Люкс «Турандот»
Люкс «Турандот» | |
---|---|
Ферруччо Бузони | |
![]() Обложка партитуры, разработанная Эмилем Орликом и впервые опубликованная в 1906 году. | |
Каталог | БВ 248 |
Опус | 41 |
Составленный | 1904 | –05
Подсчет очков | оркестр |
Сюита «Турандот» , соч . 41 ( BV 248) — оркестровое произведение Ферруччо Бузони, написанное в 1904–1905 годах по мотивам графа Карло Гоцци пьесы «Турандот» . Музыка – в той или иной форме – занимала Бузони в разное время, с 1904 по 1917 годы. Бузони аранжировал сюиту из музыкальных произведений, которые он сочинял для сопровождения постановки пьесы Гоцци. Сюита была впервые исполнена 21 октября 1905 года, а пьеса с его музыкальным сопровождением ставилась только в 1911 году. В августе 1916 года Бузони закончил сочинение одноактной оперы « Арлекино» , но для полноценного вечернего развлечения требовалась сопутствующая работа. Он вдруг решил превратить музыку «Турандот» в двухактную оперу с разговорным диалогом. Премьера двух произведений состоялась вместе как двойной афиша в мае 1917 года. [ 1 ]
Оригинальные названия сюиты и ее частей
[ редактировать ]Оригинальное немецкое название [с английским переводом]: [ 2 ] [ 3 ]
- Оркестровая сюита из музыки к драме-сказке Гоцци "Турандот"
- [Оркестровая сюита из музыки к драме-сказке Гоцци "Турандот"]
Названия восьми частей, опубликованные в 1906 году:
- Казнь, городские ворота, прощание под музыку первого акта.
(Казнь, Городские ворота и Отъезд из музыки первого акта.) - Труффальдино. (Вступление и гротескный марш.)
( Труффальдино . [Вступление и Гротескный марш.]) - Альтум. Марш.
(Марш Альтума) - «Турандот» Марша.
(Марш Турандот.) - Женская палата. Введение в III. Действовать.
( Зенана . Вступление к третьему акту.) - Танцуйте и пойте.
(Танец и песня.) - «Ночной вальс» из музыки к четвёртому акту.
(Ночной вальс из музыки четвертого действия.) - «In modo di Marcia funebre» и «Finale alla Turca» из музыки к пятому акту.
(«В манере траурного марша» и «Турецкий финал» из музыки к пятому акту.)
В 1911 году Бузони сочинил Verzweiflung und Ergebung («Отчаяние и отставка», BV 248a ) в качестве дополнительной части, которую нужно было играть между номерами. VII и VIII. Еще позже, после завершения оперы «Турандот» в 1917 году, он заменил «Траурный марш № VIII» на «Altoums Warnung» («Предупреждение Альтума», BV 248b ). Музыковед и ученый Бузони Энтони Бомонт заявил, что окончательная версия сюиты, включая оба этих более поздних дополнения, является «окончательной» версией. [ 4 ]
Инструментарий
[ редактировать ]3 флейты (3-й дублирующий пикколо ), 3 гобоя (3-й дублирующий английский рожок ), 3 кларнета (3-й дублирующий бас-кларнет ), 3 фагота (3-й дублирующий контрфагот ); 4 валторны , 4 трубы , 3 тромбона , 1 туба ; литавры , ударные инструменты ( глокеншпиль , треугольник , бубен , крытый барабан, большой барабан , там-там ); 2 арфы ; Припев : женский ( унисон ) импровизация. ; струны . Инструменты BV 248a и b: как у BV 248, за исключением без хоруса. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Гоцци Выбор Турандот
[ редактировать ]
(1720–1806)
Энтони Бомонт предположил, что решение Бузони сочинить музыку для пьесы Карло Гоцци могло быть вызвано приближающимся столетием (в 1906 году) со дня смерти драматурга. [ 6 ] Гоцци «Турандот» , впервые появившаяся в 1762 году, является самой известной из десяти его фиабе (сказок), написанных между 1761 и 1765 годами. [ 8 ] Действие происходит за городскими воротами Пекина и внутри императорского дворца. Турандот — гордая и жестокая китайская принцесса, которая отказывается выходить замуж за любого жениха, пока он не ответит на три неразрешимые загадки. Когда они терпят неудачу, она казнит их. принцу Но Калафу, астраханскому , удается добиться ее расположения («Турандот или смерть!»), разгадать загадки и добиться ее руки. Первоначально пьеса была написана для исполнения в небольшом театре Сан-Самуэле в Венеции и была намеренно написана в стиле комедии дель арте как реакция на более современные, реалистические пьесы его соперника Гольдони . [ 9 ]
