Фортепианный квинтет

В классической музыке фортепианный квинтет — произведение камерной музыки, написанное для фортепиано и четырёх других инструментов, чаще всего (с 1842 года) струнного квартета (т. е. двух скрипок , альта и виолончели ). Этот термин также относится к группе музыкантов, играющих фортепианный квинтет. Расцвет жанра пришелся на девятнадцатый век.
До середины девятнадцатого века большинство фортепианных квинтетов были написаны для фортепиано, скрипки , альта , виолончели и контрабаса . После успеха мажор Роберта Шумана ми Фортепианного квинтета ♭ , соч. 44 в 1842 году, в котором фортепиано сочеталось со струнным квартетом, композиторы все чаще перенимали инструменты Шумана, и именно эта форма фортепианного квинтета доминировала во второй половине девятнадцатого и в двадцатом веке.
Среди наиболее известных и наиболее часто исполняемых фортепианных квинтетов, помимо Шумана, - квинтет Шуберта «Форель» и фортепианные квинтеты Иоганна Брамса , Сезара Франка , Антонина Дворжака и Дмитрия Шостаковича . [ 1 ]
Фортепианный квинтет до 1842 года.
[ редактировать ]В то время как родственные жанры камерной музыки, такие как фортепианное трио и фортепианный квартет, были созданы в восемнадцатом веке Моцартом и другими, фортепианный квинтет получил свое признание только в девятнадцатом веке. [ 2 ] Его корни уходят в поздний классический период , когда фортепианные концерты иногда переписывались для фортепиано в сопровождении струнного квартета . [ 3 ]
Хотя Луиджи Боккерини сочинял квинтеты для фортепиано и струнного квартета, до 1842 года к фортепиано чаще присоединялись скрипка, альт, виолончель и контрабас. Среди наиболее известных квинтетов для этой комбинации инструментов - Франца Шуберта ( «Форель» Квинтет ля мажор Иоганна Непомука Гуммеля , 1819) и Фортепианный квинтет ми-бемоль минор Op.87 (1802). Другие фортепианные квинтеты с использованием этого инструмента были написаны Яном Ладиславом Дуссеком (1799), Фердинандом Рисом (1817), Иоганном Баптистом Крамером (1825, 1832), Анри Жаном Ригелем (1826), Иоганном Петером Пиксисом (ок. 1827), Францем Лиммером ( 1832), Луиза Фарренк (1839, 1840) и Джордж Онслоу . (1846, 1848, 1849). [ 4 ] [ 5 ]
Моцарт (в 1784 году) и Людвиг ван Бетховен (в 1796 году) составили по квинтету для фортепиано и духовых инструментов, написанному для фортепиано, гобоя, кларнета, валторны и фагота, которые иногда называют фортепианными квинтетами.
Шуман и романтический фортепианный квинтет
[ редактировать ]
В середине XIX века Роберта Шумана Фортепианный квинтет ми ♭ мажор , соч. 44 (1842), написанная для фортепиано со струнным квартетом, помогла утвердить эту комбинацию инструментов как типичную модель фортепианного квинтета. Выбор Шуманом партитуры отразил развитие музыкального исполнения и инструментального дизайна.
К середине века струнный квартет считался самым престижным и важным жанром камерной музыки, а достижения в конструкции фортепиано расширили его мощь и динамический диапазон. Объединив фортепиано и струнный квартет, фортепианный квинтет Шумана в полной мере воспользовался выразительными возможностями этих сил в сочетании, чередуя разговорные пассажи между пятью инструментами с пассажами, в которых объединенные силы струн сосредоточены против фортепиано. В руках Шумана фортепианный квинтет стал жанром, «подвешенным между частной и публичной сферой», чередующимся между «квазисимфоническими и, скорее, камерными элементами», что хорошо подходило для эпохи, когда камерная музыка все чаще исполнялась в больших концертных залах, а не в больших концертных залах. чем на частных встречах в интимных помещениях. [ 6 ]
Квинтет Шумана помог фортепианному квинтету стать важным жанром камерной музыки в период романтизма в классической музыке. [ 7 ] Он сразу же получил признание и стал широко подражать. [ 1 ] [ 8 ] Иоганнеса Брамса , например, убедила Клара Шуман (которая играла партию фортепиано в первом публичном исполнении фортепианного квинтета своего мужа) переработать сонату для двух фортепиано в фортепианный квинтет. Результатом стал Фортепианный квинтет фа минор (1864 г.), ставший одним из наиболее часто исполняемых произведений этого жанра. [ 9 ]
Последующие композиции, такие как Сезара Франка ( Фортепианный квинтет фа минор 1879) и Антонина Дворжака , Фортепианный квинтет № 2 ля мажор соч. 81 (1887) еще больше укрепил жанр как «средство романтического самовыражения». [ 1 ]
20 век
[ редактировать ]В двадцатом веке репертуар фортепианного квинтета был расширен за счет таких композиторов, как Бела Барток , Сергей Танеев , Луи Вьерн , Эдвард Элгар , Эми Бич , Габриэль Форе и Дмитрий Шостакович . Однако, в отличие от струнного квартета, который оставался важным жанром камерной музыки для музыкальных экспериментов, фортепианный квинтет приобрел «несколько консервативный профиль, далекий от крупных достижений» в музыкальном выражении. [ 10 ]
Список сочинений для фортепианного квинтета
[ редактировать ]Ниже приводится неполный список произведений для фортепианного квинтета. Все произведения озвучены для фортепиано и струнного квартета, если не указано иное.
До 1800 г.
