Jump to content

Фортепианный квинтет

(Перенаправлено из Фортепианного квинтета )

Швейцарский фортепианный квинтет: сидят Вилли Реберг (фортепиано) и Риго (альт), стоят Луи Рей (первая скрипка), Эмиль Рей (вторая скрипка) и Адольф Реберг (виолончель), ок. 1900.

В классической музыке фортепианный квинтет — произведение камерной музыки, написанное для фортепиано и четырёх других инструментов, чаще всего (с 1842 года) струнного квартета (т. е. двух скрипок , альта и виолончели ). Этот термин также относится к группе музыкантов, играющих фортепианный квинтет. Расцвет жанра пришелся на девятнадцатый век.

До середины девятнадцатого века большинство фортепианных квинтетов были написаны для фортепиано, скрипки , альта , виолончели и контрабаса . После успеха мажор Роберта Шумана ми Фортепианного квинтета , соч. 44 в 1842 году, в котором фортепиано сочеталось со струнным квартетом, композиторы все чаще перенимали инструменты Шумана, и именно эта форма фортепианного квинтета доминировала во второй половине девятнадцатого и в двадцатом веке.

Среди наиболее известных и наиболее часто исполняемых фортепианных квинтетов, помимо Шумана, - квинтет Шуберта «Форель» и фортепианные квинтеты Иоганна Брамса , Сезара Франка , Антонина Дворжака и Дмитрия Шостаковича . [ 1 ]

Фортепианный квинтет до 1842 года.

[ редактировать ]

В то время как родственные жанры камерной музыки, такие как фортепианное трио и фортепианный квартет, были созданы в восемнадцатом веке Моцартом и другими, фортепианный квинтет получил свое признание только в девятнадцатом веке. [ 2 ] Его корни уходят в поздний классический период , когда фортепианные концерты иногда переписывались для фортепиано в сопровождении струнного квартета . [ 3 ]

Хотя Луиджи Боккерини сочинял квинтеты для фортепиано и струнного квартета, до 1842 года к фортепиано чаще присоединялись скрипка, альт, виолончель и контрабас. Среди наиболее известных квинтетов для этой комбинации инструментов - Франца Шуберта ( «Форель» Квинтет ля мажор Иоганна Непомука Гуммеля , 1819) и Фортепианный квинтет ми-бемоль минор Op.87 (1802). Другие фортепианные квинтеты с использованием этого инструмента были написаны Яном Ладиславом Дуссеком (1799), Фердинандом Рисом (1817), Иоганном Баптистом Крамером (1825, 1832), Анри Жаном Ригелем (1826), Иоганном Петером Пиксисом (ок. 1827), Францем Лиммером ( 1832), Луиза Фарренк (1839, 1840) и Джордж Онслоу . (1846, 1848, 1849). [ 4 ] [ 5 ]

Моцарт (в 1784 году) и Людвиг ван Бетховен (в 1796 году) составили по квинтету для фортепиано и духовых инструментов, написанному для фортепиано, гобоя, кларнета, валторны и фагота, которые иногда называют фортепианными квинтетами.

Шуман и романтический фортепианный квинтет

[ редактировать ]
Роберт Шуман , литография Йозефа Крихубера , 1839 год, за три года до создания его фортепианного квинтета.

В середине XIX века Роберта Шумана Фортепианный квинтет ми мажор , соч. 44 (1842), написанная для фортепиано со струнным квартетом, помогла утвердить эту комбинацию инструментов как типичную модель фортепианного квинтета. Выбор Шуманом партитуры отразил развитие музыкального исполнения и инструментального дизайна.

