Jump to content

Концертное фортепиано

(Перенаправлено из фортепианных концертов )
Исполнение фортепианного концерта предполагает фортепиано на сцене с оркестром.

Фортепианный концерт — разновидность концерта — сольное произведение в жанре классической музыки , написанное для фортепиано в сопровождении оркестра или другого большого ансамбля . Фортепианные концерты, как правило, представляют собой виртуозные произведения, требующие высокого уровня техники. Фортепианные концерты обычно записываются в нотной записи , включая ноты для пианиста (которые обычно запоминаются для более виртуозного исполнения), оркестровые партии и полную партитуру для дирижера .

Стандартной практикой в ​​эпоху барокко и классицизма (в совокупности примерно с 1600 по 1800 год) было то, что оркестр обеспечивал второстепенный аккомпанемент, поверх которого фортепиано играло сольные партии. Однако в конце классической эпохи оркестр играл равную роль с пианистом и часто вел между ними «диалог» или «разговор». Когда студенты-музыканты и слушатели музыкальных конкурсов исполняют фортепианные концерты, партия оркестра может исполняться в оркестровой редукции , преобразовании партий оркестра в партию для аккомпаниатора, играющего на фортепиано или органе , поскольку нанять целый оркестр очень дорого. . Клавишные концерты были обычным явлением во времена Иоганна Себастьяна Баха , в эпоху музыки барокко, в классический период и в эпоху романтической музыки (1800–1910). Клавишные концерты также написаны современными композиторами классической музыки . Фортепианные концерты XX и XXI веков могут включать экспериментальные или необычные техники исполнения. В XX и XXI веках И.С.Бах Концерты для клавесина иногда исполняются на фортепиано. Существуют варианты типов фортепианных концертов, в том числе двойные фортепианные концерты для двух пианистов-солистов и оркестра, а также двойные или тройные (или более крупные сольные группы) концерты, в которых к солисту-фортепиану присоединяется скрипач, виолончелист или другой инструменталист.

Первые фортепианные концерты были написаны в Лондоне. Вдохновленные мастером инструментов Йоханнесом Цумпе , такие композиторы, как Иоганн Себастьян Бах , Георг Фридрих Гендель и Карл Фридрих Абель, примерно в 1770 году начали писать концерты для фортепиано и струнного ансамбля.

В классическую эпоху эта форма быстро распространилась по Европе, особенно в Германии и Австрии, утвердившись в произведениях, особенно Моцарта , а также менее известных примеров Гайдна , Карла Филиппа Эмануэля Баха , Карла Стамица и Йозефа Вёльфля . В ранний романтический период репертуар фортепианных концертов пополнился, в первую очередь, Бетховеном , Шуманом , Мендельсоном , Шопеном , Хаммелем , Фердинандом Рисом и Джоном Филдом .

Хорошо известные примеры эпохи среднего и позднего романтизма включают концерты Эдварда Грига , Иоганна Брамса , Камиля Сен-Санса , Ференца Листа , Петра Ильича Чайковского и Сергея Рахманинова . Александр Скрябин , Антонин Дворжак , Эдвард Макдауэлл и Франц Ксавер Шарвенка за это время написали несколько менее известных концертов. В 1899 году Эми Бич завершила свой Фортепианный концерт до-диез минор , первый фортепианный концерт, написанный американской композиторкой. Эдвард Элгар сделал наброски фортепианного концерта, но так и не завершил его. В 19 веке Генри Литольф стер границу между фортепианным концертом и симфонией в своих пяти произведениях под названием Concerto Symphonique , а Ферруччо Бузони добавил мужской хор в последнюю часть своего часового концерта . Вильгельм Фуртвенглер написал свой Симфонический концерт для фортепиано с оркестром , продолжающийся более часа, в 1924–1937 годах. В более общем смысле термин «фортепианный концерт» может распространяться на многочисленные, зачастую программные, концертные произведения для фортепиано с оркестром той эпохи – сочинения Бетховена. Хоровая фантазия . вариаций» Листа «Тотентанц» и «Руины Афинских , а также Рихарда Штрауса «Бурлеске» лишь немногие из сотен таких произведений. Несколько известных фортепианных концертов, которые доминируют в концертных программах и дискографиях 20 и 21 веков, представляют собой лишь небольшую часть репертуара, который распространился на европейской музыкальной сцене в 19 веке.