Бузони очень любил фантастические и волшебные сказки: его непосредственно предшествующей работой был Фортепианный концерт соч. 39 BV 247, в который вошла музыка из незаконченной адаптации « Адама Оленшлегера » Аладдина . [ 10 ] [ обсуждать ]
Композиция на Турандот музыку
[ редактировать ]Еще в 1904 году Бузони подготовил несколько набросков музыки к китайской басне Гоцци. [ 11 ] но не занимался исключительно этой задачей до лета 1905 года, когда он остался один в Берлине, в то время как его жена Герда и дети были в Године, Бельгия. [ 6 ] [ 12 ] В течение этого периода сосредоточенной работы, с июня до середины августа, он проходил пьесу более или менее в хронологическом порядке, сочиняя музыку для тех мест, где Гоцци явно призывал к этому, а также везде, где его театральные инстинкты подсказывали, что это могло усилить драматизм. [ 6 ]
Темы Бузони и мелодии, которые выбрал для музыки «Турандот», основывались исключительно на восточных мотивах китайского, а также персидского, турецкого и индийского происхождения. В качестве источника он использовал книгу выдающегося музыкального критика и историка Августа Амброса , который защищал Бузони как вундеркинда. [ 13 ] Бомонт показывает, что почти весь тематический материал в музыке Турандот взят из первого тома « Geschichte der Musik» Амброса . [ 14 ]
Всего имеется 34 рукописных листа с эскизами и оркестровками к музыке Турандот в Архиве Бузони . [ 15 ] Он набросал тринадцать номеров к спектаклю и почти сразу их оркестровал. Понимая, что постановка спектакля на его музыку будет сложной, трудоемкой и дорогостоящей, он также аранжировал музыку в концертную сюиту из восьми частей , «Турандот-сюиту» . [ 16 ] Часть музыки в рукописях также предназначена для мелодрам , которые будут использоваться в пьесе: каждой из трех загадок предшествуют загадочные духовые аккорды ; Изначально ответы Калафа предназначались для пения, но Бузони в конце концов отказался от этой идеи. [ 6 ]
В письме матери от 21 августа 1905 года Бузони писал:
Я все время оставался в Берлине и, как всегда, был очень занят. По этому поводу с новой партитурой, которую я завершил позавчера . Баббо [Папа] будет рад услышать, что я предпринял новую попытку театральной работы, но нетрадиционным способом; не оперой , а описательной музыкой для устной драмы.
Пьеса, которую я выбрал для этой цели, — это старая инсценированная сказка, трагикомедия нашего Карло Гоцци. Нет ничего естественнее, чем попытаться поставить пьесу итальянского писателя, ставшую к настоящему времени классикой (и все же, поскольку она забыта, остается новинкой), но, к сожалению, положение дел в нашей стране не дает повод для надежды.
Для постановки потребовалась бы не только элитная театральная труппа, но и большое богатство, и отменный вкус в оформлении костюмов и декораций, и, кроме того, первоклассный оркестр. Гоцци — автор сказок, которые ей рассказывала маминая бабушка. L’amore delle tre melarance (« Любовь к трем апельсинам »), L’augellin Belverde (« Зеленая птица» ) и другие были в большой моде во времена рококо, но затем бесследно исчезли. Я выбрал историю о жестокой и соблазнительной китайской принцессе (или персидской, кто знает) Турандот, которая требует от своих женихов решения трех загадок, рискуя потерять голову, если они потерпят неудачу. Помимо героических и восточных персонажей, в комических ролях появляются и старые маски Венеции: Панталоне , Бригелла. [ 17 ] и Труффальдино .
Эта задача полностью поглотила меня на два с половиной месяца, в течение которых я не мог сосредоточиться ни на чем другом. Теперь все закончено, и мне пора заняться другими интересами и начинаниями. [ 18 ]
История производительности пакета
[ редактировать ]Еще не закончив сочинять музыку к «Турандот» , Бузони готовил концертное исполнение сюиты. 10 июля 1905 года он написал Эгону Петри о концерте, который он должен был провести в Амстердаме, который должен был включать не только Фортепианный концерт с Петри в качестве солиста, но и исполнение Сюиты «Турандот» :
Менгельберг был здесь [Берлин] и составлен план: мне дирижировать мой «Концерт» (все упрямо сохраняют финальную букву «о») в Амстердаме, а вам — его сыграть. Я был приглашен пианистом на концерт – как вдруг М. получил приглашение в Америку.
