Карл Стамиц
Карл Филипп Стамиц ( чеш : Карел Стамич ; крещен 8 мая 1745 — 9 ноября 1801) — немецкий композитор частично чешского происхождения. Он был наиболее ярким представителем второго поколения мангеймской школы .
Он был старшим сыном Иоганна Стамица , скрипача и композитора раннего классического периода . Родившийся в Мангейме , он получил уроки у своего отца и Кристиана Каннабиха , преемника своего отца на посту руководителя мангеймского оркестра. В юности Стамиц работал скрипачом в придворном оркестре Мангейма. В 1770 году он начал путешествовать как виртуоз , принимая краткосрочные обязательства, но так и не сумев получить постоянную должность. Он посетил ряд европейских городов, некоторое время живя в Страсбурге и Лондоне. В 1794 году он отказался от путешествий и переехал со своей семьей в Йену в центральной Германии, но его обстоятельства ухудшились, и он впал в долги и бедность и умер в 1801 году. документы по алхимии После его смерти были найдены .
Стамиц написал симфонии , концертные симфонии и концерты для кларнета , виолончели , флейты , гобоя , фагота , бассетгорна , скрипки , альта , виолы д'амур и различных комбинаций этих инструментов. Некоторые из его концертов для кларнета и альта вызывают особое восхищение. Он также писал дуэты , трио и квартеты . Две оперы , «Верлибте Вормунд» и «Дардан» , ныне утеряны. Стилистически его музыка напоминает музыку Моцарта или Гайдна и характеризуется привлекательными мелодиями , хотя его сочинение для солирующих инструментов не является чрезмерно виртуозным. За вступительными частями его оркестровых произведений, выполненными в сонатной форме , обычно следуют выразительные и лирические средние части и заключительные части в форме рондо .
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь в Мангейме
[ редактировать ]Карл Стамиц родился в Мангейме и крестился 8 мая 1745 года и был старшим сыном Иоганна Стамица , скрипача и композитора ранней классической эпохи. Иоганн Стамиц был руководителем пользующегося хорошей репутацией придворного оркестра Мангеймского дворца и обучал его дисциплинированности и технически отточенной работе. Игроки произвели фурор своей способностью играть тонко и точно, а также большим динамическим диапазоном . [1]
Карл получил Первые уроки игры на скрипке и музыкальной композиции от своего отца. После смерти Иоганна Стамица в 1757 году 12-летнего Стамица обучал композитор Кристиан Каннабих , преемник его отца на посту концертмейстера и руководителя Мангеймского оркестра. Игнац Хольцбауэр придворный музыкальный руководитель и придворный композитор Франц Ксавер Рихтер . К образованию мальчика приложили руку также [ нужна ссылка ]
Ранняя карьера
[ редактировать ]К семнадцати годам Стамиц работал скрипачом в придворном оркестре. В 1770 году он ушел со своего поста и начал путешествовать. Будучи странствующим виртуозом игры на скрипке, альте и виоле д'амур, Стамиц часто принимал краткосрочные ангажементы, но так и не сумел добиться постоянного положения ни у одного из европейских князей, ни в одном из оркестров своего времени. [ нужна ссылка ]
В 1770 году он отправился в Париж, где поступил на службу к Людовику, герцогу Ноайскому , который сделал его своим придворным композитором. Он также появлялся в Concerts Spirituels , иногда вместе со своим братом Антоном , который, вероятно, приехал с ним в Париж. Базируясь в Париже, он часто гастролировал с концертами по ряду городов Германии: 12 апреля 1773 года он выступил во Франкфурте ; год спустя он был в Аугсбурге ; а в 1775 году он отважился добраться до российской столицы Санкт-Петербурга . В 1777 году он некоторое время жил в Страсбурге был Франц Ксавер Рихтер , где музыкальным руководителем . В 1777 и 1778 годах он добился успеха в Лондоне , один из многих австро-немецких музыкантов, таких как Карл Фридрих Абель , И. К. Бах и в последние годы жизни Гайдн , которые были привлечены туда. Его пребыванию в Лондоне, возможно, способствовали его контакты с Томасом Эрскином, графом Келли (1753–1781), который получил уроки от отца Карла Иоганна во время путешествия по континенту. Между 1782 и 1783 годами Стамиц давал концерты в Гааге. и в Амстердаме . В 1785 году он вернулся в Германию, чтобы выступить с концертами в Гамбурге , Любеке , Брауншвейге , Магдебурге и Лейпциге . В апреле 1786 года он отправился в Берлин, где 19 мая 1786 года участвовал в исполнении « Генделя » Мессии под управлением Иоганна Адама Гиллера . [ нужна ссылка ]
