Мод Аллан
Мод Аллан | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Беула Мод Даррант или Ула Мод Альма Даррант 27 августа 1873 г. |
Умер | 7 октября 1956 г. Лос-Анджелес , Калифорния , США | (83 года)
Национальность | Канадский |
Известный | Танец и хореография |
Движение | Современный танец |
Мод Аллан (родившаяся как Беула Мод Даррант или Ула Мод Альма Даррант ; [ 1 ] [ 2 ] 27 августа 1873 — 7 октября 1956) — канадская танцовщица, известная прежде всего своим «Танцем семи покрывал» . Хотя ее и не считали опытной танцовщицей, она выступала в пьесе Оскара Уайльда «Саломея» , станцевав главную роль топлесс, что привлекло большое внимание. Во время Первой мировой войны она подала в суд на британского депутата за клевету в связи с обвинениями в том, что она была лесбиянкой и что немецкие агенты использовали ее сексуальную ориентацию как повод шантажировать ее, заставляя шпионить в их пользу против британского правительства. Она оказалась неудачной. Суд возродил общественное неодобрение Оскара Уайльда, чей собственный неудавшийся судебный процесс по делу о клевете стал причиной его ареста, осуждения и тюремного заключения за содомию двумя десятилетиями ранее.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мод Аллан родилась Ула Мод Аллан Даррант в Торонто, Онтарио, Канада, в 1873 году в семье Уильяма Аллана Дарранта и Изабеллы (Хатчинсон) Даррант. Аллан был вторым из двух детей после ее старшего брата Теодора Дарранта (1871–1898). [ 3 ] В юности Аллан любил фортепиано и был очень музыкально одарён. Ее учителем была мисс Лихенштейн, известная в то время учительница игры на фортепиано в Торонто и Монреале. [ 4 ]
В 1887 году ее мать, брат и она сама переехали в Сан-Франциско, Калифорния, чтобы встретиться со своим отцом, который жил там три года назад, наладив жизнь семьи. [ 4 ] Тео и Мод посещали среднюю школу Линкольна , а затем Технический институт Когсвелла , где она посещала курсы резьбы по дереву и скульптуры. [ 4 ] В это время Аллан все еще занимался и преподавал игру на фортепиано. [ 5 ] Она также давала концерты в домах богатых людей, живущих в Сан-Франциско, таких как Адольф Сутро . Ходили слухи, что Сутро был ее дедушкой и биологическим отцом ее матери. Есть достаточно доказательств, чтобы предположить, что это правда, поскольку у семьи было мало денег, но они смогли отправить Тео в частную школу-интернат и позволить себе дом в богатом районе в Сан-Франциско принадлежит Сутро. [ 4 ]
Семья Аллана также активно участвовала в баптистской церкви Эммануэля, особенно ее брат Тео, который был помощником суперинтенданта церковной воскресной школы . [ 4 ] Ее брат также поступил в медицинскую школу при Медицинском колледже Купера . [ 4 ] Учитель Аллан по игре на фортепиано, Юджин Бонелли, директор Большой музыкальной академии Сан-Франциско, порекомендовал ей продолжить обучение в Берлине, Германия, в Высшей школе музыки . [ 5 ]
Несмотря на то, что ее семья была в тяжелом финансовом положении, мать настаивала на том, чтобы она поехала в Европу, чтобы продолжить образование. [ 5 ] Изабелла и Тео также планировали встретиться с ней в Германии и путешествовать с ней по Европе после окончания Тео медицинской школы. [ 4 ] Тео планировал продолжить обучение в аспирантуре, находясь в Европе. [ 4 ]
Всего через шесть недель после того, как Аллан уехала продолжать свою карьеру в Германию, ее брат совершил то, что было известно как преступление века. [ 5 ] Теодору было предъявлено обвинение и он был признан виновным в убийстве двух молодых женщин в баптистской церкви Эммануэль. [ 5 ] Аллан не смогла попрощаться со своим братом, поскольку он был повешен 7 января 1898 года в тюрьме Сан-Квентин , когда она еще жила в Берлине. [ 5 ] Аллан винила себя в смерти брата, потому что считала, что если бы она не оставила его, он бы не совершил убийства. [ 4 ] Она всегда утверждала, что ее брат невиновен и умер напрасно. [ 4 ] Его смерть оставалась с Алланом много лет спустя, и она и ее мать Изабелла развеяли его прах по Европе, чтобы оплакать его потерю. [ 5 ] Есть предположение, что ее фамилия была изменена на Аллан, чтобы дистанцироваться от действий брата и позволить ей сделать успешную карьеру. [ 6 ]
Сценическая и танцевальная карьера
[ редактировать ]Аллан начала свою танцевальную карьеру после знакомства с Ферруччо Бузони , директором школы Meister-schüle в Веймаре , Германия, где она училась игре на фортепиано после окончания учебы в Берлине. [ 6 ] Предположительно, Аллан впервые танцевал перед Бузони, и он был в восторге от ее выступления и попросил ее прекратить заниматься фортепиано и вместо этого заняться танцами. [ 6 ] Одним из современников Бузони был Марсель Реми, который стал ее агентом, менеджером и композитором. [ 7 ]
Она дебютировала на сцене в Вене , Австрия, 24 ноября 1903 года, в возрасте 30 лет. [ 5 ] Она танцевала под Мендельсона , Бетховена , Баха , Шумана , Шопена , Шуберта и Дебюсси . [ 5 ] Аллан гастролировал с этим спектаклем по всей Европе и в течение следующих 5 лет побывал в таких городах, как Льеж, Брюссель, Берлин, Лейпциг и Кельн. [ 5 ] Эти пять лет имели решающее значение для закрепления перехода Аллан от пианистки к танцовщице и узаконивания ее талантов в рядах Айседоры Дункан и Рут Сен-Дени . [ нужна ссылка ]
Произведением, которое поставило Аллана на вершину танца в Европе, было «Видение Саломеи» , премьера которого состоялась в Вене в декабре 1906 года. [ 5 ] Это шоу было вдохновлено Оскара Уайльда пьесой « Саломея» , которую она впервые посмотрела вместе с Марселем Реми в 1904 году. [ 5 ] В центре пьесы - Саломея , царя Ирода падчерица , и ее влечение к Иоканаану ( Иоанну Крестителю ), который был заключен в тюрьму ее отчимом. После того, как Иоканаан отвергает ее ухаживания, потому что она «дочь Содома », она танцует Танец семи покрывал в обмен на все, что пожелает от отчима. После танца она просит голову Иоканаана. Несмотря на сопротивление отца, она получает то, что хочет, и Иоканаан умирает. Аллан подумала, что главную роль можно было бы лучше выразить с помощью другого средства, и именно так у нее родилась идея «Видения Саломеи» . [ 5 ] Реми также написал музыку к спектаклю. [ 5 ]
Рецензии в целом критиковали ее танец, говоря, что он мало что добавляет к существующей культуре, созданной Айседорой Дункан. [ 5 ] , Аллан не имел формального танцора Судя по рецензиям на «Видение Саломеи» . Однако та часть двадцатиминутного спектакля, которая по-настоящему заинтриговала зрителей, — это шокирующая ценность. Аллан танцевал топлесс ; ее тело было покрыто только замысловатыми украшениями. [ 5 ] Она приняла решение танцевать топлесс, потому что считала, что ее тело — это ее инструмент, и ни один другой артист не прикрывает свои инструменты во время творчества. [ 4 ] Кроме того, большую часть представления в углу сцены стояла реалистичная восковая голова Иоанна Крестителя, часто пугающая зрителей. [ 4 ] Аллан также использовал отрубленную голову в качестве реквизита в конце выступления, и это привлекло много внимания средств массовой информации как ужасное и абсурдное. Такое внимание средств массовой информации позволило новости о исполнении Алланом «Танца семи покрывал» распространиться по Европе, а ей совершить поездку по таким местам, как Париж, Прага, Будапешт, Мюнхен, Богемия и Лейпциг. [ 5 ]
Следующий значительный шаг в карьере Аллан произошел, когда она исполнила «Видение Саломеи» в Лондоне в 1908 году, где изображение библейских персонажей на сцене было незаконным. [ 5 ] Это «покорение Лондона» она начала с двухнедельной резиденции в Palace Theater , где ее выступление завершилось « Видением Саломеи» . [ 5 ] Эти выступления в одночасье сделали ее сенсацией в регионе и выдвинули ее в высший эшелон общества Англии. Она продолжала выступать в Лондоне в течение 18 месяцев и исполнила «Видение Саломеи» 250 раз. [ 5 ]
