Рой Андерссон
Рой Андерссон | |
---|---|
![]() Рой Андерссон в 2014 году. | |
Рожденный | Рой Арне Леннарт Андерссон 31 марта 1943 г. |
Национальность | Шведский |
Занятие | Кинорежиссер |
Годы активности | 1967 – настоящее время |
Рой Арне Леннарт Андерссон (родился 31 марта 1943 года) — шведский кинорежиссер , наиболее известный своим характерным стилем абсурдистского юмора и меланхоличными изображениями человеческой жизни. Его личный стиль характеризуется длинными кадрами и жестким карикатурным изображением шведской культуры и гротеска. За свою карьеру Андерссон получил призы Каннского кинофестиваля , Берлинского международного кинофестиваля и Венецианского международного кинофестиваля .
Андерссон провел большую часть своей профессиональной жизни, работая в рекламных роликах, сняв более 400 рекламных роликов и два короткометражных фильма ; снял шесть полнометражных фильмов за шесть десятилетий. Его дебют в художественном кино состоялся в фильме «Шведская история любви» (1970), за которым последовал фильм «Гилиап» (1975). Андерсон получила Каннского кинофестиваля приз жюри за «Песни со второго этажа» (2000). Его фильм «Голубь, сидящий на ветке, размышляя о существовании» (2014), получил международного кинофестиваля Венецианского «Золотого льва» . Среди других его известных фильмов — «Ты, живые» (2007) и «О бесконечности» (2019).
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Рой Арне Леннарт Андерссон [ нужна ссылка ] родился в Гетеборге , Швеция, 31 марта 1943 года. [ 1 ]
Он изучал литературу и философию в университете, затем в 1967 году поступил в киношколу Шведского института кино . [ 1 ]
Карьера
[ редактировать ]1969–1992: Ранние работы.
[ редактировать ]Он снял свой первый полнометражный фильм «Шведская история любви» (1969). Фильм, получивший в том же году четыре приза на 20-м Берлинском международном кинофестивале , рассматривал природу и нюансы молодой любви и оказался для Андерссона большим успехом у критиков и публики. После этого успеха Андерссон впал в депрессию. Поскольку он не хотел зацикливаться на том же стиле и ожиданиях, он отменил свой следующий проект, наполовину закончив сценарий, и пропустил пару других идей для сюжетов, которые он ранее планировал реализовать. [ 2 ] В конце концов он снял фильм «Гилиап» , который был выпущен в 1975 году. Этот фильм стал финансовой и критической катастрофой. После «Гилиапа» Андерссон взял 25-летний перерыв в режиссуре, сосредоточив свои усилия в основном на коммерческой работе. [ 1 ]
В 1981 году он основал Studio 24 , независимую кинокомпанию и студию, расположенную в центре Стокгольма . Позже он снял короткометражный фильм по заказу Шведского национального совета здравоохранения и социального обеспечения под названием «Что-то случилось» . Снятый в 1987 году короткометражный фильм должен был показываться в школах по всей Швеции как образовательный фильм о СПИДе , но был отменен, когда он был готов на три четверти, из-за его слишком мрачного характера и спорного использования источников. Официальное объяснение заключалось в том, что его послание было «слишком мрачным», и его официально не показывали до 1993 года. Его следующий короткометражный фильм, « Мир славы » 1991 года , еще больше развил этот стиль и имел успех у критиков, выиграв оба конкурса Канала. Премия Plus и приз прессы на фестивале короткометражных фильмов в Клермон-Ферране 1992 года . Фильм входит в десятку лучших короткометражных фильмов всех времен по версии фестиваля в Клермон-Ферране.
