Жюль Ван Наффель

Жюль Йозеф Поль Мария Ван Нуффель ( Хемиксем , 21 марта 1883 — Вильрейк, 25 июня 1953) — бельгийский священник, композитор , хормейстер , музыкальный педагог , музыковед и известный знаток религиозной музыки .
Образование
[ редактировать ]Ван Наффель родился 21 марта 1883 года в музыкальной семье. Первые уроки музыки (фортепиано и пения) он получил от своей матери. В средней школе его обучали игре на фортепиано и скрипке, где вскоре были замечены его музыкальные способности: в 1898–1899 годах он был школьным органистом. [ 1 ] Окончив среднюю школу, Ван Наффель учился на священника в Большой семинарии Мехелена , времени брал уроки игры на фортепиано , где также время от скрипке , органе , гармонии и контрапункте .
Он был рукоположен в священники кардиналом Мерсье 25 мая 1907 года. [ 2 ] [ 3 ] Вскоре после своего рукоположения [ 4 ] его назначили учителем музыки в епископальной средней школе Мехелена, и эту должность он занимал в течение десяти лет.
В тот период Эдгар Тинель , директор епископальной Школы религиозной музыки (позже Lemmensinstituut ), настоял на том, чтобы он обучался в школе. Но этот единственный период, когда Ван Наффель посещал формальные музыкальные курсы, закончился всего через три месяца из-за спора между учителем и учеником. [ 5 ] [ 6 ] По сути, Ван Наффель был самоучкой, прочитав множество произведений мастеров. Бах , Бетховен , Вебер , Вагнер , Григ и Дебюсси были любимыми объектами изучения; позже в своей карьере он также изучал современных композиторов, таких как Пауль Хиндемит и Артур Онеггер , которые также повлияли на его произведения. [ 7 ]
Основатель и хормейстер хора Святого Румбольда.
[ редактировать ]Будучи учителем музыки в епископальной средней школе Мехелена, он был хормейстером школы. В период с 1907 по 1917 год он также написал более ста произведений, в том числе « Super flumina Babylonis» . Второе выступление его школьного хора 26 июля 1916 года в соборе Св. Румбольда привело к тому, что его попросили воссоздать соборный хор. [ 8 ] Он руководил хором Святого Румбольда до октября 1949 года, когда ушел в отставку по состоянию здоровья. [ 9 ]
Конечно, хор Святого Румбольда выступал прежде всего на литургии в соборе. Следуя книге Папы Пия X Tra le sollecitudini , которую Ван Наффель считал «нормой и кодексом» своей работы, [ 10 ] он пел много григорианских песнопений и священного многоголосия . Но он также исполнял произведения современных бельгийских и зарубежных композиторов. Меулеманс (1946:99–101) перечисляет «бесчисленные мотеты» двух десятков композиторов, а также еще более длинный список месс.
Поначалу репутация хора Святого Румбольда была местной, но исполнение им собственной «Statuit ei Dominus» Ван Наффеля , написанной к золотому юбилею рукоположения кардинала Мерсье, обеспечило ему национальную репутацию. Он послужил образцом для других бельгийских соборных хоров. Это был первый хор, приглашенный на религиозные церемонии при королевском дворе. Его выступления во время торжественных месс в соборе Св. Румбольда часто транслировались по национальному радио. Затем последовали международные приглашения, кульминацией которых стал концертный тур 1934 года по Италии, где они пели для Папы Пия XI .
Под управлением Ван Наффеля этот хор был одним из лучших в Бельгии и его репутация была впечатляющей. На его 30-летнем юбилее присутствовали королева Елизавета , многочисленные политики, священнослужители и ученые, а также художники и композиторы. [ 11 ] В его работе в церкви Св. Румбольда Ван Наффелю очень помогал органист собора , знаменитый Флор Петерс .
На протяжении всего пребывания Ван Наффеля на посту хормейстера участники хора Святого Румбольда были любителями. [ 12 ] Сам Ван Наффель называл хор Святого Румбольда «своим величайшим творением». [ 13 ]
Композитор
[ редактировать ]В ранних композициях Ван Наффеля он находился под влиянием Сесилианского движения . Однако вскоре у него появился собственный стиль. Его оригинальность заключается в мелодическом даре, который часто основан на григорианской модальности. Его поздняя романтическая гармония представляет собой сугубо личный синтез старых церковных мод и импрессионизма, иногда смело современных для своего времени. Его музыка глубоко религиозна и часто ярко-праздничная. [ 14 ]
Почти все творчество Ван Наффеля — вокал. Большинство его произведений предназначалось для исполнения во время литургии в соборе с его собственным хором Святого Румбольда, и до сих пор они лучше всего звучат в исполнении большого хора в большой церкви. [ 15 ] Все литургические тексты, которые он установил, были на латыни; созданные им голландские тексты также носили в основном религиозный характер.
