Карл Голдмарк
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Ноябрь 2016 г. ) |

Карл Гольдмарк (урожденный Карой Гольдмарк , Кестхей , 18 мая 1830 — Вена , 2 января 1915) — венский композитор венгерского происхождения . [1]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Гольдмарк происходил из большой еврейской семьи. Его отец, Рубен Гольдмарк, был хазаном (кантором) еврейской общины в Кестхее , Венгрия, где родился Карл. Старший брат Карла Гольдмарка Джозеф стал врачом, а позже участвовал в революции 1848 года и был вынужден эмигрировать в Соединенные Штаты. Карл Гольдмарк начал свое обучение как скрипача в музыкальной академии Шопрона (1842–44).
Там он продолжил свое музыкальное обучение, а два года спустя был отправлен отцом в Вену, где он смог учиться около восемнадцати месяцев у Леопольда Янсы , прежде чем у него закончились деньги. Он готовился к поступлению сначала в Венскую техническую высшую школу , а затем в Венскую консерваторию, чтобы изучать игру на скрипке у Йозефа Бема и гармонию у Готфрида Прейера .До тех пор, пока он не стал членом Венского театра Карла в 1850 году, Гольдмарк был беден, выживая за счет черной работы и подачек. [Дуглас Таунсенд, аннотации к Columbia Records MS7261, «Деревенская свадьба» (Леонард Берштейн, Филармония Нью-Йорка)]Революция 1848 года вынудила консерваторию закрыться. Гольдмарк был в основном самоучкой как композитор и зарабатывал себе на жизнь в Вене, играя на скрипке в театральных оркестрах, в Карлстеатре и в частном венском учреждении « Театр в Йозефштадте» . Это дало ему практический опыт оркестровки — искусства, которым он более чем овладел. Он также давал уроки: Ян Сибелиус недолго учился у него. Первый концерт Гольдмарка в Вене (1858 г.) был встречен враждебно, и он вернулся в Будапешт, вернувшись в Вену в 1860 г.
Чтобы свести концы с концами, Голдмарк также начал подрабатывать музыкальным журналистом. «Его творчество отличается беспристрастным продвижением как Брамса, так и Вагнера, в то время, когда публика (и большинство критиков) твердо придерживалась того или иного композиторского лагеря и смотрела на противников с нескрываемой враждебностью». (Либерманн 1997) Иоганнес Брамс и Гольдмарк подружились по мере роста известности Гольдмарка в Вене. Однако Голдмарк в конечном итоге дистанцировался из-за вспыльчивого характера Брамса.
Среди музыкальных влияний, которые впитал в себя Гольдмарк, было неизбежное для музыкального колориста влияние Рихарда Вагнера , чей антисемитизм мешал какой-либо подлинной теплоте между ними; в 1872 году Гольдмарк сыграл заметную роль в формировании Венского общества Вагнера. Он стал почетным членом Общества друзей музыки , получил степень почетного доктора Будапештского университета и разделил с Рихардом Штраусом почетное членство в Академии Санта-Чечилия в Риме.
Гольдмарка Опера Die Königin von Saba («Царица Савская»), соч. 27-летие отмечалось при его жизни и в течение нескольких лет после этого. Впервые исполненное в Вене 10 марта 1875 года, произведение оказалось настолько популярным, что постоянно оставалось в репертуаре Венской государственной оперы до 1938 года. Он также написал еще шесть опер (см. список).
Деревенская свадебная симфония ( Ländliche Hochzeit ), соч. 26 (впервые исполнено в 1876 году), произведение, хранившееся в репертуаре сэра Томаса Бичема , включает пять частей, как сюиту, составленную из колористических тональных стихотворений: свадебный марш с вариациями, изображающими свадебных гостей, брачную песню, серенаду , диалог жениха и невесты в саду и танцевальное движение.
Его Концерт для скрипки № 1 ля минор, соч. «28» когда-то было его самой часто исполняемой пьесой. Премьера концерта состоялась в Бремене в 1877 году, сначала он пользовался большой популярностью, а затем канул в безвестность. Очень романтичное произведение, которого есть мадьярский в первой части отрывки, напоминающие Дворжака и Мендельсона марш, а во второй и третьей частях — . Концерт начал вновь входить в репертуар с записями таких выдающихся солистов-скрипачей, как Ицхак Перлман и Джошуа Белл . Натан Мильштейн также поддержал эту работу. Запись Концерта Мильштейна (1957) широко считается окончательной.
Он написал второй скрипичный концерт, но он так и не был опубликован. Вторая симфония ми-бемоль, соч. 35, гораздо менее известен. Гольдмарк также написал раннюю симфонию до мажор примерно между 1858 и 1860 годами. Этой работе так и не был присвоен номер опуса, и, похоже, когда-либо было опубликовано только скерцо.
Камерную музыку Гольдмарка, в которой влияние Шумана и Мендельсона имеет первостепенное значение, хотя и была хорошо принята критиками при его жизни, сейчас редко можно услышать. В него входит Струнный квинтет ля минор, соч. 9, принесшая ему первую известность в Вене, Соната для скрипки ре мажор, соч. 25, два фортепианных квинтета си-бемоль мажор, соч. 30 и до-диез минор, соч. 54, Соната для виолончели соч . 39, а также произведение, которое впервые принесло имя Гольдмарка известность в венском музыкальном мире, - Струнный квартет си-бемоль соч. 8 (единственная его работа в этом жанре). Он также написал хоровую музыку, две сюиты для скрипки и фортепиано (ре мажор, соч. 11 и ми-бемоль мажор, соч. 43) и многочисленные концертные увертюры , такие как увертюра «Сакунтала» , соч. 13 (произведение, закрепившее за ним известность после его струнного квартета), увертюра «Пентезилея», соч. 31, Увертюра «Весна», соч. 36, Увертюра «Прометей связанный» , соч. 38, Увертюра «Сапфо» , соч. 44, Увертюра «В Италии» , соч. 49 и увертюру Aus Jugendtagen , соч. 53. Другие оркестровые произведения включают симфоническая поэма «Зриньи» , соч. 47 и два оркестровых скерцо ми минор, соч. 19 и ля мажор, соч. 45.
Племянник Гольдмарка Рубин Гольдмарк (1872–1936), ученик Дворжака , также был композитором, который провел свою карьеру в Нью-Йорке.
Смерть
[ редактировать ]Гольдмарк умер в Вене и похоронен на Zentralfriedhof (Центральном кладбище) вместе со многими другими известными композиторами. Многие из его рукописей с автографами находятся в коллекции Национальной библиотеки Сечени , с каталожными номерами «G», присвоенными различным произведениям (в том числе без номера опуса).
Список работ
[ редактировать ]Оперы
[ редактировать ]- Царица Савская ( Царица Савская ) (1875)
- Мерлин (1886)
- Das Heimchen am Herd (1896), адаптированный из Диккенса романа «Сверчок в очаге» .
- Незнакомец (1897) ( Перевертыш )
- Die Kriegsgefangene (1899), ( «Военнопленный» ), рассказ о Троянской войне, в котором центральной фигурой является пленница Ахилла Брисеида .
- Гётц фон Берлихинген (1902), по пьесе Гете об историческом деятеле.
- «Зимняя сказка» (1908), адаптированная по мотивам Шекспира » «Зимней сказки .
Симфонии
[ редактировать ]- Деревенская свадебная симфония , соч. 26
- Симфония № 2 ми-бемоль, соч. 35
Работы для оркестра
[ редактировать ]- Сакунтала, соч. 13 (концертная увертюра)
- Скерцо ми минор, соч. 19
- Пентесилея, соч. 31 (концертная увертюра)
- Весной, соч. 36 (концертная увертюра)
- Сафо, соч. 44 (концертная увертюра)
- Скерцо ля мажор, соч. 45
- Зриньи, соч. 47 (симфоническая поэма)
- In Italien (В Италии), соч. 49 (концертная увертюра)
- Aus Jugendtagen (Из юношеских дней), соч. 53
(Примечание: все вышеперечисленные произведения были записаны Бамбергским симфоническим оркестром под управлением Фабриса Боллона для лейбла cpo : Vol. 1 555 160-2 и Vol. 2 555 251–2.)
Концерты
[ редактировать ]Камерная музыка
[ редактировать ]- Баллада для скрипки и фортепиано, соч. 54
- Фортепианный квинтет си-бемоль мажор, соч. 30
- Фортепианный квинтет до-диез минор, соч. 54
- Романз для скрипки и фортепиано
- Соната для скрипки и фортепиано, соч. 25
- Соната для виолончели и фортепиано, соч. 39
- Фортепианное трио, соч. 33, №2
- Фортепианное трио, соч.
- Струнный квартет си-бемоль мажор, соч. 8
- Сюита для скрипки и фортепиано ре мажор, соч. 11
- Сюита ля мажор для скрипки и фортепиано
- Струнный квинтет ля минор, соч. 9
Фортепианные произведения ( соло, если не указано иное )
[ редактировать ]- «Штурм и натиск» , девять характерных пьес, соч. 5
- Три пьесы для фортепианного дуэта, соч. 12
- Венгерские танцы для фортепианного дуэта, соч. 22 (позже оркестрован композитором)
- Две новеллы , соч. 29
- Георгинен , шесть пьес, соч. 52
Хоровые произведения
[ редактировать ]- Rainlied для хора без сопровождения, соч. 10
- Две пьесы для мужского хора без сопровождения, соч. 14
- Frühlingsnetz для мужского хора, 4-х валторн и фортепиано, соч. 15
- «Спокойное море» и «Счастливое путешествие» для мужского хора и валторн, соч. 16
- Две пьесы для мужского хора без сопровождения, соч. 17
- Весенний гимн для контральто, хора и оркестра, соч. 23
- Im Fuschertal , сборник из шести хоровых песен, соч. 24
- Псалом CXIII для соло, хора и оркестра, соч. 40
- Две пьесы для мужского хора без сопровождения, соч. 41
- Две четырехчастные песни в сопровождении фортепиано, соч. 42
песни
[ редактировать ]- 12 песен, соч. 18
- Заклинание , соч. 20
- 4 песни, соч. 21
- 7 песен из «Wilder Jäger», соч. 32
- 4 песни, соч. 34
- 8 песен, соч. 37 (Лейпциг, 1888 или 1889 гг.);
- Кому достанется музыка (для фортепиано и четырех соло), соч. 42
- 6 песен, соч. 46
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Питер Реверс , Майкл Черлин, Халина Филипович, Ричард Л. Рудольф Великая традиция и ее наследие 2004; ISBN 1-57181-403-5 , с. 227; «В конце девятнадцатого века Карл Гольдмарк был одним из самых всемирно известных венских композиторов».
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хофер, Иоганн: Карл Гольдмарк: композитор периода Рингштрассе. Вена: Издание Steinbauer, 2015. ISBN 978-3-902494-72-6 (на немецком языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Работы Карла Голдмарка или о нем в Internet Archive
- Бернард Джейкобсон, ноты к Скрипичному концерту - архивная копия на Wayback Machine (архивировано 27 сентября 2007 г.)
- Doblinger Musikverlag: Композиторы Найдите запись «Карл Голдмарк» со ссылкой «А–Я» слева.
- Струнный квинтет Карла Гольдмарка, Op.9 и Фортепианное трио No.2, Op.33 Звуковые фрагменты и краткая биография
- Бесплатные партитуры Карла Гольдмарка в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на венгерском языке . (Февраль 2017 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
- 1830 рождений
- 1915 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Композиторы Австро-Венгрии
- Венгерские музыканты XIX века
- Музыканты-мужчины XIX века
- Композиторы-классики XX века
- Венгерские музыканты ХХ века
- Венгерские музыканты-мужчины 20-го века
- Похороны на Центральном кладбище Вены.
- Почетные члены Национальной академии Санта-Чечилия.
- Венгерские композиторы-классики
- Венгерские классические музыканты
- Еврейские венгерские музыканты
- Венгерские оперные композиторы
- Венгерские композиторы-романтики
- Еврейские композиторы-классики
- Еврейские оперные композиторы
- Венгерские композиторы-мужчины-классики
- Оперные композиторы-мужчины
- Музыканты из Вены
- Люди из Кестхей
- Люди из Леопольдштадта
- Композиторы из Вены