Позже он побывал в Дрездене , Праге , Галле , а затем в Нюрнберге , где 3 ноября 1787 года устроил Большой аллегорический музыкальный праздник в двух действиях в честь восхождения на воздушном шаре французской авиации пионера Жан-Пьера Бланшара . Зимой 1789–1790 годов он руководил любительскими концертами в Касселе , но не смог устроиться на работу при дворе Шверина . Будучи женатым и отцом четырех маленьких детей, он был вынужден возобновить жизнь, полную путешествий. [ нужна ссылка ]
12 ноября 1792 года он дал концерт в Веймарском придворном театре, которым тогда руководил Гете . В 1793 году он предпринял последнее путешествие по реке Рейн в свой родной Мангейм, прежде чем окончательно отказался от путешествий. Где-то зимой 1794–1795 годов он перевез свою семью в университетский город Йена в центральной Германии. [ нужна ссылка ]
Последние годы
[ редактировать ]За те годы, что Стамиц провел в Йене, там не было ни городского оркестра, ни оркестра. По некоторым данным, он был каким-то образом связан с университетом, но это кажется предметом споров. Стамиц постепенно впал в нищету. значительное количество трактатов по алхимии После его смерти в ноябре 1801 года в его библиотеке было найдено . Из-за этого считается, что он пытался добыть золото . [ нужна ссылка ]
Музыка
[ редактировать ]Карл Стамиц написал более 50 симфоний , не менее 38 концертных симфоний и более 60 концертов для скрипки, альта, виолы д'амур, виолончели , кларнета, бассетгорна , флейты , фагота и других инструментов. [2] Он также написал большое количество камерной музыки . Некоторые из концертов для кларнета и альта , сочиненных Стамицем, считаются одними из лучших концертов того периода.
В период, когда он жил в Париже, Стамиц начал сотрудничать с родившимся в Богемии кларнетистом-виртуозом Джозефом Биром (1744–1811), что оказалось плодотворным как для Стамица, так и для Бира. По крайней мере, один из концертов для кларнета Стамица (концерт № 6 ми-бемоль мажор), по-видимому, был написан совместно этими двумя мужчинами, поскольку оба их имени указаны на титульном листе венской рукописи. Стамиц был первым композитором, который использовал пиццикато для левой руки (важный виртуозный прием) в музыкальной композиции . [3] Это происходит в его Концерте для альта ре мажор, где рассматриваемый отрывок обозначен цифрой «0» над нотами.
Концерты для виолончели Стамица были написаны для Фридриха Вильгельма II Прусского , который был одаренным музыкантом-любителем: и Моцарт , и Бетховен писали музыку для короля. [ нужна ссылка ]
Стиль
[ редактировать ]Стилистически музыка Стамица не так уж далека от галантных произведений молодого Моцарта или произведений Гайдна среднего периода. Для произведений Стамица характерны регулярные периоды и привлекательные мелодии , причем голоса довольно часто ведутся в терциях , шестых и десятых долях . Сочинение для солирующих инструментов идиоматично и виртуозно , но не чрезмерно. [ нужна ссылка ]
Вступительные части концертов и оркестровых произведений Стамица обычно строятся в сонатной форме с обширной двойной экспозицией. Их структура носит аддитивный характер и не демонстрирует тематического развития , которое считается типичным для венского классического стиля . Средние части выразительны и лиричны, иногда называются «Романтическими» и обычно строятся по Liedform ( АВА , АВА' или АА'Б). Заключительная часть часто (а в концертах почти всегда) представляет собой рондо во французском стиле . [ нужна ссылка ]
Как и его учитель Франц Ксавер Рихтер, Стамиц предпочитал минорные тональности , поскольку обычно использовал множество (иногда удаленных) тональностей. [ нужна ссылка ]
Работы (подборка)
[ редактировать ]Симфонии
- 50 симфоний (обычно в трёх частях без менуэта )
Концерты
- 11 концертов для кларнета (по крайней мере один написан совместно с Иоганном Йозефом Биром (1744–1811)
- 3 концерта для виолончели
- 40 концертов для флейты, фагота, бассетгорна, скрипки, альта, виолы д'амур и различных комбинаций некоторых из этих инструментов.
- Концерт для альта №1. 1 ре мажор
- 38 симфонических концертантов
Камерная музыка
- Дуэты, трио, квартеты для различных инструментов, с преобладанием струнных; особенно примечательны дуэты скрипки и альта без аккомпанемента.
- 6 оркестровых квартетов, op.1
- 6 оркестровых квартетов, op.14
Оперы Оба считаются потерянными.
- Влюбленный страж (1787)
- Дардан (1780 г.)
Дискография (подборка)
[ редактировать ]- Концертные симфонии , Венский симфонический оркестр , Генри Свобода , дирижер, Вестминстер, WL 50-17 (WL-17 A-WL-17 B), 1950.
- Четыре квартета для духовых и струнных , None such Records , H-71125, c. 1966.
- Камерная музыка. Избранное , Общество музыкального наследия, MHS 1403, 1972.
- Концерты для виолончели Кристиана Бенды с Пражским камерным оркестром , Наксос 8.550865, 1994 г.
- Карл Стамиц: Четыре симфонии , лондонские исполнители Моцарта , Маттиас Бамерт , дирижер, Chandos Records, Chan 9358, 1995.
- Карл Стамиц: Концерты для кларнета , Сабина Мейер , Академия Святого Мартина в полях , Иона Браун , дирижер, EMI Classics, CDC 754842-2, 1993.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Редер 1994 , с. 107.
- ^ Рэндел 1996 , с. 861.
- ^ Мелкус 1984 .
Источники
[ редактировать ]- Мелькус, Эдуард (1984). «Итальянские особенности в скрипичной технике Мангейма». В Вюрце, Роланд (ред.). Мангейм и Италия - О предыстории жителей Мангейма (на немецком языке). Майнц: Шотт. стр. 200–207. ISBN 978-3-7957-1326-3 .
- Рэндел, Дон Майкл , изд. (1996). Гарвардский биографический словарь музыки . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-06743-7-299-3 .
- Редер, Майкл Томас (1994). История концерта . Портленд, Орегон: Amadeus Press. ISBN 978-09313-4-061-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Блюм, Фридрих , изд. Музыка в прошлом и настоящем . Общая энциклопедия музыки. Несокращенное электронное издание первого издания. Кассель:
- Кунео, Моника (2017). «Карл Стамиц и Альт» . виола-в-музыке.com .
- Смит, Гэри. «Карл Филипп Стамиц (1745–1801)» . Моцартский форум . Архивировано из оригинала 11 марта 2007 года.
- Слонимский, Николас , изд. (1958). Биографический словарь музыкантов Бейкера (5-е изд.). Нью-Йорк: G. Schirmer, Inc. OCLC 17225213 .
- Вальтер Килли , Рудольф Фирхаус . (ред.) Немецкая биографическая энциклопедия . Том 5. К-Г. Мюнхен: К.Г. Саур, 1999. ISBN 978-3-598-23186-5
- Вольф, Юджин К.; Кайзер, Фриц; Вольф, Джин К. (2001). «Семья Стамиц [Стамич]». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.40302 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Карлом Стамицем, на Викискладе?
- Бесплатные партитуры Карла Стамица в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- 1745 рождений
- 1801 смерть
- Немецкие композиторы классического периода
- Немецкие классические скрипачи
- немцы чешского происхождения
- Немецкие оперные композиторы
- Немецкие композиторы-мужчины-классики
- Немецкие музыканты-мужчины XVIII века
- Немецкие композиторы XVIII века.
- Немецкие музыканты-мужчины XIX века
- Композиторы немецкого струнного квартета.
- Композиторы Священной Римской империи.