Галантные схемы
Галантные схемы , как описано Робертом Гьердингеном в «Музыке в стиле Галанта» , представляют собой «стандартные музыкальные фразы» в музыке Галанта . Понятие музыкальной схемы основано на теории схем в психологии. Каждая схема имеет различимые внутренние характеристики, такие как голосовое сопровождение, количество событий и относительная метрическая сила и слабость таких событий, а также нормативное расположение в музыкальной структуре в целом. По мнению Гьердингена, использование этих схем в традиционной, цельной последовательности является «отличительной чертой галантного стиля» и следствием педагогической традиции partimento неаполитанских консерваторий. [1] В общих чертах галантные схемы можно разделить на открывающие, закрывающие, каденциальные, прекаденциальные и посткаденциальные разновидности. [2] [3]
Открытие схемы
[ редактировать ]романский
[ редактировать ]Романеска для пения стихов , зародилась в 16-17 веках как общий музыкальный фон в минорной тональности а также как основа для вариаций повторяющейся гармонической прогрессии . [4] Более поздняя Романеска представляет собой аналогичную прогрессию и включает три варианта: прыгающий вариант, ступенчатый вариант и галантный вариант, гибрид двух предыдущих. [5] Гьердинген описывает Романеску как «вступительный гамбит», имея в виду, что нормативное размещение Романески обычно находится в начале фразовой структуры. Мелодия романески обычно имеет акценты в 1 и 5 ступенях гаммы . [6]
- Ступенчатый вариант Романески.
- Прототип прыгающей Романески.
Мейер, Юпитер, Пасторелла и Априле
[ редактировать ]Мейер был популярным выбором среди композиторов для структурных тем музыкального произведения. В Мейере представлены четыре события, представленные парами по два. В мелодии наблюдается первый спуск от 1-й ступени гаммы к 7-й ступени в первой паре событий, а затем второй спуск от 4-й ступени гаммы к 3-й ступени во второй паре. Басовая линия представляет собой ступенчатое восхождение от 1-й ступени гаммы к 2-й ступени в первой паре и еще одно ступенчатое восхождение от 7-й ступени гаммы к 1-й ступени во второй паре событий. Это устанавливает тоническую функцию для доминантной функции «открытие» гармонической последовательности в первой паре событий, а затем доминантную функцию для тонической функции «закрытие» фразы во второй паре. [7] У Мейера есть три родственные схемы: Юпитер, Пасторелла и Априле, различия которых заключаются в мелодиях. Юпитер, названный в честь Симфонии № 41 Моцарта , представляет собой мелодию с гаммой от 1 до 2 в начальной паре событий и от 4 до 3 в заключительной. [8] Мелодия Pastorella имеет гамму от 3-й до 2-й степени в начале и от 4-й до 3-й в заключении. [9] Наконец, мелодия Aprile имеет масштаб от 1 до 7 в начале и от 2 до 1 в заключении. [10] Однако басовая линия и гармоническая функция для Мейера, Юпитера, Пастореллы и Априла схожи в том, что они устанавливают тоническую функцию, перешедшую в доминантную функцию в начале, и доминантную функцию, перешедшую в тоническую функцию в заключении. [7]
- Прототип Мейера.
- Прототип Юпитера.
- Прототип Пастореллы.
- Прототип Aprile.
До-Ре-Ми
[ редактировать ]До-Ре-Ми — еще один распространенный «начальный гамбит». Эта схема включает три события. Как следует из названия, мелодия До-Ре-Ми характеризуется ступенчатым восхождением от ступени гаммы 1 к ступени гаммы 3. В басу распространена ступень гаммы от 1 до степени гаммы 7 и степени 1, а также от степени гаммы 1 до ступени гаммы. степень 5 до степени шкалы 1. [11] Эти три события подразумевают тоническую функцию в первом событии, доминантную функцию во втором событии и снова тоническую функцию в третьем событии. Вариант под названием « Адесте Фиделис» включает в себя прыжок вниз до 5-й ступени мелодии. [12]
- Прототип До-Ре-Ми.
- Вариант Adeste Fidelis До-Ре-Ми.
Просто сделай меня
[ редактировать ]Соль-Фа-Ми — еще один дебютный гамбит. Считавшийся менее смелым, чем До-Ре-Ми или Мейер, Соль-Фа-Ми обычно использовался для медленных тем или второстепенного материала в более быстрых и сложных движениях. Соль-Фа-Ми представлены как пара диад. Первое и второе события включают в себя мелодию, которая понижается от ступени гаммы 5 до 4, и бас, который повышается от ступени гаммы 1 до 2. Третье и четвертое события представляют собой мелодию, продолжающую понижаться, на этот раз от ступени гаммы 4 до 2. 3, а бас повышается с 7-й ступени до 1-й. [13]
- Прототип Соль-Фа-Ми.