К середине века струнный квартет считался самым престижным и важным жанром камерной музыки, а достижения в конструкции фортепиано расширили его мощь и динамический диапазон. Объединив фортепиано и струнный квартет, фортепианный квинтет Шумана в полной мере воспользовался выразительными возможностями этих сил в сочетании, чередуя разговорные пассажи между пятью инструментами с пассажами, в которых объединенные силы струн сосредоточены против фортепиано. В руках Шумана фортепианный квинтет стал жанром, «подвешенным между частной и публичной сферой», чередующимся между «квазисимфоническими и, скорее, камерными элементами», что хорошо подходило для эпохи, когда камерная музыка все чаще исполнялась в больших концертных залах, а не в больших концертных залах. чем на частных встречах в интимных помещениях. [ 6 ]

Квинтет Шумана помог фортепианному квинтету стать важным жанром камерной музыки в период романтизма в классической музыке. [ 7 ] Он сразу же получил признание и стал широко подражать. [ 1 ] [ 8 ] Иоганнеса Брамса , например, убедила Клара Шуман (которая играла партию фортепиано в первом публичном исполнении фортепианного квинтета своего мужа) переработать сонату для двух фортепиано в фортепианный квинтет. Результатом стал Фортепианный квинтет фа минор (1864 г.), ставший одним из наиболее часто исполняемых произведений этого жанра. [ 9 ]

Последующие композиции, такие как Сезара Франка ( Фортепианный квинтет фа минор 1879) и Антонина Дворжака , Фортепианный квинтет № 2 ля мажор соч. 81 (1887) еще больше укрепил жанр как «средство романтического самовыражения». [ 1 ]

В двадцатом веке репертуар фортепианного квинтета был расширен за счет таких композиторов, как Бела Барток , Сергей Танеев , Луи Вьерн , Эдвард Элгар , Эми Бич , Габриэль Форе и Дмитрий Шостакович . Однако, в отличие от струнного квартета, который оставался важным жанром камерной музыки для музыкальных экспериментов, фортепианный квинтет приобрел «несколько консервативный профиль, далекий от крупных достижений» в музыкальном выражении. [ 10 ]

Список сочинений для фортепианного квинтета

[ редактировать ]

Ниже приводится неполный список произведений для фортепианного квинтета. Все произведения озвучены для фортепиано и струнного квартета, если не указано иное.

