Андерс Элиассон
Андерс Эрик Биргер Элиассон (3 апреля 1947 г.) [ 1 ] – 20 мая 2013 г. [ 2 ] ) — шведский композитор .
Жизнь
[ редактировать ]Элиассон родился в Бурленге . Его «самые ранние музыкальные переживания возникли внутри меня самого: это было мое собственное пение и знакомые мелодии, которые я слышал по радио. Никакой классической музыки». Маршируя своих игрушечных солдатиков вверх и вниз, он представлял себе звуки и лишь позже научился описывать их как оркестр. В 9 лет он начал играть на трубе, организовал небольшой джазовый оркестр (два кларнета, тромбон, ритм-секция, гитара, труба), а в 10 лет писал аранжировки. Джазовый басист, «невероятный музыкант», научил его аккордам. В 14 лет он пошел к органисту Уно Сандену , чтобы научиться гармонии и контрапункту . [ 3 ]
В 16 лет он отправился на частное обучение в Стокгольм к «замечательному Вальдемару Сёдерхольму », который «снова познакомил меня с настоящей музыкой» – музыкой, которую он впервые услышал в возрасте около 12 лет. «Первое настоящее музыкальное произведение», которое услышал Элиассон. Гайдна «на граммофонной пластинке была Симфония № 104 ». [ 4 ]
Под руководством Сёдерхольма он изучал контрапункт: последовали пять лет интенсивной работы над «Палестриной» , «Орландо ди Лассо» и, прежде всего, Иоганном Себастьяном Бахом . [ 5 ] «высшая форма энергии, с которой возможно вступить в контакт». [ 6 ]
С 1966 года он был студентом Ингвара Лидхольма в Шведской королевской музыкальной академии , а до 1973 года был членом художественного комитета Фонда электронной музыки в Стокгольме. Его первыми крупными успехами стали хоровое произведение Canto del vagabondo (1979) и его Первая симфония (1989), за «оригинальность, аутентичность и музыкальную ясность» которого Элиассон был удостоен Музыкальной премии Северного совета .
В 1991 году он был композитором на Лапландском фестивале в Арьеплуге и приглашенным профессором в Академии Сибелиуса в Хельсинки в 1993/94 учебном году. 37 произведений Элиассона были исполнены на «Международном композиторском фестивале в Стокгольме 1996 года». [ 7 ]
С 2000 года Элиассон исполнил монодраму для сопрано и 27 инструменталистов ( Каролины » « Сон , премьера состоялась в 2012 году), большое количество камерной музыки, а также пять масштабных концертов: Концерт для тромбона с оркестром (написанный для Кристиан Линдберг ), Концерт для альт-саксофона и струнного оркестра (для Джона-Эдварда Келли , посвященного 3-й симфонии Элиассона), Двойной концерт для скрипки, фортепиано и оркестра (для Роланда Пёнтинена и Ульфа Валлина ), Двойной концерт для скрипки , Альт и камерный оркестр , а также Концерт для скрипки с оркестром ( «Одиночное путешествие» , оригинальное название на немецком языке, Einsame Fahrt ).
Вместе с композиторами Калеви Ахо , который был председателем жюри, и Магнусом Линдбергом , Элиассон входил в состав жюри 2-го Международного Ууно Клами конкурса композиторов 2008/09 . [ 8 ]
С 2005 года и до своей смерти Андерс Элиассон был композитором нью-йоркского камерного ансамбля Arcos . [ 9 ] Он умер в Стокгольме в возрасте 66 лет.
«Международное общество Андерса Элиассона» было зарегистрировано 7 марта 2016 года в Вене ; его первое заседание состоялось 11 марта 2016 года в Стокгольмском Концертузете . [ 10 ]
Эстетика
[ редактировать ]Элиассон познакомился с классической и модернистской эстетикой еще будучи студентом. «Поначалу я был рад, что мне разрешили быть студентом должным образом. Но когда я сравнил то, что было тогда модно, с классическим периодом, последний показался мне намного лучше!» Когда его приняли в класс композиции Ингвара Лидхольма, он, по его словам, был шокирован, потому что «когда я познакомился с такими светилами, как Карл [sic!] Каркошка (на самом деле Эрхард Каркошка ) или Роман Хаубеншток-Рамати – которые были восхитительными людьми. – Я внезапно потерял всякий контакт с музыкой, которая была у меня внутри». В то время Стокгольм был «модернистской крепостью: додекафония , сериализм , алеаторическая музыка, конкретная музыка – здесь были все техники, направления и моды. Дьёрдь Лигети , Джон Кейдж и Терри Райли преподавали в Стокгольме. Освоить это не составило большого труда. все это – это был только вопрос техники, а не музыки, ничего в этом не было подлинного [...] Это было время невыносимого самоотречения. Метрические ритмы, мелодии, даже отдельные интервалы – все было табу в современности. Музыка Это была катастрофа для человеческого голоса и человеческого уха – была тогда и есть до сих пор». По его словам, любого, кто переступит черту, немедленно изгонят. Он упомянул пример Швеции, Аллан Петтерссон . [ 11 ]
Избранные работы
[ редактировать ]Оркестр
[ редактировать ]- 1968: Экспозиция для камерного оркестра.
- 1977: Canti in lontananza for liten orkester ( Песни на расстоянии для небольшого оркестра)
- 1978: Импронта для оркестра
- 1978: Повороты для оркестра ( Повороты для оркестра)
- 1988: Фантазия для оркестра для оркестра
Симфонии
[ редактировать ]- 1984: Sinfonia da camera для камерного оркестра ( Sinfonia di camera for Chamber Orchestra
- 1986: Симфония № 1 для оркестра (Симфония № 1 для оркестра)
- 1987: Symfonie № 2 (фрагмент; неопубликовано)
- 1989: Концертная симфония : Симфония № 3 для альт-саксофона и оркестра (Концертная симфония: Симфония № 3 для альт-саксофона и оркестра [2010: версия для саксофона-сопрано и оркестра])
- 2005: Симфония № 4 для оркестра.
- 2013: Симфония № 5 (по заказу Хельсинкской филармонии в 2016 году; премьера 29 мая 2013 года; композитор говорил о ней, но к работе над ней так и не приступил).
Концерты
[ редактировать ]- 1982: Concerto per fagotto ed Archi для фагота и струнного оркестра ( Concerto for Fagotto and Strings )
- 1992: Концерт для кларнета – Sette passaggi для кларнета с оркестром (Концерт для кларнета – Семь путей для кларнета с оркестром)
- 1992: Концерт для скрипки с оркестром d'archi для скрипки и струнного оркестра (Концерт для скрипки и струнных)
- 1992: Farfalle e Ferro : Концерт для валторны и струнного оркестра ( Бабочки и железо : Концерт для валторны и струнных)
- 1996: Концерт для бас-кларнета с оркестром (Concerto for Bass Clarinet and Orchestra)
- 2000: Концерт на тромбоне для тромбона с оркестром (Concerto for Trombone and Orchestra)
- 2002: Концерт для саксофона-альта и струнных (Концерт для саксофона-альта и струнных [2009: версия для саксофона-сопрано и струнных])
- 2005 Концерт для скрипки, фортепиано с оркестром : dubbelkonsert for скрипка, фортепиано и оркестрер (Концерт для скрипки, фортепиано с оркестром: Двойной концерт для скрипки, фортепиано и оркестра)
- 2009: Концерт для скрипки, альта с оркестром да камеры : двойной концерт для скрипки, альта и камерного оркестра (Концерт для скрипки, альта и оркестра: Двойной концерт для скрипки, альта и камерного оркестра [2 валторны, 2 гобоя и струнных])
- 2010: Lonely Journey / Одиночное путешествие - Концерт для скрипки с оркестром (оригинальное название на немецком языке)
Хоровой
[ редактировать ]- 1979: «Canto del Vagabondo in memoriam di Carolus Linnaeus для оркестра, женского хора и белого голоса» ( Canto del vagabondo in memoriam di Carolus Linnaeus для мальчика-сопрано, женского хора и оркестра, в трёх частях: Conflitto , Mezzogiorno (attaca) Infinito )
- 1998: Данте Анарка : оратория для сопрано, альта, тенора, баса, смешанного хора и оркестра ( Данте Анарка : Оратория для сопрано, альта, тенора, баса, смешанного хора и оркестра). Текст: Джакомо Орелия : Dante Anarca ei suoi sei maestri / Данте Анарка и его шесть мастеров )
- 2007: Quo Vadis для тенора, смешанного хора и оркестра (Quo Vadis for Tenor, Mixed Choir and Orchestra)
Сочинения для струнного оркестра.
[ редактировать ]- 1981: Desert Point для струнного оркестра ( Desert Point for String Orchestra)
- 1987: Остаколи для струнного оркестра ( Остаколи / Препятствия для струнного оркестра)
- 2001: Симфония для архи [Sinfonia da camera II] для струнного оркестра ( Симфония для архи для струнного оркестра [Камерная симфония № II])
- 2003: Быстрый взгляд... краткое появление ( Краткий взгляд... мимолетное видение ) для stråkorkester (для струнного оркестра)
Избранная камерная музыка
[ редактировать ]- 1970/1992: In Medias для скрипки соло ( In Medias для скрипки соло). Продолжительность: 6
- 1986: Поэма (1986/1988) для альт-саксофона и фортепиано ( Поэма для альт-саксофона и фортепиано [Версия для альт-саксофона и фортепиано Längs radien , 1986]. Продолжительность: 10 мин.
