Фердинанд Рис
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Май 2013 г. ) |
Фердинанд Рис | |
---|---|
![]() Фердинанд Рис | |
Рожденный | |
Крещенный | 28 ноября 1784 г. |
Умер | 13 января 1838 г. | (53 года)
Занятия |
|
Фердинанд Рис (крещение 28 ноября 1784 г. - 13 января 1838 г.) был немецким композитором. Райс был другом, учеником и секретарем Людвига ван Бетховена . Он сочинил восемь симфоний , скрипичный концерт , девять фортепианных концертов (первый концерт не опубликован), три оперы и множество других произведений, в том числе 26 струнных квартетов . В 1838 году он опубликовал сборник воспоминаний о своем учителе Бетховене, написанный в соавторстве с Бетховеном. друг Франц Вегелер . Были записаны симфонии Риса, некоторые камерные произведения - большинство из них с фортепиано, его скрипичный концерт и его фортепианные концерты, демонстрирующие стиль, который, учитывая его связь с Бетховеном, лежит между классическим и ранним романтическим стилями.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Рис родился в музыкальной семье из Бонна . Его дед, Иоганн Рис (1723–1784), был назначен придворным трубачом курфюрста кельнского в Бонне . Рис был старшим сыном скрипача и музыкального руководителя архиепископства Франца Антона Риса (1755–1846) и братом скрипача и композитора (Питера) Хуберта Риса (1802–1886) и скрипача Йозефа Риса . Он получил уроки игры на фортепиано у своего отца и обучался у Бернхарда Ромберга , который также принадлежал Боннской Хофкапелле как виолончелист. В конце 1798 года он отправился для дальнейшего обучения в Арнсберг, чтобы встретиться с другом своего отца-органистом; год спустя он поехал в Мюнхен. Там он много работал нотным переписчиком.
Французы распустили Избирательный суд Бонна и распустили его оркестр, но в первые месяцы 1803 года бедному Рису удалось добраться до Вены с рекомендательным письмом, написанным мюнхенским композитором Карлом Каннабихом 29 декабря 1802 года. ученик Людвига ван Бетховена, который рано получил обучение в Бонне у отца Риса, Франца Риса. Вместе с Карлом Черни Рис был единственным учеником, которого учил Бетховен в эти годы. Бетховен очень заботился о молодом человеке, обучая его игре на фортепиано, отправляя его в Альбрехтсбергер для занятий по гармонии и композиции и обеспечив ему должности преподавателя игры на фортепиано в аристократических домах Бадена и Силезии. Вскоре Рис также стал секретарем Бетховена: он вел переписку с издателями, переписывал ноты, выполнял поручения и предоставил Бетховену прекрасную квартиру в доме Паскуалати , где композитор прожил несколько лет. Райс дебютировал на публике как пианист в июле 1804 года, исполнив Концерт до минор Бетховена, соч. 37 , со своей каденцией , которую ему разрешили написать. Его выступление получило восторженные отзывы. Лето 1803 и 1804 годов Рис провел с Бетховеном в Баден-бай-Вене, а также в Деблинге.
Работа Райса секретарем и переписчиком завоевала доверие Бетховена на переговорах с издателями, и он стал верным другом. Одна из самых известных историй, рассказанных о Рисе, связана с первой репетицией « Героической симфонии» , когда Райс во время исполнения ошибочно посчитал, что валторнист пришел слишком рано, и сказал это вслух, приведя в ярость Бетховена. [а]
Рис боялся призыва в оккупационную французскую армию (хотя он был слеп на один глаз) и поэтому бежал из Вены в сентябре 1805 года. Он прожил год в Бонне со своей семьей, и именно там он написал свой первый фортепианный концерт до мажор. , теперь известный как Концерт №. 6 для фортепиано с оркестром. [1] Пока Рис жил в Бонне, его две фортепианные сонаты, соч. 1, посвященные Бетховену, были опубликованы издательством Simrock . [2]
Начиная с 1807 года, Рис провел следующие два года в Париже, прежде чем вернуться в Вену. Здесь Райс быстро расширил свой каталог произведений (в основном за счет камерной и фортепианной музыки, например, популярного позже Септета ор. 25). Рису было очень трудно добиться успеха в столице французской армии, и временами он был настолько обескуражен, что хотел бросить музыкальную профессию и искать должность на государственной службе.
27 августа 1808 года Рис вернулся в Вену, где снова вступил в контакт с Бетховеном. Рис помог Бетховену с премьерами Пятой и Шестой симфоний и других произведений для благотворительного концерта, состоявшегося 22 декабря 1808 года . В июле 1809 года Рис во второй раз покинул Вену; на этот раз ему угрожал призыв в австрийскую армию, которая мобилизовала все силы против угрозы Вене со стороны Наполеона. Он снова нашел убежище в своем отцовском доме в Бонне и провел следующие полтора года, сочиняя серию более крупных произведений: свою первую Симфонию, второй Концерт для фортепиано с оркестром до минор (позже известный как Концерт № 4, соч. 115) и его Концерт для скрипки с оркестром (неопубликованный при его жизни) ми минор, соч. 24.
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В январе 1811 года Рис уехал в Россию с целью совершить продолжительную концертную поездку через Кассель, Гамбург, Копенгаген, Стокгольм в Петербург. Там он встретил своего старого учителя Бернхарда Ромберга, с которым давал концерты в Западной России. Для этого тура он написал два фортепианных концерта, № 2 ми-бемоль мажор, соч. 42 и № 3 до-диез минор, соч. 55. Однако летом 1812 года, когда Наполеон наступал на Москву, Рис покинул Россию, чтобы совершить поездку по Европе, прибыв в Лондон в апреле 1813 года.
Следующие одиннадцать лет композитор провел в Англии. Иоганн Петер Саломон , друг и покровитель Гайдна , который раньше играл с Францем Антоном Рисом в придворном оркестре в Бонне, регулярно включал Риса в свою серию филармонических концертов: [б] где в рецензии хвалили его «романтическую дикость» . В Лондоне Райс также зарекомендовал себя как уважаемый преподаватель игры на фортепиано в богатых районах города и в 1814 году женился на Гарриет Манжон (1796–1863) из богатой семьи. В 1815 году он стал членом Филармонического общества и в том же году был избран одним из его директоров. В 1818 году он был одним из основателей Регентского гармонического института ; музыкальная издательская фирма, созданная с целью сбора средств для Филармонического общества и восстановления Аргайл -румс . [3] Райс никогда не терял связи с Бетховеном и принимал участие в лондонских публикациях многих произведений Бетховена после мира 1815 года , включая комиссию Филармонического общества 1822 года, в результате которой была создана Хоровая симфония.
Райс написал свою Симфонию № 2 ре минор (под номером № 5), вдохновленный качеством оркестра Филармонического общества. В настоящее время его композиционная работа фактически разделена на две части. Большую часть своих оркестровых произведений Райс сочинил во время пребывания в Лондоне: шесть из восьми его симфоний (а также две из пяти концертных увертюр) были созданы для концертов Филармонического общества. Зато теперь он писал для фортепиано все более легкие произведения: фантазии, рондо, вариации, адаптированные дивертисменты и др., преимущественно на известные оперные арии или популярные народные песенные мелодии. Почти прекратилось производство камерной музыки (струнные квартеты, сонаты для скрипки) и средней фортепианной музыки (сонаты). После 1820 г. у него возникли разногласия со своими коллегами-директорами Филармонии; Райс придерживался мнения, что его произведения недостаточно учитывались в программах концертов. В 1821 году он оставил свой пост директора и начал расширять свои контакты с континентальной Европой с идеей возвращения. 3 мая 1824 года он дал свой прощальный концерт в Лондоне, на котором посвятил Фортепианный концерт (Концерт № 7 ля минор для фортепиано с оркестром, соч. 132).
В июле 1824 года Рис удалился в Германию со своей женой-англичанкой и тремя детьми, но вернулся к музыкальной жизни во Франкфурте-на-Майне в качестве композитора и дирижера. Его репутация инструментального композитора и руководителя оркестра теперь укрепилась в Центральной Европе. В 1834 году он был назначен главой городского оркестра и Singakademie в Ахене , для которого он написал две оратории: «Der Sieg des Glaubens» (1829) и «Die Könige in Israel» (1837), обе из которых были записаны. Кроме того, он восемь раз был директором Нижнерейнского музыкального фестиваля — с 1824 по 1837 год. В течение своего первого года на посту директора фестиваля Рис дирижировал немецкой премьерой 9-й симфонии Бетховена . В Годесбурге в 1825 и 1826 годах Райс написал пять струнных квартетов (соч. 150, № 1–2; соч. 166, № 1; WoO 34 и 36).
Начиная с апреля 1827 года семья Рис переехала во Франкфурт-на-Майне. Во Франкфурте его привлекло существование известного Оперного театра. С 1826 года у него были планы писать оперы, которые он осуществил в 1827/28 годах. 15 октября 1828 года его первой оперы «Невеста-разбойница во Франкфурте с большим успехом состоялась премьера ». Для руководства Дублинским музыкальным фестивалем в 1831 году он использовал месячное пребывание в Лондоне, где сочинил свою вторую оперу « Волшебница» (опубликованную в Германии под названием «Лиска или Ведьма» Джилленстина ). Премьера состоялась 4 августа 1831 года в лондонском Королевском театре Адельфи. Его третья опера была написана в 1834 году ( Die Nacht auf dem Libanon WoO 51), которая долгие годы оставалась неисполненной. В 1832/33 году Рис и его жена совершили несколько месяцев путешествия по Италии с концертным туром (который стал его последним) с концертами в Венеции, Милане, Риме и Неаполе. Во время поездки Райс написал свой последний фортепианный концерт (соль минор, соч. 177), свою последнюю сонату для фортепиано (ля-бемоль мажор, соч. 176) и свой последний струнный квартет (фа минор WoO 48, при жизни не публиковался). Летом 1834 года Райс некоторое время был директором оркестра Ахенского театра; но он отклонил предложение. Зимой 1836–1837 гг. Рис посетил Париж; Там он сочинил свое последнее произведение для оркестра (драматическую увертюру). L'apparition WoO 61) и ненадолго отправился в Лондон, где ему удалось провести мировую премьеру своей новой увертюры на концерте Филармонического общества 13 марта 1837 года. Райс вернулся во Франкфурт, где и умер 13 января 1838 года после непродолжительного перерыва. и неожиданная болезнь. Когда Райс умер, о нем настолько забыли, что ни один ведущий музыкальный журнал не написал ему некролог.
Фердинанд Рис похоронен в Могиле (№ 45) семьи Клотц на кладбище Франкфурта-на-Майне.
Музыка
[ редактировать ]Сесил Хилл написал перечисленный ниже научный тематический каталог из 300 работ Риса: для каждой работы он предоставил инципиты (вступительные темы) для каждого движения, посвящения, известные ранние обзоры и известные даты написания.
Хотя одной из немногих широко распространенных записей музыки Райса какое-то время была запись его третьего фортепианного концерта, теперь все его симфонии, другие концерты и ряд камерных произведений доступны на компакт-дисках , а его сохранившаяся музыка для фортепиано а оркестровые и камерные произведения также находятся в центре внимания текущих проектов различных звукозаписывающих компаний.
Избранный список работ
[ редактировать ]Оперы
[ редактировать ]- Невеста разбойника , опера в трёх действиях ор.
- Лиска, или Ведьма Гилленстина , опера в двух действиях, ор. состоялась в Лондоне. премьера фильма «Волшебница»
- Ночь в Ливане , Романтическая опера в трёх действиях WoO. 51 (1834–38)
Другие произведения для голоса
[ редактировать ]- Der Morgen, Кантата для четырех голосов и оркестра, соч. 27 (1806)
- Ифигения в Авлиде; Сцена для голоса и оркестра WoO 17 (1810)
- Реквием до минор (1815, незаконченный)
Мелодрама
[ редактировать ]- Die Zigeunerin , мелодрама в двух действиях WoO. 53 (1835)
Симфонии
[ редактировать ]- № 1 ре мажор, соч. 23 (1809)
- № 2 до минор, соч. 80 (1814)
- № 3 ми-бемоль мажор, соч. 90 (1816)
- № 4 фа мажор, соч. 110 (1818)
- № 5 ре минор , соч. 112 (1813)
- Симфония (неопубликованная, иногда известная как № 8) ми-бемоль мажор, WoO. 30 (1822) [с]
- № 6 ре мажор, соч. 146 (1822 г., последняя часть переработана в 1826 г.)
- № 7 ля минор , соч. 181 (1835)
Концерты
[ редактировать ]- Концерт для 2-х валторн фа мажор WoO. 19 (1811)
- Концерт № 1 для скрипки с оркестром ми минор, соч. 24 (1810) [д]
- Концерт № 2 для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор, соч. 42 (1808; опубл. 1812)
- Концерт № 3 для фортепиано с оркестром до-диез минор , соч. 55 (1812; опубл. 1815)
- Концерт № 4 для фортепиано с оркестром до минор , соч. 115 (1809 г., опубл. 1823 г.)
- Концерт № 5 для фортепиано с оркестром ре мажор , соч. 120 «Пасторальный концерт» (ок. 1816; паб. 1823)
- Концерт № 6 для фортепиано с оркестром до мажор , соч. 123 (1806; опубл. 1824)
- Концерт № 7 для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 132 «Abschieds-Concert von England» (1823; паб. 1824)
- Концерт № 8 для фортепиано с оркестром ля-бемоль мажор , соч. 151 'Gruss an den Rhein' (1826; паб. 1827)
- Концерт № 9 для фортепиано с оркестром соль минор, соч. 177 (1832/33)
Концертные увертюры
[ редактировать ]- Увертюра к трагедии Шиллера «Дон Карлос» ор. 94 (1815).
