Сесил Грей (композитор)
Сесил Уильям Терпи Грей (19 мая 1895 — 9 сентября 1951) — шотландский музыкальный критик, писатель и композитор.
Биография
[ редактировать ]Он родился в Эдинбурге, получил степень искусств в Эдинбургском университете и изучал композицию в частном порядке у англо-канадского композитора Хили Уиллана . Оттуда он развил свою карьеру в качестве редактора, музыкального критика и автора. Грей впервые встретил Филипа Хезелтайна (еще одного писателя/критика, который также писал музыку под именем Питер Уорлок) в Cafe Royal весной 1916 года, и вскоре они делили студию — 2 Anhalt Studios, недалеко от парка Баттерси . [ 1 ] Это привело к первому музыкальному предприятию Грея — совместному с Хезельтайном в 1917 году спонсорству концерта произведений совершенно неизвестного тогда композитора Бернарда ван Дирена .
Три года спустя Грей вместе с Хезелтайном стал сооснователем журнала старинной музыки The Sackbut . Впоследствии Грей работал музыкальным критиком в таких изданиях, как The Daily Telegraph , The Manchester Guardian и The Morning Post , а иногда и в Radio Times и The Listener . [ 2 ]
Его первая опубликованная книга «Обзор современной музыки » была опубликована в 1924 году и отличалась противоположными мнениями. Фрэнк Хоуз , главный музыкальный критик «Таймс» , отметил, что формула «настолько далека от обычной точки зрения, что дело обстоит как раз наоборот» встречается каждые несколько страниц. [ 3 ] Вместе с Хезельтайном Грей стал соавтором характерно извращенной книги «Карло Джезуальдо, принц Венозы: музыкант и убийца» в 1926 году. В 1928 году последовала полная, но столь же неортодоксальная «История музыки» . [ 4 ]
Грей также был одним из первых сторонников Сибелиуса , защищая его музыку в Великобритании с 1923 года, когда она там еще была почти неизвестна. Он написал две книги о композиторе в 1931 и 1935 годах. Его сочувственное изображение Хезелтина/Колдуна в мемуарах 1934 года многие считают его лучшим литературным произведением. [ 3 ] Вышло также два сборника эссе «Затруднения» (1936) и «Непредвиденные обстоятельства» (1947), пьеса о Жиле де Рэ и автобиография « Музыкальные стулья» (1948). [ 5 ]
Музыкальные произведения
[ редактировать ]Грей также был композитором. [ 6 ] но предпочитал продвигать музыку своих друзей Константа Ламберта , Питера Уорлока и Бернарда ван Дирена выше своей собственной. [ 7 ] Хьюберт Фосс сказал, что даже его самые близкие друзья не знали о его полной ценности как композитора. [ 8 ] (В своей автобиографии «Музыкальные стулья» Грей сказал, что «музыканты считали его писателем, а писатели - музыкантом»). [ 5 ]
Его первой работой стала ирландская опера «Дейдра» , законченная в 1937 году. [ 9 ] Он так и не был исполнен полностью, но Грей извлек из его третьего акта Симфоническую прелюдию для оркестра (1945), которая несколько раз исполнялась в Англии и США . [ 10 ] Были еще две оперы: «Искушение святого Антония» (1937, по Флоберу ), [ 11 ] и «Троянские женщины» (1937–40, по Еврипиду ). [ 12 ] BBC транслировала сокращенную версию «Троянских женщин» под управлением Константа Ламберта. Ни одна из опер так и не была поставлена, но 5 апреля 1944 года [ 13 ] Музыка, написанная для шести солистов, хора и оркестра, принимает форму пассакалии с хроматическим нисходящим басом, которому темы каждой сцены служат контрапунктом. Сам Грей адаптировал и сократил оперу для трансляции. [ 14 ]
Как и Хезелтин/Варлок, Грей взял псевдоним для некоторых композиций, чтобы бросить вызов врагам, которых он нажил как критик. Силлогизм, или Тезис, Антитезис и Синтез для оркестра и женского хора был написан под именем Маркуса Лестрейнджа. [ 15 ] Друг Грея, художник Майкл Айртон , помнил и другие произведения, в том числе увертюру «Roma Nobilis» и постановку «Песни Солнца» , но обе, похоже, утеряны. [ 10 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]В 1917 году Грей взял в аренду на пять лет графский дом недалеко от замка Босигран в Корнуолле (сейчас в этом доме находится клуб альпинистов). [ 16 ] где он стал соседом Д. Х. Лоуренса . Там у Грея были отношения с американским поэтом-имажистом HD, от которого в 1919 году у него родилась дочь Пердита. [ 17 ] В своем автобиографическом романе « Предложи мне жить » HD изобразила Грея как персонажа «Вейн». [ 18 ] Лоуренс использовал Грея в качестве модели для двух персонажей: «Сирил Скотт» в « Жезле Аарона» (1922) и «Джеймс Шарп» в «Кенгуру » (1923). [ 19 ]
