Дивертисмент для струнного трио (Моцарт)
Дивертисмент ми ♭ мажор , К. 563 — струнное трио , написанное Вольфгангом Амадеем Моцартом в 1788 году , в год, когда он завершил свои последние три симфонии (№ 39–41) и свой «Коронационный» фортепианный концерт . Это его последний дивертисмент , отличающийся от других его дивертисментов не только инструментарием, но и композиторскими амбициями и масштабом. [ 1 ] [ 2 ]
Работа была завершена в Вене 27 сентября 1788 года и посвящена Михаэлю фон Пухбергу , другу и товарищу по масонству , одолжившему деньги Моцарту. [ 1 ] Премьера состоялась в Дрездене 13 апреля 1789 года, партию скрипки исполнил Антон Тейбер , на альте Моцарт, а Антонин Крафт . на виолончели [ 3 ] В то время Моцарт совершал тур по городам Германии по пути в Берлин (см. Путешествие Моцарта по Берлину ).
Движения
[ редактировать ]Произведение состоит из шести частей :
- Аллегро ( ми ♭ мажор , сонатная форма , 4
4 ) - Адажио ( ля ♭ мажор , сонатная форма, 3
4 ) - Менуэтто ( Allegretto ) — Трио (ми ♭ мажор, троичная форма , 3
4 ) - Анданте ( си ♭ мажор , тема и 7 вариаций «переплетаются», 2
4 ) Первые 8 тактов — первая фраза темы; следующие 8 — первая фраза Варианта 1; мм. 17–32 дают заключение темы; и мм. 33–48 заключение Варианта 1. Этот образец рассмотрения Вариаций в парах продолжается и в Вариациях 2 и 3 в мм. 49–96 и варианты 4 и 5 в мм. 97–144. 6-я вариация си ♭ минор контрапунктна и хроматическая, а 7-я триумфально возвращает нас к си ♭ мажор, со скелетом темы в альте. Эта последняя вариация плавно переходит в очень короткую коду, завершающую движение. - Менуэтто (Аллегретто) – Трио I – Трио II (ми ♭ мажор, форма рондо , с первым трио ля ♭ мажор и вторым трио си ♭ мажор, 3
4 ) - Аллегро (ми ♭ мажор, форма сонаты рондо , 6
8 )
Записанные исполнения «Дивертисмента» варьируются от 41 до 50 минут.
Критический прием
[ редактировать ]Как Альфред Эйнштейн пишет в книге «Моцарт: его характер, его творчество » (и как это показано в примечаниях к выступлению Центра Кеннеди ), единственное завершенное струнное трио Моцарта разделяет с большинством дивертисментов этот шестичастный формат, но из-за этого не должно быть никакой легкости тона. понял – скорее, «это настоящее произведение камерной музыки, и оно достигло таких больших размеров только потому, что оно было призвано предложить... что-то особенное в плане искусства, изобретательности и хорошего настроения. ... Каждый инструмент — primus inter pares , каждая нота значительна, каждая нота — это вклад в духовное и чувственное наполнение звука». Эйнштейн назвал это «одним из своих благороднейших произведений». [ 2 ]
Однако первые исполнения произведения были встречены с меньшим энтузиазмом. Талли Поттер в своих примечаниях к записи сообщает, что, когда лондонское филармоническое струнное трио исполняло это произведение в 1936 году, «этот напыщенный старый вагнеровец Эрнест Ньюман сообщил, что «произведение слишком длинное, и некоторые из его частей являются просто музыкальным вращением». обычного типа восемнадцатого века». Однако он признал, что «Адажио - впечатляющее произведение». [ 4 ] Однако Поттер также сообщает, что, когда участники квартета Буша исполнили его в Базеле в 1931 году, художник Альфред Генрих Пеллегрини был настолько впечатлен, что нарисовал это представление.
мажор Моцарта , Дивертисмент ми ♭ Согласно примечаниям к выступлению квартета Эмерсона является «единственным в своем роде» . [ 5 ] Однако это не первое произведение, написанное для струнного трио; например, Венцель Пихль опубликовал шесть трио для скрипки, альта и виолончели, написанные как минимум пятью годами ранее. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ричард Фрид . «Дивертисмент ми-бемоль мажор для струнного трио, К. 563 – О произведении» (программная нота). Кеннеди-центр . Архивировано из оригинала 30 сентября 2019 года.
- ^ Jump up to: а б Эйнштейн, Альфред (1962). Моцарт: его характер, его творчество . Перевод Артура Менделя ; Натан Бродер. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 139. ИСБН 0-19-500732-8 . OCLC 511324 .
- ^ Бергер, Мелвин (2001). Путеводитель по камерной музыке (3-е, исправленное изд.). Минеола, Нью-Йорк: Дувр. стр. 310–312. ISBN 9780486418797 .
- ^ Поттер, Талли (2014). Ноты к «Моцарту: Дуэты для скрипки и альта, Дивертисмент ми-бемоль K563» . Декка 480 704.
- ↑ Примечания к концерту Питера струнного квартета Эмерсона Лаки.
- ^ «6-струнные трио (Пихл, Вацлав) — IMSLP» . imslp.org . Проверено 10 декабря 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дивертисмент для струнного трио, K. 563 : издание Artaria (ок. 1792 г.) в Баварской государственной библиотеке.
- Дивертисмент (струнное трио) ми-бемоль для скрипки, альта и виолончели KV 563 : Партитура и критический отчет (на немецком языке) в Neue Mozart-Edition
- Дивертисмент ми-бемоль мажор, K. 563 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Моцарт: Дивертисмент для струнного трио ми-бемоль мажор, K.563 на YouTube , в исполнении участников струнного квартета Такеучи.