Иоганн Баптист Ванхал

Иоганн Баптист Ванхал (12 мая 1739 - 20 августа 1813) [1] был чешским классической музыки композитором . Он родился в Неханице , Богемия , и умер в Вене . Его музыку очень уважали Моцарт , Гайдн , Бетховен и Шуберт . Он также был инструментальным исполнителем. Будучи опытным органистом, он также играл на скрипке и виолончели. [2]
Имя
[ редактировать ]Ванхал и, по крайней мере, один из его издателей использовали написание Waṅhal , точка является архаичной формой современного haček . [3] Другие засвидетельствованные варианты включают Wanhall , Vanhal и Van Hall . Современная чешская форма Ян Кржтитель Вангал появилась в 20 веке. [4]
Биография
[ редактировать ]Рождение и юность в Богемии: 1739–1760/61 гг.
[ редактировать ]Ванхал родился в Неханице, Богемия, в крепостной семье в чешской крестьянской семье. Он преуспел в игре на скрипке и органе с раннего возраста, получил свое первое музыкальное образование у своей семьи и местных музыкантов, органист Антон Эрбан был одним из его самых ценных наставников. [5] С этого скромного начала он смог зарабатывать на жизнь деревенским органистом и хормейстером. Его также учили немецкому языку с раннего возраста, поскольку это было необходимо для человека, желающего сделать музыкальную карьеру в империи Габсбургов . [4]
Первый период в Вене: 1760/61–1769 гг.
[ редактировать ]К 21 году Ванхал, должно быть, уже был на пути к тому, чтобы стать опытным исполнителем и композитором, поскольку его покровительница, графиня Шаффгоч , взяла его в Вену в составе своего личного поезда в 1760 году. Там он быстро зарекомендовал себя как преподаватель пение, скрипка и фортепиано для высшей знати, и его приглашали дирижировать своими симфониями для выдающихся покровителей, таких как семьи Эрдёди и барон Исаак фон Риш из Дрездена. Предполагается, что в 1762–1763 годах он был учеником Карла Диттерса фон Диттерсдорфа , хотя они родились в один и тот же год. Барон Риш спонсировал поездку в Италию в 1769 году, чтобы Ванхал мог изучить итальянский стиль композиции, который был очень в моде. Чтобы вернуть услугу, Ванхал должен был стать капельмейстером Риша . [6]
Путешествие в Италию: 1769–1771 гг.
[ редактировать ]Подробности путешествия Ванхала в Италию скудны, но известно, что он встретил своих соотечественников из богемы Глюка и Флориана Гассмана в Венеции и Риме соответственно. Путешествия по Италии представляют собой единственное, что мы знаем о написании опер Ваналем: предполагается, что он написал оперы на основе метастазийных опер «Трионфо ди Клелия» и «Демофонте» либо сам, либо в сотрудничестве с Гассманном, куда Ванхал предоставил некоторые или все из арий; эти произведения утеряны. Помимо задокументированных путешествий по северной и центральной Италии, Ванхал должен был поехать в Неаполь – возможно, самый важный центр музыки в Италии того времени – но, похоже, так и не прибыл туда. [7]
Вена и Вараждин: 1771–1780 гг.
[ редактировать ]После путешествия в Италию Ванхал вернулся в Вену, а не поехал к Ришу в Дрездене. Утверждалось, что Ванхал впал в тяжелую депрессию или даже сошел с ума, но эти утверждения, вероятно, были преувеличены. Предполагается, что в этот период он время от времени выступал де-факто капельмейстером графа Эрдёди в Вараждине , хотя небольшое количество его сочинений, оставшихся там, позволяет предположить, что это не была постоянная роль, которую можно было бы ожидать, если бы он работал с Ришем; Ванхал, возможно, предпочел бы такую работу у графа именно потому, что она носила неполный рабочий день. Нет никаких свидетельств посещений после 1779 года. [8]
Возвращение в Вену и последние годы: 1780–1813 гг.