Программа будет
1) Концерт
Интервал
2) [ Лист ] Патетический концерт для 2-х фортепиано.
(ты и я)
3) Сюита из музыки к «Турандот».
Это дважды в последующие дни, вероятно, в конце октября.
Прежде чем я закончу, напишите свое согласие.
Финансовые перспективы плохие – они хотят платить только метрдотелю, который затем должен давать чаевые кухонному мальчику из собственного кармана.
Если идея вам понравится, я могу предложить вам одну треть, что составляет 200 фл. [ 19 ]
В действительности, первое исполнение законченной сюиты «Турандот» состоялось в зале Бетховенса в Берлине 21 октября 1905 года под управлением Бузони под управлением Берлинского филармонического оркестра . [ 6 ] В рамках концерта также состоялась немецкая премьера оперы Берлиоза Гектора « Les nuits d'été» . [ 12 ]
Густав Малер дирижировал сюитой «Турандот» Бузони с Нью-Йоркским филармоническим оркестром на двух концертах в Карнеги-холле 10 и 11 марта 1910 года. [ 20 ]
Бузони также дирижировал Сюитой в Берлине 13 января 1921 года на одном из серии концертов собственной музыки, организованных музыкальным журналом Der Anbruch . [ 21 ] [ обсуждать ]
Турандот как музыкальное сопровождение
[ редактировать ]
Берлинское производство
[ редактировать ]Бузони очень хотел, чтобы музыкальное сопровождение исполнялось вместе с пьесой Гоцци, как он первоначально задумал, и не позднее начала октября 1906 года обратился к актеру-режиссеру Максу Рейнхардту с просьбой о постановке. Рейнхардт согласился, и выступление было назначено на 1907 год. Бузони также пытался начать постановку в Лондоне, но поначалу безуспешно. Об этих результатах он написал Эгону Петри 6 октября 1906 года: «Немецкий театр [театр Рейнхардта] хочет поставить «Турандот» весной. Попытка поставить этот шинуазри в Лондоне не удалась. Прерывание моего тяжелого бремени». [ 22 ] [ 23 ]
Как это часто бывает в столь сложном предприятии, немецкое производство столкнулось с различными задержками и трудностями. Бузони отказался разрешить изменения в партитуре: требуемый оркестр из 60 человек, необычно большой для пьесы, чрезвычайно раздул предполагаемый бюджет и сразу же стал серьезной проблемой. [ 23 ] Более того, карьера Рейнхардта стремительно пошла вверх с 1905 года, и он с поразительной скоростью создавал, освещал и играл в новых постановках в двух театрах. Он был невероятно занятым человеком, и для скорейшего производства все должно было быть полностью готово. [ нужна ссылка ]
Другой существенной проблемой было отсутствие подходящей немецкой версии итальянской пьесы Гоцци. [ 23 ] Динамичный молодой писатель Карл Фольмёллер , которому предстояло сделать перевод, был также чрезвычайно занят другими, менее литературными проектами. С февраля по апрель 1908 года он был репортером команды автогонщиков Zust в Большой гонке Нью-Йорк-Париж 1908 года, проходящей от Нью-Йорка через Сибирь и Россию, Польшу, Германию и Францию до Парижа. Его репортажи о гонках были опубликованы в газете «Нью-Йорк Таймс», которая освещала это событие на первой полосе. [ обсуждать ] С конца 1904 года он также совместно со своим братом Гансом разрабатывал самолет, а в 1910 году Фольмёллер пролетел на своем прототипе № 4 рекордные 150 км без остановок от Канштатта (ныне Штутгарт ) до Боденского озера . [ нужна ссылка ] В конце концов, в 1911 году он сделал адаптированный перевод «Турандот» , который посвятил Бузони. [ 24 ] [ 25 ]

Художник Эмиль Орлик , работавший с Рейнхардтом с 1905 года, должен был разработать декорации и костюмы. Он недавно вернулся из двухлетнего путешествия на Дальний Восток и считался ведущим немецким знатоком шинуазри. В итоге Орлик не смог участвовать в постановке, а декорации и костюмы сделал Эрнст Штерн. [ 23 ] Однако Орлик послужил обложкой для Breitkopf & Härtel 1906 года, написанной партитуры «Сюиты Турандот» (см. Выше). [ 26 ]
