Струнное трио
Струнное трио – это группа из трех струнных инструментов или произведение, написанное для такой группы. По крайней мере, с XIX века термин «струнное трио» с неуказанными инструментами обычно относится к комбинации скрипки , альта и виолончели . Классическое струнное трио возникло в середине 18 века и позже расширилось на четыре поджанра: большое трио, концертное трио, блестящее трио и трио Hausmusik.
Ранняя история
[ редактировать ]Самое раннее струнное трио, найденное в середине 18 века, состояло из двух скрипок и виолончели , группы, которая выросла из барочной трио-сонаты . В конце 18 века струнное трио для скрипки, альта и виолончели. преобладающим типом стало [ 1 ] Струнные трио для двух скрипок и альта также использовались, хотя и гораздо реже. [ 2 ] Термин «струнное трио» не использовался до конца 19 века. Этот жанр ранее назывался дивертисментом тре , сонатой тре и терцетто . [ 2 ] Французские композиторы иногда использовали Trietti или Conversazioni a tré для названия своих трио. [ 3 ] Раннее классическое струнное трио обычно состояло из трех частей, хотя позже были написаны четырех-, пяти- и шестичастные трио. [ 1 ] Большинство частей было в бинарной форме , хотя некоторые трио Йозефа Гайдна были написаны в виде тем и вариаций. Скрипки разделили важный тематический материал, а виолончель сохранила аккомпанементную роль. [ 3 ]
Более поздняя история
[ редактировать ]В середине-конце 18 века в этом жанре произошло несколько событий. Изменения включали отсутствие фигурного баса , равное обращение со всеми голосами (в отличие от верхнего голоса, доминирующего в музыкальной текстуре), а также использование сонатной формы в первой части. [ 3 ] Эти ранние разработки проложили путь к дальнейшему расширению этого жанра на четыре конкретных типа: большое трио, концертное трио, блестящее трио и трио Hausmusik. [ 3 ]
Гранд трио
[ редактировать ]Грандиозное трио было продуктом Южной Германии и Австрии. середины и конца 18 века Он был создан по образцу серенады и ноктюрна . [ 3 ] Одним из самых известных примеров, узаконивших большое трио, является «Дивертисмент ми-бемоль» Моцарта , K. 563. Вдохновленный этим произведением, Бетховен решил написать струнное трио ми-бемоль, соч. 3. [ 3 ]
концертное трио
[ редактировать ]Концертное трио создано во Франции, состоит из двух частей, и в фактуре одинаково использованы все три голоса. Первая часть обычно имеет бинарную или сонатную форму. Джузеппе Камбини был ведущим композитором этого жанра. [ 3 ] Некоторые из его произведений включают 3 концертных трио для альта и виолончели , соч. 2 и 6 концертных трио для двух скрипок и баса , соч.
блестящее трио
[ редактировать ]Блестящее трио стало самым популярным струнным трио во Франции XIX века благодаря виртуозным пассажам в партии первой скрипки. [ 3 ] Трио состоит из трех частей, организованных по схеме «быстро-медленно-быстро», первая часть написана в сонатной форме. Первым композитором, употребившим слово «блестящий» в этом жанре, был Рудольф Крейцер в своих пьесах «Три блестящих трио» , соч. 15 и соч. 16. [ 3 ]
Хаус-музыкальное трио
[ редактировать ]Трио Hausmusik предназначалось для любителей и студентов-музыкантов. Его рассматривали как педагогический инструмент, предназначенный для подготовки к большому трио, блестящему трио и струнному квартету . [ 3 ] Некоторые примеры трио Hausmusik включают 6 прогрессивных трио , соч. 28 Франца Антона Хоффмайстера и 3 трио простых и прогрессивных , соч. 43 Франца Александра Пёссингера.