Выдающийся на национальном уровне композитор Ван Наффель малоизвестен за пределами своей родины. [ 16 ] хотя его работы до сих пор иногда исполняются за рубежом. Одно из произведений, которое стало хорошо известно за рубежом и является одним из его главных достижений, — это Nova Organi Harmonia ad Graduale juxta Editionem Vaticanam , сборник аккомпанемента григорианских песнопений всего литургического года . Этот огромный проект (восемь томов) был инициирован Ван Наффелем и составлен им самим, Флором Петерсом, Жюлем Виверманом , Маринусом де Йонгом , Стафом Нисом , Анри Дюрье и Эдгаром де Лаэ. Nova Organi Harmonia переиздавалась во многих изданиях после Второй мировой войны и теперь (2023 г.) полностью доступна в Интернете, а также, за исключением шестого тома (посвященного местной бельгийской литургии), также в недавнем печатном издании; см. внешнюю ссылку.
Работы (подборка)
[ редактировать ]Творчество Ван Наффеля насчитывает 170 номеров опусов. [ 17 ] некоторые из них, особенно ранние, не были опубликованы.
Он написал около 90 мотетов , своего любимого жанра; [ 18 ] Среди наиболее популярных из них:
- Христос победитель , соч. 20, для четырехголосного мужского хора и органа
- Аве Мария , для четырехголосного хора
- Статуя ei Dominus , op. 30 (1924), для четырех-шестичастного хора и органа (или оркестра)
- Вот великий священник , соч. 34 (1926), для шестиголосного хора и органа
Из четырех его месс, все с органным сопровождением, только первая, Missa in Honorem SS. Кордис Джезу , соч. 28, для четырехголосного смешанного хора. Остальные
- Месса в честь СС. Троица , для плохого хора
- Пасхальная месса «Свет и начало» , для двух равных голосов.
- Месса в честь святого Иосифа , для трёх равных голосов.
Его самые впечатляющие и самые известные произведения, возможно, величайшие, — это настройки псалмов. (Обратите внимание, что Ван Наффель использует греческую нумерацию псалмов.)
- Super flumina Babylonis ( Псалом 136 ), соч. 25 (1916), для четырех-шестичастного хора и органа (или оркестра)
- In Convertendo Dominus ( Псалом 125 ), соч. 32 (1926), для четырех-семиголосного хора и органа
- Господи, не обвиняй меня в гневе Твоем ( Псалом 6 ), ор. 44 (1935)
- Я радовался ( Псалом 121 ), соч. 45 (1935), для четырехголосного хора
- Я воззвал к Господу гласом моим ( Псалом 141 ), соч. 47 (1935) для восьмичастного хора а капелла
- Dominus regnavit ( Псалом 92 ), соч. 49 (1935) для четырех-шестичастного хора и органа
- К Тебе, Господи, взывал я, когда был в беде ( Псалом 119 ), соч. 50 (1936)
- К Тебе я возвел очи мои ( Псалом 122 ), соч. 51 (1935)
Его три настройки Te Deum , датированные 1914, 1928 и 1944 годами — последняя, соч. 62 (1944) для хора, духового ансамбля и органа, известные как « Liberation Te Deum» , — также крупные и важные произведения.
Самыми известными из его 19 хоровых постановок голландских текстов являются «O keer dine oghen» («О, поверни глаза») и «Kerstlied-Vredelied» («Рождественская песня-песня мира»), написанные во время Первой мировой войны ; а также его аранжировки семи старофламандских рождественских песен. Он также написал более 30 песен для сольного голоса и фортепиано.