[ редактировать ]Примерно в 1780 году Ванхал прекратил писать симфонии и струнные квартеты, вместо этого сосредоточившись на музыке для фортепиано и небольших камерных ансамблей, месс и другой церковной музыки. Первый, написанный для растущего среднего класса, давал ему средства для скромной, экономически независимой жизни; последние 30 лет своей жизни он не работал ни под каким покровителем, вероятно, став первым венским композитором, сделавшим это. За эти годы венскими типографами было издано более 270 его произведений. В 1780-е годы он еще был активным участником музыкальной жизни Вены. В 1782 году он встретил Моцарта , который восхищался симфониями Ванхала. Ему нравилось играть музыку с Моцартом и некоторыми из его друзей-композиторов, о чем свидетельствует отчет Майкла Келли о струнном квартете, в котором Ванхал играл вместе с Гайдном, Моцартом и Диттерсдорфом в 1784 году. Однако примерно после 1787 года он, похоже, перестал заниматься музыкой. выступал публично, но, тем не менее, был экономически обеспечен, живя в хороших кварталах недалеко от собора Святого Стефана. . Он умер без наследников [9] в 1813 году пожилой композитор, музыка которого все еще была признана венской публикой. [10]
Стиль
[ редактировать ]Ванхалу пришлось быть плодовитым писателем, чтобы удовлетворить предъявляемые к нему требования: ему приписывают 100 квартетов, не менее 73 симфоний, 95 духовных произведений и большое количество инструментальных и вокальных произведений. Симфонии, в частности, в последнее время все чаще записываются на компакт-диски , и лучшие из них сравнимы со многими произведениями Гайдна. Многие из симфоний Ванхала написаны в минорных тональностях и считаются очень влиятельными в движении « Буря и натиск » его времени. «[Ванхал] использует повторяющиеся полукваверы, колотящиеся дрожания в басовой партии, широкие пропуски тем, внезапные паузы (ферматы), паузы, преувеличенные динамические отметки... и все эти особенности... появляются в первых больших произведениях Моцарта. гамма симфонии «Штурм и натиск» , № 25 соль минор (К. 183) 1773 года». [11] Этот стиль также появляется в Йозефа Гайдна Симфонии № 83 соль минор «Курица» (1785) и Муция Клементи Соната соль минор , Op.34, No.2 (около 1795 г.).
Примерно в 1780 году Ванхал, похоже, прекратил писать крупномасштабную инструментальную музыку и довольствовался написанием фортепианной музыки для растущего среднего класса и церковной музыки. В первой категории его программные произведения, часто связанные с недавними событиями, такими как «Битва при Вюрцбурге », « Битва при Абукире » и «Возвращение Франциска II в 1809 году». Судя по количеству сохранившихся рукописей, эти произведения должны были пользоваться большой популярностью.Ванхал был также самым плодовитым автором месс и другой католической церковной музыки своего поколения в Вене. [12] Несмотря на это, похоже, что он никогда не работал ни в каком религиозном учреждении. Это означает, что его поздние мессы являются одновременно свидетельством подлинной личной веры и свидетельством того, насколько прибыльным должно было быть его увлечение фортепианной музыкой.
Роберт О. Гьердинген видит изменение в стиле Ванхала, поскольку он перенаправил свое внимание на средний класс, его музыка стала дидактической в том смысле, что она использовала музыкальные фигуры в ясной и самореферентной манере, а не в плавной непрерывности от фигуры к фигуре. это характеризовало его ранние произведения. В этом Гьердинген видит в Ванхале прообраз Бетховена. [13]
Его успех был настолько велик, что через несколько лет после написания его симфоний их исполняли по всему миру, даже в Соединенных Штатах. [14] Однако в дальнейшем он редко уезжал из Вены, где также был активным учителем.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Его жизнь и творчество» . Иоганн Ванхал . Библиотеки Университета Дьюка. Архивировано из оригинала 31 мая 2012 года . Проверено 10 мая 2018 г.