Помимо этих препятствий, в самом Бузони произошли личные изменения. В 1906 году он сосредоточил большую часть своего внимания на том, что впоследствии стало очень влиятельным эссе: « Очерк новой эстетики музыки» (завершенный в ноябре 1906 года и опубликованный в 1907 году). [ 27 ] А с сентября по декабрь 1907 года он сочинял « Элегии» , BV 252 , что стало важным поворотным моментом в его музыкальном развитии. [ 28 ] С февраля 1906 по октябрь 1911 года он сочинил свою первую оперу Die Brautwahl («Свадебный квест», BV 258 ), чрезвычайно длинную и амбициозную «музыкально-фантастическую комедию» по мотивам сказки Э.Т.А. Гофмана . Музыка оперы представляет собой эклектичную смесь с цитатами других композиторов, таких как Россини и Моцарт , и других, более неясных. Ее композиция охватывает годы, когда стиль Бузони быстро развивался, и музыка оперы включает в себя все это. [ 29 ]
Хотя Бузони отказался сократить партитуру своей музыки для «Турандот» или уменьшить размер оркестра, он все же согласился на просьбу Рейнхарда о добавлении большего количества музыки. В 1911 году он сочинил Verzweiflung und Ergebung («Отчаяние и отставка», BV 248a ), который исполнялся между актами IV и V; он также добавил это между номерами. 7 и 8 и без того обширной сюиты «Турандот» . [ 30 ] Его композиционный рост за прошедшие годы раскрывается в новом произведении: Энтони Бомонт описывает первую половину как «один из лучших отрывков во всей музыке Турандот ». [ 4 ]

» Макса Рейнхардта Спектакль « Турандот , Берлин, 1911 год.
Фоллмёллера «Турандот» на музыку Бузони наконец впервые была исполнена в Немецком театре в Берлине 27 октября 1911 года с очень дорогим оркестром под управлением Оскара Фрида. [ 31 ] [ 32 ] Райнхардт был чрезвычайно новаторским режиссером, имевшим в своем распоряжении Немецкий театр, а «Турандот» получила широкую огласку. целый номер домашнего журнала ( Blätter des Deutschen Theaters Постановке был отдан ). Среди других были вклады Бузони, Орлика и Стефана Цвейга . [ нужна ссылка ]
Театральные отзывы о постановке были неоднозначными, одна из (оправданных) критических замечаний заключалась в том, что музыка оркестра из 60 человек не столько подчеркивала, сколько закрашивала действие. Считалось, что музыка служит не пьесе, а иногда служит самой себе (как Бетховена » « Эгмонт или Мендельсона » «Сон в летнюю ночь ). [ 32 ] [ обсуждать ]
Краткий отчет о постановке Рейнхардта из вторых рук содержится в письме Пуччини от 18 марта 1920 года своему либреттисту Симони:
Вчера я разговаривал с одной иностранкой, которая рассказала мне о постановке этого произведения в Германии с мизансценой Макса Рейнхардта, исполненной очень любопытно и оригинально [...] В постановке Рейнхардта Турандот была миниатюрной женщиной. , окруженный высокими мужчинами, специально выбранными по их росту; огромные стулья, огромная мебель и эта змеиная женщина со странным сердцем истерички. [ 33 ]
Лондонское производство
[ редактировать ]Следующим совместным предприятием Фольмёллера и Райнхардта стала чрезвычайно успешная постановка религиозного пантомимы Фольмёллера «Чудо» , которая открылась в Лондоне 23 декабря 1911 года в выставочном зале «Олимпия» . По нему был снят полноцветный художественный фильм с таким же названием Жозефом Менхеном и Мишелем Карре с некоторыми из первоначальных актеров, премьера которого состоялась в Ковент-Гарден под непрерывную симфоническую партитуру Энгельберта Хампердинка 21 декабря 1912 года.
