Франц Ксавьер Рихтер
Франц ( чешский : František) Ксавер Рихтер как Франсуа Ксавье Рихтер. , известный во Франции [1] (1 декабря 1709 — 12 сентября 1789) — австро-моравский гражданин. [2] певец, скрипач, композитор, дирижер и теоретик музыки, проведший большую часть своей жизни сначала в Австрии , а затем в Мангейме и Страсбурге , где был музыкальным руководителем собора. С 1783 года Игнац любимый ученик Гайдна Плейель был его заместителем директора.
Самый традиционный из композиторов первого поколения так называемой мангеймской школы, он в свое время высоко ценился как контрапунктист . Как композитор он одинаково хорошо владел концертом и «строгим церковным стилем». [3] Моцарт услышал мессу Рихтера на обратном пути из Парижа в Зальцбург в 1778 году и назвал ее «очаровательно написанной». [4] Рихтер, как ясно показывает современная гравюра , был, должно быть, одним из первых дирижеров, дирижировавших с нотными листами в руке.
Рихтер писал главным образом симфонии , концерты для деревянных духовых инструментов , а также трубы, а также камерную и церковную музыку, его мессы получили особую похвалу. Он был человеком переходного периода, и его симфонии в некотором смысле представляют собой одно из недостающих звеньев между поколением Баха и Генделя и «Первой венской школой». [ нужна ссылка ] Оркестровые произведения Рихтера, хотя иногда и являются в ученом смысле контрапунктическими, тем не менее демонстрируют значительный драйв и воодушевление. Еще несколько лет назад единственными доступными записями музыки Рихтера были исполнения его концерта для трубы ре мажор, но в последнее время ряд камерных оркестров и ансамблей включили в свой репертуар многие его произведения, особенно симфонии и концерты.
Биография
[ редактировать ]1709–1739 Происхождение и образование.
[ редактировать ]Франц Ксавер Рихтер, вероятно, родился в Холлешау (ныне Голешов ), [5] Моравия (тогда часть Габсбургской монархии , ныне Чехия ), хотя это не совсем точно. В церковной книге Холлешау нет записей о его рождении. В его трудовом договоре с принцем-аббатом Кемптенским сказано, что он родом из Богемии . Музыковед Фридрих Вильгельм Марпург утверждает, что Рихтер был венгерского происхождения, а в его страсбургском свидетельстве о смерти написано: «ex Kratz oriundus». [6]
Хотя его местонахождение до 1740 года нигде не задокументировано, ясно, что Рихтер получил очень тщательное обучение контрапункту и что это произошло с использованием влиятельного трактата о контрапункте Gradus ad Parnassum Иоганна Йозефа Фукса ; Рихтер, возможно, даже был учеником Фукса в Вене. Владение Рихтером строгим церковным стилем на протяжении всей жизни, что особенно заметно в его литургических произведениях, но также проявляется в его симфониях и камерной музыке, свидетельствует о его корнях в австрийской и южногерманской музыке барокко.
1740–1747 заместитель капельмейстера в Кемптене.
[ редактировать ]2 апреля 1740 года Рихтер был назначен заместителем капельмейстера ( Vize-Kapellmeister ) принца -аббата Ансельма фон Райхлина-Мельдега Кемптена в Альгое . Райхлин Мельдег в качестве принца-аббата руководил Fürststift Kempten, большим бенедиктинским монастырем на территории нынешней юго-западной Баварии . В монастыре наверняка был бы хор и, вероятно, небольшой оркестр (скорее оркестр , как его тогда называли), [7] тоже, но это, должно быть, было небольшое дело. Рихтер пробыл в Кемптене шесть лет, но трудно себе представить, что человеку с его образованием и талантом понравилась бы идея провести остаток своей жизни в этом живописно красивом, но в остальном совершенно приходском городе.
В феврале 1743 года Рихтер женился на Марии Анне Жозефе Моз, вероятно, родом из Кемптена. Двенадцать симфоний Рихтера для струнных были опубликованы в Париже в 1744 году. Предполагается, что Рихтер покинул Кемптен еще до смерти Райхлина-Мельдега в декабре 1747 года. [8]
1747–1768 Певец и камер-композитор в Мангейме.
[ редактировать ]Насколько Рихтер не любил Кемптена, можно понять из того факта, что в 1747 году его имя появляется среди придворных музыкантов курфюрста принца Карла Теодора в Мангейме – но не как музыкальный руководитель или какой-либо другой руководящий пост, а как простой певец ( бас). Очевидно, Рихтер предпочитал быть одним из многих (певцы и оркестр насчитывали более 70 человек) в Мангейме, чем исполняющий обязанности заместителя капельмейстера в таком маленьком городке, как Кемптен.
Из-за своего старомодного, даже реакционного музыкального стиля Рихтер не пользовался популярностью в Мангейме. [9] Звание, присвоенное ему в 1768 году как камер-композитора. [10] (камерный композитор), похоже, был просто почетным. [11] Он добился немного большего успеха как композитор духовной музыки и как теоретик музыки. В 1748 году курфюрст поручил ему сочинить ораторию для Страстной пятницы « La deposizione dalla croce» . Иногда делают вывод, что эта оратория не имела успеха, поскольку было только одно исполнение, и Рихтеру так и не было поручено написать еще одно. [12]
Рихтер также был уважаемым учителем композиции. Между 1761 и 1767 годами он написал трактат о композиции. [13] Фукса ), основанный на Gradus ad Parnassum - единственного представителя Мангеймской школы, сделавшего это. Пространный труд в трех томах посвящен Карлу Теодору. Среди его наиболее известных учеников были Йозеф Мартин Краус , вероятно, Карл Стамиц и Фердинанд Френцль .
После 1768 года имя Рихтера исчезает из списков придворных певцов. Во время своего пребывания в Мангейме Рихтер совершил поездку при дворе Эттинген-Валлерштайн в 1754 году, а затем во Францию, Нидерланды и Англию, где его сочинения нашли готовый рынок у издателей.
Из сочинений Рихтера становится ясно, что он не очень вписывался при дворе Мангейма. В то время как его коллеги по оркестру интересовались живой, энергичной, гомофонной музыкой, ориентированной на драйв, яркость и сверкающие оркестровые эффекты, получаемые от стандартных инструментов, Рихтер, опираясь на традиции австрийского барокко, писал музыку, которая чем-то напоминала Генделя и своего учителя Фукса. Таким образом, когда в 1769 году стало известно об открытии Страсбургского собора, Рихтер, похоже, сразу же подал заявку.
1769–1789 Мастер капеллы Нотр-Дам де Страсбург.
[ редактировать ]В апреле 1769 года он сменил Жозефа Гарнье на посту капельмейстера Страсбургского собора , где его исполнительская и композиторская деятельность все больше обращалась к духовной музыке. К тому времени он был признан ведущим контрапунктистом и церковным композитором. Иоганна Себастьяна Баха Первый биограф , композитор и музыковед Иоганн Николаус Форкель писал о Рихтере в 1782 году:
- «Очень хороший контрапунктист и церковный композитор». [14] («Очень хороший контрапунктист и церковный композитор».)
В Страсбурге Рихтеру также пришлось руководить концертами в Епископальном дворе (сегодня Дворец Роган); кроме того, какое-то время он также отвечал за городские концерты, которые проводились через регулярные промежутки времени. Основная часть духовной музыки Рихтера была написана в годы его страсбургской жизни. До последнего года он был активным композитором. В последние годы его помощником в соборе служил любимый ученик Гайдна Игнац Плейель.
В 1787 году он посетил Мюнхен встретился с отцом Моцарта Леопольдом , где в последний раз . В Мюнхене он встретил большинство своих бывших коллег по мангеймскому придворному оркестру, которые к тому времени переехали в Мюнхен, куда был переведен суд.
С 1783 года в связи с преклонным возрастом и ухудшением здоровья Рихтера Йозефа Гайдна любимый ученик Игнац Плейель его помощником стал . Он сменит его на этом посту после его смерти.
Рихтер умер в возрасте 79 лет в Страсбурге в год Французской революции . Таким образом, ему не пришлось стать свидетелем того, как его заместителя Игнаца Плейеля заставили писать гимны, восхваляющие высшее существо, и смерти на гильотине Жана -Фредерика Эдельмана , талантливого композитора из Страсбурга.
1770 Рихтер встречает Марию-Антуанетту.
[ редактировать ]В 1770 году Мария-Антуанетта , будущая королева Франции, по пути из Вены в Париж проезжала через столицу Эльзаса, где остановилась в епископальном дворце Пале Роган . Рихтер сочинил мотет Audin pulsantur. По этому случаю [15] . Рихтер, который почти наверняка руководил церковной музыкой, когда на следующий день Мария-Антуанетта пошла к мессе, [16] стал свидетелем самых ранних этапов исторических событий, которые позже способствовали падению французской монархии. Прелатом, приветствовавшим Марию-Антуанетту на ступенях собора, вероятно, в присутствии Рихтера, был тот самый Луи Роган , который позже, обманутый проституткой, выдававшей себя за Марию-Антуанетту, спровоцировал « Дело с бриллиантовым ожерельем» . Некоторые историки и писатели считают, что этот причудливый эпизод подорвал доверие французов к своей королеве и тем самым ускорил наступление Французской революции. [17]
Но Рихтер не дожил до этого. То, что он увидел, было Страсбургом, одетым, чтобы приветствовать дофинессу:
- «Город Страсбург был в праздничном наряде. Он подготовил к великолепию то великолепие, которое он продемонстрировал 25 лет назад для путешествия Людовика Возлюбленного. (...) Три группы маленьких детей от двенадцати до пятнадцати лет Двадцать четыре . молодые девушки из самых знатных семей Страсбурга, одетые в национальные костюмы, рассыпали перед ней цветы, а восемнадцать пастухов и пастушек преподнесли ей цветы корзины с цветами (...)
- На следующий день (8 мая 1770 г.) собор посетила Мария-Антуанетта. По странному совпадению прелат, который ждал ее с капитулом у входа, чтобы поздравить ее, и который приветствовал ее «душой Марии Терезии, готовой соединиться с душой Бурбонов», был племянником епископа, этого принца. , Луи де Роган, который позже должен был нанести дофину, ставшему королевой, самую смертельную из травм. Но среди тогдашней столь блестящей перспективы кто мог различить эти тени?» [18]
1778 Рихтер встречает Моцарта.
[ редактировать ]И Вольфганг Амадей Моцарт , и его отец Леопольд знали Рихтера. Моцарт встретился бы с ним еще мальчиком во время своего семейного турне в 1763 году, когда семья Моцартов приехала через Шветцинген, летнюю резиденцию курфюрста Пфальца.Моцарт встретил его еще раз в 1778 году на обратном пути из Парижа, когда он направлялся в нелюбимый Зальцбург после того, как его планы получить постоянную работу в Мангейме или Париже сорвались на нет. В письме отцу от 2 ноября 1778 года Моцарт, похоже, предполагает, что к тому времени пожилой Рихтер был чем-то вроде алкоголика:
- «Страсбург едва может обойтись без меня. Вы не представляете, как меня здесь уважают и любят. Люди говорят, что я бескорыстный, а также уравновешенный и вежливый, и хвалят мои манеры. Все меня знают. Как только они услышали мое имя, ко мне пришли два господина Зильбермана (то есть Андреас Зильберман и Иоганн Андреас Зильберман ) и господин Хепп (органист), а также капельмейстер Рихтер. Он теперь очень ограничил себя, вместо сорока бутылок вина в день он только пьет; двадцать!... Если бы кардинал умер (а он был очень болен, когда я приехал), я мог бы получить хорошее положение, потому что господину Рихтеру семьдесят восемь лет. А теперь будьте веселы и в хорошем настроении! и помните, что ваш сын, слава богу, здоров и радуется, что его счастье с каждым днем приближается. В прошлое воскресенье я услышал новую мессу г-на Рихтера, написанную очаровательно».
