Jump to content

Карл Стамиц

Карл Стамиц

Карл Филипп Стамиц ( чеш : Карел Стамич ; крещен 8 мая 1745 — 9 ноября 1801) — немецкий композитор частично чешского происхождения. Он был наиболее ярким представителем второго поколения мангеймской школы .

Он был старшим сыном Иоганна Стамица , скрипача и композитора раннего классического периода . Родившийся в Мангейме , он получил уроки у своего отца и Кристиана Каннабиха , преемника своего отца на посту руководителя мангеймского оркестра. В юности Стамиц работал скрипачом в придворном оркестре Мангейма. В 1770 году он начал путешествовать как виртуоз , принимая краткосрочные обязательства, но так и не сумев получить постоянную должность. Он посетил ряд европейских городов, некоторое время живя в Страсбурге и Лондоне. В 1794 году он отказался от путешествий и переехал со своей семьей в Йену в центральной Германии, но его обстоятельства ухудшились, и он впал в долги и бедность и умер в 1801 году. документы по алхимии После его смерти были найдены .

Стамиц написал симфонии , концертные симфонии и концерты для кларнета , виолончели , флейты , гобоя , фагота , бассетгорна , скрипки , альта , виолы д'амур и различных комбинаций этих инструментов. Некоторые из его концертов для кларнета и альта вызывают особое восхищение. Он также писал дуэты , трио и квартеты . Две оперы , «Верлибте Вормунд» и «Дардан» , ныне утеряны. Стилистически его музыка напоминает музыку Моцарта или Гайдна и характеризуется привлекательными мелодиями , хотя его сочинение для солирующих инструментов не является чрезмерно виртуозным. За вступительными частями его оркестровых произведений, выполненными в сонатной форме , обычно следуют выразительные и лирические средние части и заключительные части в форме рондо .

Биография

[ редактировать ]

Ранняя жизнь в Мангейме

[ редактировать ]
гравюра Мангеймского дворца
Мангеймский дворец в 18 веке

Карл Стамиц родился в Мангейме и крестился 8 мая 1745 года и был старшим сыном Иоганна Стамица , скрипача и композитора ранней классической эпохи. Иоганн Стамиц был руководителем пользующегося хорошей репутацией придворного оркестра Мангеймского дворца и обучал его дисциплинированности и технически отточенной работе. Игроки произвели фурор своей способностью играть тонко и точно, а также большим динамическим диапазоном . [1]

Карл получил Первые уроки игры на скрипке и музыкальной композиции от своего отца. После смерти Иоганна Стамица в 1757 году 12-летнего Стамица обучал композитор Кристиан Каннабих , преемник его отца на посту концертмейстера и руководителя Мангеймского оркестра. Игнац Хольцбауэр придворный музыкальный руководитель и придворный композитор Франц Ксавер Рихтер . К образованию мальчика приложили руку также [ нужна ссылка ]

Ранняя карьера

[ редактировать ]

К семнадцати годам Стамиц работал скрипачом в придворном оркестре. В 1770 году он ушел со своего поста и начал путешествовать. Будучи странствующим виртуозом игры на скрипке, альте и виоле д'амур, Стамиц часто принимал краткосрочные ангажементы, но так и не сумел добиться постоянного положения ни у одного из европейских князей, ни в одном из оркестров своего времени. [ нужна ссылка ]

В 1770 году он отправился в Париж, где поступил на службу к Людовику, герцогу Ноайскому , который сделал его своим придворным композитором. Он также появлялся в Concerts Spirituels , иногда вместе со своим братом Антоном , который, вероятно, приехал с ним в Париж. Базируясь в Париже, он часто гастролировал с концертами по ряду городов Германии: 12 апреля 1773 года он выступил во Франкфурте ; год спустя он был в Аугсбурге ; а в 1775 году он отважился добраться до российской столицы Санкт-Петербурга . В 1777 году он некоторое время жил в Страсбурге был Франц Ксавер Рихтер , где музыкальным руководителем . В 1777 и 1778 годах он добился успеха в Лондоне , один из многих австро-немецких музыкантов, таких как Карл Фридрих Абель , И. К. Бах и в последние годы жизни Гайдн , которые были привлечены туда. Его пребыванию в Лондоне, возможно, способствовали его контакты с Томасом Эрскином, графом Келли (1753–1781), который получил уроки от отца Карла Иоганна во время путешествия по континенту. Между 1782 и 1783 годами Стамиц давал концерты в Гааге. и в Амстердаме . В 1785 году он вернулся в Германию, чтобы выступить с концертами в Гамбурге , Любеке , Брауншвейге , Магдебурге и Лейпциге . В апреле 1786 года он отправился в Берлин, где 19 мая 1786 года участвовал в исполнении « Генделя » Мессии под управлением Иоганна Адама Гиллера . [ нужна ссылка ]

Позже он побывал в Дрездене , Праге , Галле , а затем в Нюрнберге , где 3 ноября 1787 года устроил Большой аллегорический музыкальный праздник в двух действиях в честь восхождения на воздушном шаре французской авиации пионера Жан-Пьера Бланшара . Зимой 1789–1790 годов он руководил любительскими концертами в Касселе , но не смог устроиться на работу при дворе Шверина . Будучи женатым и отцом четырех маленьких детей, он был вынужден возобновить жизнь, полную путешествий. [ нужна ссылка ]

