Джозеф Райландт
Джозеф Райландт | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Джозеф Виктор Мари Райландт 7 апреля 1870 г. |
Умер | 29 июня 1965 г. Использовал | ( 95 лет
Занятия |
|
Организация | Консерватория Брюгге |
Джозеф Риландт (7 апреля 1870 — 29 июня 1965) — бельгийский композитор -классик . Он известен духовной вокальной музыкой, в том числе несколькими ораториями и мессами . Каталог его творчества, насчитывающий 133 номера опусов, включает симфонии , мессы , оперу , многочисленные произведения для фортепиано соло , камерные произведения и песни , а также пять ораторий , которые сам Риландт считал своими важнейшими произведениями.
Жизнь
[ редактировать ]Йозеф Виктор Мари Риландт родился в Брюгге , в богатой буржуазной семье, для которой имели значение культура, традиции и римско-католическая религия. Как и музыка, которой, как и многие подобные семьи, Райландты много занимались. С детства он получал частные уроки игры на фортепиано и скрипке. Он учился усердно, до 2,5 часов в день, но бросил скрипку всего через два года.
Еще подростком он понял, что его настоящее предназначение – музыка. Но по настоянию матери он сначала поступил в колледж, чтобы изучать философию, а затем право — его отец, умерший, когда Джозефу было всего семь лет, был юристом. Однако во время учебы в университете он продолжил свою музыкальную деятельность, в том числе композицию, хотя у него было всего несколько уроков гармонии. В конце концов он убедил свою мать позволить ему показать некоторые из своих композиций Эдгару Тинелю , в то время одному из самых уважаемых музыкантов Бельгии. Тинель никогда не брал частных учеников (и никогда больше не будет), «но», писал он, «я позволил себя завоевать, потому что однажды этот молодой человек станет кем-то . Он сыграл мне свою сонату. Я был ошеломлен. Он уже кто-то , но он никогда не учился. Этот парень писал сонаты, трио, вариации, дуэты…» Его мать смягчилась, и с 1891 по 1895 год Джозеф учился у Тинель.
После учебы у Тинеля он смог посвятить себя исключительно композиторству, имея независимые финансовые возможности. Годы между 1895 и 1924 годами были для него наиболее продуктивными.
Первая мировая война и последовавшая за ней инфляция 1920-х годов сильно повлияли на его финансовое положение. Кроме того, у него была семья, о которой нужно было заботиться, поскольку в 1899 году он женился на Маргарите Картон де Виар (1872–1939), и у него быстро появилось восемь детей. Он чувствовал себя обязанным найти должность, и в 1924 году он был назначен директором Муниципальной консерватории Брюгге, и эта должность сопровождалась преподавательской нагрузкой. Он предположил это с некоторыми колебаниями, но обнаружил, что ему нравится преподавать, и он даже «сожалеет, что не занялся преподавательской профессией, пока мне не исполнилось 54 года». Он продолжал сочинять, хотя и медленнее. Кроме того, он перестал сочинять оратории, которые считал своими главными произведениями, но это произошло, по крайней мере, в той же степени из-за смерти Чарльза Мартенса (1866–1921), [ 1 ] либреттист или солибреттист трех его ораторий и ряда его кантат, неутомимый пропагандист его музыки, его литературный, философский и богословский собеседник и, прежде всего, его друг, имя которого он никогда не упоминал без предшествующего слова «мой хороший друг» или подобное выражение.
Его жизнь была насыщенной: он взял курс контрапункта в Гентской консерватории , организовал весьма успешную серию концертов в собственной консерватории, его часто просили входить в состав жюри музыкальных экзаменов и конкурсов, он участвовал в работе Музыкального фонда королевы Елизаветы, который организовал конкурс Эжена Изаи и т. д. Ему досталось множество наград. Его попросили сочинить Te Deum к столетию независимости Бельгии; он стал членом Бельгийской академии в 1937 году и бароном в 1938 году. Но его личная жизнь была омрачена медленным ухудшением здоровья его жены, которая умерла в 1939 году.
Вторая мировая война, а также страдания и тревоги, которые она повлекла за собой, привели к еще большему замедлению его сочинения: в 1940–42 годах он вообще ничего не написал, а в период с 1943 по 1948 год – лишь несколько произведений камерной музыки. [ 2 ] когда он вообще перестал сочинять.
В 1942 году городской совет Брюгге попросил Риландта, который уже давно вышел на пенсию, продолжить работу на посту директора Муниципальной консерватории Брюгге. 31 августа 1943 года горсовет окончательно расстался с «этим выдающимся художником», присвоил ему звание «почетного директора» и назначил Ренаата Вереманса своим преемником . Но поскольку все эти решения были приняты в то время, когда Брюгге, как и вся Бельгия, был оккупирован Германией, послевоенный городской совет отменил их и восстановил в должности Райландта 30 сентября 1944 года. Вскоре Райландт попросил, чтобы ему снова разрешили уйти в отставку, и его просьба была удовлетворена. 1 апреля 1945 года Райландт окончательно ушел в отставку по установленной форме и снова в качестве «почетного директора». [ 3 ]
Свой выход на пенсию он посвятил литературе, написанию стихов (включая ряд переводов на французский язык его любимого голландского поэта Гвидо Гезелле ) и чтению классических произведений, многие из которых имеют сильное религиозное содержание: Библию , полное собрание сочинений Шекспира , Йоста ван ден Вонделя. и Поль Клодель , а также Данте , Паскаль и Тереза Авильская . Он умер в возрасте 95 лет в своем любимом Брюгге и «никого не беспокоя», как ему хотелось, после непродолжительной болезни.
Характер
[ редактировать ]Судя по его сочинениям и свидетельствам всех, кто его знал, Райландт предстает прежде всего как человек с огромным чувством долга. Долг перед Богом превыше всего: он был глубоко религиозным человеком, каждую неделю посещавшим мессу, хорошо осведомленным о своей религии и воспринимавшим создание музыки как религиозный долг. Обязанность по отношению к своей музыке: ему выпала честь посвятить себя исключительно музыке, но он прекрасно осознавал, что это была привилегия, и очень усердно работал, как как ученик Тинеля (который очень его мотивировал), так и как композитор. К своей семье: он всегда был чрезвычайно заботлив о своей жене, но особенно во время ее болезни, когда он устраивал для нее серенады, так как она уже не могла ходить на концерты; он уделял время своим детям, считая их образование чрезвычайно важным и поощряя их; [ 4 ] и он был «Bon-Papa Musique» для своих внуков, для которых он играл свои «Детские сцены » . К своим ученикам, чьи работы он корректировал с уважением, а не принижал их, [ 5 ] и которые высоко ценили его педагогические качества: «Хотя он следовал классическому методу преподавания гармонии и контрапункта..., у вас никогда не возникало впечатления, что вы учите что-то скучное», - писал один из них.
Другой заметной чертой Риландта была его скромность. Хотя ему нравилось слушать исполнение своих произведений, он предоставил другим - особенно своему учителю Тинелю и Чарльзу Лами (псевдоним Чарльза Мартенса, что означает «Чарльз, друг [Райландта]») - сделать его работы известными. Как он выразился: «Если Бог хочет, чтобы однажды моя работа стала известна, это произойдет. Если нет, какое это имеет значение? Задача художника — творить, и все. Успех — это роскошь и удовольствие». это не обязательно». [ 6 ] Он никогда не хвастался выпавшими на его долю внемузыкальными почестями. Иногда он мягко насмехался над ними, например, когда, будучи назначен командующим по приказу Леопольда , он «жаловался», что никто не сказал ему, кем командовать. Когда он стал совсем старым, он сказал дочери: «Никогда не вызывай для меня священника или врача ночью, не раньше шести утра. Этим людям нужен сон».
Но он не был суровым человеком: он был общительным и обладал чувством юмора с детства (его мать упоминает о периодической «безумной веселости» юного Иосифа) до самой старости, когда он написал песенку на Луна ( la lune , женское начало по-французски) ругает ученых за бестактность, пытающихся сфотографировать ее зад (что означает одновременно «обратную сторону» и «зад»).
Наконец, у него была независимая жилка: он был во многом самим собой. Наиболее ярко это проявляется в его представлениях о музыке.
Представления о музыке
[ редактировать ]Даже будучи маленьким мальчиком, Райландт имел собственное мнение. Как бы он ни уважал своего «лучшего учителя игры на фортепиано», Франца Девоса (из Гентской консерватории), который давал ему частные уроки, он писал, что Девос «не уделял достаточно внимания технике, что оставляло меня неудовлетворенным». Хотя он многому научился у Тинеля, чьим техническим мастерством он очень восхищался, он также поддался влиянию Вагнера, которого Тинель ненавидел, и французских композиторов, таких как Франк, Форе и Дебюсси. [ 7 ] тогда как Тинель был в первую очередь ориентирован на Германию. Но Райландт никогда не принадлежал ни к какой школе или моде; на самом деле он презирал моду.
Он считал задачей художника создавать красоту. Как художник это сделал, особого значения не имело. Но оригинальность не была добродетелью; личность была. Великая музыка, такая как музыка Бетховена , вызывает восхищение, потому что ярко проявляется личность композитора; Смелая оригинальность Бетховена теперь представляет лишь исторический интерес. Однако Райландт резко критиковал атональность , утверждая, что модернистская «пустая игра звуковых комбинаций не приносит нам вообще никакого внутреннего обогащения» и что ценность таких произведений, как » Онеггера, «незабываемая» « Жанна д'Арк в Бушере заключается главным образом в их тональные пассажи. [ 8 ]
Райландт считал, что по сути музыка — это «язык sui Generis , который выражает подсознательное состояние души: она начинается там, где заканчивается обычный язык». Красота, которую должен создать художник, «требует как чувствительности, так и интеллекта, а в области музыки главным образом чувствительности, не исключая, однако, интеллекта». [ 9 ]
Райландт написал много вокальной и программной музыки и часто позволял себе вдохновляться внемузыкальными стимулами. И все же его идеалом была абсолютная музыка . Но за этим был идеал. Для Райландта музыка была религиозным призванием. Следующие слова из предисловия к его «Запискам о своих произведениях» подводят итог тому, что действительно имело для него значение: «Я думаю… я могу сказать, что я не был бесполезным слугой искусства. Я сделал все, что мог. все в этой работе переживет меня к великой славе Божией». [ 10 ]
Работает
[ редактировать ]Результаты Райландта превышают номер его последнего опуса, 133, или, скорее, сумму 117 номеров опусов, от которых он не отказался. [ 11 ] предложил бы. Райландт уничтожил не только неопубликованные произведения, но даже опубликованные, некоторые из которых были созданы таким престижным домом, как Breitkopf & Härtel .
Легкодоступные полные списки работ можно найти CeBeDeM [ 12 ] и Oeuvre van Joseph Baron Ryelandt ; тот, что в Виллеме, также очень информативен.
Райландта В следующих списках перечислены только произведения, упомянутые в собственных «Уведомлениях» (их названия даны там в орфографии Райландта), и они не претендуют на полноту.
Религиозная вокальная музыка
[ редактировать ]Национальная и международная репутация Райландта была создана в первую очередь его пятью великими ораториями , которые были исполнены в Бельгии, а некоторые также в Нидерландах, Франции и Канаде.
- Чистилище , соч. 39 (в основном написаны в 1904 году) для сопрано, хора и оркестра; текст: подборка текстов латинских псалмов , составленная самим Райландтом.
- De Komst des Heeren (Пришествие Господа), соч. 45 (1906), оратория «Адвент» для четырех солистов, двойного хора и оркестра; текст: подборка библейских текстов на голландском языке, составленная Райландтом при содействии Чарльза Мартенса.
- Мария , оп. 48 (1909), для четырех солистов, хора и оркестра; текст Чарльза Мартенса и Лео Гоманса.
- Agnus Dei (Агнец Божий), соч. 56 (1913–1914), оратория для нескольких солистов, хора и оркестра; текст первоначально на немецком языке, написанный Бенедиктой фон Шпигель.
- Christus Rex (Христос Царь), соч. 79 (1922), для солистов, хора и оркестра; текст Чарльза Мартенса. Позже Райландт посвятил эту работу, которую считал своим шедевром, [ 13 ] Папе Пию XI , установившему праздник Христа-Царя в 1925 году. [ 14 ]
Настоящая, полноценная оратория, которую он написал, но уничтожил, заслуживает отдельного упоминания, De XIV stonden , буквально «Четырнадцать часов», что означает четырнадцать станций Крестного пути , потому что она была основана на тексте, написанном для этой цели Гвидо Гезелле. И все же Райландт был недоволен либретто Гезеля, поскольку Гезель, «как и многие литераторы, ничего не понимал в музыке, хотя иногда вкладывал ее много в свои стихи». [ 15 ]
Райландт также написал пять месс, но уничтожил первую. Остались четыре:
- Мисса, соч. 72 (1918) для смешанного хора а капелла.
- Missa quator vocibus cumorgano o,p. 84 (1925), для четырёхголосного хора и органа, посвящённая Жюлю Ван Нюффелю .
- Месса для шести голосов, соч. 111 (1934), для шестиголосного хора а капелла.
- Missa pro defunctis, op. 127 (1939), для смешанного хора а капелла, краткий реквием, сочиненный в память о жене.
Его религиозная вокальная музыка также включает семь кантат , Te Deum , ряд коротких песнопений и два театральных произведения: мистерию La Parabole des Vierges «Притча о девственницах» и «музыкальную драму» Sainte Cécile .
Симфоническая музыка
[ редактировать ]Райландт написал шесть симфоний, но уничтожил свою первую. В его время оставшиеся пять имели меньший успех, чем его оратории (хотя все они были исполнены), но четыре из них теперь доступны на компакт-дисках. Райландт также уничтожил первую из своих увертюр , «Каин» , его опус 3. Остались три, а также три оркестровые прелюдии , короткая оркестровая сюита и три симфонические поэмы , настоящая « Гефсимания » и две для голоса с оркестром « Таинственная идиллия». и La Noche Oscura , последний представляет собой оркестровку текста, основанного на одноименной поэме Святого Иоанна Креста .
Другой
[ редактировать ]Райландт обучался игре на пианисте примерно до 20 лет; неудивительно, что его способности к игре на фортепиано огромны. Фройен перечисляет около сорока сочинений, в том числе 12 фортепианных сонат , четвертая из которых посвящена Винсенту д'Инди. [ 16 ] — и две сонаты, шесть ноктюрнов, два тома прелюдий, три сюиты и т. д.
Фортепиано также играет важную роль в ряде произведений камерной музыки: семь сонат для скрипки и фортепиано, три для виолончели и фортепиано и по одной для альта, валторны, гобоя и кларнета плюс фортепиано, а также два фортепианных квинтета и два фортепианных трио. . Райландт также составил четыре струнных квартета .
Райландт был крупным автором авторских песен, всего их было около 65. [ 17 ] к текстам на французском и голландском языках. Большинство голландских текстов, которые он установил, были написаны Гвидо Гезелле, который, несмотря на их неудачное сотрудничество над ораторией De XIV stonden , очень вдохновил его. Это его самые известные песни; даже утверждалось, что они приобрели международную репутацию, [ 18 ] несмотря на их голландские тексты.
Дискография
[ редактировать ]Дискографии в Меурисе, стр. 71–73 и здесь .
Райланд и Брюгге
[ редактировать ]- Еще при жизни Райландт носил в честь себя улицу Барона Йозефа Райландстраат в Брюгге. Брюгге также назвал в его честь Джозефа Риландцааля, церковь в стиле позднего барокко (1681–1684), преобразованную в концертный зал на 200 мест в 1980-х годах. [ 19 ]
- В Муниципальной консерватории Брюгге хранится картина Джефа ван де Факере «Риландт» (1879–1946).
- С 2018 года в городском архиве Брюгге находится Фонд Йозефа Риландта. Его коллекция состоит из документов, которые раньше находились в библиотеке Муниципальной консерватории Брюгге, и документов, подаренных семьей Риландт, которые временно хранились в библиотеке Королевской консерватории Брюсселя . Он включает почти все музыкальные рукописи Райландта, а также сотни писем, дневник, контракты, фотографии и множество стихов. [ 20 ]
- Чтобы отпраздновать 150-летие Риландта 7 апреля 2020 года, Муниципальная консерватория Брюгге запланировала крупный фестиваль Райландта с 7 марта по 4 апреля с многочисленными концертами его музыки и другими мероприятиями. Пандемия COVID-19 потребовала переноса одних мероприятий и отмены других. [ 21 ] Выставку Риландта в Арентсхейсе, также призванную отпраздновать день рождения Риландта, пришлось отложить, но она была продлена до 8 ноября. [ 22 ]
Райландт, «фламандский художник»?
[ редактировать ]Райландт получил образование и писал свои публикации на французском языке, но у него был язык, который он считал вторым родным, — голландский . Поскольку он считал музыку языком sui Generis , поскольку его вокальная музыка основана на текстах на различных языках (его оратории на латинские, голландские, немецкие и французские тексты, а также он сделал несколько переводов на английский и итальянский языки), то ясно, что он стремился стать международным художником. Однако его репутация фламандского художника, которую он всегда имел, вполне заслужена. В его время было немодно считать голландский язык таким же, скажем, как французский или немецкий. Райландт действительно считал это так (он не одобрял франкоязычных людей, презиравших голландский язык), и так относился к этому в своих сочинениях. И в некотором смысле он признал, что был фламандским художником, приняв на себя представительскую функцию в Christelijk Vlaams Kunstenaarsverbond «Организация христианских фламандских художников», помимо Константа Пермеке и Стейна Стревелса .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Уведомления , с. 28.
- ^ Уведомления , с. 46.
- ^ Вергаувен, стр. 348–349 и 352–353.
- ^ Фройен, с. 14–15.
- ^ Фройен, с. 11.