- ^ «Иоганн Баптист Ванхал» . Дискогс . Проверено 7 марта 2020 г.
- ^ Брайан 1997 , с. 18 «Ванхал, очевидно, сам предпочитал немецкое написание, но вместо этого следует признать логичное и... использование старочешской точки над буквой (= современный haček) как часть его германизированной подписи». «и он энергично поддерживал использование гачека (Weichheitszeichen) в виде точки над буквой n в первых изданиях, выпущенных его главным венским издателем Игнацем Зауэром».
- ^ Jump up to: а б «Он сам написал свое имя Иоганн Баптист Ванхал; его венские современники и большинство ученых до Второй мировой войны использовали написание Ванхал, но позже, в 20 веке, была ошибочно введена современная чешская форма, Ян Кржтитель Вангал». Пол Роби Брайан, «Ванхал, Иоганн Баптист [Ян Кржтитель]» в Словаре музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan Publishers, 2001), 19 :592.
- ^ «Ассоциация Иоанна Баптиста Ванхала» . wanhal.org . Проверено 7 марта 2020 г.
- ^ Брайан 1997 , стр. 15–18.
- ^ Брайан 1997 , стр. 17–18.
- ^ Брайан 1997 , стр. 18–25.
- ^ «Иоганн Баптист Ванхал | Биография и история» . Вся музыка . Проверено 7 марта 2020 г.
- ^ Брайан 1997 , стр. 25–26.
- ^ Х. К. Роббинс Лэндон , Моцарт и Вена: включая отрывки из «Очерка Вены» Иоганна Пеццля (1786–90) (Лондон: Темза и Гудзон; Нью-Йорк: Schirmer Books, 1991, ISBN 0-500-01506-6 ), 48.
- ^ Макинтайр 1986 , с. 8
- ^ Гьердинген 2007 , стр. 278–282.
- ^ Брайан 1997 , с. 245 В качестве примера можно привести рукописный набор всех частей (кроме трубы) Симфонии до мажор Брайана C6, написанный в XIX веке, был найден в Библиотеке Конгресса в Вашингтоне, округ Колумбия.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брайан, Пол Роби (1997). Иоганн Ванхал, венский симфонист: его жизнь и музыкальная среда . Стуйвесант, Нью-Йорк: Pendragon Press. ISBN 9780945193630 .
- Гьердинген, Роберт О. (2007). Музыка в стиле Галант . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195313710 .
- Макинтайр, Брюс К. (1986). Венская концертная месса раннего классического периода . Анн-Арбор, Мичиган: UMI Research Press.
- Вайнманн, Александр (1987). Тематический каталог сочинений Иоганна Батиста Ванхаля (два тома) . Венское архивоведение. Том 1. Вена: Людвиг Кренн Верлаг.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- www.wanhal.org Ассоциация Иоганна Баптиста Ванхала
- Сайт Университета Дьюка
- Доктор Пол Брайан: Тематический каталог музыки Ванхала.
- www.klassika.info/Komponisten/Vanhal/wv_gattung.html
- www.klassika.info/Komponisten/Vanhal/index.html
- Иоганн Баптист Ванхал (Ванхал) — NAXOS.com
- Словарь классической музыки Карадар , заархивировано из оригинала 15 мая 2009 г.
- www.classical-composers.org/comp/vanhal
- Ванхал работает в Artaria Editions.
- Результаты
- 1739 рождений
- 1813 смертей
- Люди из Неханице
- Музыканты XVIII века из Богемии
- Чешские композиторы классического периода
- Чешские оперные композиторы
- Чешские оперные композиторы-мужчины
- Композиторы струнного квартета
- Чешские музыканты-мужчины XIX века
- Композиторы для фортепиано
- Музыканты Священной Римской империи