12 ноября 1792 года он дал концерт в Веймарском придворном театре, которым тогда руководил Гете . В 1793 году он предпринял последнее путешествие по реке Рейн в свой родной Мангейм, прежде чем окончательно отказался от путешествий. Где-то зимой 1794–1795 годов он перевез свою семью в университетский город Йена в центральной Германии. [ нужна ссылка ]

Последние годы

[ редактировать ]

За те годы, что Стамиц провел в Йене, там не было ни городского оркестра, ни оркестра. По некоторым данным, он был каким-то образом связан с университетом, но это кажется предметом споров. Стамиц постепенно впал в нищету. значительное количество трактатов по алхимии После его смерти в ноябре 1801 года в его библиотеке было найдено . Из-за этого считается, что он пытался добыть золото . [ нужна ссылка ]

Карл Стамиц написал более 50 симфоний , не менее 38 концертных симфоний и более 60 концертов для скрипки, альта, виолы д'амур, виолончели , кларнета, бассетгорна , флейты , фагота и других инструментов. [2] Он также написал большое количество камерной музыки . Некоторые из концертов для кларнета и альта , сочиненных Стамицем, считаются одними из лучших концертов того периода.

В период, когда он жил в Париже, Стамиц начал сотрудничать с родившимся в Богемии кларнетистом-виртуозом Джозефом Биром (1744–1811), что оказалось плодотворным как для Стамица, так и для Бира. По крайней мере, один из концертов для кларнета Стамица (концерт № 6 ми-бемоль мажор), по-видимому, был написан совместно этими двумя мужчинами, поскольку оба их имени указаны на титульном листе венской рукописи. Стамиц был первым композитором, который использовал пиццикато для левой руки (важный виртуозный прием) в музыкальной композиции . [3] Это происходит в его Концерте для альта ре мажор, где рассматриваемый отрывок обозначен цифрой «0» над нотами.

Концерты для виолончели Стамица были написаны для Фридриха Вильгельма II Прусского , который был одаренным музыкантом-любителем: и Моцарт , и Бетховен писали музыку для короля. [ нужна ссылка ]

Стилистически музыка Стамица не так уж далека от галантных произведений молодого Моцарта или произведений Гайдна среднего периода. Для произведений Стамица характерны регулярные периоды и привлекательные мелодии , причем голоса довольно часто ведутся в терциях , шестых и десятых долях . Сочинение для солирующих инструментов идиоматично и виртуозно , но не чрезмерно. [ нужна ссылка ]

Вступительные части концертов и оркестровых произведений Стамица обычно строятся в сонатной форме с обширной двойной экспозицией. Их структура носит аддитивный характер и не демонстрирует тематического развития , которое считается типичным для венского классического стиля . Средние части выразительны и лиричны, иногда называются «Романтическими» и обычно строятся по Liedform ( АВА , АВА' или АА'Б). Заключительная часть часто (а в концертах почти всегда) представляет собой рондо во французском стиле . [ нужна ссылка ]

Как и его учитель Франц Ксавер Рихтер, Стамиц предпочитал минорные тональности , поскольку обычно использовал множество (иногда удаленных) тональностей. [ нужна ссылка ]

Работы (подборка)

[ редактировать ]

Симфонии

  • 50 симфоний (обычно в трёх частях без менуэта )

Концерты

  • 11 концертов для кларнета (по крайней мере один написан совместно с Иоганном Йозефом Биром (1744–1811)
  • 3 концерта для виолончели
  • 40 концертов для флейты, фагота, бассетгорна, скрипки, альта, виолы д'амур и различных комбинаций некоторых из этих инструментов.
  • Концерт для альта №1. 1 ре мажор
  • 38 симфонических концертантов

Камерная музыка

  • Дуэты, трио, квартеты для различных инструментов, с преобладанием струнных; особенно примечательны дуэты скрипки и альта без аккомпанемента.
  • 6 оркестровых квартетов, op.1
  • 6 оркестровых квартетов, op.14

Оперы Оба считаются потерянными.

  • Влюбленный страж (1787)
  • Дардан (1780 г.)

Дискография (подборка)

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]
  • Мелькус, Эдуард (1984). «Итальянские особенности в скрипичной технике Мангейма». В Вюрце, Роланд (ред.). Мангейм и Италия - О предыстории жителей Мангейма (на немецком языке). Майнц: Шотт. стр. 200–207. ISBN  978-3-7957-1326-3 .
  • Рэндел, Дон Майкл , изд. (1996). Гарвардский биографический словарь музыки . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . ISBN  978-06743-7-299-3 .
  • Редер, Майкл Томас (1994). История концерта . Портленд, Орегон: Amadeus Press. ISBN  978-09313-4-061-1 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 092e9477d9a7451de5787938245055ec__1721141640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/09/ec/092e9477d9a7451de5787938245055ec.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Carl Stamitz - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)