1900 и после

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Робин Стоуэлл; Джонатан Кросс (2003). Кембриджский компаньон струнного квартета . Издательство Кембриджского университета. п. 324. ИСБН  978-0-521-00042-0 .
  2. ^ Квинтеты для фортепиано, гобоя , кларнета , валторны и фагота, составленные Моцартом и Бетховеном, обычно описываются как «квинтеты для фортепиано и духовых инструментов», чтобы отличить их от произведений для фортепиано и четырех струн.
  3. ^ Вилли Апель (28 ноября 2003 г.). Гарвардский музыкальный словарь . Издательство Гарвардского университета. п. 699. ИСБН  978-0-674-01163-2 .
  4. ^ Смоллман, Бэзил (1996). Фортепианный квартет и квинтет: стиль, структура и партитура . Кларендон Пресс. п. 3. ISBN  978-0-19-816640-5 .
  5. ^ Бэзил Смоллман (1996). Фортепианный квартет и квинтет: стиль, структура и партитура . Кларендон Пресс. п. 26. ISBN  978-0-19-816640-5 .
  6. ^ Джон Даверио, «Роберт Шуман: вестник «новой поэтической эпохи»» (1997, Оксфорд), стр. 256
  7. ^ Стоуэлл, Робин Кембриджский компаньон струнного квартета , стр. 323–324.
  8. ^ Смоллман, Бэзил . Фортепианный квартет и квинтет: стиль, структура и партитура , с. 53.
  9. ^ http://www.kennedy-center.org/calendar/?fuseaction=composition&composition_id=2431 . Архивировано 13 июня 2011 года в Wayback Machine. Родда, Ричард Э. «Фортепианный квинтет фа минор, соч. 34», np.
  10. ^ Стоуэлл, Робин. Кембриджский компаньон струнного квартета , с. 325.
  11. ^ «Золотые квинтеты» . Архивировано из оригинала 17 февраля 2012 года . Проверено 4 августа 2009 г.
  12. ^ «Страница описания - Первый фортепианный квинтет Сгамбати» . Издание Сильвертраст. Архивировано из оригинала 30 апреля 2011 года . Проверено 4 августа 2009 г.
  13. ^ «Страница описания - Стэнфордский фортепианный квинтет» . Издание Сильвертраст. Архивировано из оригинала 3 декабря 2008 года . Проверено 4 августа 2009 г.
  14. ^ «Описание диска с обоими квинтетами Тюйля» . Архивировано из оригинала 28 июня 2011 года . Проверено 4 августа 2009 г.
  15. ^ «Страница описания - Фортепианный квинтет Тюиль ми-бемоль» . Издание Сильвертраст. Архивировано из оригинала 17 февраля 2012 года . Проверено 4 августа 2009 г.
  16. ^ Jump up to: а б «Список произведений Шарля-Мари Видора» . ИМЛП. Архивировано из оригинала 26 февраля 2014 года . Проверено 10 марта 2014 г.
  17. ^ «Джеймс Айкман – Фортепианный квинтет» . Музыкальное издательство Non-Sequitur. Архивировано из оригинала 29 марта 2018 года . Проверено 17 сентября 2014 г.
  18. ^ «АРЕНСКИЙ Антон Стефанович Сюиты для фортепиано № 1–5» . abeillemusique.com. Архивировано из оригинала 19 июля 2011 года . Проверено 24 декабря 2010 .
  19. ^ Jump up to: а б «Рабочий список Бацевича» . Польский музыкальный информационный центр. 1998–2003 гг. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 6 августа 2009 г.
  20. ^ Тревор Брей (24 июня 1965 г.). «Фрэнк Бридж: Краткая жизнь ~ Приложение 3: Список работ: 122» . Trevor-bray-music-research.co.uk. Архивировано из оригинала 21 июля 2011 года . Проверено 24 декабря 2010 г.
  21. ^ «Каталог» . Архивировано из оригинала 23 мая 2021 года . Проверено 23 мая 2021 г.
  22. ^ «Фортепианный квинтет ФУРТВАНГЛЕР [RB]: Классические обзоры - август 2002 г. MusicWeb (Великобритания)» . Musicweb-international.com. Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года . Проверено 24 декабря 2010 г.
  23. ^ «Метаданные объекта» . Архивировано из оригинала 8 июня 2021 года . Проверено 8 июня 2021 г.
  24. ^ «**Джоан Панетти, композитор**» . joanpanetti.com . Архивировано из оригинала 7 декабря 2022 года . Проверено 1 декабря 2022 г.
  25. ^ «Чакона для фортепианного квинтета | Джанет Пичи, композитор» . Архивировано из оригинала 1 декабря 2022 года . Проверено 1 декабря 2022 г.
  26. ^ «Список работ» . Архивировано из оригинала 22 июля 2022 года . Проверено 22 июля 2022 г.
  27. ^ Алан Росторн: Биобиблиография в Google Книгах . п. 33.
  28. ^ Рохберг, Джордж; Джин Рохберг. Пять линий, четыре пространства: мир моей музыки в Google Книгах . п. 111.
  29. ^ «Шотландец, 9 ноября 2007 г.» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 22 апреля 2018 г.
  30. ^ «СКК :: Райт, Марго Райт» . Архивировано из оригинала 9 июня 2021 года . Проверено 9 июня 2021 г.
  31. ^ Фортепианный квинтет соч. 1 : Партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бэзил Смоллман (1994). Фортепианный квартет и квинтет: структура стиля и партитура , Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN   0-19-816640-0 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 49af4060d73d54ae4f4bf887768ad023__1716651420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/49/23/49af4060d73d54ae4f4bf887768ad023.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Piano quintet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)