Был женат трижды, первый раз (в 1927 году) на Наталье Мамонтовой, дочери Натальи Брасовой . Их дочь Полина родилась в 1929 году. Но брак продлился недолго, и в 1936 году Грей снова женился на шотландской балерине Мари Нильсон. Еще одна дочь, Фабия, родилась в 1938 году. Его третий брак с Марджери Ливингстон Хербидж (ранее женой Джулиана Хербеджа из BBC ) в 1944 году закончился с ее смертью в 1948 году. Среди его внуков от Пердиты были автор и Битлз. биограф Николас Шаффнер . [ 20 ]
Очевидно, у Грея были сложные отношения с женщинами, что частично изображено Энтони Пауэллом в его Танец под музыку времени» серии романов « , в частности в пятом томе «Китайский ресторан Казановы» . Говорят, что персонажи Маклинтика и Госседжа составляют составной портрет Грея, хотя Пауэлл также добавил в этот микс отголоски Питера Уорлока. [ 21 ]
Пьяный любитель кокаина, Грей говорил медленно, согревался и не считался обычной «хорошей компанией». Однако он поддерживал близкие отношения со многими писателями, поэтами, художниками и музыкантами. В 1947 году он и его жена Марджери переехали на остров Искья , а затем на Капри . После смерти Марджери ему стало хуже, и он вернулся в Великобританию в 1951 году, где умер от цирроза печени в доме престарелых в Уортинге. [ 10 ] В 1989 году дочь композитора Полина Грей составила биографический очерк с отрывками из его тетрадей. [ 22 ]
Сочинения
[ редактировать ]- Обзор современной музыки (Лондон, 1924 г., 2-е издание 1927 г.)
- (совместно с П. Хезельтином), Карло Джезуальдо, принц Венозы: музыкант и убийца (Лондон, 1926)
- История музыки (Лондон, 1928)
- Сибелиус (Лондон, 1931, 2-е издание 1934 г.)
- Питер Уорлок: мемуары Филипа Хезелтайна (Лондон, 1934)
- Сибелиус: Симфонии (Лондон, 1935)
- Затруднения: или Музыка и будущее (Лондон, 1936)
- Сорок восемь прелюдий и фуг Баха (Оксфорд, 1938)
- Жиль де Рэ : пьеса (1945)
- Непредвиденные обстоятельства и другие эссе (Лондон, 1947)
- Музыкальные стулья, или Между двумя табуретами: жизнь и мемуары Сесила Грея (Лондон, 1948)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фредерик Делиус; Питер Уорлок (2000). Фредерик Делиус и Питер Уорлок: раскрытая дружба . Издательство Оксфордского университета. п. 223. ИСБН 978-0-19-816706-8 .
- ^ Фосс, Хьюберт, «Сесил Грей, 1895–1951», в The Musical Times Vol. 92, № 1305 (ноябрь 1951 г.), стр. 496–498.
- ^ Перейти обратно: а б «Мистер Сесил Грей», The Times , 19 сентября 1951 г., стр. 6.
- ^ "История музыки Сесила Грея", The Musical Times , 1 сентября 1928 г., том 69 (1027), стр. 833–833.
- ^ Перейти обратно: а б Сесил Грей: Музыкальные стулья
- ^ Р. Горер: «Музыка Сесила Грея», Musical Review , 47 (1947), 188–96.
- ^ «Бернард ван Дирен, Филип Хезелтайн и Сесил Грей: значительная связь», Дэвис, Хайвел, Music & Letters , 1 января 1988 г., том 69 (1), стр. 30–48
- ↑ Хьюберт Фосс, «Мистер Сесил Грей», The Times , 26 сентября 1951 г., стр. 6.
- ^ Форман, Льюис. В поисках Дейдры , BBC Radio 3, 31 октября 1995 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Грей, Полина, знакомство с «Музыкальными стульями» , 1985 г.
- ^ «Царица Савская» (из «Искушения святого Антония »), Александр Харт, Youtube
- ↑ Фрэнк Хоуз, «Сесил Грей» в Grove Music Online , 2001 г.
- ^ Radio Times Список
- ^ Хилл, Ральф . «Критик как композитор» , Radio Times, выпуск 1070, 2 апреля 1944 г., стр. 5
- ^ Архив Британской библиотеки
- ^ Уолл, Ян. Графский дом
- ^ Уэйд, Франческа. Призраки на площади (2020), стр. 65
- ^ Лео Хамалян (1996). Д. Х. Лоуренс и девять женщин-писательниц . Университет Фэрли Дикинсон Пресс. п. 51. ИСБН 978-0-8386-3603-9 .
- ^ MC Ринтул (2014). Словарь реальных людей и мест в художественной литературе . Рутледж. п. 460. ИСБН 978-1-136-11932-3 .
- ^ Шаффнер, Вал. «Пердита Макферсон Шаффнер (1919–2001)» . Проверено 23 февраля 2019 г.
- ↑ Сперлинг, Хилари: Танцы под музыку времени , Хэмиш Гамильтон, 2017
- ^ Полин Грей: Сесил Грей, его жизнь и записные книжки , Thames Publishing, 1989