Ящерица (Сибелиус)
Ящерица | |
---|---|
Случайная музыка Яна Сибелиуса | |
![]() Композитор в 1913 году | |
Родное имя | Ящерица |
Опус | 8 |
Текст | Ящерица Микаэля Либека |
Составленный | 1909 |
Издатель | До (1997) |
Продолжительность | Прибл. 17 минут. |
Премьера | |
Дата | 6 апреля 1910 г. |
Расположение | |
Дирижер | Жан Сибелиус |
Ящерица (на шведском языке: Ödlan ), соч . 8 — театральная партитура для струнного ансамбля в составе шести-девяти музыкантов финского композитора Яна Сибелиуса ; он написал музыку в 1909 году для сопровождения финского писателя Микаэля Либека трехактной символистской пьесы ( skådespel одноименной ) 1908 года. История, происходящая в семейном поместье Эйриндж, представляет собой романтический треугольник : Альбан, чрезмерно чувствительный дворянин с душой художника, помолвлен с Элисив, нежной и добродетельной медсестрой, заботившейся о его покойном отце; однако он изо всех сил пытается сопротивляться плотским заигрываниям своей старшей кузины Адлы (ее имя - почти омоним слова ödla , шведского слова, обозначающего ящерицу ), хитрой соблазнительницы, чей план соблазнить его оказывается смертельным. Сибелиус написал музыку для двух сцен Акта II: Таблицы 1, в которой Альбан играет на скрипке в семейной погребальной часовне, надеясь вызвать своих умерших родственников; и Таблица 3, в которой Элисив во время лихорадочного сна слышит «странную» музыку, а позже вместе с тремя призраками Айринга размышляет о тонкой грани между жизнью и смертью.
Премьера спектакля состоялась 6 апреля 1910 года в Шведском театре в Хельсинки ; Густав Моландер и Карин Моландер исполнили роли Альбана и Элисива соответственно, а шведская актриса Валборг Ханссон в качестве гостя сыграла Адлу. Во втором акте Сибелиус дирижировал камерным ансамблем, который для эффекта расположил за сценой. Критики отметили, что музыка Сибелиуса хорошо соответствует настроению пьесы. Тем не менее, постановка закрылась всего лишь после шести представлений, и «Ящерица» так и не возродилась при жизни Сибелиуса. Хотя у Сибелиуса была привычка выдергивать сюиты из своих театральных партитур (как он это делал, например, с «Королем Кристианом II» в 1898 году, «Пеллеасом и Мелизандой» в 1905 году, «Пиром Валтасара» в 1907 году и «Лебединой белой » в 1908 году), он никогда не делал этого с « Лебединой белой» в 1908 году. Ящерица . Ученые предполагают, что это связано с тем, что музыка зависит от действия пьесы.
Композитор высоко оценил свой вклад в «Ящерицу» , охарактеризовав его своему покровителю и доверенному лицу Акселю Карпелану как «одно из самых изысканных произведений, которые я написал». Стилистически Сибелиус использует хроматизм для достижения темной и сказочной палитры. «Ящерица» родом из «кризисного периода» Сибелиуса (1908–1912) и поэтому представляет собой «психологическое» произведение, сравнимое со струнным квартетом Voces intimae (1909) и Четвертой симфонией (1911).
За прошедшие десятилетия «Ящерица» не вошла ни в финский, ни в международный репертуар, и поэтому ее значение заключается прежде всего в качестве исторической диковины: единственной театральной партитуры Сибелиуса для камерного ансамбля. Соответственно, он был записан всего несколько раз: Юха Кангас и Остроботнский камерный оркестр сделали мировую премьеру студийной записи в 1994 году. Типичное исполнение длится около 17 минут.
История
[ редактировать ]Состав
[ редактировать ]Любек начал писать «Ящерицу» в 1907 году и завершил ее в 1908 году; изданная Альбертом Боннье (Стокгольм), книга стала доступна публике 20 ноября 1908 года. Финские литературные критики восприняли пьесу положительно, высоко оценив, в частности, лаконичную прозу автора и, что удивительно, учитывая его неопытность в жанре, уверенный смысл для драматический; тем не менее, некоторые задавались вопросом, можно ли поставить «Ящерицу» успешно, учитывая ее сказочные сцены и обширные сценические постановки Либека. Сибелиус с живостью прочитал пьесу и написал Любеку о ее влиянии.