[ редактировать ]
|
|
19 век
[ редактировать ]
|
|
1900 и после
[ редактировать ]А
[ редактировать ]
|
|
Б
[ редактировать ]
|
|
ЕСТЬ
[ редактировать ]
|
|
F – G
[ редактировать ]
|
|
Х – К
[ редактировать ]
|
|
Л – М
[ редактировать ]
|
|
Н–К
[ редактировать ]
|
|
Р
[ редактировать ]
|
|
С
[ редактировать ]
|
|
Т – З
[ редактировать ]
|
|
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Робин Стоуэлл; Джонатан Кросс (2003). Кембриджский компаньон струнного квартета . Издательство Кембриджского университета. п. 324. ИСБН 978-0-521-00042-0 .
- ^ Квинтеты для фортепиано, гобоя , кларнета , валторны и фагота, составленные Моцартом и Бетховеном, обычно описываются как «квинтеты для фортепиано и духовых инструментов», чтобы отличить их от произведений для фортепиано и четырех струн.
- ^ Вилли Апель (28 ноября 2003 г.). Гарвардский музыкальный словарь . Издательство Гарвардского университета. п. 699. ИСБН 978-0-674-01163-2 .
- ^ Смоллман, Бэзил (1996). Фортепианный квартет и квинтет: стиль, структура и партитура . Кларендон Пресс. п. 3. ISBN 978-0-19-816640-5 .
- ^ Бэзил Смоллман (1996). Фортепианный квартет и квинтет: стиль, структура и партитура . Кларендон Пресс. п. 26. ISBN 978-0-19-816640-5 .
- ^ Джон Даверио, «Роберт Шуман: вестник «новой поэтической эпохи»» (1997, Оксфорд), стр. 256
- ^ Стоуэлл, Робин Кембриджский компаньон струнного квартета , стр. 323–324.
- ^ Смоллман, Бэзил . Фортепианный квартет и квинтет: стиль, структура и партитура , с. 53.
- ^ http://www.kennedy-center.org/calendar/?fuseaction=composition&composition_id=2431 . Архивировано 13 июня 2011 года в Wayback Machine. Родда, Ричард Э. «Фортепианный квинтет фа минор, соч. 34», np.
- ^ Стоуэлл, Робин. Кембриджский компаньон струнного квартета , с. 325.
- ^ «Золотые квинтеты» . Архивировано из оригинала 17 февраля 2012 года . Проверено 4 августа 2009 г.
- ^ «Страница описания - Первый фортепианный квинтет Сгамбати» . Издание Сильвертраст. Архивировано из оригинала 30 апреля 2011 года . Проверено 4 августа 2009 г.
- ^ «Страница описания - Стэнфордский фортепианный квинтет» . Издание Сильвертраст. Архивировано из оригинала 3 декабря 2008 года . Проверено 4 августа 2009 г.
- ^ «Описание диска с обоими квинтетами Тюйля» . Архивировано из оригинала 28 июня 2011 года . Проверено 4 августа 2009 г.
- ^ «Страница описания - Фортепианный квинтет Тюиль ми-бемоль» . Издание Сильвертраст. Архивировано из оригинала 17 февраля 2012 года . Проверено 4 августа 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Список произведений Шарля-Мари Видора» . ИМЛП. Архивировано из оригинала 26 февраля 2014 года . Проверено 10 марта 2014 г.
- ^ «Джеймс Айкман – Фортепианный квинтет» . Музыкальное издательство Non-Sequitur. Архивировано из оригинала 29 марта 2018 года . Проверено 17 сентября 2014 г.
- ^ «АРЕНСКИЙ Антон Стефанович Сюиты для фортепиано № 1–5» . abeillemusique.com. Архивировано из оригинала 19 июля 2011 года . Проверено 24 декабря 2010 .
- ^ Jump up to: а б «Рабочий список Бацевича» . Польский музыкальный информационный центр. 1998–2003 гг. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 6 августа 2009 г.
- ^ Тревор Брей (24 июня 1965 г.). «Фрэнк Бридж: Краткая жизнь ~ Приложение 3: Список работ: 122» . Trevor-bray-music-research.co.uk. Архивировано из оригинала 21 июля 2011 года . Проверено 24 декабря 2010 г.
- ^ «Каталог» . Архивировано из оригинала 23 мая 2021 года . Проверено 23 мая 2021 г.
- ^ «Фортепианный квинтет ФУРТВАНГЛЕР [RB]: Классические обзоры - август 2002 г. MusicWeb (Великобритания)» . Musicweb-international.com. Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года . Проверено 24 декабря 2010 г.
- ^ «Метаданные объекта» . Архивировано из оригинала 8 июня 2021 года . Проверено 8 июня 2021 г.
- ^ «**Джоан Панетти, композитор**» . joanpanetti.com . Архивировано из оригинала 7 декабря 2022 года . Проверено 1 декабря 2022 г.
- ^ «Чакона для фортепианного квинтета | Джанет Пичи, композитор» . Архивировано из оригинала 1 декабря 2022 года . Проверено 1 декабря 2022 г.
- ^ «Список работ» . Архивировано из оригинала 22 июля 2022 года . Проверено 22 июля 2022 г.
- ^ Алан Росторн: Биобиблиография в Google Книгах . п. 33.
- ^ Рохберг, Джордж; Джин Рохберг. Пять линий, четыре пространства: мир моей музыки в Google Книгах . п. 111.
- ^ «Шотландец, 9 ноября 2007 г.» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 22 апреля 2018 г.
- ^ «СКК :: Райт, Марго Райт» . Архивировано из оригинала 9 июня 2021 года . Проверено 9 июня 2021 г.
- ^ Фортепианный квинтет соч. 1 : Партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бэзил Смоллман (1994). Фортепианный квартет и квинтет: структура стиля и партитура , Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-816640-0 .