- ^ Уведомления , с. 28.
- ^ Это влияние, о котором Райландт упоминает во Флоркене, с. 298. Учитывая эти два последних имени, отнесение его к категории «композитора-романтика», хотя и не является необоснованным, тем не менее, следует воспринимать с большой щепоткой импрессионистской соли.
- ↑ Обе цитаты из Froyen, стр. 20.
- ↑ Обе цитаты из Meuris, стр. 32 и с. 33.
- ^ Уведомления , с. 18.
- ^ Уведомления , с. 22.
- ^ «Лучшие казино Бельгии — лучшие онлайн-казино Бельгии (2022 г.)» .
- ^ Уведомления , с. 27.
- ↑ То есть, после того, как Райландт сочинил свою ораторию, которая заставила его пошутить, «что Папа украл [его] идею!!» ( Уведомления , стр. 27.)
- ^ Уведомления , с. 21.
- ↑ Фройен обсуждает замечания д'Инди (стр. 39–42) и публикует письмо д'Инди (стр. 81–87).
- ↑ По собственным подсчетам Райландта, в «Уведомлениях» , стр. 45.
- ^ Меурис, с. 9.
- ^ Подробности о Ryelandtzaal здесь .
- ↑ Het Laatste Nieuws , 2 июля 2018 г., и «Наследие композитора Йозефа Риландта занимает место в городских архивах Брюгге» в журнале Exit Magazine: Maandelijks Brugs Cultuurblad , доступно здесь .
- ^ Эта страница. Архивировано 13 августа 2020 г. на сайте Wayback Machine на сайте Консерватории.
- ^ Эта страница сайта музеев Брюгге.
Ссылки
[ редактировать ]Большинство упомянутых веб-страниц были получены в январе или феврале 2010 года; те, которые были добавлены в 2020 году, были получены 17 сентября 2020 года.
- Биземанс, Марлис Исследование узнаваемости имени (так в оригинале) Йозефа Райландта в связи с существующими и новыми биографическими данными (магистерская диссертация Гентской консерватории, 2009; онлайн здесь) [ постоянная мертвая ссылка ] ). Содержит множество биографических подробностей.
- Флоркен, Йоос «Джозеф Райландт» Ten huize van… 10 (Leuven, Davidsfonds и Bruges: Orion-Desclée De Brouwer, 1974, стр. 295–301) Текст (онлайн здесь ) телеинтервью, VRT, 15 мая 1959 г. .
- Фройен, Хайди Джозеф Райландт и его фортепианная музыка: пример: Соната для фортепиано №. 4 , оп. 51 (магистерская диссертация КУЛёвена, факультет искусств, кафедра музыковедения, 2008 г.) Содержит обширную, хотя и неполную библиографию публикаций Райландта.
- Меурис, ноктюрны и прелюдии Барта Джозефа Райландта для фортепиано (Магистерская диссертация Lemmesinstituut Leuven, 2005; онлайн здесь ).
- Примечания = Райландт, Джозеф Примечания к моим работам: 1940: (с дополнительными примечаниями, сделанными в период 1952–1960 гг.) Отредактировано и аннотировано Гаем А. Дж. Топсом (Антверпен, Studiecentrum voor Vlaamse Muziek, 2015).
- Райландт, Джозеф (внук композитора) Histoire de la famille Ryelandt et des familles alliées (Брюссель, 2003; частное издание, но копия хранится в Национальной библиотеке). Главный источник данной статьи, в частности всех биографических данных и всех цитат, если не указано иное.
- Вергаувен, Дэвид Джозеф Райландт: культурная биография композитора-романтика в Брюгге конца века (Брюссель: Academic & Scientific Publishers, 2020; ISBN 978 90 5718 944 9 ). Безусловно, это самая важная на сегодняшний день публикация о Райландте.
- Виллем, Вильфрид Йозеф Риландт (1870–1965): Анализ Левена Верка (дипломная работа К.У. Левена, факультет искусств, кафедра музыковедения, 1977). Помимо упомянутого выше списка работ, содержит начало всех работ, которые Виллем смог проследить, а также обширную, хотя и неполную библиографию публикаций Райландта.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фокерт, Аннелис. «Риландт, Джозеф» (на голландском языке). Учебный центр фламандской музыки. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 8 июня 2011 г.
- Фортепианный квинтет Райландта ля минор в PDF-партитуре и неполных партиях, отсканированных в библиотеке Сибли URResearch (его оп. 32)
- Бесплатные партитуры Джозефа Райландта в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Литература Йозефа Риландта и о нем в Немецкой национальной библиотеки каталоге