возвращении в Англию в 1919 году стал профессионалом и продолжил карьеру, продлившуюся сорок лет. Его особенно ассоциировали с шекспировскими ролями, и он сыграл более чем в сорока шекспировских постановках. Он установил длительные связи с Театром под открытым небом Риджентс-Парк , где появлялся во многих летних сезонах с 1938 по 1960 год. Он был в основном известен как театральный актер, но транслировался по радио и телевидению BBC и снялся в четырех кинофильмах.
Помимо игры, Роусон адаптировал немецкие, французские и испанские пьесы для британской сцены, работая со своим младшим братом, драматургом Грэмом Роусоном.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Роусон родился в Мэрилебоне , Лондон, 20 января 1888 года, был старшим из двух сыновей Гарри Стэнхоупа Роусона и его жены Изабель Ады, урожденной Хэнбери. [ 1 ] Его младший брат Грэм стал драматургом. [ 2 ] Он получил образование в школе-интернате в Истборне , Сассекс. [ 1 ] Свою исполнительскую карьеру он начал как певец, исполняя партии баритона в Кёльнской опере , где дебютировал в сентябре 1910 года и оставался там четыре года. [ 2 ] [ 3 ] В октябре 1914 года он женился на пианистке Гуиде Франкен (1894–1920), ученице Карла Фридберга . [ 1 ] [ 4 ] У пары родились дочь и сын. [ 1 ]
Во время Первой мировой войны Роусон был членом труппы Цюрихской оперы , где исполнил партию Барака в Бузони » «Турандот . [ 5 ] Его уговорили принять участие в любительской постановке «Английские игроки», организованной Джеймсом Джойсом , по пьесе «Как важно быть серьезным» в главной роли Джона Уортинга. [ 3 ] В 1970-х годах Том Стоппард сделал эту постановку основой своей комедии «Травести» . [ 6 ] [ н 1 ] Роусон продолжал играть с труппой в течение 1918 года в пьесах, включая «Хиндл просыпается» , «Темная леди сонетов» и «Она наклоняется, чтобы победить» . [ 8 ]
Вест-Энд
[ редактировать ]В 1919 году, вернувшись в Англию, Роусон дебютировал на немузыкальной сцене вместе с игроками Лены Эшвелл под руководством Д. А. Кларк-Смита . [ 9 ] В 1920 году в Лирическом театре Хаммерсмита он сыграл Сильвиуса в спектакле «Как вам это понравится» в Найджела Плейфэра . постановке [ 10 ] и на протяжении всего периода «Оперы нищего» он был одним из актеров, игравших роль Локита. [ 2 ] В июле 1920 года он появился в «Вниз по течению» . пьесе своего брата Грэма [ 11 ] Гуида Роусон умерла в возрасте 26 лет в 1920 году, а в следующем году Роусон женился на актрисе Мэри Бартон. [ 1 ] В 1923 году он снял единственный немой фильм « Прекрасная дева из Перта », но не возвращался на киностудии до 1950-х годов. [ 12 ] В 1927 году он сделал свою первую радиопередачу для BBC, но до 1940-х годов мало работал на радио. [ 13 ]

На протяжении 1920-х годов Роусона постоянно видели в постановках Вест-Энда, а иногда и в турне. Он играл в пьесах, начиная от современной комедии и заканчивая старой мелодрамой ( «Ист-Линн» ), классикой елизаветинской эпохи («Кент в «Эдуарде II» и Бассанио в «Венецианском купце» ) , новой костюмированной драме ( «Роберт Э. Ли пьесе » Джона Дринкуотера ) и Ибсеном («Боргхайм в Джона Дринкуотера»). Маленький Эйольф ). Каждый рождественский сезон с 1927 по 1932 год он играл Джина и мистера Кэри в « Там, где заканчивается радуга» . [ 2 ]
В 1920-е годы Роусон сотрудничал со своим братом в адаптации иностранных пьес. Роусон был отличным лингвистом (в 1930 году он сыграл версию Фауста на немецком языке). [ 2 ] и братья создали английские версии немецких, французских и испанских пьес: «Гонка с тенью» Вильгельма фон Шольца (1921), Жоржа Дюамеля » «Ментальные спортсмены (1923), » Гете «Фауст (1924), Жюля Ромена » «Диктатор ( 1928), Хасинто Бенавенте » «Принцесса (1929) и » Эберхарда Вольфганга Мёллера . «Дуамонт (1929). [ 2 ]