Список струнных трио
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Апрель 2014 г. ) |
Скрипка, альт, виолончель
[ редактировать ]Композитор | Состав |
---|---|
Иоганн Георг Альбрехтсбергер (1736–1809) |
|
Жорж Апергис (1945 г.р.) | Неправильный ход (1995) |
И. С. Бах (1685–1750) | Гольдберг-вариации , BWV 988 (1741) (Аранжировка Дмитрия Ситковецкого , памяти Гленна Гулда ) |
Людвиг ван Бетховен (1770–1827) |
|
Вильгельм Бергер (1861–1911) | Струнное трио соль минор, соч. 69 |
Леннокс Беркли (1903–1989) | Трио для струнных, соч. 19 (1944) |
Говард Блейк (1938 г.р.) | Струнное трио, соч. 199 |
Луиджи Боккерини (1743–1805) | Струнные трио, G 95–100 и G 107–112. |
Карлос Чавес (1899–1978) | Изобретение II (1965) |
Фридрих Черха (1926–2023) | 9 багателей (2008)
Зебровое трио (2010) |
Джастин Коннолли (1933–2020) | Струнное трио, соч. 43 (2009–10) |
Арнольд Аткинсон Кук (1906–2005) | Струнное трио D51 (1950) |
Жан Крас (1879–1932) | Трио для скрипки, альта и виолончели (1926) |
Иоганн Непомук Давид (1895–1977) | Трио соль мажор (DK 267), Трио Work 33/1, посвященное Николо Амати, Трио Work 33/2, посвященное Антонио Страдивари, Трио Work 33/3, посвященное Гварнери дель Джезу, Трио Work 33/4, посвященное Якобусу Штайнеру |
Мэтью Дэвидсон (1964 г.р.) | Музыка для струнного трио (2006) ( Дэвидсон и др .) |
Карл Диттерс фон Диттерсдорф (1739–1799) |
|
Эрно Донаньи (1877–1960) | Серенада до мажор , соч. 10 |
Готфрид фон Эйнем (1918–1996) |
|
Андерс Элиассон (1947–2013) | Трио арки «Анунген» (2013) |
Джордже Энеску (1881–1955) | Обаде , для скрипки, альта и виолончели (Allegretto grazioso) |
Карлхайнц Эссль (1960 г.р.) | трое/один (1998) |
Джозеф Леопольд Эйблер (1765–1846) |
|
Магделейн Бушери ле Фор (1879–1960) | Печатает . Сюита для скрипки, альта и виолончели. Париж: Éditions Salabert, 1933. |
Брайан Фернихо (1943 г.р.) | Струнное трио (1995) |
Жан Франсе (1912–1997) | Струнное трио до мажор, соч. 2 |
Юрг Фрей (1953-) |
|
Роберт Фукс (1847–1927) | Струнное трио ля мажор, соч. 94 |
Джозеф Геот (1756–1820) | Струнные трио, соч. 2, №№ 1–6 |
Yefim Golyshev (1897–1970) | Струнное трио, двенадцатитоновый комплекс (1925) |
Хорхе Грундман (1961 г.р.) |
|
София Губайдулина (род.1931) | Струнное трио |
Джон Харбисон (1938 г.р.) | Струнное трио (2013) |
Йозеф Гайдн (1732–1809) | Струнное трио си мажор, Hob. В:8 (1765) |
Лебедь Хеннесси (1866–1929) | Маленькое кельтское трио , соч. 52 (1921) |
Генрих фон Герцогенберг (1843–1900) | Струнные трио, соч. 27, № 1 и 2 |
Пауль Хиндемит (1895–1963) |
|
Гилад Хохман (1982 г.р.) | Краткие воспоминания для струнного трио (2004) ( Хохман без даты ). |
Франц Антон Гофмейстер (1754–1812) | Схоластическое трио Стрейхтрио |
Вагн Холмбо (1909–1996) | Джоко (Игра) для струнного трио (1983) |
Иоганн Непомук Хуммель (1778–1837) |
|
Андре Жоливе (1905–1974) | Сюита для струнного трио |
Гидеон Кляйн (1919–1945) | Струнное трио (1944) |