Закрытие схемы
[ редактировать ]Приннер
[ редактировать ]Гьердинген описывает Приннер как «ответ» на открывающую схему. [14] Мелодия Приннера представляет собой некоторую форму ступенчатого спуска от 6-й ступени гаммы к 3-й ступени, а басовая линия представляет собой ступенчатый спуск от 4-й ступени гаммы к 1-й ступени. Существует вариант этой схемы с необязательным расширением в третьем событии со степенью гаммы. 5 в басу для усиления завершенности музыкальной фразы.
- Прототип принтера.
Модулирующие принтеры
[ редактировать ]Композиторы галантного периода также отдавали предпочтение Приннеру как полезному способу перехода от тональности к доминанте . Принтеры, используемые таким образом, называются модулирующими принтерами. [15]
Источник
[ редактировать ]В Fonte четыре мероприятия разделены на две группы по два человека, или «диады». Первая группа представляет собой пару гармоний в минорной тональности, вторая группа — в мажорной тональности. Композиторы использовали Фонте, чтобы ненадолго отклониться от основной тональности произведения, по существу тонизируя супертонику основной тональности в первой группе событий и сопровождая ее каденциальным действием в основной тональности во второй группе. Мелодия Фонте обычно состоит из двух узнаваемых наборов, соответствующих двум группам событий. Второй мелодический набор в Фонте находится на ступень ниже первого. [16] Концепция, связанная с Фонте, — это нисходящая пятая последовательность .
- Источник прототипа.
Монте
[ редактировать ]В Монте, как и в Фонте, также проводятся мероприятия, сгруппированные по два. Однако, в отличие от Фонте, нередко можно встретить ранние Монтес с более чем двумя секциями. Более поздние версии Montes в основном состояли из двух разделов, первый из которых содержал два гармонических события, сосредоточенных вокруг субдоминанты основной тональности, а второй из которых также содержал два события, центрирующих доминанту, обычно образующие каденцию. Мелодия Монте состоит из двух частей. Обычно второй раздел является почти копией первого, но на ступень выше. Басовая линия Монте также обычно имеет мелодичный подъем. Концепция, аналогичная концепции Монте, - это последовательность возрастающих десятых. [17]
- Прототип Монте.
Мост
[ редактировать ]Понте действует как продолжение доминирующей звучности. Мелодия Понте обычно подчеркивает тона доминирующей или доминирующей седьмой гармонии, а бас имеет повторы пятой ступени гаммы, если не полную педаль. [18]
Каденции
[ редактировать ]Каденциальные схемы включают Cadenza Semplice (или простую каденцию), Cadenza Composta (или сложную каденцию) и Cadenza Doppia (или двойную каденцию).
Предварительные каденции
[ редактировать ]Фенароли
[ редактировать ]Фенароли . состоит из четырех событий: мелодия представляет собой спуск от 4-й ступени гаммы к 3-й ступени, за которым следует подъем от 7-й ступени гаммы к 1-й ступени [1] Бас Фенароли имеет ступенчатый подъем от 7-й ступени к 3-й. Другая распространенная мелодия Фенароли - это 2-я ступень гаммы до 3-й ступени, затем 7-я ступень гаммы до 1-й ступени, что создает канон с басом. [19] Для Фенароли существует контрмелодия, как ее учил Франческо Дуранте . [20]
- Прототип Фенароли.
- Прототип Фенароли, где мелодия создает канон с басом.
- Прототип Фенароли с контрмелодией Дуранте.
Задерживать
[ редактировать ]Поскольку Ponte служит для продления доминирующей звучности, Indugio представляет собой продление преобладающей звучности до половины каденции. В Indugio мелодия часто выделяет ступени гаммы 2, 4 и 6, в то время как бас подчеркивает ступень гаммы 4, готовясь перейти к ступени гаммы 5 для полукаденции. [21]
- Прототип Indugio с половинным каденсом
Другие прекаденции
[ редактировать ]Другие прекаденциальные схемы включают обманчивую каденцию, уклоняющуюся каденцию, сходящуюся каденцию, Passo Indietro и запятую.
Пост-каденции
[ редактировать ]Покой
[ редактировать ]Quiescenza использовалась композиторами для продления тоники после значительной каденции окончания раздела. Поскольку функция Quiescenza состоит в том, чтобы положить музыку в тоническую гармонию, ее также часто использовали в начале пьес, чтобы четко установить ключевой центр. Quiescenza состоит из четырех событий: мелодия сначала спускается от 7-й ступени к 6-й ступени гаммы, а затем поднимается от 7-й ступени к 1-й ступени. Бас Quiescenza на протяжении всей своей продолжительности опирается на тонику. [22]
- Прототип Квинсенцы.
Наложение схем
[ редактировать ]Схемы можно использовать последовательно, но также можно накладывать друг на друга. В произведениях с высокой степенью контрапунктичности, таких как фуги, схемы часто пересекаются.