1996 – настоящее время
[ редактировать ]В марте 1996 года Андерссон приступил к съемкам фильма «Песни со второго этажа» , который был завершен четыре года спустя, в мае 2000 года. После премьеры на Каннском кинофестивале 2000 года фильм также имел международный успех у критиков. Он получил приз жюри в Каннах. [ 3 ] и пять премий Guldbagge Awards в Швеции за лучший фильм, режиссуру, операторскую работу, сценарий и звук. Фильм состоял из сорока шести длинных кадров, сочетающих в себе жесткую, мрачную социальную критику с характерной ему абсурдистской невозмутимостью и сюрреализмом.
Андерссон продолжил свою коммерческую работу в «Студии 24», и премьера его следующего фильма «Ты, живые» состоялась на Каннском кинофестивале 2007 года в рамках программы «Особый взгляд» . фильм получил кинопремию Северного совета. В 2008 году В сентябре 2009 года Музей современного искусства в Нью-Йорке представил ретроспективу работ Андерссона.
Он выразил желание снять новый фильм, который можно было бы считать третьей частью трилогии вместе с двумя его последними фильмами, и публично заявил, что планирует «третий огромный, глубокий и фантастический, юмористический и трагический, философский фильм Достоевского». ." [ 4 ] В интервью Игнатию Вишневецкому Андерссон рассказал, что свой следующий фильм он будет снимать в формате видео высокой четкости , возможно, с использованием камеры Red One , и что это будет отходом по стилю от двух его предыдущих фильмов. [ 5 ] Фильм под названием « Голубь сидел на ветке, размышляя о существовании». [ 6 ] был выпущен в 2014 году и получил « Золотого льва» за лучший фильм на конкурсе 71-го Венецианского международного кинофестиваля .
В 2015 году Музей искусств и дизайна в Нью-Йорке представил ретроспективу работ Андерссона под названием « Трудно быть человеком: кино Роя Андерссона» . [ 7 ] [ 8 ]
В 2019 году он выпустил свой четвертый фильм «О бесконечности» , получивший « Серебряного льва» Венецианского международного кинофестиваля . Питер Брэдшоу из The Guardian похвалил сценарий к фильму: «[Фильм] представляет собой еще одну превосходную антологию Андерссона о состоянии человека: люди с бледно-белой зомби, заключенные в загадочные картины, населяющие его совершенно уникальный мир нереальности и искусственности, сцены трагикомедия, вдохновленная Тати и Монти Пайтон и созданная с помощью виртуозной модельной работы и эффектов зеленого экрана в студии. Он показывает моменты слишком человеческой слабости, усталости, мягкости, растерянности, отчаяния, возвращая нас в прошлое; ужас геноцида, который он показал в своем короткометражном фильме 1991 года «Мир славы ». [ 9 ]
Влияния
[ редактировать ]Андерссон назвал итальянский неореализм и чешскую новую волну главными факторами, оказавшими влияние на его творчество. [ 10 ] Он также упомянул о различных влияниях, от испанского художника Франсиско Гойи и голландского художника Питера Брейгеля до итальянского режиссера Федерико Феллини и французского режиссера-абсурдиста Жака Тати . [ 11 ] [ 12 ]
В 2012 году Андерссон принял участие в опросах киноиндустрии Sight & Sound того же года. Каждые десять лет проводится отбор величайших фильмов всех времен. Современным режиссерам предлагалось выбрать десять фильмов по своему выбору. Андерссон заявил: «Все десять фильмов представляют собой превосходные и увлекательные художественные выражения того, что я бы назвал одновременно сырым и восхитительным существованием человечества. Эти фильмы делают нас мудрее». Он добавил: «Мой абсолютный фаворит — «Похитители велосипедов» , самый гуманистический и политический фильм в истории. «Виридиана» — самый умный, а «Хиросима, моя любовь» , — самый поэтичный». [ 13 ] Его варианты перечислены ниже в алфавитном порядке:
- Амаркорд (Италия, 1972)
- Andrei Rublev (Russia, 1966)
- Пепел и бриллианты (Польша, 1958)
- Барри Линдон (США, 1975)
- Битва за Алжир (Италия, 1968 г.)
- Похитители велосипедов (Италия, 1948)
- Хиросима Мон Амур (Франция, 1959 г.)