Золтан Кодай (1882–1967) | Интермеццо-Аллегретто |
Ганс Краса (1899–1944) |
|
Эрнст Кренек (1900–1991) |
|
Кармело Мантионе (1980 г.р.) | Струнное трио (2021) |
Фрэнк Мартин (1890–1974) | Трио (1936) |
Дональд Мартино (1931–2005) | Струнное трио (1954) |
Богуслав Мартину (1890–1959) |
|
Грейс-Эванджелин Мейсон (1994 г.р.) | В бездну я бросаю розы (2018) |
Зигфрид Маттус (род.1934) | Виндшпиль , для струнного трио |
Эркки Мелартин (1875–1937) | Струнное трио Op.133 (1926?) |
Дариус Мийо (1892–1974) |
|
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) |
|
Эрнст Науманн (1832–1910) | Трио ре мажор, соч. 12 |
Стефан Никулеску (1927–2008) |
|
Эндрю Норман (1979 г.р.) | Путеводитель по Риму (2010) |
Кшиштоф Пендерецкий (род.1933) | Струнное трио (1990–91) |
Вацлав Пихл (1741–1805) |
|
Уэйн Петерсон (1927–2021) | Струнное трио (2007) |
Ignaz Pleyel (1757–1831) | 3 струнных трио, B 401–403 |
Герхард Презент (1957 г.р.) | Звуки дерева (1998) |
Макс Регер (1873–1916) |
|
Карл Райнеке (1824–1910) | Струнное трио до минор, соч. 249 |
Вольфганг Рим (1952 г.р.) | Музыка для трех струн (1977) |
Софи Ронсток (1875–1964) |
Струнное трио соль мажор |
Алессандро Ролла (1757–1841) |
|
Юлиус Рентген (1855–1932) [ 4 ] |
|
Гай Ропарц (1864–1955) | Трио ля минор для струнных (1934–35) |
Альберт Руссель (1896–1937) | Струнное трио, соч. 58 |
Кайя Саариахо (1952–2023) | Облачное трио (2009) |
Эрнест Заутер (1928–2013) |
|
Джачинто Счелси (1905–1988) | Трио для струнных (1958) |
Альфред Шнитке (1934–1998) | Струнное трио (1985) |
Арнольд Шенберг (1874–1951) | Струнное трио, соч. 45 (1946) |
Франц Шуберт (1797–1828) |
|
Жан Сибелиус (1865–1957) |
|
Отто Зигль (1896–1978) |
|
Роберт Симпсон (1921–1997) | Струнное трио (1987) |
Никос Скалкоттас (1904–1949) | Струнное трио № 2 (1935) |
Карлхайнц Штокхаузен (1928–2007) | Надежда (2007) ( Гюнтер 2008 ) |
Рихард Штраус (1864–1949) | Вариации на тему «Das Dirndl is harb auf mi» TRV 109 (1882) |
Sergei Taneyev (1856–1915) | Струнное трио ре мажор (1880) |
Петр Ильич Чайковский (1840–1893). | Аллегретто модерато (1863–64) |
Хесус Торрес (1965) | Струнное трио (2002) |
Эйтор Вилла-Лобос (1887–1959) | Струнное трио (1945) |
Грэм Уотерхаус (1962 г.р.) |
|
Джулиан Вагстафф (1970 г.р.) | В Экстремисе (2011)( [1] ) |
Рольф Валлин (1957–) | Влияние (2010) |
Антон Веберн (1883–1945) |
|
Эгон Уэллс (1885–1974) |
|
Джон Вулрич (1954 г.р.) | Струнное трио (1996) |
Чарльз Вуоринен (1938–2020) | Струнное трио (1968) |
Яннис Ксенакис (1922–2001) | Ихуор ( 1978 ) |
Ла Монте Янг (1935 г.р.) | Трио (1958) |
Эжен Изаи (1858–1931) | Трио «Ле Шиме» (1915) |
Бернд Алоис Циммерманн (1918–1970) | Трио (1944) |
Две скрипки, виолончель
[ редактировать ]Композитор | Состав |
---|---|
Александр Алябьев (1787–1851). | Вариации на тему русской народной песни. |
Людвиг ван Бетховен (1770–1827) | Прелюдия и фуга для двух скрипок и виолончели ми минор, Гесс 29 (1795) |
Луиджи Боккерини (1743–1805) |
|