Институт Лемменса
[ редактировать ]Первая мировая война имела катастрофические последствия для Лемменсинститута. В момент своего надира в нем осталось едва 12 студентов. 1 апреля 1918 года, после смерти Алоиса Десмета, его директора, Ван Наффель был назначен его преемником. Первым приоритетом Ван Наффеля было привлечение хороших учителей, и он назначил некоторых превосходных: Анри Дюрье, Лодевейка Мортельманс , Флор Петерса, Маринуса Де Йонга и Стафа Ниса. [ 19 ] Он значительно расширил учебную программу, тем не менее сосредоточив ее на религиозной музыке. Он приобрел новый орган и превратил институт в авторитетный орган в области преподавания органа. На протяжении всего этого он столкнулся с серьезными финансовыми проблемами, которые потребовали потратить много времени на сбор средств. [ 20 ]
В 1935 году ему удалось добиться признания дипломов Лемменсинстита государством как эквивалентных дипломам государственных консерваторий. [ 21 ]
В 1952 году, незадолго до своей смерти, Ван Наффель ушел с поста директора Лемменсинституута. [ 22 ]
Музыковед
[ редактировать ]Ван Наффель — один из основоположников бельгийского музыкознания. В период с 1927 по 1939 год он был движущей силой 31-томного издания произведений мехеленского композитора Филиппа де Монте (1521–1603), опубликованных им, Густавом Ван Дорслаером и Шарлем ван ден Борре . [ 23 ]
Еще до 1914 года он сделал себе имя как оратор и знаток музыки, особенно церковной. [ 24 ] Его назначение в 1933 году в Католическом университете Левена преподавателем истории музыки не стало неожиданностью. В 1933 году музыковедение еще составляло небольшую часть факультета искусств, но в 1943 году ему и нескольким коллегам удалось превратить его в полноценный факультет музыковедения. [ 25 ]
Ван Наффель также возродил журнал Musica Sacra . Его публикация была прекращена в 1914 году с началом Первой мировой войны; он возобновился в 1937 году. Этот Tijdschrift voor kerkzang en gewijde muziek («Журнал церковной песни и духовной музыки», подзаголовок) был одним из самых авторитетных журналов католической культуры своего времени. В нем член редколлегии Ван Наффель опубликовал ряд крупных статей на различные темы, а также приложения с партитурами современных композиторов. [ 26 ]
Он был одним из основателей «Королевской фламандской академии науки и искусств Бельгии», созданной в 1938 году как фламандский аналог официально двуязычной Королевской фламандской академии науки и искусств Бельгии . Он также был членом Maatschappij der Nederlandse Letterkunde . [ 27 ]
Почести
[ редактировать ]12 января 1926 года кардинал Мерсье назначил Ван Наффеля почетным каноником собора Святого Румбольда. [ 28 ] а 11 марта 1946 года по рекомендации кардинала Ван Роя Папа Пий XII назначил его сверхштатным тайным камергером . [ 29 ]
Бельгийское правительство сделало его кавалером Ордена Короны и кавалером Ордена Леопольда . [ 30 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ван Эспен 2006:30.
- ^ Ван Эспен 2006 , с. 30.
- ^ «Биография - Жюль Ван Наффель» . julesvannuffel.be . Архивировано из оригинала 1 января 2015 года . Проверено 1 января 2015 г.
- ^ По данным Ван Эспена 2006:30. Анонимный автор биографии Ван Наффеля в Gedenkboek 72 сообщает о своем назначении еще до рукоположения.
- ^ Ван Эспен 2006 , с. 28–29.
- ^ Р.Б. Ленаерс (1954–1955:118) и анонимный автор его краткой биографии в Gedenkboek 72 утверждают, что Ван Наффель позже изучал композицию у Джозефа Райландта , но Райландт явно отрицал это. Верно то, что Ван Наффель время от времени спрашивал у Райландта совета по поводу своих композиций (Heughebaert 1973:130; Van Espen 2006:22).
- ^ Ван Эспен (2006:31); Лейтенс СД
- ^ Питерс 1946: 29–30.
- ^ Ван Эспен 2006 , с. 32–33 и 51–57.
- ^ Каймаекс 1946:79.
- ↑ Список в Gedenkboek 1946:15–17 занимает почти полторы страницы.
- ^ Опять 1946:142.
- ^ Ван Неспен 2006:51.
- ^ Робейнс 1982; Лейтенс СД
- ^ Лейтенс СД
- ^ Феллерер 1961 , с. 261.
- ^ Робейнс 1962
- ^ Лейтенс СД
- ^ Ван Неспен 2006:84.
- ^ Ван Эспен 2006: 89–91.
- ^ Хьюгеберт 1979:609.