В 1909 году Аллан решила, что Москва и Санкт-Петербург . ее следующими целями станут [ 5 ] Во многих обзорах ее сравнивали с Айседорой Дункан и критиковали ее неуравновешенность по сравнению с работами Дункана. Рецензии подчеркивали ее энтузиазм и старания, но российская публика жаждала большего профессионализма и чистоты в движениях. Одними из ее самых известных гостей были царь и царица России . [ 4 ]
В следующем году Аллан начал гастролировать по Соединенным Штатам в Бостоне. Танцовщицу по имени Гертруда Хоффман отправили изучить шоу Аллана в Лондоне и выступить с ним в Нью-Йорке за шесть недель до приезда Аллана с туром по штатам. [ 4 ] Многие театры запретили постановку Аллана «Видение Саломеи» до ее поездки в Соединенные Штаты из-за исполнения танца Хоффманом. В конечном итоге это сработало на пользу Аллану, потому что заставило людей задуматься, почему выступление было запрещено, что привело к тому, что больше людей посетило ее шоу, где ей разрешили выступать. [ 4 ] Газета «Нью-Йорк Таймс» придумала национальную интригу «Саломания», которая принесла Аллану международную славу. Ее турне побывало в Нью-Йорке, Чикаго, Филадельфии, Вашингтоне, Милуоки, Цинциннати, Канзас-Сити, Сан-Франциско, Окленде, Лос-Анджелесе, Атланте, Сакраменто, Стоктоне, Сан-Хосе, Рочестере и Сан-Диего. [ 5 ]
После того, как Аллан вернулась в Лондон из своего турне по Штатам, она поручила Дебюсси написать музыку для созданного ею нового шоу под названием « Хамма», чтобы заменить в ее выступлении «Видение Саломеи» . В центре сюжета история египетской танцовщицы Кхаммы, которая отдала себя в жертву богу Амон-Ра . «Хамма» была гораздо более амбициозной, чем «Видение Саломеи», потому что Аллан включал в себя других танцоров, поставленных ею, полную симфонию и, возможно, певцов. Она начала работать в сотрудничестве с Дебюсси в 1911 году, продолжая выступать в Лондоне. [ 5 ]
Между 1912 и 1915 годами она путешествовала по Южной Африке, Индии, Дальнему Востоку и Австралазии, исполняя номера из своего существующего репертуара. Ее выступления в целом были хорошо приняты публикой и критиками, но резкие культурные различия и религиозная нетерпимость к непристойному поведению вызвали некоторый резонанс в прессе. [ 5 ]
В конце 1915 года она вернулась в США, чтобы погостить у своих родителей, живших в Лос-Анджелесе. [ 5 ] Именно здесь она появилась в немом фильме «Дочь ковровщика» , где исполнила отрывки из «Видения Саломеи» на экране . В 1916 году она начала еще один тур по Северной Америке, который привел к катастрофе. [ нужны разъяснения ] [ 4 ] Она назначила своего друга и менеджера Чарльза Макмиллена главой концертного агентства Мод Аллан в Нью-Йорке для организации второго турне по Северной Америке. [ 8 ] Она наняла собственный оркестр и группу танцоров, чтобы сделать этот тур намного более насыщенным, чем предыдущий. [ 4 ] Аллан начала свой тур 28 сентября 1916 года в Олбани, а затем направилась в Канаду. [ 8 ] Несмотря на это, тур сорвался из-за нехватки средств. Свой второй тур по Северной Америке она завершила в апреле 1917 года, отправившись в Нью-Йорк и выступив в Театре Палас в течение двух недель. На второй неделе было представлено « Видение Саломеи» , которое было отвергнуто критиками и больше никогда не исполнялось. [ 8 ]
Иск о клевете и последующие годы
[ редактировать ]
Она вернулась в Лондон в 1918 году и сыграла главную роль Саломеи в постановке Джека Грайена « Саломея» Оскара Уайльда . [ 5 ] Спектакль Грина не был публичным представлением и требовал от посетителей подать заявку на посещение спектакля, чтобы обойти закон, согласно которому библейские персонажи не могут быть изображены в искусстве. [ 9 ] Это выступление побудило британского депутата Ноэля Пембертона Биллинга опубликовать статью под названием «Культ клитора» в собственном журнале Vigilante . [ 9 ] В статье Аллан обвинялась в том, что она была лесбиянкой-помощницей немецких заговорщиков военного времени.
Хотя однополые отношения между женщинами никогда не были незаконными в Англии , во всем обществе они считались прискорбными. Биллинг предположил, что многие участники «Черной книги», куда были записаны имена претендентов, были гомосексуалистами, занимавшими высокий статус в обществе. [ 9 ] Он считал, что людей, включенных в эту книгу, правительство Германии шантажировало за то, что они геи, и они собирали информацию о британском высшем обществе в обмен на то, что немцы сохраняли свою сексуальную ориентацию в секрете. [ 9 ]
Аллен подал в суд на Биллинга за клевету на следующих основаниях: публикация клеветнической статьи об Аллане и Грайен, а также включение в статью ненормативной лексики. Судебный процесс стал общенациональной новостью и длился пять-шесть дней. [ 9 ] Биллингс представлял себя и вызвал высокопоставленных свидетелей защиты, в том числе Эйлин Вильерс-Стюарт, которая была его любовницей. [ 9 ] Он также представил доказательства безумия Аллана с помощью экспонатов, освещающих судебный процесс по делу об убийстве ее брата Тео и последующую казнь. [ 9 ] Он оправдал это, предположив, что безумие Аллана было наследственным. [ 8 ] Аллан заявила, что мало знала о Саломее, но считала Оскара Уайльда великим художником. Судью волновал не столько иск о клевете, сколько то, как в конечном итоге была поставлена пьеса Уайльда. Присяжные признали Биллинга невиновным. Это дело вызвало пристальное внимание общественности к пьесе, Оскару Уайльду и самой Мод Аллан. [ 9 ] Суд и общественный резонанс против Аллана способствовали, среди прочего, закату ее карьеры в Европе. [ 8 ]
После суда она вернулась в Америку, чтобы быть со своей матерью Изабеллой Даррант после смерти отца. В 1920 году она решила совершить поездку по Южной Америке и взять с собой мать. [ 5 ] В течение следующего десятилетия она еще несколько раз выступала в Лондоне, Брюсселе, Париже, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе, практически не упоминаясь в прессе. Она перевезла свою мать в Лондон в 1928 году и провела с ней следующие два года, пока ее мать не умерла в 1930 году. После смерти ее матери Аллан основал Школу танцев Западного крыла , где она преподавала танец детям из малообеспеченных семей в Лондоне, а также другим детям. частные ученики. В конечном итоге школа столкнулась с финансовыми проблемами из-за отсутствия финансирования. [ 8 ]
В 1936 году она в последний раз публично выступила в Лос-Анджелесе в Redlands Community Music Association . В 1942 году она покинула Школу танцев Западного крыла после того, как она пострадала от бомбы. Она стала водителем-добровольцем скорой помощи Красного Креста . В следующем году Аллан переехала в Лос-Анджелес и проработала 13 лет чертежником в компании Macdonald Aircraft в Санта-Монике. 7 октября 1956 года она умерла в доме престарелых. [ 5 ]
Сексуальность
[ редактировать ]Аллан никогда не раскрывала свою сексуальную ориентацию в соответствии с социальными нормами, но существует достаточно доказательств, чтобы сделать вывод, что на протяжении всей своей жизни она была связана с женщинами, особенно с Марго Асквит и Верной Олдрич . Асквит была замужем за Гербертом Генри Асквитом , премьер-министром Соединенного Королевства , с 1908 по 1916 год. [ 10 ] Марго Асквит платила Аллану за квартиру с видом на Риджентс-парк в течение двадцати лет, начиная с 1910 года. Ее отношения с Алланом укрепили мнение многих светских людей из высшего сословия Лондона о том, что она сексуально отличается. После смерти Герберта в 1928 году Марго перестала платить за квартиру Аллана, и у Аллана завязался роман с ее секретарем Олдричем. [ 10 ]
Олдрич была секретарем Аллана, когда она работала в Лондоне в Школе танцев Вест-Уинг, и она десять лет жила с Алланом в своей квартире в Риджентс-парке. [ 11 ] Олдрич был на двадцать лет моложе Аллана, что позволило Аллану эмоционально оскорблять Олдрич своими требованиями и паранойей. [ 10 ] В 1930 году Олдрич получил предложение руки и сердца от овдовевшего мужчины, что привело к тому, что Аллан устроил истерику, угрожая разоблачить Олдрич как лесбиянку, а затем покончить жизнь самоубийством. [ 10 ] Кроме того, после того, как Асквит перестал платить за квартиру Аллана, Аллан заставил Олдрича платить за аренду, пока они жили вместе. После того, как деньги Олдрича закончились из-за того, что она самостоятельно финансировала Аллана и себя, Аллан разыскал богатых родственников Олдрича, чтобы те профинансировали ее. Их отношения формально закончились, когда Аллан обвинил Олдрича в краже у нее и пригрозил подать в суд. Аллан жил в этой квартире, пока ее не взорвали в «Блице» . [ 8 ]
Как суфражистка
[ редактировать ]Сторонник суфражистки назвал имя Аллана (как псевдоним) при аресте суфражисткой, арестованной недалеко от Стерлинга , Шотландия , за нападение на Герберта Асквита. [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Имя при рождении — Ула Мод Альма Даррант.
МакКоннелл, Вирджиния А. Сочувствие дьяволу: убийства Эммануэля Баптиста в старом Сан-Франциско , University of Nebraska Press (1 января 2005 г.), стр. 294 - ^ «Мод Аллан» . www.dcd.ca. Проверено 21 июля 2020 г.
- ^ Чернявский 1991 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Чернявский, Феликс (1991). Танцовщица Саломеи: жизнь и времена Мод Аллан . Торонто: Макклелланд и Стюарт. ISBN 978-0-7710-1957-9 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб Чернявский, Феликс (1998). Мод Аллан и ее искусство . Торонто: Танцевальная коллекция Danse Press / es. ISBN 9780929003351 .
- ^ Jump up to: а б с МакДирмон, Лейси (январь 1978 г.). «Мод Аллан: публичный отчет». Танцевальная хроника . 2 (2): 85–105. дои : 10.1080/01472527808568721 .
- ^ Симкин, Джон. «Эйлин Вильерс-Стюарт» . Спартак Образовательный .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Чернявский, Феликс (1986). «Мод Аллан, Часть V: Годы упадка, 1915–1956». Танцевальная хроника . 9 (2). Тейлор и Фрэнсис: 177–236. дои : 10.1080/01472528508568922 . JSTOR 1567554 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Игликовски-Брод, Вики (14 февраля 2019 г.). «История ЛГБТК+: Мод Аллан и «неестественные практики среди женщин» » . Блог Национального архива . Национальный архив . Проверено 27 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Ролле, Элиза. «Холфорд Хаус, Авеню Роуд и Аутер Сир, Сент-Джонс-Вуд, Лондон NW1 4RT, Великобритания» . Странные места . Проверено 27 апреля 2022 г.
- ^ Гиллан, Дон. «Мод Аллан (1873–1956)» . www.stagebeauty.net . Сценическая красота . Проверено 27 апреля 2022 г.
- ^ Аткинсон, Дайан (2018). Восстаньте, женщины! Замечательная жизнь суфражисток . Лондон, Великобритания: Блумсбери. п. 445. ИСБН 978140884404-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бентли, Тони (2002). Сестры Саломеи . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-12725-6 .
- Буонавентура, Венди (2009). Полуночная Роза . Бристоль: Книги киновари. ISBN 978-1-898495-07-9 .
- Буонавентура, Венди (2018). Темная Венера: Мод Аллан и миф о роковой женщине . Страуд: Издательство Amberley. ISBN 978-1-4456-7751-4 .
- Чернявский, Феликс (2000). «Мод Аллан». В Макферсоне, Сьюзен (ред.). Энциклопедия театрального танца в Канаде (на английском и французском языках). Торонто: Танцевальная коллекция Danse. ISBN 978-0-929003-44-3 .
- Хоар, Филип (1997). Последняя битва Уайльда: упадок, заговор и Первая мировая война . Лондон: Дакворт. ISBN 978-0-7156-2737-2 .
- Джеймс, Рассел (2008). Дело Мод Аллан . Барнсли, Западный Йоркшир: Помните, когда. ISBN 978-1-84468-041-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Мод Аллан на IMDb
- Документы Мод Аллан, 1910–1934 гг. (1 погонный фут) хранятся в Исследовательской библиотеке Чарльза Э. Янга в Калифорнийского университета Лос-Анджелесе .
- Документы Джона Генри Брэдли Сторрса, 1847–1987 (18,4 погонных фута) хранятся в Смитсоновского института . Архиве американского искусства
- Работы Мод Аллан или о ней в Интернет-архиве
- Мод Аллан — streetwing.com
- Мод Аллан о беллидансерах и девушках из гарема
- 1873 рождения
- 1956 смертей
- Канадские киноактрисы
- Актрисы канадского театра
- Канадские эротические танцовщицы
- Канадские артисты водевиля
- Канадские эмигранты в США
- Актрисы из Торонто
- Музыканты из Торонто
- Канадские эмигранты в Германии
- Лесбиянки-танцовщицы
- Канадские актрисы-лесбиянки
- Канадские музыканты-лесбиянки
- Канадские художницы-лесбиянки
- Канадские танцоры ЛГБТ
- Канадские женщины-музыканты 20-го века
- Канадские актрисы XIX века
- Канадские актрисы 20-го века
- Канадские ЛГБТ 20-го века