В 1930-х годах репертуар Роусона заметно сместился в сторону Шекспира. [ 14 ] Он играл Марцелла, Лаэрта и Клавдия в постановках « Гамлета» , Ричмонда и Гастингса в постановках «Ричарда III» , Пажа в «Виндзорских весёлых женушках» , Цинну в «Юлии Цезаре» , герцога Венецианского в «Отелло» , Тесея в «Сне в летнюю ночь» , Орсино в «Сне в летнюю ночь». «Двенадцатая ночь» , Герцог в «Как вам это понравится» , Леонато в «Много шума из ничего» и Симонид в «Перикле» . [ 2 ]
Спустя годы
[ редактировать ]В конце 1930-х годов Роусон наладил сотрудничество с Театром под открытым небом Риджентс-Парк , а в 1940-х годах это продолжалось с одиннадцатью шекспировскими ролями, а также такими ролями, как Рафаэль в «Тобиасе и ангеле» и Рафаэль в «Фаусте» . [ 2 ] В течение сезона 1945 года в театре Шекспира Мемориальном в Стратфорде-на-Эйвоне он появился в спектаклях «Двенадцатая ночь » , «Виндзорские веселые жены» , «Отелло» и «Много шума из ничего» . С 1946 по 1950 год он появлялся каждое Рождество в различных театрах Вест-Энда в роли доктора Ливси в « Острове сокровищ» . [ 2 ] В 1940-е годы он стал частым ведущим на радио BBC. [ 13 ]
В 1950-е годы Роусон снял три кинофильма: «Джентльмены времени, пожалуйста!» (1952), «Пропавший без вести» (1953) и «История на первой полосе» (1954). Он появился на телевидении BBC в нескольких постановках, в том числе в Фрэнсиса Дербриджа детективном сериале «Сломанная подкова» (1952). [ 13 ] Связь с Театром под открытым небом продолжалась до конца сценической карьеры Роусона. В период с 1951 по 1960 год он сыграл там роли в пятнадцати шекспировских постановках, его последней ролью был Тесей в «Сне в летнюю ночь» . [ 2 ]
Роусон умер в своем доме в Хэмпстеде , Лондон, 20 мая 1974 года в возрасте 86 лет. [ 1 ] Его вторая жена умерла раньше него. [ 14 ]
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Роусон упоминается в пьесе Стоппарда, но не появляется; его коллега по актерскому составу Генри Карр является основой сюжета. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж «Капел Тристан Роусон» , Ancestry UK. Проверено 4 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Паркер, Гэй и Герберт, стр. 1990–1992 гг.
- ^ Jump up to: а б Эллманн, с. 425
- ^ Керзон, с. 181
- ^ Гриффель, с. 489
- ^ Стоппард, стр. ix – xi.
- ^ Стоппард, с. 42
- ^ «Выход Карра» , Интернет-заметки Джеймса Джойса. Проверено 4 августа 2021 г.
- ^ Паркер, Гэй и Герберт, стр. 459–461 и 1990–1992 гг.
- ^ «Как вам это понравится», The Stage , 15 апреля 1920 г., стр. 14
- ^ «Шефтсбери», The Stage , 15 июля 1920 г., стр. 14
- ^ «Тристан Роусон» , Британский институт кино. Проверено 4 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «Тристан Роусон» , BBC Genome. Проверено 4 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Мистер Тристан Роусон», The Times , 22 мая 1974 г., стр. 22
Источники
[ редактировать ]- Керзон, Анри де (1913). Музыкальный гид; международное обозрение музыки и оперного театра . Брюссель и Париж: Шотт. OCLC 297252907 .
- Эллманн, Ричард (1983). Джеймс Джойс (второе изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-281465-4 .
- Гриффель, Маргарет Росс (1990). Оперы на немецком языке: Словарь . Нью-Йорк, Вестпорт и Лондон: Greenwood Press. ISBN 978-0-313-25244-0 .
- Паркер, Джон; Фреда Гэй; Ян Герберт (1978). Кто был кем в театре . Детройт: Гейл Исследования. OCLC 310466458 .
- Стоппард, Том (1993). Травестии (второе изд.). Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-10683-7 .
- 1888 рождений
- 1974 смертей
- Английские актеры-мужчины 20-го века
- Люди из Мэрилебон
- Актеры-мужчины из Лондона
- Английские актеры-мужчины
- Английские телевизионные актеры мужского пола
- Английские оперные певцы XX века
- Британские оперные певцы XX века
- Английские оперные баритоны
- Английские радиоактёры мужского пола