20 век и современность

[ редактировать ]

Форма фортепианного концерта сохранилась в 20-м веке и в 21-м написаны Лероем Андерсоном , Милтоном Бэббитом , Сэмюэлем Барбером , Белой Бартоком , Артуром Блиссом , Эдвином Йорком Боуэном , Бенджамином Бриттеном , Эллиотом Картером , Карлосом Чавесом , Питером Коплендом , примеры были Ааром Максвеллом. Дэвис , Эмма Лу Димер , Кит Эмерсон , Джордж Гершвин , Альберто Джинастера , Филип Гласс , Ферде Грофе , Ялил Герра , Айрат Ихмуратов , Арам Хачатурян , Дьердь Лигети , Магнус Линдберг , Витольд Лютославски , Джан Франческо Малипьеро , Мартини , Нивла Бохус , Бохус Метнер , Питер Меннин , Петер Миг , Селим Палмгрен , Дора Пеячевич , Виллем Пайпер , Франсис Пуленк , Сергей Прокофьев , Ранжбаран , Эйноюхани Раутаваара , Морис Равель , Альфред Шнитке , , Арнольд Шенберг , Питер Шенберг Секулторн Питер Бехзад Дмитрий Шостакович , Роджер Смолли , Артур Сомервелл , Игорь Стравинский , Генрих Сутермейстер , Александр Черепнин , Майкл Типпетт , Ральф Воан Уильямс , Эйтор Вилла-Лобос , Панчо Владигеров , Чарльз Вуоринен и другие.

Произведения для фортепиано левой руки и оркестра.

[ редактировать ]

Австриец Пауль Витгенштейн потерял правую руку во время Первой мировой войны и, возобновив свою музыкальную карьеру, попросил ряд композиторов написать для него произведения, в которых требовалась только левая рука. Чех Отакар Холлманн , чья правая рука была ранена на войне, сделал то же самое, но в меньшей степени. Результатами этих заказов являются концертные пьесы для оркестра и фортепиано левой руки Борткевича Корнгольда , Бриттена , Хиндемита , Яначека , , , Мартину , Прокофьева , Равеля , Франца Шмидта . Рихарда Штрауса и других

Произведения для двух и более пианистов и оркестра.

[ редактировать ]

Концерты и концертные произведения для двух фортепиано соло были написаны Иоганном Себастьяном Бахом (от двух до четырех фортепиано, BWV 1060–65 , на самом деле концерты для клавесина, но часто исполнялись на фортепиано), Вольфгангом Амадеем Моцартом (два, K 242 (первоначально для трех фортепиано) с оркестром) и К 365 ), Феликс Мендельсон (два, 1823–4), Макс Брух (1912), Бела Барток (1927/1932, переработка его сонаты для двух фортепиано и ударных), Франсис Пуленк (1932), Артур Блисс (1924), Артур Бенджамин (1938), Питер Миг (1939–41), Дариус Мийо (1941 и 1951), Богуслав Мартину (1943), Ральф Воган Уильямс (около 1946 г.), Рой Харрис (1946 г.), Джан Франческо Малипьеро (две работы, обе 1957 г.), Уолтер Пистон (1959 г.), Лучано Берио (1973 г.) и Харальд Гензмер (1990 г.). Помимо примеров Баха и Моцарта, произведения для более чем двух фортепиано и оркестра встречаются значительно реже, но они были написаны Мортоном Гулдом ( «Инвенции для четырех фортепиано с оркестром», 1954), Питером Расином Фрикером ( «Концерт для трех фортепиано, литавр и струны, 1951), Вольфганг Фортнер ( Триплум для трех фортепиано с оркестром, 1966) [ 1 ] и Георг Фридрих Хаас ( ограниченные аппроксимации для шести микротонально настроенных фортепиано и оркестра, 2010).

Концерт для фортепиано в четыре руки - редкий жанр, но Леопольд Кожелуч (1747–1818) написал один (си-бемоль мажор, P IV: 8), а Альфред Шнитке (1934–1998) написал другой (в 1988 году).

Характеристики

[ редактировать ]

Классический фортепианный концерт часто состоит из трех частей.

  1. Умеренно быстрая вступительная часть в форме соната-аллегро, часто включающая виртуозную каденцию (которая может быть импровизирована солистом).
  2. Медленное движение, более свободное, выразительное и лиричное. Обычно в троичной форме .
  3. Более быстрое рондо .

Примеры Моцарта и Бетховена следуют этой модели, но многие другие — нет. Бетховена Фортепианный концерт № 4 включает каденцию в последней части, и многие другие композиторы внесли новшества. Например, Листа концерты второй и третий исполняются без перерывов между различными частями, Брамса Концерт для фортепиано с оркестром № 2 Листа и Концерт для фортепиано с оркестром № 1 имеют 4 части, а № 3 Чайковского Концерт для фортепиано с оркестром ми-бемоль. мажор имеет только один ( Allegro brillante ).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Морис Хинсон, Музыка для фортепиано с оркестром, аннотированный справочник, Indiana University Press, 1993
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 669eaf35b89ee018b182cc7621998785__1723555080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/66/85/669eaf35b89ee018b182cc7621998785.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Piano concerto - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)