- ^ Лейтенс СД
- ^ СД Лейтена; Ван Эспен 2006: 59 и далее.
- ^ Лейтенс СД
- ^ Ван Эспен 2006:13.
- ^ Ван Неспен 2006: 14 и 34.
- ^ Робейнс 1982.
- ^ Ван Эспен 2006:98.
- ^ «... среди его самых интимных покоев» в рескрипте Государственного секретариата Ватикана, назначившего его, воспроизведено в Gedenkboek 57.
- ^ Робейнс 1982.
Источники
[ редактировать ]За исключением Феллерера, Ван ден Боррена и сокращенной английской версии Лейтенса, все эти источники написаны на голландском языке. Если не указано иное, интернет-источники были проверены в ноябре 2023 года.
- — Мемориальная книга = Мемориальная книга Mgr. Дж. Ван Наффель: Юбилей хора Св. Румбольда: Мехелен, 19 мая 1946 г. Мехелен: Исполнительный комитет на праздновании юбилея хора Св. Румбольда (1916–1946), 1946 г.
- - «Его жизнь и деятельность» в Мемориальной книге 71–74.
- Каймаекс, [Чарльз]. (1946) «Монсеньор Ван Наффель и литургия» в Мемориальной книге 77–87.
- Феллерер, Карл Густав (1961). История католической церковной музыки . Балтимор: Геликон Пресс. Архивировано из оригинала 2 октября 2015 г. Проверено 1 января 2015 г. [ ISBN отсутствует ] Переизданный Praeger 1979 г.; ISBN 978-0313211478
- Хьюбарт, Хьюго. (1972) «Монсеньор Жюль Ван Нуффель, Гердахт в Лимбурге». Онс Эрфдел 16: 128–131; также доступен на этой странице Цифровой библиотеки голландской литературы .
- Хьюбарт, Хьюго. (1979) «100 лет Лемменсинституут». Онс Эрфдел 22: 608–612; также доступен на этой странице Цифровой библиотеки голландской литературы.
- Ленартс, РБ «Монсеньор Жюль ван Наффель». Ежегодник Общества голландской литературы 1954–1955 , 118–121; также доступен на этой странице Цифровой библиотеки голландской литературы.
- Лейтенс, Люк. (sd) «Ван Наффель, Жюль: Биография». Учебный центр фламандской музыки ; сокращенная английская версия Каролин Селхорст здесь .
- Мертенс, Корнел (1980). «Нюффель, Жюль ван». Стэнли Сэди, изд. Словарь музыки и музыкантов New Grove . Лондон: Макмиллан, том. 13, с. 448.
- Меулеманс, Артур (1946). «Хор Святого Румбольда и монсеньор Ван Наффель» в Мемориальной книге 94–102.
- Нис, Персонал (1946). «Монсеньор Ван Наффель как руководитель хора Св. Румбольда» в Мемориальной книге 139–143.
- Петерс, Карел. «История юбилейного хора». в Мемориальной книге 28–38.
- Робинс, Дж. (1982). «Нюффель, Жюль Жозеф Поль Мари ван». Робинс и Мип Сейлстра, ред. Общая музыкальная энциклопедия , Дж. Хэйрлем: Книга Петуха / Союза, том. 7, с. 225–226. ISBN 90 228 4938 4
- Ван Эспен, Неле (2006). «Музыка смягчает нравы?» Жюль Ван Наффель (1883-1953): создатель литургической красоты (Диссертация) (на голландском языке). КУ Левен. Архивировано из оригинала 1 января 2015 года . Проверено 1 января 2015 г.
- Ван ден Боррен, Чарльз. (1946) «Каноник Ван Наффель и издание произведений Филиппа де Монте» в Gedenkboek 89–93. (на французском языке)
- Ван Наффель, Юджин (1967). Монстр Жюль ван Нуффель 1883–1953: Воспоминания, свидетельства и документы (на голландском языке). OCLC 563151298 .
- Витс, Коэн (2023) «Жюль Ван Наффель» в Koor&Stem, 15 мая 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Веб-сайт о Жюле Ван Наффеле (1883–1953) (на голландском языке) включает биографию, обзор работ и ссылки в СМИ. Обновлен в октябре 2021 года и пока (ноябрь 2023 года) незавершен; Планируются английская и немецкая версии.
- Новая Органическая Гармония .
- Бесплатные партитуры Жюля Ван Наффеля в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP).