Кристиан Каннабич

Иоганн Кристиан Инноценц Бонавентура Каннабих (28 декабря 1731 (крещение) - 20 января 1798), [1] немецкий скрипач , композитор и капельмейстер классической эпохи . Автор около 200 произведений, он продолжил наследие Иоганна Стамица и помог превратить Мангеймский оркестр в то, что Чарльз Бёрни назвал «самым полным и дисциплинированным в Европе». [2] Оркестр особенно отличался тщательно продуманными крещендо и диминуэндо, характерными для мангеймской школы. [3] Вместе со Стамицем и другими композиторами Мангеймского двора он помог разработать оркестровую фактуру, проложившую путь к оркестровой обработке Первой венской школы .
Биография
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Кристиан Каннабих родился в Мангейме и был третьим ребенком Мартина Фридриха Каннабиха (1690–1773), флейтиста, гобоиста и учителя музыки при дворе Мангейма. [4] Отец Каннабича был личным учителем игры на флейте у курфюрста Карла Теодора, что само по себе создало благоприятные условия для дальнейшей карьеры Кристиана Каннабича. Семья родом из Эльзаса , который через историю, традиции и обычаи всегда имел (и имеет) тесные связи с Пфальцем. Вполне возможно, что отец Каннабича владел немецким и французским языками, и что Каннабич в детстве слышал и выучил оба языка у себя дома. Это могло объяснить относительную легкость, с которой Каннабич позже перемещался в кругах французской аристократии во время своих частых визитов в Париж и Версаль.
1742–1756 Образование в Мангейме и Риме.
[ редактировать ]В детстве он учился игре на скрипке у Иоганна Стамица (1717–1757), композитора, скрипача, концертмейстера и руководителя придворного оркестра Мангейма . Он присоединился к скрипичной секции оркестра в качестве ученого (то есть аспиранта) в возрасте двенадцати лет (1744 г.), а два года спустя стал полноправным его членом. В 1748 году он внесен в ежегодный придворный и государственный календарь (Churpfälzischer Hof- und Staatskalender) как скрипач, живущий вместе со своим отцом в Мориц-лейн. [5]

В 1750 году Чарльз Теодор , принц-курфюрст , Пфальцского электората отправил Каннабиха в Рим, чтобы продолжить обучение у Никколо Джоммелли , маэстро-коадьютора Папской капеллы, а также успешного оперного композитора. Он оставался в Риме до 1753 года и последовал за своим учителем в Штутгарт после назначения Джоммелли обер-капельмейстером в придворной столице Швабии . В 1756 году Каннабич вернулся в Италию во второй раз, на этот раз в Милан , где провел дополнительные исследования у Джованни Баттисты Саммартини .
1757–1773 Концертмейстер.
[ редактировать ]Весной 1757 года, после преждевременной смерти Иоганна Стамица, его отозвали обратно в Мангейм, чтобы занять пост Стамица в качестве первого скрипача (вместе с Карлом Йозефом Тоески).
В 1759 году Каннабих женился на Марии Элизабет де ла Мотт, хозяйке спальни герцогини Цвайбрюккенской. У них было шестеро детей, одним из которых был Карл Каннабич , впоследствии ставший композитором. С ноября 1777 года по март 1778 года их дочь Роза брала уроки игры на фортепиано у Моцарта , чья фортепианная соната № 7 до мажор посвящена ей. Хотя Каннабич жил в эпоху Просвещения , которая допускала и даже поощряла определенную проницаемость между социальными классами, в то время для мужчины простого происхождения все еще было необычно жениться на титулованной женщине. Оказалось, что этот супружеский союз будет иметь важные и далеко идущие последствия для Каннабича.
Герцог Кристиан IV из соседнего Цвайбрюккена полюбил Каннабиха и оказал ему поддержку и внимание. В 1764 году он сопровождал герцога, владевшего там дворцом, в Париж. Музыка и музыканты из Мангейма пользовались успехом у парижской публики. Именно во время этого путешествия Каннабич встретил Моцартов, которые во время семейного большого турне провели время с ноября 1763 года по апрель 1764 года во французской столице. В 1760-х и 1770-х годах Каннабич часто бывал в Париже, где его музыка исполнялась на Concert Spirituel , а его симфонии и трио печатались там. Большинство работ Каннабича после этой даты были опубликованы в Париже.
1774–1798 Директор Мангеймского оркестра.
[ редактировать ]В 1774 году Каннабих стал директором придворного оркестра Мангейма; как таковой, он не только руководил оркестром в качестве концертмейстера , но также был обязан сочинять балетную музыку для придворных балетов, поставленных Этьеном Лошери, метрдотелем танца (придворным балетмейстером). Четыре года спустя (1778 г.) он переехал со двором в Мюнхен, когда Карл Теодор, его сеньор и хозяин, стал курфюрстом Баварии . Каннабих, как и прежде, продолжал выполнять свои обязанности в Мюнхене, но лучшие годы Мангеймского оркестра к тому времени почти закончились.
В 1780-х годах курфюрст урезал бюджет оркестра и сократил количество музыкантов с 95 до 55. Музыканты жаловались на сокращение оплаты и снижение доходов. Утверждается, что самому Каннабичу последние годы жизни приходилось жить на одну треть прежней стипендии, что вынуждало престарелого музыканта ездить с концертами и, возможно, впервые в жизни заниматься тем, чем еще Менее удачливым музыкантам пришлось всю жизнь заниматься — бороться за деньги.
Каннабих умер во время посещения своего сына Карла во Франкфурте-на-Майне в 1798 году.
Каннабич и Моцарт
[ редактировать ]Каннабич и Моцарт встречались несколько раз за двадцать лет. Второй раз случился зимой и весной 1777–1778 годов, когда Моцарт находился в своем злополучном путешествии сначала в Мангейм, а затем в Париж. В сопровождении своей матери (его отцу, Леопольду Моцарту , пришлось остаться, чтобы заработать деньги на это дорогостоящее предприятие), Моцарт покинул Зальцбург в поисках богатства и славы — и, прежде всего, положения у одного из многих немецких принцев. То, что мать и сын прервали свое путешествие в Мангейм на более длительный срок, неудивительно. В конце 18 века в Мангейме был лучший и самый известный оркестр во всей Европе. Прекрасные музыканты и одаренные композиторы (многие из Богемии ) с помощью строгого и неустанного метода обучения, не говоря уже о роскошном бюджете курфюрста Пфальца в , превратили то, что раньше было всего лишь одним из многих княжеских оркестров, мощный и слаженный ансамбль. Сообщается, что женщины упали в обморок, когда мангеймцы начали реветь. крещендо — лишь один из многих оркестровых приемов, изобретенных там.
Сам Моцарт неоднократно хвалил оркестр. В письме отцу он писал:
«Теперь я должен рассказать вам о здешней музыке. В субботу, в день Всех Святых, я присутствовал на обедне. Оркестр очень хороший и многочисленный. С каждой стороны десять или одиннадцать скрипок, четыре тенора, два гобоя, две флейты, и два кларнета, две корнеи, четыре виолончели, четыре фагота и четыре контрабаса, помимо труб и литавр. Это должно дать прекрасную музыку - ... " [6]
Работы (подборка)
[ редактировать ]- Азаки (1778)
- 40 балетов
- Оркестровая музыка
- 12 струнных квартетов
- 6 фортепианных трио
- 30 сонат для фортепиано и скрипки.
Дискография (подборка)
[ редактировать ]- Кристиан Каннабич: Симфонии №№ 47–52 . Николаус Эстергази «Симфония», дирижер: Уве Гродд. Наксос 8.554340
- Кристиан Каннабич: Симфонии №№ 59, 63, 64, 67 и 68 . Лукас Консорт, дирижер – Виктор Лукас. НАКСОС 8.553960
- Кристиан Каннабич: Оркестровые произведения, Симфония ре мажор и соль мажор, Концертная симфония ми-бемоль мажор и Концерт до мажор . Курпфальцский камерный оркестр, дирижер – Иржи Малат. Арте Нова 74321 61337 2.
Источники
[ редактировать ]- Берни, Чарльз . Всеобщая история музыки с древнейших времен до наших дней (1789) . Под редакцией Фрэнка Мерсера . Том. 2. 2 т. Нью-Йорк: Dover Publications , 1957.
- Моцарт, Вольфганг Амадей. Письма Вольфганга Амадея Моцарта. Под редакцией Людвига Ноля. Перевод леди Уоллес. Том. 1. 2 т. Нью-Йорк: Херд и Хоутон, 1866 г.
- Рэндел, Дон Майкл (1996). Гарвардский биографический словарь музыки . Издательство Гарвардского университета. п. 133 . ISBN 978-0-674-37299-3 .
- Слонимский, Николас , изд. Биографический словарь музыкантов Бейкера. Пятое полностью переработанное издание. Нью-Йорк, 1958 год.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Грин, Дэвид Мейсон (2007). Биографическая энциклопедия композиторов Грина . Воспроизведение Piano Roll Fnd. п. 341. ИСБН 978-0-385-14278-6 . Проверено 7 декабря 2011 г.
- ^ «При дворе Мангейма около 1759 года отряд курфюрста Палатина считался самым полным и самым дисциплинированным в Европе». (Берни 1957), с. 945
- ^ (Слонимский 1958), с. 248
- ^ Биографию см. главным образом: Статью «Каннабич» в (Слонимский 1958), с. 248 и в (Randel 1996), с. 133
- ^ (Альфред Вечорек 1999), стр. 362.
- ↑ Моцарт, письмо отцу, 4 ноября 1777 г. (Моцарт 1866, стр. 107).
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Биография Кристиана Каннабича (Форум Моцарта)
- Кристиан Каннабич – краткая биография
- Бесплатные партитуры Кристиана Каннабиха в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- 1731 рождений
- 1798 смертей
- Композиторы-классики XVIII века
- Немецкие композиторы классического периода
- Немецкие классические скрипачи
- Немецкие классические скрипачи-мужчины
- Немецкие скрипачи
- Музыканты из Мангейма
- Ученики Никколо Джоммелли
- Ученики Иоганна Стамица
- Немецкие композиторы-мужчины-классики
- Композиторы немецкого струнного квартета.
- Немецкие композиторы XVIII века.
- Немецкие музыканты-мужчины XVIII века