- Нетерпимость (США, 1916 г.)
- Расёмон (Япония, 1950)
- Виридиана (Мексика, 1961)
Награды и почести
[ редактировать ]Андерссон считается одним из самых выдающихся ныне живущих европейских кинорежиссеров: четыре его фильма официально представлены на премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке как шведские работы .
Его фильм 2014 года «Голубь, сидящий на ветке, размышляя о существовании», получил награду «Золотой лев» на 71-м Венецианском международном кинофестивале , что сделало Андерссона единственным шведским режиссером и вторым скандинавским режиссером, получившим эту награду в истории фестиваля, после датского Карла Теодора. Дрейер победил в 1955 году . [ 14 ]
- 2000: « Премия Стига Дагермана ».
- 2000: Приз жюри Каннского кинофестиваля за песни со второго этажа.
- 2010: Ленинская премия .
- 2014: « Золотой лев за лучший фильм» за фильм «Голубь, сидящий на ветке и размышляющий о существовании» ( 71-й Венецианский международный кинофестиваль )
- 2020: Премия за выслугу ( Одесский международный кинофестиваль ) [ 15 ]
Фильмография
[ редактировать ]Фильмы
[ редактировать ]Год | Английское название | Оригинал | Ссылка. |
---|---|---|---|
1970 | Шведская история любви | История любви | [ 16 ] |
1975 | Гилиап | – | [ 17 ] |
2000 | Песни со второго этажа | Песни со второго этажа | [ 18 ] |
2007 | Ты, Живой | Ты жив | [ 19 ] |
2014 | Голубь сидел на ветке, размышляя о существовании | Голубь сидел на ветке и думал о жизни | [ 20 ] |
2019 | О Бесконечности | О бесконечности | – |
Короткометражные фильмы
[ редактировать ]Год | Английское название | Оригинал | Ссылка. |
---|---|---|---|
1967 | В гостях у сына | Навестить его сына | |
1968 | Белая игра | Белый спорт | [ 21 ] |
1968 | – | Возьмите велосипед | |
1969 | – | Суббота 5.10 | |
1987 | Что-то случилось | Что-то произошло | [ 22 ] |
1991 | Мир Славы | Прекрасна земля | [ 23 ] |
Рекламные ролики
[ редактировать ]Годы | Заголовок | Ссылка. | ||
---|---|---|---|---|
1967–1972 | «Список рекламных роликов» . Архивировано из оригинала 14 марта 2007 года . Проверено 29 марта 2005 г. | |||
1973–1980 | «Список рекламных роликов» . Архивировано из оригинала 19 апреля 2007 года . Проверено 29 марта 2005 г. | |||
1981–1990 | «Список рекламных роликов» . Архивировано из оригинала 14 марта 2007 года . Проверено 29 марта 2005 г. | |||
1991– | «Список рекламных роликов» . Архивировано из оригинала 14 марта 2007 года . Проверено 29 марта 2005 г. | |||
Источник : royandersson.com. | ||||
ссылка на IMDB |
Библиография
[ редактировать ]- Успешное замораживание г-на Моро (1992)
- Страх серьезности в наше время (1995)
- Фотографии 1960-2003 гг. (2012 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Миквист, Мартен (2014). «Рой Андерссон» . База данных шведских фильмов . Перевод Дерека Джонса . Проверено 15 мая 2024 г.
- ^ Интервью в Nöjesguiden. Архивировано 18 июля 2012 г. в archive.today (на шведском языке) Nöjesguiden . Проверено 11 февраля 2009 г.
- ^ «Каннский фестиваль: Песни со второго этажа» . фестиваль-канны.com . Проверено 13 октября 2009 г.
- ^ « Интервью Роя Андерссона. Архивировано 9 августа 2011 г. в Wayback Machine ». Маленькая белая ложь . Проверено 11 февраля 2009 г.