- Бардовская увертюра WoO 24 (1815)
- Увертюра к трагедии Шиллера «Мессинская невеста» ор. 162 (1829).
- Великая праздничная увертюра и Победный марш op.172 (1831/32)
- Драматическая увертюра L'Apparition WoO 61 (1836)
Другие произведения для фортепиано с оркестром
[ редактировать ]- Шведские национальные арии с вариациями, соч. 52 (1812)
- Большие вариации на тему «Правь, Британия», соч. 116 (1817)
- Интродукция и блестящие вариации, соч. 170 (где-то между 1813 и 1824 гг., опубл. 1832 г.)
- Интродукция и блестящее рондо, соч. 144 (1825 г.)
- Интродукция и полонез, соч. 174 (1833)
- Введение и блестящее Рондо, WoO. 54 (1835)
- Концертино для фортепиано с оркестром, WoO. 88 (1836, потерян)
Оратории
[ редактировать ]- Победа веры , соч. 157 (1829).
- Цари в Израиле , op. 186 (1837).
Камерная музыка
[ редактировать ]- Соната для виолончели до минор, WoO. 2 (1799) [4]
- Соната для скрипки ля-бемоль мажор, WoO. 5 (1800)
- Соната для скрипки ми-бемоль мажор, WoO. 7 (1804 г.)
- Струнный квартет фа минор, WoO. 48 (1833–35)
- Ноктюрн для духового секстета, WoO. 50 (Флейта, 2 кларнета, валторна, 2 фагота, 1834)
- Ноктюрн для духового секстета, WoO. 60 (Флейта, 2 кларнета, валторна, 2 фагота, 1836)
- Фортепианное трио ми-бемоль мажор, соч. 2
- 2 сонаты для скрипки соч. 8
- Соната для скрипки си-бемоль мажор , соч. 10 (1808 г., опубл. 1810 г.)
- Октет фа мажор, соч. 12 (1808 г.)
- Фортепианный квартет фа минор, соч. 13 (1809 г.)
- Соната для скрипки ми-бемоль мажор , соч. 18 (1810)
- Соната для скрипки фа минор , соч. 19 (1810)
- Соната для виолончели до мажор , соч. 20
- Соната для виолончели ля мажор , соч. 21
- Grand Septuor ми-бемоль мажор для фортепиано, кларнета, 2-х валторн, скрипки, виолончели и контрабаса, соч. 25 (1812)
- Кларнетовое трио си-бемоль мажор , соч. 28 (1809)
- Соната для кларнета соль минор , соч. 29 (1808)
- 3 сонаты для скрипки, соч. 30 (1811)
- Валторная соната фа мажор, соч. 34 (1811)
- Флейтовое трио ми-бемоль мажор, соч. 63 (1815)
- 3 струнных квартета, соч. 70 (1812 г., переписано в 1815 г.)
- Квинтет си минор для фортепиано, скрипки, альта, виолончели и контрабаса, соч. 74 (1815)
- Соната для скрипки ре мажор , соч. 83 (1808 г., опубл. 1818 г.)
- Романс для виолончели и фортепиано соль мажор (переложение 2-й части фортепианной сонаты, соч. 86/2) (1819)
- Соната для флейты соль мажор , соч. 87
- Grand Sextuor для 2-х скрипок, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано до мажор, op.100
- Интродукция и русский танец для фортепиано форте и виолончели ми-бемоль мажор, соч. 113/1 (1823 г.)
- Интродукция и полонез для фортепиано и флейты, соч. 119
- Соната для виолончели соль минор , соч. 125
- Гранд Отетто ля-бемоль мажор для фортепиано, скрипки, альта, кларнета, валторны, фагота, виолончели и контрабаса, соч. 128 (1816 г., опубл. 1831 г.)
- Фортепианный квартет №3 ми минор, соч. 129 (Лондон, 1820 или 1822 гг.)
- Секстет соль минор для арфы, фортепиано, кларнета, фагота, валторны и контрабаса, соч. 142 (1814)
- Фортепианное трио до минор, соч. 143
- Квартеты для флейты №№ 1–3, соч. 145
- Вариации на тему португальского гимна для фортепиано и флейты, соч. 152/1 (1826 г.)
- Соната для флейты ми-бемоль мажор, Сентиментальные сонаты , соч. 169 (1814)
Фортепианная музыка
[ редактировать ]- Соната для фортепиано до мажор, соч. 1 нет. 1 (1806 г.)
- Соната для фортепиано ля минор, соч. 1 нет. 2 (1803-4)
- 2 фортепианные сонаты, соч. 5
- Сонатина для фортепиано в четыре руки, соч. 6
- Большая соната ре мажор, соч. 9 нет. 1
- Большая соната-фантазия фа-диез минор, 'L'Infortune' op. 26
- 2 сонаты для фортепиано, op.11
- Соната для фортепиано ля минор op.45
- Сон, соч. 49
Ссылки
[ редактировать ]- Сноски
- ↑ Рассказано самим Райсом в его «Биографических воспоминаниях о Бетховене» в соавторстве с Вегелером. Видеть: Рис, Фердинанд; Вегенер, Франц Герхард; Калишер, Альфред Кристлиб (1906). Биографические заметки о Людвиге ван Бетховене . Шустер и Леффлер. п. 94 . (Немецкий).
- ↑ Райс дебютировал 14 марта 1814 года.
- ^ Hill (1982): xxviii утверждает, что эта работа была написана до op. 146
- ^ Обратите внимание, что, что необычно, Райс и / или его издатели не отделили схему нумерации его скрипичного концерта от его фортепианных концертов; таким образом, «Фортепианного концерта № 1» не существует.
- Цитаты
- ^ МакГоррей 2015 .
- ^ HP Клайв, Бетховен и его мир: Биографический словарь, с. 285
- ^ Линн Лэнгли (2002). «Регентский институт гармоник [Королевский институт гармоник]». Гроув Музыка онлайн . Оксфордская музыка онлайн. Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.42367 .
- ^ Тутино 2016 .
- Источники
- Хилл, Сесил. Фердинанд Рис: Тематический каталог . Армидейл, Новый Южный Уэльс: Университет Новой Англии. 1977. ISBN 0-85834-156-5 . Интернет- архив, заархивированный 25 сентября 2017 г., на Wayback Machine.
- Хилл, Сесил, Фердинанд Рис. Исследование и дополнения . Армидейл, Новый Южный Уэльс: Университет Новой Англии. 1982 г., онлайн- архив, архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- Хилл, Сесил. «Фердинанд Райс» в Симфонии: Фердинанд Райс, Лондон: Garland Publishing (1982)
- Рис, Фердинанд. Вспомнили Бетховена: Биографические заметки Франца Вегеля и Фердинанда Риса (перевод с немецкого). Арлингтон, Вирджиния: Издательство Great Ocean. 1987. ISBN 0-915556-15-4 .
- Занден, Йос ван дер. «Фердинанд Рис в Вене. Новые взгляды на газету», в: The Beethoven Journal , 2004.
- Джин-А Ким, Берт Хейгелс (ред.), Über / About Ries , Vol. 1 [нем. / англ.], Берлин, 2012 (включает Михаэля Швальба, «Базовый лагерь для восхождения на композиционную вершину. Фердинанд Рис как романтический Манке по выбору»)
- Джин-А Ким, Берт Хейгелс (ред.), Über / About Ries , Vol. 2 [нем. / англ.], Берлин, 2013 (включает интервью с Говардом Гриффитсом ; Бертом Хейгелсом, «Последнее путешествие Риса и «Ночь в Ливане»)»
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Литература Фердинанда Риса и о нем в Немецкой национальной библиотеки каталоге
- Бесплатные партитуры Фердинанда Риса в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- В проекте Mutopia есть композиции Фердинанда Риса.
- Краткая биография
- Биография с сайта Наксоса
- Биография от Artaria Editions
- МакГоррей, Ян (21 июля 2015 г.). Фердинанд Рис и фортепианный концерт: Тень Бетховена и ранний романтический концерт ( ММ ). Университет Цинциннати.
- Тутино, Коул (2016). Виолончельные произведения Фердинанда Риса (PDF) ( Д. Мюс ). Университет Индианы.
- Общество Фердинанда Риса в Бонне: английский немецкий
- 1784 рождения
- 1838 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Классические пианисты XIX века
- Немецкие композиторы XIX века.
- Немецкие музыканты-мужчины XIX века
- Похороны на Главном кладбище Франкфурта.
- немецкие классические пианисты
- Немецкие классические пианисты мужского пола
- Немецкие оперные композиторы
- Немецкие композиторы-романтики
- Немецкие оперные композиторы-мужчины
- Музыканты из Бонна
- Композиторы для фортепиано
- Ученики Иоганна Георга Альбрехтсбергера
- Ученики Людвига ван Бетховена
- Композиторы немецкого струнного квартета.
- Музыканты Священной Римской империи