Премьера
[ редактировать ]Тот факт, что Сибелиус написал оригинальную музыку, имел тенденцию увеличивать кассовые сборы любой пьесы. [ 1 ]
На премьере ансамбль состоял из семи музыкантов: двух первых скрипок (в том числе Виктора Карнье, который исполнял соло на скрипке в Таблице 1), одной второй скрипки, одного альта, двух виолончелей (одной из которых был Брор Персфельт ), и один контрабас. [ 2 ]
Контракт, подписанный Сибелиусом с Любеком в 1909 году, предусматривал, что последний в обмен на вознаграждение будет владеть правами на сопутствующую музыку. Таким образом, после шести выступлений « Ящерицы » в 1910 году Любек завладел партитурой и партиями с автографом. [ 3 ] После смерти драматурга 11 октября 1925 года музыка стала частью его имущества, в котором она оставалась до 1960 года, когда его наследники передали материалы в дар музею Сибелиуса в Турку . [ 3 ] Партитура с автографом является важным историческим документом, поскольку содержит обширные репетиционные пометки, сделанные рукой композитора. [ 2 ] Наконец, «Ящерица» была опубликована — спустя более 80 лет после ее премьеры — в 1997 году изданием Fazer (ныне Фенника Герман ); [ 3 ] издатель рекламирует «нежную» партитуру как «Сибелиуса в его самой очаровательной форме… с «хроматическими мотивами из цельных нот и таинственными струнными тремоло, [которые] являются прямыми предшественниками Тапиолы» . [ 4 ]
пьеса Любека
[ редактировать ]
Структура и роли
[ редактировать ]«Ящерица» — это сценическая драма в трех действиях, второй акт которой подразделяется на три картины. Музыка Сибелиуса воспроизводится в Таблице 1 (ближе к концу сцены) и Таблице 3 (вся сцена). В спектакле десять ролей: три главных — Альбан, Элисив и Адла — и семь второстепенных. Они заключаются в следующем:
Роли [ 5 ] | Описание [ 5 ] | Появления [ а ] | Премьерный состав (6 апреля 1910 г.) [ 7 ] [ 8 ] |
---|---|---|---|
Альбан | Молодой граф , последний из Эйринджа; жених Элисива | Деяния I, II:1–2, III | Густав Моландер |
Элисив | Молодая медсестра; невеста Альбана | Деяния I, II: 1–3, III | Карин Моландер |
Назовите это | Старшая двоюродная сестра Альбана и дочь Элизабет. | Деяния I, II:2, III | Валборг Ханссон |
Балцар | Дядя Альбана и брат Алиды | Деяния I, II:2 | Эрнст |
Боливар | Мауриц Сведберг | ||
Бен | Дядя Альбана и брат Алиды; врач | Деяния I, II:2, III | Альберт Никоп |
Леонард | Старый, верный слуга | "Мистер Прехт" | |
Оттокар | Отец Альбана (в виде призрака) | Акт II:3 | Ялмар Петерс |
Элизабет | Мать Альды и первая жена Оттокара (в виде призрака) | Свеа Петерс | |
Алида | Мать Альбана и вторая жена Оттокара (в виде призрака) | «Госпожа Сьёблом» |
Вся пьеса происходит в семейном поместье Айриндж: [ 9 ]
- Акт I: Терраса семейного особняка.
- Акт II, картина 1: Погребальная часовня. †
- Акт II, Картина 2: Комната с террасой.
- Акт II, Таблица 3: В лихорадочном сне Элисива †
- Акт III: Спальня Элисив
† Включает музыку Сибелиуса.
Краткое содержание
[ редактировать ]
Главный герой пьесы, граф Альбан, помолвлен с Элисивом, олицетворяющим все чистое. Но Адла — слово, похожее на Одлан или ящерицу — символизирует зло и вызывает у Альбана одновременно страх и страсть. Элисив и Адла изо всех сил пытаются удержать душу Альбана на своей стороне. Элисив спотыкается, падает и погибает в борьбе, но в отместку Албан убивает зло, существующее внутри него самого, то есть Адлу.