- ^ « Изобразительное и абстрактное: интервью с Роем Андерссоном ». Записная книжка авторов . Проверено 9 августа 2009 г.
- ^ «Нет теней, в которых можно спрятаться: разговор с Роем Андерссоном» . 12 сентября 2010 г.
- ^ «Трудно быть человеком: Кино Роя Андерссона» . Музей искусств и дизайна . Проверено 5 августа 2015 г.
- ^ Рапольд, Николас (14 мая 2015 г.). «Фильмы Роя Андерссона в Музее искусств и дизайна» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 5 августа 2015 г.
- ^ «Рецензия на «О Бесконечности» — завораживающая одиссея в самое сердце существования» . 10 сентября 2023 г. .
- ^ «Тривиалистическое кино» Роя Андерссона: Интервью» . Фильм Ежеквартально . Проверено 10 сентября 2023 г.
- ^ «За абсурдно-комическим творчеством Роя Андерссона и его фильмом, который не похож на другие фильмы» . Компания Фаст . Проверено 10 сентября 2023 г.
- ^ «Обзор «Быть человеком» - артистизм Роя Андерссона в стиле Монти Пайтон» . Хранитель . Проверено 10 сентября 2023 г.
- ^ «Рой Андерсон» . Британский институт кино . Архивировано из оригинала 23 февраля 2016 года . Проверено 24 июня 2021 г.
- ^ «Фильм Роя Андерссона получил премию Венецианского Золотого льва» . Новости Би-би-си . 7 сентября 2014 года . Проверено 7 сентября 2014 г.
- ^ «ОМКФ наградит шведского режиссера Роя Андерссона «Золотым герцогом за заслуги перед жизнью» и покажет его мини-ретроспективу на 11-м фестивале | Новости» . oiff.com.ua. Проверено 1 октября 2020 г.
- ^ «Художественные фильмы: Шведская история любви» . royandersson.com . Проверено 24 июня 2021 г.
- ^ «Художественные фильмы: Гилиап» . royandersson.com . Проверено 24 июня 2021 г.
- ^ «Художественное кино: Песни со второго этажа» . royandersson.com . Проверено 24 июня 2021 г.
- ^ «Художественные фильмы: Ты, живой» . royandersson.com . Проверено 24 июня 2021 г.
- ^ «Художественные фильмы: Голубь сидел на ветке, размышляя о существовании» . royandersson.com . Проверено 24 июня 2021 г.
- ↑ Документальный фильм, снятый киноколлективом Grupp 13 в составе Роя Андерссона, Калле Бомана, Лены Эверт, Свена Фалена, Стаффана Хедквиста, Акселя Рудорфа-Ломанна, Леннарта Мальмера, Бьёрна Эберга, Йоргена Перссона, Ингелы Ромаре, Инге Роос, Руди Спе, и Бо Видерберг ( Рой Андерссон начинает статью Den vita sporten на сайте Шведского института кино ).
- ^ «Короткометражные фильмы: Что-то случилось» . royandersson.com . Проверено 24 июня 2021 г.
- ^ «Короткометражные фильмы: Мир славы» . royandersson.com . Проверено 24 июня 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Рой Андерссон на IMDb
- Интервью с Роем Андерссоном , N, норвежский
- Интервью с Роем Андерссоном , MUBI
- Studio 24 & Roy Andersson Production – официальный сайт
- Рой Андерссон в базе данных шведских фильмов
- Ретроспектива Роя Андерссона на FILMFEST MÜNCHEN
- 1943 года рождения
- Живые люди
- Лауреаты премии Гульдбагге за лучшую режиссуру
- Лауреаты премии Guldbagge за лучший сценарий
- Директора победителей «Золотого льва»
- Получение писем и искусств
- Продюсеры, получившие премию Guldbagge за лучший фильм
- шведские кинорежиссеры
- Шведские сценаристы-мужчины
- шведские сценаристы
- Обладатели Серебряного льва Венеции за лучшую режиссуру
- Писатели из Гетеборга