Jump to content

Дело бриллиантового ожерелья

Бриллиантовое колье было заказано XV французским Людовиком для его любовницы мадам дю Барри . После смерти короля за ожерелье не заплатили, что едва не привело к банкротству ювелиров, а затем привело к различным неудачным схемам по продаже его королеве Марии-Антуанетте .

« Дело с бриллиантовым ожерельем » ( фр . Affaire ducollier de la reine , «Дело королевского ожерелья») — инцидент, произошедший с 1784 по 1785 год при дворе короля XVI Людовика Франции , в котором участвовала его жена, королева Мария-Антуанетта .

Репутация королевы, уже запятнанная сплетнями, была еще больше запятнана ложным обвинением в том, что она участвовала в преступлении с целью обмануть ювелиров Короны при приобретении очень дорогого бриллиантового ожерелья, за которое она затем отказалась платить. На самом деле она отказалась от идеи купить его только для того, чтобы ее подпись подделала Жанна де Валуа-Сен-Реми . Хотя позже Жанна была осуждена, это событие остается исторически значимым как одно из многих, которые привели к разочарованию французов в монархии , поскольку это был один из современных скандалов, который придал Французской революции моральный вес и народную поддержку .

«Ожерелье королевы», реконструкция, Château de Breteuil (Замок Бретей), Франция.

В 1772 году король Франции Людовик XV решил сделать мадам дю Барри , одной из своих любовниц, особый подарок ориентировочной стоимостью 2 000 000 ливров (приблизительно 17,5 миллионов долларов США в 2024 году). Он поручил парижским ювелирам Шарлю Огюсту Бемеру и Полю Бассенжу создать бриллиантовое колье, которое превзошло бы по своему великолепию все остальные.

Ювелирам потребовалось несколько лет и большие деньги, чтобы собрать подходящий комплект бриллиантов. Тем временем Людовик XV умер от оспы , а его внук и преемник изгнал мадам дю Барри из двора.

По словам историка Томаса Карлайла, это был «ряд из семнадцати великолепных бриллиантов, размером почти с фундук … трехвитой гирлянда и достаточное количество подвесок (простых грушевидных, множественных звездчатых или аморфных группировок), окружавших это... вокруг самой Бубновой Королевы». [1] Ювелиры надеялись, что это изделие купит новая королева Франции Мария-Антуанетта, и действительно, в 1778 году новый король Людовик XVI предложил его своей жене в качестве подарка, но она отказалась. [2] Королева сначала отклонила это предложение, заявив (если верить Карлайлу): «Нам больше нужны семьдесят четыре [корабля], чем ожерелья». [1] Некоторые говорили, что Мария-Антуанетта отказалась от колье, поскольку оно было создано для Дюбарри, которого она сильно не любила. По другим данным, передумал сам Людовик XVI. [3]

После тщетных попыток разместить ожерелье за ​​пределами Франции, ювелиры снова попытались продать его Марии-Антуанетте после рождения Луи-Жозефа, дофина Франции , в 1781 году. Королева снова отказалась. [3]

Жанна де Сен-Реми де Валуа (Жанна де ла Мотт)

Аферистка , называвшая себя Жанной де Валуа-Сен-Реми , также известная как Жанна де ла Мотт, разработала план использования ожерелья для получения богатства и, возможно, власти и королевского покровительства. Потомок внебрачного сына Генриха II Французского , Жанна вышла замуж за офицера жандармов Николаса де ла Мотта , самопровозглашенного «графа де ла Мотта». Она жила на небольшую пенсию, пожалованную ей королем.

В марте 1785 года Жанна стала любовницей кардинала де Роана , бывшего французского посла дворе при венском . [4] относилась к кардиналу с неудовольствием Королева Мария-Антуанетта за то, что он распространил слухи о поведении королевы ее грозной матери, императрице Священной Римской империи Марии Терезии . Королева также узнала о письме, в котором кардинал говорил о Марии Терезии в манере, которую королева сочла оскорбительной.

Кардинал тогда пытался вернуть себе благосклонность королевы и стать одним из королевских министров. Жанна де ла Мотт, войдя в суд через любовника по имени Рето де Виллетт , убедила Рохана, что она была принята королевой и пользуется ее благосклонностью. Услышав об этом, Рохан решил использовать Жанну, чтобы вернуть расположение королевы. Жанна заверила кардинала, что прилагает усилия от его имени. [3]

Кардинал де Рохан

Так началась предполагаемая переписка между Роханом и королевой. Жанна де ла Мотт вернула ответы на записки Рохана, которые, как она подтвердила, исходили от королевы. Когда тон писем стал очень теплым, кардинал, убежденный, что Мария-Антуанетта влюблена в него, влюбился в нее. Он умолял Жанну устроить от его имени тайное ночное свидание с королевой; предполагаемая встреча состоялась в августе 1784 года. В садах Версальского дворца кардинал встретился с женщиной, которую он принял за Марию-Антуанетту. На самом деле женщиной оказалась проститутка Николь Ле Гуай д'Олива , которую Жанна наняла из-за ее сходства с королевой. Рохан предложил ей розу. В своей роли королевы она пообещала ему, что забудет их прошлые разногласия. [3]

Жанна де ла Мотт воспользовалась верой кардинала в нее, одолжив у него крупные суммы денег, сказав, что они предназначены для благотворительной деятельности королевы. С этими деньгами Жанна могла бы пробиться в респектабельное общество. Поскольку она открыто хвасталась своими мифическими отношениями с королевой, многие предполагали, что этот роман был подлинным.

Мария-Антуанетта, королева Франции

Ювелиры Бемер и Бассенж решили использовать ее для продажи своего ожерелья. Она сначала отказалась от комиссии , но потом передумала и приняла ее. По словам мадам Кампан , Жанна, выдавая себя за королеву, отправила кардиналу несколько писем, в том числе и заказ на покупку ожерелья. Они были подписаны «Мария-Антуанетта де Франс», но кардинал не знал и не помнил, что французские члены королевской семьи подписывались только своими именами.

21 января 1785 года Жанна сообщила кардиналу, что Мария-Антуанетта хотела купить ожерелье, но, не желая покупать столь дорогой предмет публично в трудную минуту, королева хотела, чтобы кардинал выступил в качестве тайного посредника. Некоторое время спустя Рохан договорился о покупке ожерелья за 2 000 000 ливров с выплатой в рассрочку. Он заявил, что получил разрешение королевы на покупку, и показал ювелирам условия сделки, написанные рукой королевы. Рохан отнес ожерелье в дом Жанны, куда за ним пришел человек, которого Рохан считал камердинером королевы . Бриллиантовое колье «было быстро разобрано, а драгоценные камни проданы на черных рынках Парижа и Лондона» мадам де ла Мотт. [5]

Когда пришло время расплачиваться, Жанна де ла Мотт предъявила кардиналу расписки, но их оказалось недостаточно. Бемер пожаловался королеве, которая сказала ему, что она не заказывала и не получала ожерелье. Ей повторили историю переговоров. [3] а к августу начались аресты, после чего разразился скандал.

Споры по поводу этого события возникли из-за ареста кардинала в Зеркальном зале Версаля и суда, который признал его невиновным, а Жанну де ла Мотт Валуа и ее сообщников виновными.

15 августа 1785 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы , когда двор ждал, пока король и королева пойдут в часовню, кардинал де Роган, который должен был исполнять обязанности, предстал перед королем, королевой, министром. Судебный придворный Луи Огюст Ле Тоннелье де Бретей и хранитель печатей Арман Тома Юэ де Миромениль дают объяснения. Рохан предъявил письмо, подписанное «Мария-Антуанетта де Франс». Члены королевской семьи подписались только именем при крещении, но этот факт был упущен Роханом, поднят во время суда и «настроил короля против Рохана», поскольку он «дышал королевским этикетом с рождения… и не мог понять, как придворный , и, прежде всего, Рохан, член семьи, столь увлеченный деталями статуса, мог допустить такую ​​ошибку». [6]

Роган был арестован и отправлен в Бастилию . По дороге он отправил домой записку с приказом уничтожить свою корреспонденцию. Жанну арестовали только через три дня, что дало ей возможность уничтожить свои документы. [7]

Полиция арестовала проститутку Николь Ле Гуай, а также Рето де Виллет, которые признались, что писали письма, переданные Рохану, от имени королевы и подражали ее подписи. [3] Известный масон и оккультист Алессандро Калиостро также был арестован, хотя сомнительно, что он принимал какое-либо участие в этом деле. [8]

Кардинал де Роган принял парламент Парижский в качестве судей. Папа Пий VI был возмущен, так как считал, что кардинала должен судить его естественный судья (он сам). Однако его записи остались без ответа. Сенсационный судебный процесс привел к оправданию кардинала, Легэя и Калиостро 31 мая 1786 года. «Выбор Роханом парламента, каким бы ни был приговор, одновременно затянул дела и вывел их на политическую арену». [9] Жанну де Ла Мотт приговорили к порке, клеймению буквами V (от voluse , «вор») на каждом плече и отправили на пожизненное заключение в тюрьму для проституток в Сальпетриере . [5] В июне следующего года она сбежала из тюрьмы, переодевшись мальчиком. [10] Тем временем ее мужа судили заочно и приговорили к рабству на галерах . Фальсификатор Вилетт был изгнан. [7] Это сделало это событие предметом общественного интереса, а не тем, чтобы его обсуждали тихо и конфиденциально.

Общественное мнение было очень взволновано судебным процессом. Парижский парламент не стал комментировать предполагаемые действия королевы. Суд признал Марию-Антуанетту невиновной в этом деле, Рохана - невиновным обманщиком, а де Ла Мотт обманул обоих в своих целях. [ нужны разъяснения ] [3]

Несмотря на выводы об обратном, многие люди во Франции упорствовали в убеждении, что королева использовала Ла Мот как инструмент для удовлетворения своей ненависти к кардиналу де Рогану. Различные обстоятельства укрепили это убеждение: разочарование королевы оправданием Рохана и тот факт, что впоследствии король лишил его подопечных и сослал в аббатство Ла-Шез-Дье . [3] Кроме того, люди полагали, что оправдание Роана парижским парламентом подразумевало, что Мария-Антуанетта каким-то образом была неправа. Все эти факторы привели к огромному падению популярности королевы и создали у публики образ манипулятивной расточительницы, больше заинтересованной в тщеславии, чем в благополучии своего народа.

Жанна де ла Мотт укрылась в Лондоне и в 1789 году опубликовала свои «Оправдательные мемуары» , в которых еще раз оклеветала королеву Марию-Антуанетту.

Значение

[ редактировать ]
Мария-Антуанетта в образе Чудовища

Дело с бриллиантовым ожерельем сыграло важную роль в дискредитации монархии Бурбонов в глазах французского народа за четыре года до Французской революции . Мария-Антуанетта стала еще более непопулярной, а злобные сплетни о ней сделали ее еще большей обузой для мужа. [11]

После того, как дело стало достоянием общественности, количество литературы, порочащей королеву, возросло. Ее «непопулярность была настолько велика после дела с бриллиантовым ожерельем, что ни королева, ни правительство больше не могли ее игнорировать. Ее появления на публике практически прекратились». [12] Поскольку она была замешана в скандале и некоторые уже считали ее врагом французского народа, ее репутация была безвозвратно разрушена. [6]

Репутация Марии-Антуанетты так и не оправилась от этого инцидента. Ее ранняя история чрезмерных трат уже подорвала ее популярность, но дело с бриллиантовым ожерельем привело общественное мнение к ней почти к ненависти, поскольку она, похоже, замышляла не по назначению использовать еще больше истощающихся денег королевства на личные безделушки.

Казнь Марии-Антуанетты 16 октября 1793 года.

Дело с бриллиантовым ожерельем усилило ненависть и презрение французской общественности к Марии-Антуанетте, поскольку оно было «призвано оставить королеву в состоянии скандала с невозможностью требовать для себя какой-либо правды». [13] Кошмар в сфере связей с общественностью привел к увеличению количества непристойных и унизительных брошюр, которые послужили разжиганием грядущей Французской революции. Можно сказать, что «она символизировала, среди прочего, расточительность и коррупцию умирающего режима» и служила «идеальным козлом отпущения в моральной пьесе, которой отчасти стала революция», что сделало ее мишенью ненависти Французская республика и такие группы, как якобинцы и санкюлоты . [12]

Она так и не смогла избавиться от мысли, возникшей в общественном сознании, что она совершила экстравагантное мошенничество в своих легкомысленных целях. Тем не менее, этот роман побудил Людовика XVI сблизиться со своей женой и, возможно, побудил его более защищать ее и более реагировать на нее до и во время революции.

В художественной литературе

[ редактировать ]
  • Великая Копта , Иоганн Вольфганг фон Гете (1791 г.)
  • Бриллиантовое колье Томаса Карлайла (1837 г.)
  • Ожерелье королевы , Александр Дюма, отец (1848) ( ISBN   1-58963-209-5 )
  • «Ожерелье королевы» Мориса Леблана (1905) (История Арсена Люпена)
  • Мария-Антуанетта , в главных ролях Норма Ширер, Тайрон Пауэр, Джон Бэрримор и Роберт Морли (1938)
  • Ожерелье королевы работы Антала Сзерба (1943)
  • «Дело королевского ожерелья» , фильм режиссера Марселя Л'Эрбье с Вивиан Романс в главной роли (1946).
  • «Черная магия» — фильм с Орсоном Уэллсом в главной роли (1949), экранизация Александра Дюма романа «Жозеф Бальзамо» ( Mémoires d'un médecin: Joseph Balsamo , 1846–48) (также известные как «Мемуары врача» , «Калиостро» , «Мадам Дюбарри» , «Графиня»). Дюбарри , или Эликсир жизни ) первый из его романов о Марии-Антуанетте .
  • Бубновая королева , Джин Плейди (1958)
  • «Дьявол в саду», комедия Лукино Висконти, Филиппо Санжуста и Энрико Медиоли. Музыка Франко Маннино (Палермо, 1963)
  • «Дело с ожерельем » Эдгара П. Джейкобса (часть о Блейке и Мортимере ) (1967) комиксов
  • «Роза Версаля » Риёко Икеда , впервые опубликованная в 1973 году ( манга ); аниме- телесериал, 1979 г.
  • Норби и ожерелье королевы , Джанет Азимов (1986)
  • Лезвие гильотины , Артур Байрон Обложка (часть серии «Машина времени» ) (1986)
  • «Ожерелье любви» — романтический роман Барбары Картленд (1989), в котором ожерелье было переправлено контрабандой в Англию и принадлежит семье героини.
  • Дело ожерелья (фильм, 2001 г.)
  • В серии «Замок Феддал» Х.К. Делаваля, втором романе «Четырнадцатая леди Феддала» , выясняется, что ожерелье было спрятано в люстре в гостиной замка Феддал. Вот почему в сериале она названа Версальской люстрой , поскольку предположительно перед Французской революцией Людовик XVI отправил ее тогдашнему лорду Бердону Феддалскому.
  • Переодевание! Принцесса времени , как часть истории королевы Марии и мини-истории «Дело ожерелья» (игра 2017 г.)
  • Кража самого дорогого ожерелья в мире (видео на YouTube, 2020 г.), автор Шейн Мадедж из Watcher Entertainment, в сериале «История кукол» .
  • В «8 друзей Оушена» ожерелье — одно из нескольких, выставленных на вымышленной выставке Met Gala .
  • «Дело ожерелья» — основная история мюзикла 2023 года «Торт: Плейлист Марии-Антуанетты». [14] Морган Ллойд Малкольм, музыка и слова Таши Тейлор Джонсон и Джека Макмануса
  • Мария-Антуанетта (фильм 2006 года) режиссера Софии Копполы ссылается на ожерелье, то есть косвенно на роман, в сцене, где королева отказывается от предложения короля.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Томас, Карлайл (1913). Бриллиантовое ожерелье . Нп
  2. ^ Фрейзер, 226–228.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Бриллиантовое ожерелье. Дело ». Британская энциклопедия . Том. 8 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 164–165. Это цитирует:
    • Морис Турне , Мария-Антуанетта до истории: Библиографический очерк (2-е изд., Париж, 1901 г.)
    • Эмиль Кампардон , Мария-Антуанетта и суд над ожерельем (Париж, 1863 г.)
    • П. Одебер, «Дело королевского ожерелья», основанное на неопубликованной переписке шевалье де Пюжоля (Руан, 1901).
    • Ф. д'Альбини, Мария-Антуанетта и бриллиантовое ожерелье с другой точки зрения (Лондон, 1900)
    • Франц Функ-Брентано , Дело ожерелья (1903)
    • Эндрю Лэнг , Исторические тайны (1904)
    • Карлейля Эссе «Бриллиантовое ожерелье» (впервые опубликованное в 1837 году в журнале Fraser's Magazine ) представляет историко-литературный интерес.
  4. ^ Джоан Хэслип «Мария-Антуанетта», страница 153
  5. ^ Jump up to: а б Маза, Сара К. (1993). Частная жизнь и общественные дела . Издательство Калифорнийского университета.
  6. ^ Jump up to: а б Томас., Карлайл (1913). Бриллиантовое ожерелье . Np: Хоутон Миффлин.
  7. ^ Jump up to: а б Чисхолм 1911 года .
  8. Уэйд Н.В., «Граф Калиостро, «Масон или мошенничество?», Лекция в школьной ложе № 7460 компании канцелярских товаров, 11 декабря 2015 г., Зал Марка Мейсонса, Лондон (Полный текст будет опубликован в 2016 г.)
  9. ^ Фрейзер, Антония (2001). Мария-Антуанетта: Путешествие . ДаблДэй.
  10. ^ Хаслип, стр. 179
  11. ^ Фрейзер, 239.
  12. ^ Jump up to: а б Баркер, Нэнси (лето 1993 г.). «Пусть едят торт: мифическая Мария-Антуанетта и Французская революция». Историк . 55 (4): 709–724. дои : 10.1111/j.1540-6563.1993.tb00920.x .
  13. ^ Сен-Аман, Пьер; Гейдж, Дженнифер Кёртисс (1994). «Терроризируя Марию-Антуанетту». Критический запрос . 20 (3): 379–400. дои : 10.1086/448718 . JSTOR   1343862 . S2CID   153443672 .
  14. ^ «Торт — билеты Марии Антионетты ПЛЕЙлист | Норидж | обзоры, актеры и информация | WhatsOnStage» . 17 мая 2023 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: af2b1349c85c7b88ca63b6efc4010244__1720069980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/af/44/af2b1349c85c7b88ca63b6efc4010244.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Affair of the Diamond Necklace - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)