Английский театральный режиссер сэр Джордж Александер был человеком, похожим на Рейнхардта. Он был не менее активным актером-менеджером, руководил театром Сент-Джеймс в Лондоне и за свою карьеру сыграл сотни ролей. Александр был на первом представлении «Турандот» в Берлине, приобрел права на нее и в 1913 году привез всю постановку Рейнхардта в Лондон. [ 34 ] Джетро Бителл сделал авторизованный английский перевод пьесы Гоцци-Фоллмёллера. [ 25 ]
«Турандот» (с декорациями и костюмами Стерна и дирижированием Фрида) открылась 8 января 1913 года в театре Сент-Джеймс в Лондоне. Однако Бузони не был ни на одной репетиции, и когда он посетил первое выступление, он был потрясен. Йохан Вейсман (посвященный Берсезе , BV 252 ) сделал несанкционированную сокращенную версию партитуры Бузони для театрального оркестра из 20 человек. [ 23 ] Продюсер вставил музыку других композиторов вместе с музыкой Бузони, и оркестр расстроился. Бузони в ярости ушел после второго акта и пошел слушать Сен-Санса « симфоническую поэму Руэ д'Омфале» на другом концерте. [ 35 ]
Картер, который также видел постановку в Берлине, очень похвалил музыку. "цитировать" Он также отметил, что плохое освещение в театре Сент-Джеймс больше всего повлияло на постановку. ссылка на книгу Картера
Через две недели Бузони успокоился: в письме Х. В. Драберу от 21 января 1913 г. он писал:
Сен-Санс (и Римский К.) также внесли свой вклад в музыку «Турандот» (поскольку моей было недостаточно), которую исполнял в стиле варьете оркестр из 20 человек. Успех был велик!! Газеты очарованы. Очаровательный! Как следует защищаться? [ 36 ]
В письме в тот же день в 1913 году своей жене Герде Бузони сказал, что подумывал обратиться в суд по этому делу, но понял, что сезон закончится до того, как дело будет завершено. Ему также интересно, что думает Герда об опере на итальянском языке по пьесе Гоцци. [ 37 ] [ обсуждать ]
Записи
[ редактировать ]Примечание. Чтобы просмотреть дополнительные сведения о записи, выберите ссылку на каталожный номер.
- Сюита Турандот, BV 248 (1905)
- Симфонический оркестр Цинциннати ; Майкл Гилен , дирижер; ММГ МЦД 10019 ; (версия 1911 года с BV248a между номерами 7 и 8).
- Гонконгская филармония ; Сэмюэл Вонг , дирижер; Наксос 8.555373 ; (версия 1905 года).
- Филармонический оркестр Ла Скала ; Риккардо Мути , дирижер; Sony Classical SK 53280 ; (версия 1905 года; № 4 и 6 опущены).
- Королевский филармонический оркестр ; Яша Горенштейн , дирижер; Рококо РР 2036 ; (№ 4, 6, BV 248b и 8b; LP по состоянию на 28 сентября 2009 г. вообще не доступен).
- Отчаяние и капитуляция, BV 248a (1911)
- Симфонический оркестр Цинциннати ; Майкл Гилен , дирижер; ММГ МЦД 10019 ; (входит в состав всего пакета).
- Симфонический оркестр Берлинского радио ; Герд Альбрехт , дирижер; Каприччио 10 479 .
- Предупреждение Альтума, BV 248b (1917)
- Королевский филармонический оркестр ; Яша Горенштейн , дирижер; Рококо РР 2036 ; (см. также выше; LP по состоянию на 28 сентября 2009 г. не доступен).
Загружаемые партитуры
[ редактировать ]Ноты доступны для загрузки из проекта International Music Score Library Project .
Подробности о рукописи и публикации
[ редактировать ]- Примечание. Этот раздел требует дополнительной доработки.
Оригинальное название BV 248 : Оркестровая сюита из музыки к сказочной драме Гоцци «Турандот» [Сюита из музыки к сказочной драме Гоцци «Турандот»] (Бомонт, 1985, стр. 76)
- паб. БиГ , 1906 г. ПБ 1976 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дент , с. 233; Бомонт (1985) , стр. 240–241.
- ^ Бузони (1906)
- ↑ При английском переводе названий была использована ссылка на Betteridge, The New Cassell's German Dictionary .
- ^ Jump up to: а б Бомонт (1985) , с. 85.
- ^ Киндерманн , стр. 229-231.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бомонт (1985) , с. 76.
- ^ Роберж , стр. 32-33.
- ^ All Music Guide , 2008. См. ClassicalArchives.com . По состоянию на 29 сентября 2009 г.
- ^ Эшбрук и Пауэрс (1991) , стр. 44 и 58.
- ^ Дент , с. 148
- ^ Дент , с. 152.
- ^ Jump up to: а б Коулинг , с. 204.
- ^ Дент , с. 22.
- ^ Амброс (1862)
- ^ Детский человек , с. 229
- ^ Бомонт (1985) , стр. 80-84.