Музыка
[ редактировать ]«Ящерица» рассчитана для скрипки соло и небольшого струнного ансамбля, состоящего как минимум из пяти дополнительных исполнителей: 2 скрипки, альта , виолончели и контрабаса . Сибелиус также оговорил, что всего игроков должно быть не более девяти. [ 4 ]
- Адажио — Медленнее, ко второму акту, таблица 1.
- Могила — Адажио ко второму акту, таблица 3
![{\new PianoStaff {<<
\new Staff \relative c'{\set Staff.midiInstrument=#"violin" \time 4/4 \set Score.tempoHideNote = ##t \tempo "Adagio" 4=70 \autoBeamOff \clef treble \key a \major ^"Соло на скрипке" |\pp \> a''2.. r8\! \fermata|\acciaccatura a,16 a'2.. \p \> r8\! \fermata|r2 a2~ \mp \< (|a8[gis8 fis8 e8])\! fis4.. -\markup {\italic "dolce"} (gis16|fis4) e8.([fis16] e4) \> d8.([e16])\!|\p << cis2. { s4 s4\< s4\> } >> (b8)\! р8}
\new Staff \relative c'{\set Staff.midiInstrument=#"violin" \time 4/4 \autoBeamOff \clef treble \key a \major ^"Violin I" |\pp \> a'2 r2\! \fermata|\p \> a2 r2\! \fermata|r2 a2~ \mp \< ^(|<< a1~ { s4 s8 s8\! s4 -\markup {\italic "dolce"} s4 } >> \!|a8 gis4 g!8~ g8 \> фис4) b8\! (|\p << gis2.~ { s4 s4\< s4\> } >> gis8)\! р8}
\new Staff \relative c'{\set Staff.midiInstrument=#"violin" \time 4/4 \autoBeamOff \clef treble \key a \major ^"Violin II" |\pp \> fis2 r2\! \fermata|\p \> f2 r2\! \fermata|r2 e2~ \mp \< ^(|<< e2 { s4 s8 s8\! } >> dis2~ -\markup {\italic "dolce"}|dis8 d4 cis8~ cis8 \> d4) fis8\! ^(|\p << f!2.~ { s4 s4\< s4\> } >> f8)\! р8}
\new Staff \relative c'{\set Staff.midiInstrument=#"viola" \time 4/4 \autoBeamOff \clef alto \key a \major ^"Viola" |\pp \> d2 r2\! \fermata|\acciaccatura d,16 d'2 \p \> r2\! \fermata|r2 cis2~ \mp \< ^(|<< cis2 { s4 s8 s8\! } >> c!2~ -\markup {\italic "dolce"}|c!8 b4 ais8~ ais8 \> b4 ) d8~\! ^(|\p << d2.~ { s4 s4\< s4\> } >> d8)\! р8} >>}}](http://upload.wikimedia.org/score/3/8/389bbdmabuw99w6o04uxaytgzyu8q8p/389bbdma.png)
![{\new PianoStaff {<<
\new Staff \relative c'{\set Staff.midiInstrument=#"violin" \time 4/4 \set Score.tempoHideNote = ##t \tempo "Grave" 4=50 \autoBeamOff \clef treble \key c \major ^"Скрипка I" |r8 \p \< e4(f8)\! r8 \p \< e4(f8)\!|\> fis8 r8 \! << g2.({ s4\< s4 s4 } >>\!|\> g8) r8 a4(\p b4.) r8|r8 \mp \< цис,4(d8) \! r8 \< cis4(d8)\!|\> e!8 r8 \! << f2.( { s4\< s4 s4 } >>\!|)}
\new Staff \relative c'{\set Staff.midiInstrument=#"violin" \time 4/4 \autoBeamOff \clef treble \key c \major ^"Violin II" |r8 \p \< c4(des8)\! r8 \p \< c4(des8)\!|\> d!8 r8 \! << ees2.({ s4\< s4 s4 } >>\!|\> ees8) r8 f4(\p g4.) r8|\mp \< r8 a,4(bes8) \! r8 \< a4(bes8)\!|\> c!8 r8 \! << des2.({ s4\< s4 s4 } >>\!|)}
\new Staff \relative c'{\set Staff.midiInstrument=#"viola" \time 4/4 \autoBeamOff \clef alto \key c \major ^"Viola" |r8 \p \< bes4(a8)\! r8 \p \< bes4(a8)\!|\> c8 r8 \! << b!2.({ s4\< s4 s4 } >>\!|\> b!8) r8 \! a8.(^\markup {\italic "marcato"} \< [b16]) g4-- f8.([g16])\!|\mp \< r8 g4(fis8) \! r8 \< g4(fis8)\!|\> bes8 r8 \! << a2.({ s4\< s4 s4 } >>\!|)}
\new Staff \relative c'{\set Staff.midiInstrument=#"cello" \time 4/4 \autoBeamOff \clef bass \key c \major ^"Cello" |r8 \p \< ges4(f8)\! r8 \p \< ges4(f8)\!|\> aes8 r8 \! << g2.({ s4\< s4 s4 } >>\!|\> g8) r8 f4(\p \< ees4 des8) \! r8|r8 \mp \< цис4(d8) \! r8 \< cis4(d8)\!|\> ges8 r8 \! << f!2.({ s4\< s4 s4 } >>\!|)}
