Концертное фортепиано
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2011 г. ) |

Фортепианный концерт — разновидность концерта — сольное произведение в жанре классической музыки , написанное для фортепиано в сопровождении оркестра или другого большого ансамбля . Фортепианные концерты, как правило, представляют собой виртуозные произведения, требующие высокого уровня техники. Фортепианные концерты обычно записываются в нотной записи , включая ноты для пианиста (которые обычно запоминаются для более виртуозного исполнения), оркестровые партии и полную партитуру для дирижера .
Стандартной практикой в эпоху барокко и классицизма (в совокупности примерно с 1600 по 1800 год) было то, что оркестр обеспечивал второстепенный аккомпанемент, поверх которого фортепиано играло сольные партии. Однако в конце классической эпохи оркестр играл равную роль с пианистом и часто вел между ними «диалог» или «разговор». Когда студенты-музыканты и слушатели музыкальных конкурсов исполняют фортепианные концерты, партия оркестра может исполняться в оркестровой редукции , преобразовании партий оркестра в партию для аккомпаниатора, играющего на фортепиано или органе , поскольку нанять целый оркестр очень дорого. . Клавишные концерты были обычным явлением во времена Иоганна Себастьяна Баха , в эпоху музыки барокко, в классический период и в эпоху романтической музыки (1800–1910). Клавишные концерты также написаны современными композиторами классической музыки . Фортепианные концерты XX и XXI веков могут включать экспериментальные или необычные техники исполнения. В XX и XXI веках И.С.Бах Концерты для клавесина иногда исполняются на фортепиано. Существуют варианты типов фортепианных концертов, в том числе двойные фортепианные концерты для двух пианистов-солистов и оркестра, а также двойные или тройные (или более крупные сольные группы) концерты, в которых к солисту-фортепиану присоединяется скрипач, виолончелист или другой инструменталист.
История
[ редактировать ]Первые фортепианные концерты были написаны в Лондоне. Вдохновленные мастером инструментов Йоханнесом Цумпе , такие композиторы, как Иоганн Себастьян Бах , Георг Фридрих Гендель и Карл Фридрих Абель, примерно в 1770 году начали писать концерты для фортепиано и струнного ансамбля.
В классическую эпоху эта форма быстро распространилась по Европе, особенно в Германии и Австрии, утвердившись в произведениях, особенно Моцарта , а также менее известных примеров Гайдна , Карла Филиппа Эмануэля Баха , Карла Стамица и Йозефа Вёльфля . В ранний романтический период репертуар фортепианных концертов пополнился, в первую очередь, Бетховеном , Шуманом , Мендельсоном , Шопеном , Хаммелем , Фердинандом Рисом и Джоном Филдом .
Хорошо известные примеры эпохи среднего и позднего романтизма включают концерты Эдварда Грига , Иоганна Брамса , Камиля Сен-Санса , Ференца Листа , Петра Ильича Чайковского и Сергея Рахманинова . Александр Скрябин , Антонин Дворжак , Эдвард Макдауэлл и Франц Ксавер Шарвенка за это время написали несколько менее известных концертов. В 1899 году Эми Бич завершила свой Фортепианный концерт до-диез минор , первый фортепианный концерт, написанный американской композиторкой. Эдвард Элгар сделал наброски фортепианного концерта, но так и не завершил его. В 19 веке Генри Литольф стер границу между фортепианным концертом и симфонией в своих пяти произведениях под названием Concerto Symphonique , а Ферруччо Бузони добавил мужской хор в последнюю часть своего часового концерта . Вильгельм Фуртвенглер написал свой Симфонический концерт для фортепиано с оркестром , продолжающийся более часа, в 1924–1937 годах. В более общем смысле термин «фортепианный концерт» может распространяться на многочисленные, зачастую программные, концертные произведения для фортепиано с оркестром той эпохи – сочинения Бетховена. Хоровая фантазия . вариаций» Листа «Тотентанц» и «Руины Афинских , а также Рихарда Штрауса — «Бурлеске» лишь немногие из сотен таких произведений. Несколько известных фортепианных концертов, которые доминируют в концертных программах и дискографиях 20 и 21 веков, представляют собой лишь небольшую часть репертуара, который распространился на европейской музыкальной сцене в 19 веке.
20 век и современность
[ редактировать ]Форма фортепианного концерта сохранилась в 20-м веке и в 21-м написаны Лероем Андерсоном , Милтоном Бэббитом , Сэмюэлем Барбером , Белой Бартоком , Артуром Блиссом , Эдвином Йорком Боуэном , Бенджамином Бриттеном , Эллиотом Картером , Карлосом Чавесом , Питером Коплендом , примеры были Ааром Максвеллом. Дэвис , Эмма Лу Димер , Кит Эмерсон , Джордж Гершвин , Альберто Джинастера , Филип Гласс , Ферде Грофе , Ялил Герра , Айрат Ихмуратов , Арам Хачатурян , Дьердь Лигети , Магнус Линдберг , Витольд Лютославски , Джан Франческо Малипьеро , Мартини , Нивла Бохус , Бохус Метнер , Питер Меннин , Петер Миг , Селим Палмгрен , Дора Пеячевич , Виллем Пайпер , Франсис Пуленк , Сергей Прокофьев , Ранжбаран , Эйноюхани Раутаваара , Морис Равель , Альфред Шнитке , , Арнольд Шенберг , Питер Шенберг Секулторн Питер Бехзад Дмитрий Шостакович , Роджер Смолли , Артур Сомервелл , Игорь Стравинский , Генрих Сутермейстер , Александр Черепнин , Майкл Типпетт , Ральф Воан Уильямс , Эйтор Вилла-Лобос , Панчо Владигеров , Чарльз Вуоринен и другие.
Произведения для фортепиано левой руки и оркестра.
[ редактировать ]Австриец Пауль Витгенштейн потерял правую руку во время Первой мировой войны и, возобновив свою музыкальную карьеру, попросил ряд композиторов написать для него произведения, в которых требовалась только левая рука. Чех Отакар Холлманн , чья правая рука была ранена на войне, сделал то же самое, но в меньшей степени. Результатами этих заказов являются концертные пьесы для оркестра и фортепиано левой руки Борткевича Корнгольда , Бриттена , Хиндемита , Яначека , , , Мартину , Прокофьева , Равеля , Франца Шмидта . Рихарда Штрауса и других
Произведения для двух и более пианистов и оркестра.
[ редактировать ]Концерты и концертные произведения для двух фортепиано соло были написаны Иоганном Себастьяном Бахом (от двух до четырех фортепиано, BWV 1060–65 , на самом деле концерты для клавесина, но часто исполнялись на фортепиано), Вольфгангом Амадеем Моцартом (два, K 242 (первоначально для трех фортепиано) с оркестром) и К 365 ), Феликс Мендельсон (два, 1823–4), Макс Брух (1912), Бела Барток (1927/1932, переработка его сонаты для двух фортепиано и ударных), Франсис Пуленк (1932), Артур Блисс (1924), Артур Бенджамин (1938), Питер Миг (1939–41), Дариус Мийо (1941 и 1951), Богуслав Мартину (1943), Ральф Воган Уильямс (около 1946 г.), Рой Харрис (1946 г.), Джан Франческо Малипьеро (две работы, обе 1957 г.), Уолтер Пистон (1959 г.), Лучано Берио (1973 г.) и Харальд Гензмер (1990 г.). Помимо примеров Баха и Моцарта, произведения для более чем двух фортепиано и оркестра встречаются значительно реже, но они были написаны Мортоном Гулдом ( «Инвенции для четырех фортепиано с оркестром», 1954), Питером Расином Фрикером ( «Концерт для трех фортепиано, литавр и струны, 1951), Вольфганг Фортнер ( Триплум для трех фортепиано с оркестром, 1966) [ 1 ] и Георг Фридрих Хаас ( ограниченные аппроксимации для шести микротонально настроенных фортепиано и оркестра, 2010).
Концерт для фортепиано в четыре руки - редкий жанр, но Леопольд Кожелуч (1747–1818) написал один (си-бемоль мажор, P IV: 8), а Альфред Шнитке (1934–1998) написал другой (в 1988 году).
Характеристики
[ редактировать ]Форма
[ редактировать ]Классический фортепианный концерт часто состоит из трех частей.
- Умеренно быстрая вступительная часть в форме соната-аллегро, часто включающая виртуозную каденцию (которая может быть импровизирована солистом).
- Медленное движение, более свободное, выразительное и лиричное. Обычно в троичной форме .
- Более быстрое рондо .
Примеры Моцарта и Бетховена следуют этой модели, но многие другие — нет. Бетховена Фортепианный концерт № 4 включает каденцию в последней части, и многие другие композиторы внесли новшества. Например, Листа концерты второй и третий исполняются без перерывов между различными частями, Брамса Концерт для фортепиано с оркестром № 2 Листа и Концерт для фортепиано с оркестром № 1 имеют 4 части, а № 3 Чайковского Концерт для фортепиано с оркестром ми-бемоль. мажор имеет только один ( Allegro brillante ).
См. также
[ редактировать ]- Список произведений для фортепиано с оркестром
- Список фортепианных концертов по тональности
- Список произведений для фортепиано левой руки с оркестром
- Концерт для двух фортепиано с оркестром (значения)
- Концерт для фортепиано соло
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Морис Хинсон, Музыка для фортепиано с оркестром, аннотированный справочник, Indiana University Press, 1993
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Серия романтических фортепианных концертов Hyperion (коммерческий веб-сайт, продающий записи на компакт-дисках)
- Произведения Рахманинова для фортепиано с оркестром Анализ произведений Рахманинова для фортепиано с оркестром, включая фортепианные концерты и рапсодию Паганини.
- Классические и романтические фортепианные концерты — обширный список классических и романтических фортепианных концертов, а также другой музыки для фортепиано с оркестром того же периода.
- Музыка для фортепиано с оркестром: Записанный репертуар , Исчерпывающий список записанных произведений для фортепиано с оркестром.