- ↑ В опере Бузони «Турандот » роль Бригеллы (или «Бригеллы») была исключена. Бомонт (1985) , с. 240.
- ^ Бомонт (1987) , с. 76.
- ^ Бомонт (1987) , с. 75.
- ^ Лагранж (2008) , с. 695-697.
- ^ Дент , с. 255.
- ^ Первоначально «Ein Durchfall meiner Leibesfracht», игра слов от слова «Durchfall», которое может означать «провал», «неудача» или «диарея». Письмо Эгону Петри от Амстердама, 6 октября 1906 г., и сноска. Бомонт (1987) , стр. 79-80.
- ^ Jump up to: а б с д и Бомонт (1985) , с. 84.
- ^ Фоллмёллер (1911)
- ^ Jump up to: а б Фоллмёллер (1913)
- ^ Бомонт (1985) , с. 82.
- ^ Бомонт (1985) , с. 89.
- ^ Бомонт (1985) , с. 101.
- ^ Коулинг , стр. 246-253.
- ^ Детский человек , с. 230.
- ^ Бомонт (1985) , стр. 76, 84.
- ^ Jump up to: а б Коулинг , с. 245.
- ^ Эшбрук и Пауэрс (1991) , стр. 56-57. Биограф Пуччини Микеле Жирарди ( «Пуччини: его международное искусство» (2000), Chicago University Press) подтверждает, что Пуччини на самом деле не видел постановку.
- ^ Картер (1914) , с. 245
- ^ Дент , стр. 198-199.
- ^ Бомонт (1987) , с. 158
- ^ Лей , с. 217-218. Письмо Герде от Лондона, 21 января 1913 г.
Источники
[ редактировать ]- Амброс, Август Вильгельм (1862). История музыки , Том 1. Бреслау: FEC Leuckhart. Google Книги: полная предварительная версия . По состоянию на 24 сентября 2009 г.
- Эшбрук, Уильям; Пауэрс, Гарольд (1991). «Турандот» Пуччини: Конец великой традиции . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-02712-9 .
- Бомонт, Энтони (1985). Бузони Композитор . Лондон: Фабер и Фабер . ISBN 0-571-13149-2 .
- Бомонт, Энтони , изд. (1987). Бузони: Избранные письма . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . ISBN 0-231-06460-8 .
- Беттеридж, Гарольд Т. (1958). Немецкий словарь Нового Касселла . Нью-Йорк: Funk & Wagnalls Co.
- Бузони, Ферруччо (1906). Оркестровая сюита из музыки к драме-сказке Гоцци «Турандот» . Оценка исследования, кат. нет. Часть.-Библ. 3837 (переиздание оригинальной партитуры 1906 года). Висбаден: Breitkopf & Härtel . См. эту рабочую страницу Международного проекта библиотеки музыкальных партитур . По состоянию на 28 сентября 2009 г.
- Картер, Хантли (1914). Театр Макса Рейнхардта . Нью-Йорк: Митчелл Кеннерли. Archive.org Текст OCR . По состоянию на 24 сентября 2009 г.
- Коулинг, Делла (2005). Ферруччо Бузони: Мюзикл «Измаил» . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN 0-8108-5142-3 .
- Дент, Эдвард Дж. (1933). Ферруччо Бузони: Биография . Лондон: Издательство Оксфордского университета . (Перепечатка: Лондон: Эрнст Эйленберг , 1974. ISBN 0-903873-02-8 .)
- Киндерманн, Юрген (1980). Тематико-хронологический каталог произведений Ферруччо Б. Бузони . Исследования по истории музыки XIX века, т. 1, с. 19. Регенсбург: Густав Боссе Верлаг . ISBN 3-7649-2033-5 .
- Ла Гранж, Анри-Луи де (2008). Густав Малер, том 4: Новая жизнь оборвалась (1907-1911) . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-816387-9 .
- Лей, Розамонд, переводчик (1938). Ферруччо Бузони: Письма жене . Лондон: Эдвард Арнольд и компания.
- Фоллмёллер, Карл (1911). Китайская сказка «Турандот» по пьесе Карло Гоцци; Немецкий Карл Фоллмеллер . Берлин: С. Фишер.
- Фоллмёллер, Карл (1913). Турандот, принцесса Китая. Шинуазри в трёх действиях . Авторизованная английская версия Джетро Бителла. Лондон: Т. Фишер Анвин. Проект Гутенберг . По состоянию на 15 сентября 2009 г.