Однако Моцарта нельзя было легкомысленно хвалить. Эпитет «очаровательно написанный» можно принять за чистую монету, и со стороны такого человека, как Моцарт, это действительно была высокая похвала.
Ранняя симфония
[ редактировать ]Адажио и фуга соль минор для струнных (1760) — одна из симфоний Франца Ксавера Рихтера, отражающая ученый стиль оркестровых произведений XVIII века. Его опыт работы в церквях также способствует его утонченному контрапунктическому стилю в оркестровых произведениях. [19] Первая часть начинается с тоники соль минор, озаглавленной «Адажио и фуга», и отличается от более поздних сонатных форм Гайдна и Моцарта. Вступительный материал сильно отличается от основной темы симфоний Моцарта и Гайдна. Во-первых, вступительный материал не очень мелодически узнаваем и прост для восприятия публикой. Вместо основной темы это можно было бы назвать областью первичного ключа. Оно выполнено в высокоученом стиле и содержит множество последовательных отрывков. Музыка продолжается до тех пор, пока m. 23, когда он достигает структурного V-аккорда в первом разделе после подчеркнутого увеличенного шестого аккорда (м. 25) (пример А). Опять же, когда начинается фуга, музыка все еще находится в области тонической тональности. Сюжет фуги – соль минор, а ответ – ре минор. Музыка впервые звучит си-бемоль мажор в m. 60 после движения V – I. Пассаж си-бемоль мажор начинает новую последовательность до m. 67. Третья тональная область в этой пьесе - до мажор, начинается после французского увеличенного шестого аккорда и переходит в доминантный аккорд (GBD) в m. 120. В m отсутствует каденция до мажор. 217, бас переходит в движение DG, сидя на тонической тональности соль минор в m. 222. В целом первая часть включает в себя две части: Адажио (которое можно рассматривать как введение в фугу) и фугу (в форме фуги), которая сильно отличается от формы сонаты-аллегро, сочиненной Моцартом и Гайдном. Как отмечает Йохен Ройтер, композиционная идиома Франца Ксавера Рихтера «изменилась от звучания позднего барокко к тональному языку, который достиг порога классического стиля. Он находился под влиянием ученого стиля XVIII века и адаптировал мангеймский симфонический стиль к своему собственному дифференцированное оснащение». Также, по словам Ройтера, «его [Рихтера] работы этого периода включают такие консервативные черты, как фугальные техники, последовательности в стиле барокко и частое использование минорной тональности». Как показано в этом произведении «Адажио и фуга соль минор для струнных», первая часть почти полностью основана на различных видах секвенций и фугальном стиле. Эта ранняя симфония представляет собой интригующую тему для научного изучения ранних симфоний. [20]
Работы (обзор)
[ редактировать ]Оркестровый
[ редактировать ]- Симфонии (сохранилось около 80). [21] )
- В том числе: Grandes Symphonies 1–6 (Париж, 1744 г.) [сейчас публикуется Artaria Editions]
- В том числе: Grandes Symphonies 7–12 (Париж, 1744 г.) [сейчас публикуется Artaria Editions]
- Несколько концертов для флейты с оркестром, гобоя с оркестром и трубы с оркестром.
Духовная музыка
[ редактировать ]- Kempten Te Deum для соло, хора и оркестра (1745)
- 39 месс [22]
- «Возложение креста» (Оратория, 1748 г.)
- Многочисленные мотеты и псалмы.
Камерная музыка
[ редактировать ]- Камерная соната соч. 2 шт. 1-6 (сонаты для клавесина, флейты и виолончели)
- Семь струнных квартетов, соч. 5 №. 1, 2, 3, 4, 5, 5б, 6 (1757 г.)
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Рихтер и его время , Les Latest News from Alsace (на французском языке)
- ↑ Рихтер, по всей вероятности, был носителем немецкого языка. Нет никаких намеков на то, что он говорил по-чешски.
- ^ Дословный перевод немецкого Strenger Kirchenstil .
- ^ (Моцарт 1866), с. 273
- ↑ Вокруг вопроса о месте рождения Рихтера всегда существовала странная путаница, хотя Иоганн Николаус Форкель уже в 1782 году явно (и, вероятно, правильно) назвал Холлешау.
- ^ Ex oriundus на латыни означает «родом из».
- ^ Вероятно: 4–8 скрипок, 2 альта, 2 виолончели, 2 гобоя и 2 валторны. На праздниках трубы и литавры предоставлял городской или полковой оркестр.
- ^ Роберт Мюнстер: Запись «Франц Ксавер Рихтер» в (Блюме 1949–1987).
- ^ (Альфред Вечорек er. alii 1999), стр. 371–2
- ^ Откуда эта странная смесь немецкого и французского языков? В 19 веке французский язык был для немецкого языка тем же, чем английский является для немецкого сегодня. Судебным языком в большинстве немецких судов в 17 и 18 веках был французский. Переплетение немецкого с французским было признаком образования и воспитания, сигнализирующим о ранге и положении для других.
- ^ В (Alfried Wieczorek et. alii 1999) говорится: «В 1746 году он (FX Richter) перешел при двор Мангейма в качестве басиста. Таким образом, он сменил руководящую должность на должность простого придворного музыканта. В последующие годы он написал несколько произведений для двора Мангейма, но из-за своего консервативного композиционного стиля ему не удалось завоевать ничего, кроме почетного звания композитора избирательной палаты». Расширенный перевод: В 1746 году он (FX Richter) перешёл при дворе Мангейма, чтобы занять должность басиста. При этом он променял руководящую должность на звание простого придворного музыканта. Хотя в последующие годы он написал несколько произведений для мангеймского двора, ему так и не удалось подняться выше ранга камерного композитора до курфюрста, причем это было почетное звание. Причиной этого (а также того, что его исключили из продвижения по службе, что было совершенно естественно для таких людей, как Кристиан Каннабих или Игнац Хольцбауэр , которые как композиторы были немногим или не лучше Рихтера), должно быть, был консервативный стиль композиции Рихтера, который не вызывал у него симпатии к композиторам. Чарльз Теодор.
- ^ (Альфред Вечорек er. alii 1999), стр. 371–2
- ^ (Рандел 1996), с. 743. Что за титул. Вот попытка перевода: «Гармонические инструкции или систематические указания относительно музыкального искусства и правил композиции». Трактат был опубликован и переведен на французский язык ( Traité d'harmonie et de Composition , Париж, 1804) Кристианом Калькбреннером . Однако, по словам Эдуарда Зитцмана, лучшее из трактата Рихтера было исключено из перевода ( онлайн-биографический словарь Зитцмана 1910 года, стр. 572 ).
- ^ (Форкель 1781), стр.72
- ^ Онеггер, Женевьева (2009). В рамках 300-летия со дня рождения Ф. Ф. Рихтера (1709–1789), капельмейстера Страсбургского собора, выставка организована Генеральным советом Нижнего Рейна (на французском языке). Страсбург: Генеральный совет Нижнего Рейна. п. 7.
- ↑ Не существует прямого источника, подтверждающего, что Рихтер действительно встречался с Марией-Антуанеттой, но такой вывод можно сделать на основе событий, задокументированных рядом писателей. Совершенно очевидно, что Мария-Антуанетта вошла в собор 8 мая 1770 года и на следующий день снова отправилась туда на мессу. Братья Гонкуры (Goncourt 1884, стр. 17) также пишут, что была месса ан musique (месса с музыкой) и даже сообщают о большом концерте в епископальном дворце (т. е. во дворце Роган) . Никто иной, как Рихтер, не мог отвечать за музыку в обоих случаях.
- ^ Например, выдающийся историк и библиотекарь Франц Функ-Брентано пишет: «Среди всех судебных дел, зафиксированных в истории, «Дело ожерелья» оказало глубочайшее влияние на судьбы нашей страны (т. е. Франции). Оно был воспринят со страстью и в руках политиков стал тараном для разрушения монархии. Дело Ожерелья, сказал Мирабо, было прелюдией революции». (Функ-Брентано 1911), с. 1
- ^ (Роштери 1895), стр. 16–17
- ^ Ван Боер, Бертиль (2012). Исторический словарь музыки классического периода . Лэнхэм: Пугало Пресс.
- ^ Вольф, Юджин К. (сентябрь 1994 г.). Рецензируемая работа Йохена Ройтера «Исследования церковной музыки Франца Ксавера Рихтера (1709–1789)» . Вторая серия 51, вып. 1-й р. 128.
- ^ (Рэндел 1996), с. 743
- ^ (Рэндел 1996), с. 743
Источники
[ редактировать ]- Блюм, Фридрих , изд. Музыка в прошлом и настоящем. Общая энциклопедия музыки. Полное электронное издание первого издания. Кассель: Бэренрайтер, 1949–1987.
- Форкель, Иоганн Николаус . Музыкальный альманах для Германии за 1782 год . Лейпциг: В Schwickertschen Verlag, 1781 г.
- Функ-Брентано, Франц. Бриллиантовое ожерелье. Перевод Х. Сазерленда Эдвардса. Лондон: Greening & Co. LTD, 1911.
- Гонкур, Эдмон и Жюль де. История Марии Антуанетты . Париж: G. Charpentier et Cie., 1884.
- Моцарт, Вольфганг Амадей. Письма Вольфганга Амадея Моцарта. Под редакцией Людвига Ноля. Перевод леди Уоллес (т.е. Грейс Джейн Уоллес ). Том. 1. 2 т. Нью-Йорк: Херд и Хоутон, 1866 г.
- Рэндел, Дон Майкл , изд. Гарвардский биографический словарь музыки . Кембридж, Массачусетс: Издательство Belknap Press Гарвардского университета, 1996. ISBN 0-674-37299-9
- Риман, Гюго . Справочник по истории музыки. Музыка XVIII и XIX веков. Второе издание, рецензия Альфреда Эйнштейна. Том II. V Тома Лейпциг: Брейткопф и Хертель, 1922.
- Рошетери, Максим де ла. Жизнь Марии-Антуанетты. Перевод Коры Гамильтон Белл. Том. 1. 2 т. Нью-Йорк: Додд, Мид и компания, 1895.
- Слонимский, Николас , изд. Биографический словарь музыкантов Бейкера. Пятое полностью переработанное издание. Нью-Йорк, 1958 год.
- Альфред Вечорек, Хансйорг Пробст, Виланд Кениг, ред. Жажда жизни и благочестие - курфюрст Карл Теодор (1724–1799) между барокко и Просвещением. Том 2. 2 тома Регенсбург, 1999. ISBN 3-7917-1678-6
Дискография (подборка)
[ редактировать ]- Большие симфонии (1744), №№. 1–6 (Набор 1) (Хельсинкское барокко, Хаккинен) NAXOS 8.557818
- Большие симфонии (1744), №№. 7–12 (Набор 2) (Хельсинкское барокко, Хаккинен) NAXOS 8.570597
- Соната да камера (1764): Nos. 1–3 (Фред, Пелтониеми, Хаккинен) NAXOS 8.572029
- Симфонии (Лондонские исполнители Моцарта, Бамерт) Чандос
- Семь струнных квартетов, соч. 5 (1757) (casalQuartet) Solo Musica SM 184 (2014)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1709 рождений
- 1789 смертей
- Композиторы струнного квартета
- Австрийские музыканты-мужчины XVIII века
- Композиторы-классики XVIII века
- Австрийские композиторы классического периода
- Австрийские композиторы-мужчины-классики
- Австрийцы моравско-немецкого происхождения
- Чешские композиторы классического периода
- Чешские композиторы-мужчины-классики
- Люди из Голешова
- Музыканты Маркграфства Моравии