\new Staff \relative c'{\set Staff.midiInstrument=#"contrabass" \time 4/4 \autoBeamOff \clef bass \key c \major ^"Contrabass" |r1|r1|r1|\mp \< ees, 4.(д!8)\! \< ees4.(d!8)\!|r1|}>>}}](http://upload.wikimedia.org/score/e/2/e2x6nertw3agav4zjjymzuj35abvkw3/e2x6nert.png)
Дискография
[ редактировать ]финский дирижер Юха Кангас и Остроботнский камерный оркестр Осенью 1994 года сделали мировую премьеру студийной записи для лейбла Finlandia Records (ныне Warner Classics ). [ б ] Критики в основном восприняли «Ящерицу» положительно. Эрик Леви, рецензировавший запись Кангаса для BBC Music Magazine , отметил, что «странно замкнутая» музыка к «Ящерице» была одной из немногих струнных композиций Сибелиуса, которые «достигли композиционных высот симфоний и тональных поэм». ". [ 10 ] В своей рецензии на запись Сегерстама Gramophone Эндрю Ахенбах из назвал « Ящерицу» «увлекательным открытием… ярко озвученным… содержащим много сумрачно красивых и великолепно атмосферных изобретений, не говоря уже о некоторых захватывающих гармонических и текстурных предзнаменованиях Тапиолы ». [ 11 ] Точно так же Роб Барнетт из MusicWeb International нашел The Lizard - с его «чернильными экспрессионистскими пещерами» - «увлекательной… зловещей вещью… которая, вероятно, озадачит сибелианского универсала». [ 12 ] С другой стороны, Дэвид Гурвиц из Classics Today характеризует The Lizard как «сплошную атмосферу и повторение кратких мелодических рисунков… что-то капризное, что никогда не заставляет вас обращать внимание». Таким образом, заключает он, Сибелиус, вероятно, поступил мудро, никогда не создавая концертную сюиту из второстепенной музыки: «Это было бы почти невозможно… Здесь очень мало настоящей музыки». [ 13 ] В сортируемой таблице ниже перечислены все коммерчески доступные записи The Lizard :
Нет. | Дирижер | Ансамбль | Рек. [ с ] | Время | Место записи | Этикетка | Ссылка. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Юха Кангас | Остроботнский камерный оркестр [ д ] | 1994 | 19:29 | Церковь Каустинен | Финляндия | |
2 | Тапио Туомела | Камерный оркестр Фолькванг Эссен [ ж ] | 1995 | 13:39 | Фестивальный зал Фирзена | Шеф-повар Шванн | |
3 | — | Различные исполнители [ ч ] | 2006 | 17:05 | Куусанкоски Холл | ДО | |
4 | Лейф Сегерстам | Филармонический оркестр Турку [ д ] | 2014 | 25:50 | Концертный зал Турку | Наксос |
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]- Примечания
- ↑ Во втором акте, Таблица 2, Албан не появляется на сцене, но его голос слышен за сценой. В третьем акте Элисив появляется на сцене (прикованный к постели, с закрытыми глазами), но не говорит. Также в третьем акте Леонард не появляется на сцене, но его голос слышен за сценой. [ 6 ]
- ↑ Тем не менее, Finlandia не выпускала запись Kangas до 1996 года. Тем временем Тапио Туомела и Folkwang Kammerorchester Essen записали The Lizard в январе 1995 года, которую Кох Шванн выпустил в том же году. Таким образом, запись Туомела стала первой, доступной публике.
- ^ Относится к году, в котором исполнители записали произведение; это может не совпадать с годом, в котором запись была впервые представлена широкой публике.
- ^ Jump up to: а б В примечаниях к этой записи не указано имя скрипача в первой части.
- ^ Дж. Кангас – Финляндия (4509–98995–2) 1996 г.
- ^ Соло скрипки забирает Пекка Кауппинен .
- ^ Т. Туомела – Кох Шванн (3–1786–2) 1995 г.
- ^ используется При записи BIS минимальный размер ансамбля — шесть, как это предусмотрено Sibelius. Соло на скрипке исполняет Лаура Викман, а остальные инструменталисты: Яакко Куусисто, первая скрипка; Юрки Ласонпало, вторая скрипка; Анна Креетта Грибайчевич , альт; Танели Турунен , виолончель; и Ээро Мюнтер , контрабас.
- ^ БИС (CD – 2065) 2013 г.
- ^ Л. Сегерстам – Наксос (8.573341) 2015 г.
- Ссылки
- ^ Курки 2001 .
- ^ Jump up to: а б Каллберг 2011 .
- ^ Jump up to: а б с Огурец 2018г .
- ^ Jump up to: а б с д Фенника Герман 2015 .
- ^ Jump up to: а б Любек 1908 , с. 5.
- ^ Любек 1908 , стр. 127, 131, 176.
- ^ Ния Прессен , No. 75 1910 , с. 3.
- ^ Грандисон 1915 , с. 26.
- ^ Любек 1908 , с. 6.
- ^ Леви 2012 .
- ^ Ахенбах 2015 .
- ^ Барнетт 2014 .
- ^ Гурвиц .
- Источники
- Книги
- Барнетт, Эндрю (2007). Сибелиус . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-16397-1 .
- Экман, Карл [на финском языке] (1938) [1935]. Ян Сибелиус: Его жизнь и личность . Перевод Бирса, Эдварда. Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. OCLC 896231 .
- Госс, Гленда Доун (2009). Сибелиус: Жизнь композитора и пробуждение Финляндии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-00547-8 .
- Гримли, Дэниел (2021). Ян Сибелиус: Жизнь, Музыка, Тишина . Книги реакции. ISBN 978-1-78914-466-6 .
- Джонсон, Гарольд (1959). Жан Сибелиус (1-е изд.). Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. OCLC 603128 .
- Каллберг, Джеффри (2011). «Театральный Сибелиус: Мелодраматическая ящерица». В Гримли, Дэниел (ред.). Жан Сибелиус и его мир . Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 74–88. ISBN 978-0-691-15281-3 .
- Курки, Эйя (2001). «Сибелиус и театр: исследование второстепенной музыки для символистских пьес». В Джексоне, Тимоти; Вейо, Муртомяки (ред.). Исследования Сибелиуса . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 76–9434. ISBN 978-0-521-62416-9 .
- Любек, Микаэль [на финском языке] (1908). Ящерица: Драма [ Ящерица: Драма ] (на шведском языке). Стокгольм: Альберт Боннье.
- Рикардс, Гай (1997). Жан Сибелиус . (Серия «Композиторы ХХ века»). Лондон: Файдон. ISBN 978-0-714-83581-5 .
- Тавастшерна, Эрик (2008a) [1972; пер. 1986]. Сибелиус: Том II, 1904–1914 . Перевод Лейтона, Роберта . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-24773-8 .
- Тавастшерна, Эрик (2008b) [1978/1988; пер. 1997]. Сибелиус: Том III, 1914–1957 . Перевод Лейтона, Роберта. Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-24774-5 .
- Примечания
- Корхонен, Киммо [на финском языке] (1996). Сибелиус: Сочинения для струнного оркестра (буклет на компакт-диске). Перевод Мянтюярви, Яакко [на финском языке] . Юха Кангас и Остроботнский камерный оркестр. Финляндия. п. 4–6. 4509–98995–2. ОСЛК 38214359
- Уэллс, Доминик (2015). Сибелиус: Лебединая белизна / Ящерица / Одинокая лыжная трасса / Портрет графини (буклет на компакт-диске). Лейф Сегерстам и Филармонический оркестр Турку. Наксос. п. 3–4. 8.573341. ОСЛК 922995811
- Журналы и журналы
- Грандисон, Эмиль [на шведском языке] (1915). «Густав и Карин Моландер» [Густав и Карин Моландер]. В Роосвале, Альбин [на шведском языке] (ред.). Сценическое искусство: Fjortonde Årgången [ Сценическое искусство: четырнадцатый год ] (на шведском языке). Том 14. Стокгольм: Фрелен и Ко. стр. 26.
- Газеты (по дате)
- «Hj. L. [Леннинг, Ялмар] [на финском языке] (21 ноября 1908 г.). « Пьеса Микаэля Любека «Ящерица». Hufvudstadsbladet (на шведском языке). № 319. стр. 5.
- «Э. Лдс». [Лодениус, Элиас] [на финском языке] (25 ноября 1908 г.). «Новая книга Микаэля Любека» [новая книга Микаэля Любека]. Ния Прессен (на шведском языке). нет. 320. с. 3.
- «Habitué» [Хирн, Юлиус] [на финском языке] (5 апреля 1910 г.). « Шведский театр: завтрашняя премьера». Ния Прессен (на шведском языке). нет. 75. с. 3.
- «Бис» [Васениус, Карл] [на финском языке] (6 апреля 1910 г.). «Музыка Яна Сибелиуса на композицию Микаэля Любека «Ящерица» . » Hufvudstadsbladet (на шведском языке). Нет. 91. с. 10–11.
- «Hj. L. [Леннинг, Ялмар] (7 апреля 1910 г.). «Свенский театр: гастрольный спектакль фру Вальборг Ханссон, «Одлан» » [Шведский театр: гастрольный спектакль г-жи Вальборг Ханссон, «Ящерица»]. Hufvudstadsbladet ( на шведском языке, № 92. с.
- «Habitué» [Хирн, Юлиус] (7 апреля 1910 г.). «Премьера «Ящерицы» в Шведском театре» . Ния Прессен (на шведском языке). нет. 77. с. 4.
- Веб-сайты
- «Музыка к спектаклю «Ящерица» » . fennicagehrman.fi . Фенника Герман. 2015 . Проверено 17 апреля 2023 г.
- Ахенбах, Эндрю (2015). «Сибелиус: Лебединая белизна / Ящерица – Полная музыкальная композиция» . Gramophone.co.uk . Граммофон . Проверено 1 мая 2023 г.
- Барнетт, Роб (2014). «Рецензия: Неизвестный Сибелиус» . musicweb-international.com . МьюзикВеб Интернэшнл . Проверено 1 мая 2023 г.
- Гурвиц, Дэвид . «Лебединая встречает ящерицу» . classicstoday.com . Классика сегодня . Проверено 1 мая 2023 г.
- Курки, Эйя (2018). «Пир Валтасара и ящерица: экзотика, змеиные танцы, игра на скрипке и призраки» . SibeliusOne.com . Сибелиус Один . Проверено 1 мая 2023 г.
- Леви, Эрик (2012). «Сибелиус: Ящерица — второстепенная музыка; Сюита ре минор, соч. 117; Ракастава» . classic-music.com . Музыкальный журнал BBC . Проверено 1 мая 2023 г.
- Сирен, Веса [по-фински] . «Второстепенная музыка: соч. 8 Одлан (Ящерица)» . sibelius.fi . Финский клуб Хельсинки . Проверено 17 апреля 2023 г.