Jump to content

Карл Голдмарк

Карл Голдмарк

Карл Гольдмарк (урожденный Карой Гольдмарк , Кестхей , 18 мая 1830 — Вена , 2 января 1915) — венский композитор венгерского происхождения . [1]

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Гольдмарк происходил из большой еврейской семьи. Его отец, Рубен Гольдмарк, был хазаном (кантором) еврейской общины в Кестхее , Венгрия, где родился Карл. Старший брат Карла Гольдмарка Джозеф стал врачом, а позже участвовал в революции 1848 года и был вынужден эмигрировать в Соединенные Штаты. Карл Гольдмарк начал свое обучение как скрипача в музыкальной академии Шопрона (1842–44).

Там он продолжил свое музыкальное обучение, а два года спустя был отправлен отцом в Вену, где он смог учиться около восемнадцати месяцев у Леопольда Янсы , прежде чем у него закончились деньги. Он готовился к поступлению сначала в Венскую техническую высшую школу , а затем в Венскую консерваторию, чтобы изучать игру на скрипке у Йозефа Бема и гармонию у Готфрида Прейера .До тех пор, пока он не стал членом Венского театра Карла в 1850 году, Гольдмарк был беден, выживая за счет черной работы и подачек. [Дуглас Таунсенд, аннотации к Columbia Records MS7261, «Деревенская свадьба» (Леонард Берштейн, Филармония Нью-Йорка)]Революция 1848 года вынудила консерваторию закрыться. Гольдмарк был в основном самоучкой как композитор и зарабатывал себе на жизнь в Вене, играя на скрипке в театральных оркестрах, в Карлстеатре и в частном венском учреждении « Театр в Йозефштадте» . Это дало ему практический опыт оркестровки — искусства, которым он более чем овладел. Он также давал уроки: Ян Сибелиус недолго учился у него. Первый концерт Гольдмарка в Вене (1858 г.) был встречен враждебно, и он вернулся в Будапешт, вернувшись в Вену в 1860 г.

Чтобы свести концы с концами, Голдмарк также начал подрабатывать музыкальным журналистом. «Его творчество отличается беспристрастным продвижением как Брамса, так и Вагнера, в то время, когда публика (и большинство критиков) твердо придерживалась того или иного композиторского лагеря и смотрела на противников с нескрываемой враждебностью». (Либерманн 1997) Иоганнес Брамс и Гольдмарк подружились по мере роста известности Гольдмарка в Вене. Однако Голдмарк в конечном итоге дистанцировался из-за вспыльчивого характера Брамса.

Среди музыкальных влияний, которые впитал в себя Гольдмарк, было неизбежное для музыкального колориста влияние Рихарда Вагнера , чей антисемитизм мешал какой-либо подлинной теплоте между ними; в 1872 году Гольдмарк сыграл заметную роль в формировании Венского общества Вагнера. Он стал почетным членом Общества друзей музыки , получил степень почетного доктора Будапештского университета и разделил с Рихардом Штраусом почетное членство в Академии Санта-Чечилия в Риме.

Гольдмарка Опера Die Königin von Saba («Царица Савская»), соч. 27-летие отмечалось при его жизни и в течение нескольких лет после этого. Впервые исполненное в Вене 10 марта 1875 года, произведение оказалось настолько популярным, что постоянно оставалось в репертуаре Венской государственной оперы до 1938 года. Он также написал еще шесть опер (см. список).

Деревенская свадебная симфония ( Ländliche Hochzeit ), соч. 26 (впервые исполнено в 1876 году), произведение, хранившееся в репертуаре сэра Томаса Бичема , включает пять частей, как сюиту, составленную из колористических тональных стихотворений: свадебный марш с вариациями, изображающими свадебных гостей, брачную песню, серенаду , диалог жениха и невесты в саду и танцевальное движение.

Его Концерт для скрипки № 1 ля минор, соч. «28» когда-то было его самой часто исполняемой пьесой. Премьера концерта состоялась в Бремене в 1877 году, сначала он пользовался большой популярностью, а затем канул в безвестность. Очень романтичное произведение, которого есть мадьярский в первой части отрывки, напоминающие Дворжака и Мендельсона марш, а во второй и третьей частях — . Концерт начал вновь входить в репертуар с записями таких выдающихся солистов-скрипачей, как Ицхак Перлман и Джошуа Белл . Натан Мильштейн также поддержал эту работу. Запись Концерта Мильштейна (1957) широко считается окончательной.

Он написал второй скрипичный концерт, но он так и не был опубликован. Вторая симфония ми-бемоль, соч. 35, гораздо менее известен. Гольдмарк также написал раннюю симфонию до мажор примерно между 1858 и 1860 годами. Этой работе так и не был присвоен номер опуса, и, похоже, когда-либо было опубликовано только скерцо.

Мемориал Золотой марки в Вене

Камерную музыку Гольдмарка, в которой влияние Шумана и Мендельсона имеет первостепенное значение, хотя и была хорошо принята критиками при его жизни, сейчас редко можно услышать. В него входит Струнный квинтет ля минор, соч. 9, принесшая ему первую известность в Вене, Соната для скрипки ре мажор, соч. 25, два фортепианных квинтета си-бемоль мажор, соч. 30 и до-диез минор, соч. 54, Соната для виолончели соч . 39, а также произведение, которое впервые принесло имя Гольдмарка известность в венском музыкальном мире, - Струнный квартет си-бемоль соч. 8 (единственная его работа в этом жанре). Он также написал хоровую музыку, две сюиты для скрипки и фортепиано (ре мажор, соч. 11 и ми-бемоль мажор, соч. 43) и многочисленные концертные увертюры , такие как увертюра «Сакунтала» , соч. 13 (произведение, закрепившее за ним известность после его струнного квартета), увертюра «Пентезилея», соч. 31, Увертюра «Весна», соч. 36, Увертюра «Прометей связанный» , соч. 38, Увертюра «Сапфо» , соч. 44, Увертюра «В Италии» , соч. 49 и увертюру Aus Jugendtagen , соч. 53. Другие оркестровые произведения включают симфоническая поэма «Зриньи» , соч. 47 и два оркестровых скерцо ми минор, соч. 19 и ля мажор, соч. 45.

Племянник Гольдмарка Рубин Гольдмарк (1872–1936), ученик Дворжака , также был композитором, который провел свою карьеру в Нью-Йорке.

Гольдмарк умер в Вене и похоронен на Zentralfriedhof (Центральном кладбище) вместе со многими другими известными композиторами. Многие из его рукописей с автографами находятся в коллекции Национальной библиотеки Сечени , с каталожными номерами «G», присвоенными различным произведениям (в том числе без номера опуса).

Список работ

[ редактировать ]

Симфонии

[ редактировать ]

Работы для оркестра

[ редактировать ]
  • Сакунтала, соч. 13 (концертная увертюра)
  • Скерцо ми минор, соч. 19
  • Пентесилея, соч. 31 (концертная увертюра)
  • Весной, соч. 36 (концертная увертюра)
  • Сафо, соч. 44 (концертная увертюра)
  • Скерцо ля мажор, соч. 45
  • Зриньи, соч. 47 (симфоническая поэма)
  • In Italien (В Италии), соч. 49 (концертная увертюра)
  • Aus Jugendtagen (Из юношеских дней), соч. 53

(Примечание: все вышеперечисленные произведения были записаны Бамбергским симфоническим оркестром под управлением Фабриса Боллона для лейбла cpo : Vol. 1 555 160-2 и Vol. 2 555 251–2.)

Концерты

[ редактировать ]

Камерная музыка

[ редактировать ]
  • Баллада для скрипки и фортепиано, соч. 54
  • Фортепианный квинтет си-бемоль мажор, соч. 30
  • Фортепианный квинтет до-диез минор, соч. 54
  • Романз для скрипки и фортепиано
  • Соната для скрипки и фортепиано, соч. 25
  • Соната для виолончели и фортепиано, соч. 39
  • Фортепианное трио, соч. 33, №2
  • Фортепианное трио, соч.
  • Струнный квартет си-бемоль мажор, соч. 8
  • Сюита для скрипки и фортепиано ре мажор, соч. 11
  • Сюита ля мажор для скрипки и фортепиано
  • Струнный квинтет ля минор, соч. 9

Фортепианные произведения ( соло, если не указано иное )

[ редактировать ]
  • «Штурм и натиск» , девять характерных пьес, соч. 5
  • Три пьесы для фортепианного дуэта, соч. 12
  • Венгерские танцы для фортепианного дуэта, соч. 22 (позже оркестрован композитором)
  • Две новеллы , соч. 29
  • Георгинен , шесть пьес, соч. 52

Хоровые произведения

[ редактировать ]
  • Rainlied для хора без сопровождения, соч. 10
  • Две пьесы для мужского хора без сопровождения, соч. 14
  • Frühlingsnetz для мужского хора, 4-х валторн и фортепиано, соч. 15
  • «Спокойное море» и «Счастливое путешествие» для мужского хора и валторн, соч. 16
  • Две пьесы для мужского хора без сопровождения, соч. 17
  • Весенний гимн для контральто, хора и оркестра, соч. 23
  • Im Fuschertal , сборник из шести хоровых песен, соч. 24
  • Псалом CXIII для соло, хора и оркестра, соч. 40
  • Две пьесы для мужского хора без сопровождения, соч. 41
  • Две четырехчастные песни в сопровождении фортепиано, соч. 42
  • 12 песен, соч. 18
  • Заклинание , соч. 20
  • 4 песни, соч. 21
  • 7 песен из «Wilder Jäger», соч. 32
  • 4 песни, соч. 34
  • 8 песен, соч. 37 (Лейпциг, 1888 или 1889 гг.);
  • Кому достанется музыка (для фортепиано и четырех соло), соч. 42
  • 6 песен, соч. 46
  1. ^ Питер Реверс , Майкл Черлин, Халина Филипович, Ричард Л. Рудольф Великая традиция и ее наследие 2004; ISBN   1-57181-403-5 , с. 227; «В конце девятнадцатого века Карл Гольдмарк был одним из самых всемирно известных венских композиторов».

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Хофер, Иоганн: Карл Гольдмарк: композитор периода Рингштрассе. Вена: Издание Steinbauer, 2015. ISBN   978-3-902494-72-6 (на немецком языке)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 25ce7fa6688d301cfbf401056da2cb41__1716915660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/25/41/25ce7fa6688d301cfbf401056da2cb41.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Karl Goldmark - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)