Alexander Borodin (1833–1887) | Струнное трио соль минор на тему русской народной песни. |
Зигфрид Боррис (1906–1987) | защитник |
Вернер Эгк (1901–1983) | Трио соль минор |
Джозеф Геот (1756–1820) | Струнные трио, соч. 5, №№ 1–6 |
Avgust Grigoryevich Gerke (1790–1847) | Трио для двух скрипок и виолончели, соч. 2 |
Питер Гензель (1770–1831) |
|
Йозеф Гайдн (1732–1809) |
|
Франц Антон Гофмейстер (1754–1812) |
|
Феликс Яневич (1762–1848) | 6 струнных трио |
Иоахим Качковский (1789–1829) [2] | Четыре вариации ор. 3
Шесть вариаций ор. 4 |
Вильгельм Киллмайер (род.1927) | Трио для двух скрипок и виолончели |
Кароль Липинский (1790-1861) | Струнное трио соль минор, соч. 8
Струнное трио ля мажор, соч. 12 |
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) |
|
Ignaz Pleyel (1757–1831) |
|
Иоганн Медерич (1752–1835) | Третья фантазия |
Герхард Презент (1957 г.р.) |
|
Йозеф Шустер (1748–1812) | Струнное трио ля минор |
Иоганн Баптист Ванхал (1739–1813) |
|
Две скрипки, альт
[ редактировать ]Композитор | Состав |
---|---|
Фрэнк Бридж (1879–1941) | Рапсодическое трио (1928) |
Антонин Дворжак (1841–1904) |
|
Роберт Фукс (1847–1927) |
|
Золтан Кодай (1882–1967) |
|
Дэвид Людвиг (1974 г.р.) | Правило трех для двух скрипок и альта (2016) |
Sergei Taneyev (1856–1915) | Струнное трио ре мажор, соч. 21 (1907) |
Альтернативный подсчет очков
[ редактировать ]Композитор | Состав |
---|---|
Ф. Л. Гассманн (1729–1774) |
|
Sergei Taneyev (1856–1915) | Струнное трио ми ♭ мажор, соч. 31, для скрипки, альта и виолотты |
Джон Зорн (1953 г.р.) | Вальпургиева ночь (2004) для скрипки, альта и контрабаса |
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Бергер, Мелвин. 2001. Путеводитель по камерной музыке , третье, исправленное издание. Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications. ISBN 978-0-486-41879-7 ; ISBN 978-0-486-31672-7 (электронная книга).
- Дэвидсон. и « Музыка для струнного трио Мэтью Дэвидсона». композиторы.com Проверено 5 апреля 2014 г. [ нужна ссылка ]
- Гюнтер, Андреас. 2008. «Карлхайнц Штокхаузен, НАДЕЖДА (2007)». Программный сборник мировой премьеры «Надежды», 31 августа 2008 г., Кёльн, составленный участниками musikFabrik.
- Хохман, Гилад. nd « Краткие воспоминания для струнного трио (2004) » GiladHochman.com Проверено 5 апреля 2014 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Даунс, Филип Г. 1992. Классическая музыка: эпоха Гайдна, Моцарта и Бетховена . Нортон Введение в историю музыки. Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN 0-393-95191-X .
- Холлоуэй, Роберт Джеймс. 1962. "Литература струнного трио двадцатого века". Диссертация ММ. Вашингтон, округ Колумбия: Американский университет.
- Унверрихт, Хуберт. 1969. История струнного трио . Майнцские исследования по музыковедению 2. Тутцинг: Ганс Шнайдер.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дрезденское струнное трио
- Струнные трио : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур