Аллан Петтерссон

Густав Аллан Петтерссон [ нужен IPA ] (19 сентября 1911 — 20 июня 1980) — шведский композитор и альтист . Его считают одним из самых выдающихся шведских композиторов 20-го века и называют одним из последних великих симфонистов, которого часто сравнивают с Густавом Малером . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] : 3 [ 5 ] Его музыку трудно спутать с другими произведениями ХХ века. В последнее десятилетие его жизни его симфонии (обычно одночастные произведения) приобрели международное признание, особенно в Германии и Швеции. [ 6 ] Из них его самое известное произведение — Симфония № 7. Позже его музыка нашла успех в США. [ 7 ] : 7 Дирижеры Антал Дорати и Серджиу Комисса представили премьеры и записали несколько его симфоний. Цикл песен Петтерссона « Босые песни» повлиял на многие его композиции. Дорати аранжировал восемь песен «Босоногие» . Биргит Кульберг поставила три балета на музыку Петтерссона.
Петтерссон учился в консерватории Шведской королевской музыкальной академии . Более десяти лет он был альтистом Стокгольмского концертного общества ; после выхода на пенсию он посвятил себя исключительно композиции. Позже в своей жизни он страдал ревматоидным артритом . Петтерссон был награжден шведской королевской медалью Litteris et Artibus .
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Родился 19 сентября 1911 года. [ 8 ] Густав Аллан Петтерссон был младшим из четырех детей. [ 9 ] Его отец, Карл Виктор Петтерссон (1875–1952), [ 10 ] [ 11 ] был жестоким кузнецом-алкоголиком, [ 12 ] а его мать, Ида Паулина (урожденная Свенсон) (1876–1960), была портнихой. [ 10 ] [ 11 ] Петтерссон родился в поместье Гранхаммар в приходе Вестра-Рюд в провинции Уппланд в Швеции. Он вырос бедным [ 13 ] в Стокгольме в районе Сёдермальм , [ 14 ] где он прожил всю свою жизнь. [ 3 ] Однажды он сказал:
Я не родился под роялем, не провел детство с отцом-композитором... нет, я научился ковать кузнечным молотом раскаленное железо. Мой отец был кузнецом и, возможно, сказал «нет» Богу, но не алкоголю. Моя мать была набожной женщиной, пела и играла со своими четырьмя детьми. [ 15 ]
Со своими родителями, братьями и сестрами Петтерссон жил в сырой однокомнатной квартире в подвале с решеткой на окне. [ 12 ] [ 16 ] Когда ему было 10 лет, Петтерссон купил дешевую скрипку на деньги, заработанные на продаже рождественских открыток. [ 13 ] и научился на ней играть. [ 12 ] Даже побои, которые он получил от отца, и угроза исправительной школы не смогли уменьшить его интерес к музыке. [ 17 ] Благодаря строгой самодисциплине и с помощью музыки Петтерссон освободился от социальных страданий и тяжелых семейных обстоятельств. [ 18 ] В 14 лет он окончил начальную школу и полностью посвятил себя игре на скрипке. [ 19 ] [ 10 ] Позже он предпринял две безуспешные попытки поступить в консерваторию Шведской королевской музыкальной академии . [ 20 ]
В 1930 году он начал изучать игру на скрипке, а затем на альте, а также контрапункт и гармонию в консерватории Шведской королевской музыкальной академии ( Королевский музыкальный колледж, Стокгольм ). [ 8 ] В начале Второй мировой войны он находился в Париже, обучаясь игре на альте у французского альтиста Мориса Вье . Петтерссон выиграл стипендию Дженни Линд в 1938 году, используя ее для обучения за границей. [ 21 ] [ 22 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]
В 1940-е годы он работал альтистом в Стокгольмском концертном обществе (позже — в Королевском Стокгольмском филармоническом оркестре ). [ 8 ] Он также изучал композицию у композитора и дирижера Карла-Биргера Бломдала , оркестровку у дирижера Тора Манна и контрапункт у органиста и композитора Отто Ольссона . [ 10 ] [ 23 ] В 1943 году он женился на физиотерапевте Гудрун Тайре Шарлотте Густафссон (1921–2017). [ 10 ] [ 24 ]
В сентябре 1951 года он поехал в Париж изучать композицию и был учеником композиторов Рене Лейбовица , Артура Онеггера , Оливье Мессиана и Дариуса Мийо . [ 10 ] [ 25 ] [ 16 ] Петтерссон вернулся в Швецию в конце 1952 года. В начале 1950-х годов у него был диагностирован ревматоидный артрит . [ 26 ] [ 27 ] [ а ] Он отказался от игры на альте и посвятил свою жизнь композиции. [ 13 ] В 1954 году Петтерссон впервые получил ежегодный государственный композиторский грант. [ 28 ]
Ко времени написания Симфонии № 5, завершенной в 1962 году, его подвижность и здоровье были значительно подорваны. [ 29 ] [ 30 ] В 1964 году правительство предоставило ему пожизненный гарантированный доход. [ 31 ] Наибольший успех к нему пришел несколько лет спустя с Симфонией № 7 (1966), [ 12 ] Премьера которого состоялась 13 октября 1968 года в Концертном зале Стокгольма под управлением Антала Дорати Стокгольмского филармонического оркестра. [ 32 ] Запись его седьмой симфонии с тем же дирижером и оркестром была выпущена в 1969 году. Это был прорыв, установивший его международную репутацию, и в 1970 году он получил две шведские Грэмми . [ 4 ] : 7 Дирижеры Антал Дорати и Серджиу Комисса представили премьеры и сделали первые записи нескольких симфоний Петтерссона и способствовали его восхождению к славе в 1970-х годах. [ 33 ] [ 34 ]
Петтерссон был госпитализирован на девять месяцев в 1970 году, вскоре после написания своей Девятой симфонии , его самой длинной симфонии. Сокращённую Симфонию № 10 (1972) он начал писать прямо с постели. [ 35 ] [ 36 ] Петтерссон был госпитализирован в Каролинскую больницу из-за опасного для жизни заболевания почек. [ 37 ] Он выздоровел, но из-за ревматоидного артрита большую часть времени он был вынужден проводить в квартире на четвертом этаже в здании без лифта. [ б ] [ 39 ] [ 40 ] [ 12 ] В 1975 году после спора об изменении концертной программы для американского турне Стокгольмской филармонии запретили исполнять произведения Петтерссона «навсегда». Запрет был снят в 1976 году. [ 41 ] [ 42 ] Петтерссон был награжден Litteris et Artibus , шведской королевской медалью, учрежденной в 1853 году. [ 10 ] Осенью 1978 года [ с ] он переехал в казенное жилое помещение. [ 43 ] [ 40 ] Он начал писать свою семнадцатую симфонию, но умер в возрасте 68 лет. [ 44 ] в приходе Марии Магдалены в Стокгольме, прежде чем завершить его. Он похоронен в церкви Хёгалид колумбарии . [ 45 ] [ 46 ] [ 8 ]
Музыка
[ редактировать ]Музыку Петтерссона можно сравнить с симфоническими произведениями Малера , особенно по великолепному замыслу, страсти и динамизму. [ 47 ] Симфонический эксцентрик Петтерссон не является авангардистом . [ 3 ] Его кинетический [ 48 ] и органическое развитие музыкальной материи [ 49 ] использует традиционные средства выразительности. [ 50 ] Основные мотивы постоянно изменяются и развиваются. [ 3 ] Сочинение Петтерсона очень напряженное и часто содержит множество одновременных полифонических строк . [ 51 ] [ 52 ] Его симфонии заканчиваются общими мажорными или минорными аккордами. [ 4 ] : 5 - но тональность, которая зависит от некоторого ощущения, хотя и ослабленного, тональной прогрессии, обнаруживается главным образом в более медленных частях. Это можно показать в начале и конце его 6-й и 7-й симфоний, а также в конце 9-й. Чрезвычайно серьезная по тону, часто диссонирующая, его музыка достигает свирепых кульминаций, облегченных, особенно в его поздних произведениях, лирическими оазисами (« lyrische Inseln »). [ 53 ] [ 18 ] [ 54 ]
Музыка Петтерссона имеет очень характерное звучание, и ее трудно спутать с музыкой любого другого композитора 20-го века. [ 55 ] Его симфонии продолжительностью от 22 до 70 минут [ 56 ] обычно представляют собой одночастные произведения. [ 57 ] [ 7 ] : 4 Музыка Петтерссона требовательна к исполнителям и слушателям. [ 58 ]
Петтерссон цитировал песни из своих собственных «24 песен босиком» в нескольких своих композициях. [ 59 ] [ 60 ]
Музыковед Иванка Стоянова разработала теорию музыкального пространства о музыке Петтерссона. [ 61 ] [ 62 ]
Большая часть его музыки была записана хотя бы один раз, и большая часть ее теперь доступна в опубликованных партитурах. [ д ]
Работает
[ редактировать ]Петтерссон начал сочинять песни и небольшие камерные произведения в 1930-х годах. [ 63 ]
Его постановка 1940-х годов включает песенный цикл « Двадцать четыре песни босиком» (1943–1945), основанный на его стихах и диссонансе. [ 64 ] концерт для скрипки и струнного квартета (1949), написанный под влиянием Белы Бартока и Пауля Хиндемита . [ 65 ] [ 66 ] Петтерссон вскоре нашел свой собственный композиционный стиль. [ 3 ] В 1951 году он создал экспериментальные «Семь сонат для двух скрипок» . В это же время он сочинил первую из своих семнадцати симфоний , которую оставил незавершенной. Это произведение было записано в исполнительской версии, подготовленной тромбонистом и дирижером Кристианом Линдбергом в 2011 году. [ 67 ]
Петтерссон о симфоническом творчестве 1950-х годов:
Никто в 1950-е годы не замечал, что я все время ломаю структуры, что я создаю совершенно новую симфоническую форму. [ 68 ] [ 69 ]
На написание концептуальной и стилевообразующей Симфонии № 6 (1963–1966) ушло четыре года. [ 70 ] Его Симфония № 7 и Симфония № 8 (1968–1969) были записаны чаще, чем другие его произведения, и, вероятно, являются его самыми известными. В 1970-х годах он написал два связанных произведения о социальном протесте и сострадании: Симфонию № 12 для смешанного хора и оркестра (1973–1974) на стихи нобелевского лауреата по литературе Пабло Неруды , имеющие современную актуальность. [ и ] и кантата Vox Humana (1974) на тексты латиноамериканских поэтов. В течение последнего плодотворного десятилетия своей жизни он также написал концерт для скрипки с оркестром (1977–1978, ред. 1980), написанный для скрипачки Иды Гендель . [ 72 ] Симфония № 16 (1979), включающая бравурную сольную партию для альт-саксофона по заказу американского саксофониста Фредерика Л. Хемке , [ 73 ] и неполный, посмертно обнаруженный концерт для альта с оркестром (1979–1980). [ 74 ]
Наследие
[ редактировать ]Петтерссона В 1968–1969 годах дирижер и композитор Антал Дорати аранжировал восемь « Босых песен» как полноценные оркестровые песни. [ 75 ]
Хореограф Биргит Кульберг поставила три балета на музыку Петтерссона. Раппорт (1976, Симфония № 7), Вид Урскогенс ранд (1977, Концерт № 1 для струнного оркестра), Кригсдансер ( Боевой танец ) (1979, Симфония № 9). [ 76 ]
Четыре оркестровых наброска « ... das Gesegnete, das Verfluchte » (1991) Питера Ружички представляют собой дань уважения жизни и творчеству Петтерссона и цитируют наброски его неоконченной Симфонии № 17. [ 77 ]
Рой Андерссон использовал финал Симфонии № 1. 7 в его короткометражном фильме славы » «Мир . [ 78 ]
После смерти Петтерссона Internationale Allan Pettersson Gesellschaft (Международное общество Аллана Петтерссона) выпустило шесть ежегодников, CPO Classic Produktion Osnabrück начал записывать полное собрание его сочинений, а серия концертов (в 1994–1995 годах) запрограммировала почти все из них. [ 23 ] [ 79 ] [ 80 ]
Шведское общество Аллана Петтерссона ( Allan Pettersson-sällskapet В 2002 году было основано [ 81 ]
Награды
[ редактировать ]- 1970 Член Шведской королевской музыкальной академии ( Kungliga Musikaliska Akademien ), No. 741 [ 10 ]
- 1977 Письма и искусство [ 10 ]
- 1979 Professors namn (Почетный профессор Шведской королевской музыкальной академии) [ 10 ]
Дискография
[ редактировать ]Выбранная дискография включает оригинальный формат записывающего и выпускающего лейбла. Некоторые из релизов LP были переизданы на компакт-дисках. Комплект из 12 компакт-дисков Полного собрания симфоний Аллана Петтерссона был выпущен компанией CPO ( Classic Produktion Osnabrück цикл всех симфоний Петтерссона, выпущенных BIS Records. ) на основе записей 1984, 1988, 1991–1995, 2004 годов. В 2023 году был выпущен завершенный. [ 82 ] [ 83 ]
Симфонии
[ редактировать ]- Симфония № 1 (1951) (неполная) [ 84 ] [ 85 ]
- Симфонический оркестр Норчёпинга , Кристиан Линдберг (исполнение версии Кристиана Линдберга) (компакт-диск BIS) ОСЛК 749880192
- Симфония № 2 (1952–1953) [ 86 ]
- Симфонический оркестр Шведского радио , Стиг Вестерберг (LP и CD дискофила Шведского общества) ОСЛК 869139542
- Шотландский симфонический оркестр BBC , Алан Фрэнсис (компакт-диск CPO) ОКЛК 990776807 , 610619988
- Симфонический оркестр Норчёпинга, Кристиан Линдберг (CD BIS) ОСЛК 749880192
- Симфония № 3 (1954–1955) [ 86 ]
- Симфонический оркестр радио Саарбрюккена , Алан Фрэнсис (CD CPO) ОСЛК 874528446
- Симфонический оркестр Норчёпинга, Лейф Сегерстам (CD BIS) ОКЛК 987698874 , 70480579 , 875607794
- Симфония № 4 (1958–1959) [ 86 ]
- Гетеборгский симфонический оркестр , Серджиу Комисса (BIS LP)
- Симфонический оркестр радио Саарбрюккена, Алан Фрэнсис (компакт-диск CPO) ОСЛК 874528446
- Симфонический оркестр Норчёпинга, Кристиан Линдберг (CD BIS) ОСЛК 908174896
- Симфония № 5 (1960–1962). [ 86 ]
- Берлинский оркестр Сибелиуса, Андреас Пер Келер (LP и компакт-диск Bluebell) ОСЛК 18877225
- Симфонический оркестр Мальмё , Моше Ацмон (CD BIS) ОСЛК 873743666
- Симфонический оркестр радио Саарбрюккена, Алан Фрэнсис (компакт-диск CPO) ОКЛК 990243222 , 1057997291
- Симфонический оркестр Норчёпинга, Кристиан Линдберг (CD BIS) ОСЛК 1034638954
- Симфония № 6 (1963–1966). [ 86 ]
- Симфонический оркестр Норчёпинга, Окко Каму (CBS LP) ОСЛК 725553097
- Немецкий симфонический оркестр Берлина , Манфред Троян (CD CPO) ОСЛК 871953334
- Симфонический оркестр Норчёпинга, Кристиан Линдберг (CD BIS) ОСЛК 945977705 , 870662801
- Симфония № 7 (1966–1967) [ 86 ] [ 87 ]
- Стокгольмский филармонический оркестр , Антал Дорати (LP и CD/London LP Шведского общества Discofil) ( Грэммис , 1970) ОКЛК 872147110 , 14964319 , 45586363
- Симфонический оркестр Шведского радио, Серджиу Комисса (CD Caprice) ОКЛК 29620951 , 977971527
- Государственный оркестр Гамбургской филармонии , Герд Альбрехт (CD CPO) ОКЛК 60853163 , 822857094
- Симфонический оркестр Норчёпинга, Лейф Сегерстам (CD BIS) ОСЛК 874923816
- Симфонический оркестр Норчёпинга, Кристиан Линдберг (CD BIS) ОСЛК 1034638954
- Симфония № 8 (1968–1969) [ 86 ]
- Балтиморский симфонический оркестр , Серджиу Комисса (Polar LP и Deutsche Grammophon LP) [ 88 ] ОСЛК 725716693
- Симфонический оркестр радио Берлина , Томас Зандерлинг (CD CPO) ОКЛК 638464541 , 873571490
- Государственный оркестр Гамбургской филармонии, Герд Альбрехт (Orfeo CD) ОСЛК 249081425
- Симфонический оркестр Норчёпинга, Лейф Сегерстам (CD BIS) ОКЛК 41557470 , 317634279
- Симфония № 9 (1970) [ 86 ]
- Гетеборгский симфонический оркестр, Серджиу Комисса (Philips LP)
- Немецкий симфонический оркестр Берлина, Алан Фрэнсис (CD CPO) ОКЛК 1058033816 , 873438119
- Симфонический оркестр Норчёпинга, Кристиан Линдберг (CD BIS) (Грэмми, 2015) ОСЛК 995556946
- Симфония № 10 (1971–1972). [ 86 ]
- Симфония № 11 (1971–1973). [ 86 ]
- Симфония № 12 « De döda på torget » («Мертвые на площади») (1973–1974). [ 86 ]
- Стокгольмский филармонический оркестр, Хор Стокгольмской филармонии, Камерный хор Уппсальского университета, Карл Руне Ларссон (Caprice LP и CD) ОСЛК 20358824
- Симфонический оркестр Шведского радио, Хор Шведского радио, Хор Эрика Эриксона, Манфред Хонек (компакт-диск CPO) ОКЛК 873175780 , 638445016 , 70702259
- Хор Шведского радио, Камерный хор Эрика Эриксона, Симфонический оркестр Норчёпинга, Кристиан Линдберг (компакт-диск BIS) ОСЛК 1231565131
- Симфония № 13 (1976) [ 89 ]
- Симфония № 14 (1978) [ 89 ]
- Симфония № 15 (1978) [ 89 ]
- Симфония № 16 (1979) [ 89 ]
- Фредерик Л. Хемке (альт-саксофон), Стокгольмский филармонический оркестр, Юрий Ахронович (Swedish Society Discofil LP и CD) ОСЛК 45586363
- Джон-Эдвард Келли (альт-саксофон), Симфонический оркестр радио Саарбрюккена, Алан Фрэнсис (CD CPO) ОСЛК 1057997291
- Йорген Петтерссон (альт-саксофон), Симфонический оркестр Норчёпинга, Кристиан Линдберг (CD BIS) ОСЛК 908174896
- Симфония № 17 (1980) (фрагмент) [ 89 ]
- Симфонический оркестр Норчёпинга, Кристиан Линдберг (BIS SACD-2290, 2019) ОСЛК 1104057068
Другие работы
[ редактировать ]- Две элегии (1934) [ 90 ]
- 6 песен (1935) (текст Гуннара Бьёрлинга и др.). [ 91 ] [ 42 ]
- Марго Рёдин (меццо-сопрано), Арнольд Остман (фортепиано) (LP и компакт-диск Шведского общества Discofil) ОСЛК 20635303
- Анданте экспрессиво (1938) [ 90 ]
- Романтика (1942) [ 90 ]
- 24 песни босиком ( Bosefoot Songs ) (1943–1945) [ 91 ] [ 92 ]
- Эрик Саеден (баритон), Арнольд Остман (фортепиано) (LP и CD дискофила Шведского общества) ОСЛК 7385656
- 8 песен босиком ( Barfotasånger ) в оркестровке Антала Дорати
- Андерс Ларссон (баритон), Северный камерный оркестр, Кристиан Линдберг (компакт-диск BIS) [ 93 ]
- Ламенто для фортепиано (1945) [ 90 ]
- Волкер Банфилд (CPO CD) ОСЛК 1011487634
- Леннарт Валлин (CD BIS) ОСЛК 872174277
- Концерт № 1 для скрипки и струнного квартета (1949) [ 90 ]
- Ульф Хельшер (скрипка), Квартет Мандельринга (CD CPO) ОСЛК 725519583
- Концерт № 1 для струнного оркестра (1949–1950). [ 89 ]
- Семь сонат для двух скрипок (1951) [ 90 ]
- Дуэт Гелланд (CD BIS) ОКЛК 872174277 , 45496385
- Концерт № 2 для струнного оркестра (1956) [ 89 ]
- Концерт № 3 для струнного оркестра (1956–1957). [ 89 ]
- Симфоническое движение (1973) (по заказу телеканала Шведского радио TV1 для киноэссе Бориса Энгстрема) [ 94 ] [ 89 ] [ 95 ] [ 96 ]
- Вокс Хумана (1974) [ 97 ]
- Концерт № 2 для скрипки с оркестром (1977–1978) [ 90 ]
- Ида Гендель (скрипка), Симфонический оркестр Шведского радио, Герберт Бломстедт (LP и компакт-диск Caprice) ОСЛК 20635424
- Изабель ван Кеулен (скрипка), Симфонический оркестр Шведского радио, Томас Даусгор (CD CPO) ОСЛК 873599887
- Ульф Валлин (скрипка), Симфонический оркестр Норчёпинга, Кристиан Линдберг (BIS SACD-2290, 2019) ОСЛК 1104057068
- Концерт для альта с оркестром (1979–1980) [ 90 ]
- Нобуко Имаи (Альт), Симфонический оркестр Мальмё, Лев Маркиз (BIS CD) ОСЛК 873743666
Сочинения
[ редактировать ]- Петтерссон, Аллан (1952). «Диссонанс — боль». Современная музыка – Международное обозрение (на французском языке). 4–6 . Париж: 235–236. OCLC 702671430 .
- —— (1988) [1952]. «Диссонанс-дулер = диссонанс-боль». От имени Международного общества Аллана Петтерсона Майкл Кубе (ред.). Ежегодник Аллана Петтерссона . 1988 г. (на французском и немецком языках). Саарбрюккен: Пфау Верлаг. стр. 7–13. ISBN 978-3-89727-194-4 .
- —— (1955). «Художественная ложь». Музыкальная жизнь (на шведском языке). 28 (2). Стокгольм: Шведская ассоциация водителей: 26–27. ISSN 0027-4836 .
- —— (1968). «Идентификация с неприметным [Письмо Лейфу Ааре]». Современная музыка (на шведском языке). 12 (2). Стокгольм: Международное общество современной музыки , шведская секция: 55–56. ISSN 1652-6082 .
- ——; и др. (1989б). «Бойкот Алланом Петтерссоном Стокгольмской филармонии в 1975 году». От имени Международного общества Аллана Петтерсона Майкл Кубе (ред.). Ежегодник Аллана Петтерссона . 1989 (на немецком языке). Саарбрюккен: Пфау Верлаг. стр. 10–44. ISBN 978-3-89727-195-1 .
- —— (1989а). «Примечания к 10-й симфонии [Дневник Каролинской больницы 1970–1971]». От имени Международного общества Аллана Петтерсона Майкл Кубе (ред.). Ежегодник Аллана Петтерссона . 1989 (на немецком языке). Саарбрюккен: Пфау Верлаг. стр. 45–48. ISBN 978-3-89727-195-1 .
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Другие источники говорят, что в 1963 году. [ 13 ]
- ↑ Петтерссон и его жена прожили в этой квартире 30 лет. [ 38 ]
- ^ В других источниках указывается 1976 год. [ 42 ]
- ^ Произведения Петтерссона опубликованы Nordiska Musikförlaget. [ 56 ]
- ^ Петтерссон выбрал стихи в шведских переводах из поэтического цикла Canto General . [ 71 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Таддей 2013 , с. 3.
- ^ Кубе 1996 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б с д и Мужчина 1995 года .
- ^ Jump up to: а б с Олссон, Пер-Хеннинг (2018). Петтерссон: Симфонии № 5 и 7 (PDF) (буклет). Кристиан Линдберг, Симфонический оркестр Норчепинга. Окерсберга, Швеция: BIS-2240. OCLC 1034638954 . Архивировано (PDF) из оригинала 20 апреля 2021 года . Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ Ламбтон, Кристофер (7 ноября 1993 г.). «Малер и шведский подражатель». Таймс . Лондон.
- ^ Раздавленный 2013 .
- ^ Jump up to: а б Олссон, Пер-Хеннинг (2014). Петтерссон: Симфонии № 4 и 16 (PDF) (буклет). Кристиан Линдберг, Симфонический оркестр Норчёпинга. Окерсберга, Швеция: BIS-2110. OCLC 908174896 . Архивировано (PDF) из оригинала 20 апреля 2021 года . Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д От имени Международного общества Аллана Петтерссона Майкл Кубе, изд. «Ключевые слова для биографии». Ежегодник Аллана Петтерссона . 1986а (на немецком языке). Саарбрюккен: Пфау Верлаг. п. 7. ISBN 978-3-89727-192-0 .
- ^ Броман 2002 , стр. 532.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Президент 1995 года .
- ^ Jump up to: а б Баркефорс 1990 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б с д и Бозе, Судип (24 августа 2017 г.). «Кто, черт возьми, такой Аллан Петтерссон?» . Американский учёный . Вашингтон. Архивировано из оригинала 6 марта 2019 года . Проверено 4 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Закариасен, Билл (2 августа 1979 г.). «Выносливость Петтерссона» . Ежедневные новости . Нью-Йорк. п. 65. Архивировано из оригинала 29 июля 2023 года . Проверено 18 мая 2020 г. - через Newspapers.com .
- ^ Баркефорс 1990 .
- ^ Петтерссон, Аллан; Хаммар, Сигвард (5 марта 1972 г.). «Музыка делает жизнь сносной [интервью]». Dagens Nyheter (на шведском языке). цитируется в Мейер, Андреас КВ (1994). Петтерссон: Симфония No. 3 и 4 (буклет). Алан Фрэнсис и Симфонический оркестр радио Саарбрюккена. Георгсмариенхютте, Германия: CPO 999 223–2. п. 23. ОСЛК 33168153 .
- ^ Jump up to: а б Николин 1994 , с. 11.
- ^ Мейер, Андреас КВ (1992). Петтерссон: Симфония No. 7 (PDF) (буклет). Герд Альбрехт, Государственный оркестр Гамбургской филармонии. Георгсмариенхютте, Германия: CPO 999 190–2. п. 10. OCLC 716455566 . Архивировано (PDF) из оригинала 10 мая 2021 г. Проверено 8 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Кубе, Майкл (2005). «Петтерссон, Аллан, признательность». В Люттекене, Лаунц (ред.). MGG Online (на немецком языке). Музыка в прошлом и настоящем. (требуется подписка)
- ^ Шанкс, Марк (19 сентября 1911 г.). «Композиторы – Петтерссон» . Классическая сеть . Архивировано из оригинала 6 мая 2021 года . Проверено 7 мая 2021 г.
- ^ Рапопорт 1978 , с. 110.
- ^ Кубе 2013 , с. 11.
- ^ Баркефорс 1994 .
- ^ Jump up to: а б Рапопорт, Пол (2001). «Петтерссон, (Густав) Аллан» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.21501 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ «Объявления о некрологах со всей страны» . Familjesidan.se (на шведском языке). 16 октября 1921 года. Архивировано из оригинала 10 мая 2021 года . Проверено 7 мая 2021 г.
- ^ Фишер 2013 , с. 41.
- ^ Мейер, Андреас КВ (1991). «Мужской голос». Фонофорум . 91 (6): 24–31. ISSN 0015-6140 .
- ^ Леден, Идо (2011). «Ревматизм и художественное творчество: Пьер Огюст Ренуар, Рауль Дюфи, Аллан Петтерссон». Reuma Bulletinen — журнал Шведской ревматологической ассоциации (на шведском языке). 83 (4/2011): 21–23.
- ^ Таддей 2013 , с. 111.
- ^ Рапопорт 1978 , с. 114.
- ^ Ааре, Лейф (1994). Петтерссон: Vox humana, Розенберг: Дагдриварен (буклет). Стиг Вестерберг, Марианна Меллнес, Марго Рёдин, Свен-Эрик Александерссон, Эрланд Хагегорд, Хор Шведского радио и Симфонический оркестр Шведского радио. Дюрсхольм: BIS 55. стр. 6. OCLC 705252024 .
- ^ Кубе 1996 , с. 14.
- ^ Кубе 2013 , с. 15.
- ^ Дорати 1986 .
- ^ Комиссия и Оллефс 1986 .
- ^ Оллефс 1989 .
- ^ Петтерссон 1989a .
- ^ Мейер, Андреас КВ (1997). Петтерссон: Симфония No. 10 и 11 (буклет). Алан Фрэнсис и Радио-Филармония Ганновера из NDR. Георгсмариенхютте, Германия: CPO 999 285–2. п. 16. ОСЛК 38871098 .
- ^ Кэрон 2006 , с. 24.
- ^ Хаммар, Сигвард (19 января 1980 г.). «Наш великий композитор». Dagens Nyheter (на шведском языке). цитируется по Kube 2013, с. 19.
- ^ Jump up to: а б Берггрен, Хёглинд и Келлстрем, 1979 .
- ^ Петтерссон 1989b , с. 10.
- ^ Jump up to: а б с Мейер, Андреас КВ (2019). Петтерссон: Vox Humana, 6 песен (PDF) (буклет). Хеллгрен, Гревелиус, Тимандер, Хёгстрем, Musica Vitae, Ensemble SYD, Дэниел Ханссон. Георгсмариенхютте, Германия: cpo 999 286–2. Архивировано (PDF) из оригинала 21 апреля 2021 года . Проверено 21 апреля 2021 г.
- ^ Кубе 2013 , с. 16.
- ^ «Мистер Аллан Петтерссон, некролог». Таймс . № 60684. Лондон. 23 июля 1980 г. с. 16.
- ^ «Гравар.се» . Gravar.se . 19 сентября 1911 года. Архивировано из оригинала 20 апреля 2021 года . Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ Мейер, Андреас КВ (1996). Петтерссон: Симфония No. 5 и 16 (буклет). Алан Фрэнсис, Джон-Эдвард Келли и Симфонический оркестр радио Саарбрюккена. Георгсмариенхютте, Германия: CPO 999 284–2. п. 19. ОСЛК 638281199 .
- ^ «Густав Аллан Петтерссон». Биографический словарь музыкантов Бейкера . Ширмер . 2001.
- ^ Стоянова 1986 , с. 26.
- ^ Стоянова 1986 , с. 28.
- ^ Стоянова 1986 , с. 32.
- ^ Маттес, Вернер (19 сентября 2011 г.). «Музыка: открытие шведского композитора» . Nordwest Zeitung (на немецком языке). Архивировано из оригинала 20 апреля 2021 года . Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ Кёлер, Кай (24 апреля 2021 г.). «Шумчат барабаны...» Молодой мир (на немецком языке). Архивировано из оригинала 25 апреля 2021 года . Проверено 25 апреля 2021 г.
- ^ Хо, Дерек (6 октября 2014 г.). «Линдберг задает новый эталон для Симфоний № 4 и 16 Петтерссона» . РесМузыка . Архивировано из оригинала 20 апреля 2021 года . Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ Гюльке 1989 , с. 83.
- ^ Дэвис 2007 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б Мейер 1990 .
- ^ Поцелуй, Матьяш (март 2015 г.). «Мучительный, затем триумфальный путь на природу – пламенная просьба Кристиана Линдберга к симфонисту Аллану Петтерссону» . новая музыкальная газета (на немецком языке). Регенсбург. Архивировано из оригинала 3 августа 2020 года . Проверено 4 марта 2019 г.
- ^ Хо, Дерек (2 апреля 2017 г.). «Все в четком фокусе: Кристиан Линдберг в Симфонии № 14 Аллана Петтерссона» . РесМузыка . Архивировано из оригинала 22 апреля 2021 года . Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ Николин 1994 , с. 57, 115.
- ^ Кубе 2013 , с. 13.
- ^ Стоянова 1986 .
- ^ «Публикации» . Иванка Стоянова (на французском языке). Архивировано из оригинала 30 мая 2023 года . Проверено 30 мая 2023 г.
- ^ Мейер 1990 , стр. 69–70.
- ^ Петтерссон 1952 .
- ^ Краузе 1990 .
- ^ Кеук 2013 , с. 28.
- ^ Кристиан Линдберг и Симфонический оркестр Норчёпинга (22 августа 2011 г.). Симфонии № 1 и 2 (CD). БИС 1860. OCLC 749880192 .
- ^ Рапопорт 1981 , с. 21.
- ^ Стоянова 1986 , с. 34.
- ^ Кубе 1996 , с. 21.
- ^ Олссон, Пер-Хеннинг (2020). Петтерссон: Симфония No. 12 «Мертвые на площади» (PDF) (буклет). Кристиан Линдберг и Симфонический оркестр Норчёпинга. Окерсберга: BIS-2450. стр. 4. OCLC 1231565131 . Архивировано (PDF) из оригинала 31 декабря 2021 года . Проверено 31 декабря 2021 г.
- ^ Сискинд, Джейкоб (21 февраля 1980 г.). «Гендель одержал победу на премьере скрипичного концерта Петтерссона» . Оттавский журнал . Оттава. п. 29. Архивировано из оригинала 29 июля 2023 года . Проверено 18 мая 2020 г. - через Newspapers.com .
- ^ Рейн, Джон фон (12 ноября 1984 г.). «Стокгольм демонстрирует мощь» . Чикаго Трибьюн . Чикаго. п. 70. Архивировано из оригинала 29 июля 2023 года . Проверено 18 мая 2020 г. - через Newspapers.com .
- ^ Кубе 2013 , с. 18.
- ^ Дорати 1986 , с. 36.
- ^ Кэрон 2006 , с. 204.
- ^ Мейер, Андреас КВ (1994). Петтерссон: Симфония No. 15, Ружицка: Благословенные, проклятые (буклет). Петер Ружичка и Немецкий симфонический оркестр Берлина. Георгсмариенхютте, Германия: CPO 999 095-2. п. 22. ОСЛК 638280608 .
- ^ «Слава земля (1991)» . База данных шведских фильмов (на шведском языке). Шведский институт кино . Архивировано из оригинала 23 сентября 2012 года . Проверено 21 августа 2011 г.
- ^ От имени Международного общества Аллана Петтерсона, Майкл Кубе, 1986b .
- ^ Николин 1994 .
- ^ "Хочу распространить информацию о композиторе АП" . Общество Аллана Петтерссона / Шведское общество Аллана Петтерссона (на шведском языке). 17 апреля 2018 г. Архивировано из оригинала 26 ноября 2023 г. . Проверено 26 ноября 2023 г.
- ^ «Аллан Петтерссон: Complete Edition Box (17 дисков и 4 DVD плюс книга)» . НаксосДирект . Архивировано из оригинала 24 декабря 2023 года . Проверено 24 декабря 2023 г.
- ^ «Проект Аллана Петтерссона» . Симфонический оркестр Норчёпинга (на шведском языке). 14 июня 2022 г. Проверено 24 декабря 2023 г.
- ^ Мейер 1990 , с. 66.
- ^ Кубе, Майкл (2010). «Делаем невозможное возможным» . новая музыкальная газета (на немецком языке). Регенсбург. Архивировано из оригинала 26 апреля 2019 года . Проверено 26 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Мейер 1990 , с. 67.
- ^ «Шведский RSO с Дэниелом Хардингом – Мрачные мысли» . Deutschlandfunk Kultur (на немецком языке). 7 января 2018 года. Архивировано из оригинала 31 декабря 2021 года . Проверено 31 декабря 2021 г.
- ^ Сера, Стивен (24 марта 1979 г.). «Запись BSO — это высшая лига художественного качества» . Балтимор Сан . Балтимор. п. 7. Архивировано из оригинала 29 июля 2023 года . Проверено 18 мая 2020 г. - через Newspapers.com .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Мейер 1990 , с. 68.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Мейер 1990 , с. 69.
- ^ Jump up to: а б Мейер 1990 , с. 70.
- ^ «Партитура Аллана Петтерссона: Barfotasånger (Босоногие песни) – № 4, 7 и 8» . выпуск Немецкий музыкальныйфорлаг. 2017. Архивировано из оригинала 7 марта 2023 года . Проверено 23 мая 2019 г.
- ^ «Петтерссон — Восемь босоногих песен» . Архивировано из оригинала 21 марта 2024 года . Проверено 21 марта 2024 г.
- ^ Стин, Ренске (25 ноября 2018 г.). Programmheft Симфонического оркестра Шведского радио (PDF) (буклет) (на немецком языке). Дортмунд: Концертхаус Дортмунд. Архивировано (PDF) из оригинала 26 февраля 2019 года . Проверено 25 февраля 2019 г.
- ^ «Партитура Аллана Петтерссона: Symfonisk sats (Симфоническое движение)» . выпуску . Немецкий музыкальныйфорлаг. 2018. Архивировано из оригинала 28 февраля 2023 года . Проверено 23 мая 2019 г.
- ^ «Большой романс в Эльбской филармонии» . Deutschlandfunk Kultur (на немецком языке). 11 января 2019 года. Архивировано из оригинала 31 декабря 2021 года . Проверено 31 декабря 2021 г.
- ^ Мейер 1990 , с. 71.
Документальный фильм
[ редактировать ]- Берггрен, Питер; Хёглинд, Томми; Келлстрем, Гуннар (1979). Голос человека [ Vox Humana — Голос человека ] (DVD) (на шведском и английском языках). Стокгольм: BIS 2038 (опубликовано в 2013 г.). OCLC 907810041 .
Аллан Петтерссон, композитор. Документальный фильм 1973–1978 гг.
- Берггрен, Питер (1987). Песня жизни [ Песня жизни ] (DVD) (на шведском и английском языках). Стокгольм: BIS 2230 (опубликовано в 2017 г.). OCLC 985346501 .
Песня о жизни. Проклятый! Блаженный! Аллан Петтерссон в беседе 1973–1980 годов с Зигвардом Хаммаром, Томми Хёглиндом, Гуннаром Келлстремом и Питером Берггреном. Шведское телевидение (SVT).
- Хаммер, Сигвард (1974). Кто, черт возьми, такой Аллан Петтерссон? [ Кто, черт возьми, такой Аллан Петтерссон? ] (DVD) (на шведском и английском языках). Стокгольм: BIS 2110 (опубликовано в 2014 г.). OCLC 899741820 .
Интервью с композитором. Шведское телевидение (SVT).
Библиография
[ редактировать ]- Ааре, Лейф (1978). Аллан Петтерссон (на шведском языке). Стокгольм: Издательство Norstedt & Söners. ISBN 978-91-1-783412-8 .
- Ааре, Лейф (1995). «Дж. Аллан Петтерссон» . Шведский биографический лексикон (на шведском языке). Том. 29. Стокгольм: Национальный архив. стр. 242. Архивировано из оригинала 8 октября 2018 года . Проверено 21 апреля 2015 г.
- Баркефорс, Лейла (1990). «Поверьте, впечатления из детства – это самый драгоценный дар, который мы приносим с собой в жизнь. Об Аллане Петтерссоне и Сёдермальме». От имени Международного общества Аллана Петтерсона Майкл Кубе (ред.). Ежегодник Аллана Петтерссона . 1990 (на немецком языке). Саарбрюккен: Пфау Верлаг. стр. 25–36. ISBN 978-3-89727-196-8 .
- Баркефорс, Лейла (1994). «Аллан Петтерссон: сотрудник Дженни Линд в Париже 1939–40». От имени Международного общества Аллана Петтерсона Майкл Кубе (ред.). Аллан Петтерссон (1911–1980). Тексты—Материалы—Анализ (на немецком языке). Гамбург: из Bockel Verlag. стр. 71–80. ISBN 978-3-928770-30-9 .
- Баркефорс, Лейла (1995). Сетка и звезда. Путь Аллана Петтерссона через песни Barefoot к симфонии [ Решетка и звезда. Путь Аллана Петтерссона через «Барфотасангер» к симфонии ] (докторская диссертация) (на шведском языке). Гетеборгский университет . ISBN 978-91-85974-34-4 .
- Баркефорс, Лейла (1999). Аллан Петтерссон: Солнце горит внутри нас – жизнь и творчество композитора (на шведском языке). Стокгольм: Sveriges Radios Förlag. ISBN 978-91-522-1822-8 .
- Бергендал, Горан (1972). 33 шведских композитора (на шведском языке). Стокгольм: Линдблад. ISBN 978-91-32-40374-3 .
- Броман, отец Фредерик (2002). «Новая музыка Швеции». В белом, Джон Дэвид; Кристенсен, Джин (ред.). Новая музыка стран Северной Европы . Хиллсдейл, Нью-Йорк: Pendragon Press музыковедческая серия . стр. 445–588. ISBN 978-1-57647-019-0 .
- Карон, Жан-Люк (2006). Аллан Петтерссон: Судьба, боль и музыка (на французском языке). Лозанна: эпоха человека. ISBN 978-2-8251-3639-3 . Архивировано из оригинала 29 июля 2023 года . Проверено 15 ноября 2021 г.
- Комисса, Серджиу ; Оллефс, Кристиан (1986). «Вопросы возвращаются». От имени Международного общества Аллана Петтерсона Майкл Кубе (ред.). Ежегодник Аллана Петтерссона . 1986 (на немецком языке). Саарбрюккен: Пфау Верлаг. стр. 37–42. ISBN 978-3-89727-192-0 .
- Дэвис, Колин (август 2007 г.). На пути к единому целому: Симфония № 5 Аллана Петтерссона (докторская диссертация). Дентон, Техас: Университет Северного Техаса . ISBN 978-0-549-31891-0 . Архивировано из оригинала 20 апреля 2021 года . Проверено 20 апреля 2021 г.
- Дорати, Антал (1986). «Воспоминания об Аллане Петтерссоне». От имени Международного общества Аллана Петтерсона Майкл Кубе (ред.). Ежегодник Аллана Петтерссона . 1986 (на немецком языке). Саарбрюккен: Пфау Верлаг. стр. 35–36. ISBN 978-3-89727-192-0 .
- Фишер, Йенс Мальте (2013). «Con Accento Doloroso. Подход к Аллану Петтерссону и 6-й симфонии». В Таддее, Ульрих (ред.). Аллан Петтерссон, Music Concepts (текстовое издание + критика) (на немецком языке). Мюнхен: Ричард Бурберг Верлаг. стр. 40–52. ISBN 978-3-86916-275-1 .
- Гюльке, Питер (1989). «Кусочек открытого неба». От имени Международного общества Аллана Петтерсона Майкл Кубе (ред.). Ежегодник Аллана Петтерссона . 1989 (на немецком языке). Саарбрюккен: Пфау Верлаг. стр. 78–84. ISBN 978-3-89727-195-1 .
- Ханне, Кристер (1995). «Аллан Петтерссон: поздняя слава чудака» . Форум Северной Европы: Журнал политики, экономики и культуры . Том 5. Берлин: Берлин Верлаг. стр. 41–43. Архивировано из оригинала 20 апреля 2021 года . Проверено 20 апреля 2021 г.
- От имени Международного общества Аллана Петтерссона Майкл Кубе, изд. Ежегодник Аллана Петтерссона (на немецком языке). Саарбрюккен: Пфау Верлаг. OCLC 186170367 .
- Кеук, Александр (2013). «Держись и отпускай. О формировании композиционной подписи в музыке Аллана Петтерссона». В Таддее, Ульрих (ред.). Аллан Петтерссон, Music Concepts (текстовое издание + критика) (на немецком языке). Мюнхен: Ричард Бурберг Верлаг. стр. 23–39. ISBN 978-3-86916-275-1 .
- Кнуст, Мартин (2013). «Прием работ Аллана Петтерссона в Швеции и Германии: сравнение». В Таддее, Ульрих (ред.). Аллан Петтерссон, Music Concepts (текстовое издание + критика) (на немецком языке). Мюнхен: Ричард Бурберг Верлаг. стр. 73–93. ISBN 978-3-86916-275-1 .
- Краузе, Андреас (1990). «Концерт Аллана Петтерссона для скрипки и струнного квартета: исследование восприятия Бартока в раннем творчестве». От имени Международного общества Аллана Петтерсона Майкл Кубе (ред.). Ежегодник Аллана Петтерссона . 1990 (на немецком языке). Саарбрюккен: Пфау Верлаг. стр. 38–53. ISBN 978-3-89727-196-8 .
- Кубе, Майкл, изд. (1994). Аллан Петтерссон (1911–1980): Тексты – Материалы – Анализ (на немецком языке). Гамбург: Фон Бокель Верлаг. ISBN 978-3-928770-30-9 .
- Кубе, Майкл [на немецком языке] (1996). Симфония № 8 Аллана Петтерссона (на немецком языке). Вильгельмсхафен: Флориан Ноэцель. ISBN 978-3-7959-0708-2 .
- Кубе, Майкл (2013). «Då behöver man distansen [Вам нужна дистанция]. Биография и работа между самопостановкой и размышлением». В Таддее, Ульрих (ред.). Аллан Петтерссон, Music Concepts (текстовое издание + критика) (на немецком языке). Мюнхен: Ричард Бурберг Верлаг. стр. 5–22. ISBN 978-3-86916-275-1 .
- Кубе, Майкл (2014). Аллан Петтерссон (PDF) (на шведском языке). Стокгольм: Атлантида. ISBN 978-91-7353-541-0 . OCLC 928458196 . Архивировано (PDF) из оригинала 26 мая 2023 года . Проверено 26 мая 2023 г.
- Мейер, Андреас КВ (1990). «Резонный каталог Аллана Петтерссона (пересмотренный систематический и хронологический каталог)». От имени Международного общества Аллана Петтерсона Майкл Кубе (ред.). Ежегодник Аллана Петтерссона . 1990 (на немецком языке). Саарбрюккен: Пфау Верлаг. стр. 66–73. ISBN 978-3-89727-196-8 .
- Николин, Мехтильд, изд. Музыка Аллана Петтерссона: концерты 1994/95 и симпозиум (на немецком языке). Вупперталь: Секретариат совместной культурной работы в земле Северный Рейн-Вестфалия. OCLC 724739529 .
- Оллефс, Кристиан (1989). «Эпилог (Субъективная встреча с явлением)». От имени Международного общества Аллана Петтерсона Майкл Кубе (ред.). Ежегодник Аллана Петтерссона . 1989 (на немецком языке). Саарбрюккен: Пфау Верлаг. стр. 49–51. ISBN 978-3-89727-195-1 .
- Рапопорт, Пол (1978). «Глава V: Аллан Петтерссон и его Симфония № 2». Opus est. Шесть композиторов из Северной Европы (1-е изд.). Лондон: Кан и Аверилл. стр. 109–132. ISBN 978-0-900707-48-3 . (1985). (2-е изд.). Нью-Йорк: Таплингер. ISBN 978-0-8008-5845-2 .
- Рапопорт, Пол (1981). Аллан Петтерссон . Стокгольм: Шведский музыкальный информационный центр. ISBN 978-91-85470-36-5 .
- Стоянова, Иванка (1986). «Космическая симфоника Аллана Петтерссона». От имени Международного общества Аллана Петтерсона Майкл Кубе (ред.). Ежегодник Аллана Петтерссона . 1986 (на немецком языке). Саарбрюккен: Пфау Верлаг. стр. 17–35. ISBN 978-3-89727-192-0 .
- Таддей, Ульрих, изд. Аллан Петтерссон, Music Concepts (текстовое издание + критика) (на немецком языке). Мюнхен: Ричард Бурберг Верлаг. ISBN 978-3-86916-275-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Международное общество Аллана Петтерсона - IAPG (на немецком языке)
- Общество Аллана Петтерссона / Шведское общество Аллана Петтерссона (на шведском языке)
- Аллан Петтерсон Пейдж Пола Котена
- Страницы Аллана Петтерсона Марка Шэнкса
- Аллана Петтерссона Дискография на Discogs
- 1911 рождений
- 1980 смертей
- Композиторы-классики XX века
- Шведские музыканты-мужчины 20-го века
- Классические музыканты с ограниченными возможностями
- Смертность от рака в Швеции
- Получение писем и искусств
- Члены Шведской королевской музыкальной академии
- Музыканты из Стокгольма
- Люди из муниципалитета Уппландс-Бро
- Люди Королевского Стокгольмского филармонического оркестра
- Ученики Артура Онеггера
- Ученики Рене Лейбовица
- Ученики Дариуса Мийо
- Выпускники Королевского музыкального колледжа Стокгольма
- Шведские композиторы-классики
- Шведские классические альтисты
- Шведские композиторы-классики мужского пола
- Шведские люди с ограниченными возможностями