- 1987: Sotto il Segno del Sole для ударных, 3 флейты, 3 гобоя, 3 кларнетов, 3 фаготов, 3 валторны и контрабаса ( «Под знаком Солнца» для ударных, 3 флейты, 3 гобоя, 3 кларнетов, 3 фагота, 3 валторны и контрабас). Продолжительность: 15 минут
- 1991: Quartetto d'archi для струнного квартета ( Quartetto d'archi for String Quartet). Продолжительность: 20 минут
- 2003: Пентаграмма для гобоя, кларнета, фагота, валторны и фортепиано ( Пентаграмма для гобоя, кларнета, фагота, валторны и фортепиано). Продолжительность: 16 минут
- 2010: Фантазия для шести инструментов ( Фантазия для шести инструментов : для флейты [пикколо и альт], кларнета, фортепиано, скрипки, альта и виолончели). Продолжительность: 10 минут
- 2010: Трио для скрипки, вибрафона и фортепиано (Trio for Violin, Vibraphone and Piano). Продолжительность. 17 минут
- 2012: Струнное трио `Ahnungen` ( Струнное трио `Интуиции`; [для скрипки, альта и виолончели). Продолжительность: 26 минут
Музыкальная драма
[ редактировать ]- 2011: «Сон для сопрано и камерного ансамбля Каролины» . Либретто: Бенгт Эмиль Джонсон . Продолжительность: 48 минут; Премьера состоялась 4 июня 2012 года в Konsthallen Artipelag , Холлудден, Вермдон. По заказу Шведской королевской оперы , солистка: Лена Хоэль; Королевская придворная часовня ; Дирижер: Дэниел Блендульф ; производство: Кристина Узунидис. [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "страница ККМ" . Проверено 3 января 2010 г.
- ^ Некролог: Андерс Элиассон, композитор : Gramophone.co.uk. Проверено 22 мая 2013 г.
- ^ Все цитаты: Андерс Элиассон. Буклет на компакт-диске Quo Vadis для тенора, хора и большого оркестра, cpo 777 495-2, 2011, с. 9
- ^ Тони Лундман: Андерс Элиассон (= Шведские композиторы / Серия шведских композиторов Шведской королевской музыкальной академии). Книжное издательство Атлантис Стокгольм 2012, стр. 30.
- ^ Тони Лундман: Андерс Элиассон (= Шведские композиторы / Серия шведских композиторов Шведской королевской музыкальной академии). Книжное издательство Атлантис Стокгольм 2012, стр. 40.
- ^ Андерс Элиассон. Буклет на компакт-диске Quo Vadis для тенора, хора и большого оркестра, cpo 777 495-2, 2011, с. 17
- ^ Андерс Элиассон. Буклет на компакт-диске Quo Vadis для тенора, хора и большого оркестра, cpo 777 495-2, 2011, с. 17
- ^ «Конкурс сочинений Ууно Клами» . Архивировано из оригинала 17 марта 2013 г. Проверено 2 ноября 2012 г.
- ^ «Камерный оркестр Аркоса» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г.
- ^ «Общество» . 2 июня 2016 г.
- ^ Андерс Элиассон. Буклет на компакт-диске Quo Vadis для тенора, хора и большого оркестра, cpo 777 495-2, 2011, с. 18
- ^ Тони Лундман: Андерс Элиассон (= Шведские композиторы / Серия шведских композиторов Шведской королевской музыкальной академии ). Книгоиздательство Атлантис Стокгольм 2012 г.
- ^ http://www.dn.se/kultur-noje/scen/varmdos-nya-konsthall-invigs-i-juni-med-nyskrivet-operaverk?rm=printkammaropera ; «Каролинас сёмн | Операн» . Архивировано из оригинала 15 октября 2012 г. Проверено 20 января 2013 г. . Проверено 31 октября 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Андерс Элиассон на IMDb
- Страница об Элиассоне в издательстве Musikproduktion Jürgen Höflich
- Международное общество Андерса Элиассона
- 1947 рождений
- смертей в 2013 г.
- Композиторы-классики XX века
- Композиторы-классики XXI века
- Люди из муниципалитета Бурленге
- Шведские композиторы-классики
- Шведские композиторы-классики мужского пола
- Шведские музыканты-мужчины 20-го века
- Шведские музыканты 20 века
- Шведские музыканты-мужчины XXI века
- Лауреаты премии музыкальных издателей