Таблица схем
[ редактировать ]Схема | Мелодия | Бас | Метрическая полярность | Разнообразие |
---|---|---|---|---|
Романеска | 1-5-1-1 | 1-7-6-3 | Сильный-слабый | Открытие |
Принтер | 6-5-4-(2)-3 | 4-3-2-(5)-1 | Сильный-слабый | Закрытие |
Модулирующий принтер | 3-2-1-7 | 8-7-6-5 | Сильный-слабый | Закрытие |
Источник | 4-3, затем 4-3 на ступень ниже | 7-1, затем 7-1 на ступень ниже | Слабый-сильный | Закрытие |
До-Ре-Ми | 1-2-3 | 1-7-1 | Сильный-слабый | Открытие |
Монте | 5-4-3, затем 5-4-3 на ступень выше | 7-1, затем 7-1 на ступень выше | Слабый-сильный | Закрытие |
Мейер | Открыто: 1-7 Закрыто: 4-3 | Открыто: 1-2 Закрыто: 7-1 | Слабый-сильный | Открытие |
Покой | b7-6-7-1 | 1-1-1-1 | Слабый-сильный | Посткаденциальный |
Понте | 5-7-2 | 5-5-5 | Сильный-слабый | Закрытие |
Фенароли | 4-3-7-1 | 7-1-2-3 | Слабый-сильный | Докаденциальный |
Соль-Фа-Ми | Открыто: 5-4 Закрыто: 4-3 | Открыто: 1-2 Закрыто: 7-1 | Слабый-сильный | Открытие |
Прокрастинация | 2...4-6-1-7 | 4...4-4-4#-5 | Сильный-слабый | Докаденциальный |
Простая частота шагов | 1-2-2-1 | 3-4-5-1 | Слабый-сильный | Каденс |
Сложный каденс | 1-2-3-2-1 | 3-4-5-5-1 | Слабый-сильный | Каденс |
Двойной каденс | 4-3-2-1 | 5-1 | Сильный-слабый | Каденс |
См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Гьердинген, Роберт О. (2020). Музыка в галантном стиле . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. п. 6. ISBN 978-0-19-009581-9 . OCLC 1119767298 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Шаффер, Крис; Готэм, Марк (01 июля 2021 г.). «Галантные схемы» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Готэм, Марк (01 июля 2021 г.). «Схемы Галанта – Краткое содержание» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Тарускин, Ричард (2019). Оксфордская история западной музыки . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-060022-8 . OCLC 1064401150 .
- ^ Гьердинген, Роберт О. (2020). Музыка в галантном стиле . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. п. 33. ISBN 978-0-19-009581-9 . OCLC 1119767298 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гьердинген, Роберт О. (2020). Музыка в галантном стиле . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. п. 454. ИСБН 978-0-19-009581-9 . OCLC 1119767298 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Гьердинген, Роберт О. (2020). Музыка в галантном стиле . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. п. 459. ИСБН 978-0-19-009581-9 . OCLC 1119767298 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гьердинген, Роберт О. (2020). Музыка в галантном стиле . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. п. 116. ИСБН 978-0-19-009581-9 . OCLC 1119767298 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гьердинген, Роберт О. (2020). Музыка в галантном стиле . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. п. 117. ИСБН 978-0-19-009581-9 . OCLC 1119767298 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гьердинген, Роберт О. (2020). Музыка в галантном стиле . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. п. 122. ИСБН 978-0-19-009581-9 . OCLC 1119767298 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гьердинген, Роберт О. (2020). Музыка в галантном стиле . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. п. 457. ИСБН 978-0-19-009581-9 . OCLC 1119767298 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гьердинген, Роберт О. (2020). Музыка в галантном стиле . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. п. 85. ИСБН 978-0-19-009581-9 . OCLC 1119767298 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гьердинген, Роберт О. (2020). Музыка в галантном стиле . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. п. 463. ИСБН 978-0-19-009581-9 . OCLC 1119767298 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гьердинген, Роберт О. (2020). Музыка в галантном стиле . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. п. 45. ИСБН 978-0-19-009581-9 . OCLC 1119767298 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гьердинген, Роберт О. (2020). Музыка в галантном стиле . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. п. 455. ИСБН 978-0-19-009581-9 . OCLC 1119767298 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гьердинген, Роберт О. (2020). Музыка в галантном стиле . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. п. 456. ИСБН 978-0-19-009581-9 . OCLC 1119767298 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гьердинген, Роберт О. (2020). Музыка в галантном стиле . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. п. 458. ИСБН 978-0-19-009581-9 . OCLC 1119767298 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гьердинген, Роберт О. (2020). Музыка в галантном стиле . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. п. 461. ИСБН 978-0-19-009581-9 . OCLC 1119767298 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гьердинген, Роберт О. (2020). Музыка в галантном стиле . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. п. 462. ИСБН 978-0-19-009581-9 . OCLC 1119767298 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гьердинген, Роберт О. (2020). Музыка в галантном стиле . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. п. 226. ИСБН 978-0-19-009581-9 . OCLC 1119767298 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гьердинген, Роберт О. (2020). Музыка в галантном стиле . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. п. 464. ИСБН 978-0-19-009581-9 . OCLC 1119767298 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гьердинген, Роберт О. (2020). Музыка в галантном стиле . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. п. 460. ИСБН 978-0-19-009581-9 . OCLC 1119767298 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )