Вильгот Шеман
Вильгот Шеман | |
---|---|
![]() Вильгот Шёман с Леной Нюман во время постановки фильма « Мне любопытно (Желтый)» , 1967 год. | |
Рожденный | Дэвид Харальд Вилгот Сейлор 2 декабря 1924 г. Стокгольм , Швеция |
Умер | 9 апреля 2006 г. Стокгольм, Швеция | (81 год)
Национальность | Шведский |
Род занятий | Писатель, кинорежиссер |
Годы активности | 1948–2004 |
Супруги | Кристина Хассельгрен
Лотта Сьёман |
Давид Харальд Вильгот Сьёман (2 декабря 1924 — 9 апреля 2006) — шведский писатель и кинорежиссёр. Его фильмы затрагивают спорные вопросы социального класса, морали и сексуальных табу , сочетая эмоционально истерзанные персонажи Ингмара Бергмана с авангардным стилем французской новой волны . [ 1 ] Наиболее известен как режиссер фильмов «491» (1964), «Мне любопытно (Желтый)» (по -шведски «Jag är nyfiken – gul») (1967) и « Мне любопытно (Синий)» («Jag är nyfiken – gul»). blå") (1968), которые раздвинули границы приемлемости того, что тогда можно было показывать в кино, намеренно трактуя свои сюжеты в провокационной и откровенной манере. [ 2 ]
Карьера
[ редактировать ]Шёман родился в Стокгольме , в семье рабочего . Его отец, Андерс В. Сьёман, был строителем; его матерью была Мандис Петтерссон. Сьёман стал клерком в зерновой компании в возрасте 15 лет, но сдал студенческий экзамен в 1945 году и учился в Стокгольмском университете , который позже стал . [ 3 ] Затем он работал в тюрьме, сочиняя пьесы (ни одна из которых не была поставлена). [ 3 ] Одна пьеса стала его первым романом «Учитель» («Лекторн») (1955), который был экранизирован в 1952 году Густавом Моландером как «Вызов» («Рысь»).
Получив стипендию для изучения киноискусства в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе в 1956 году, Сьёман работал с Джорджем Ситоном над фильмом «Гордый и нечестивый» . Он вернулся в Швецию и написал исследование Голливуда « В Голливуде» («Я Голливуд») в 1961 году. Сьёман снял свой первый фильм в 1962 году «Хозяйка» («Эльскариннан»), в состав актерского состава входили постоянные актеры Ингмара Бергмана, такие как в роли Биби Андерссон и Макса фон Сюдова , изображающих молодую женщину, влюбленную в двух мужчин, одного старшего, другого младшего. За свою роль Андерссон получила награду «Серебряный медведь» за лучшую женскую роль на 13-м Берлинском международном кинофестивале . [ 4 ] Он помогал Ингмару Бергману в его фильме 1963 года « Зимний свет » («Nattvardsgästerna»).
Второй фильм Шёмана, «491» , 1964 года, основан на романе Ларса Герлинга и посвящен вопросам гомосексуализма и преступности среди несовершеннолетних ; он включает в себя сцену, в которой за кадром девушку насилует собака. В его четвертом фильме, « Моя сестра, моя любовь» ( Syskonbädd, 1782 ), вышедшем в 1966 году, снова снялась Биби Андерссон, и он основан на Жаль, что она шлюха пьесе Джона Форда 17-го века « » об инцесте между близнецами, братом и сестрой.
Его самый известный фильм «Мне любопытно» («Желтый») был политическим фильмом, в котором шведское общество рассматривалось с критической, левой точки зрения. В нем был изображен молодой студент-социолог из рабочего класса, которого сыграла Лена Найман , который брал интервью у людей о социальных классах в Швеции. . Снятая в стиле «cinéma vérité» , она спрашивает: «Есть ли у нас в Швеции классовая система?» и получает ответ: «Это зависит от народа. Разденьте их — и они все одинаковые, оденьте их — и будет сословный строй». [ 5 ] В фильме также показан роман главного героя с молодым человеком, которого играет Бёрье Альстедт , и он вызвал споры как в Швеции, так и за рубежом из-за своей наготы и реалистичных сцен полового акта между двумя любовниками. Рекс Рид сказал, что фильм был «мерзким и отвратительным», а Сьёман был «очень больным шведом с подавляющим эго и любовью фотографировать лобковые волосы», но Норман Мейлер назвал его «одним из самых важных фильмов, которые я когда-либо видел в кино». моя жизнь". [ 6 ]
11-минутный фрагмент был вырезан британской цензурой , а копии фильма были конфискованы таможней США в январе 1968 года как непристойные и запрещены как порнография на большей части территории США. После того, как Верховный суд США отменил запрет на непристойность на основании Первой поправки , [ 6 ] фильм демонстрировался с марта 1969 года на площадках США: одна в Нью-Йорке, другая в Нью-Джерси . Также показан в Оклахома-Сити, Оклахома, март 1969 года. Однако разногласия вокруг фильма гарантировали ему большую аудиторию, и он стал и оставался самым успешным иностранным фильмом в США в течение следующих 23 лет. Его название, как и название сиквела 1968 года « Я любопытен (синий)» , отсылает к желтому и синему цветам флага Швеции . Это стало поворотным моментом в отношении цензуры наготы на экране, за ним последовали такие фильмы, как «Полуночный ковбой» и «Последнее танго в Париже» .
Сьёман вернулся к аналогичным темам в более поздних фильмах. он снял «Пока секс не разлучит нас» В 1971 году фарс о молодой супружеской паре, которая верит, что умрет, если займётся сексом, но большинство его более поздних фильмов были менее успешными. Его фильм 1974 года «Горстка любви» получил награды за лучший фильм и лучшую режиссуру на 10-й церемонии вручения наград Guldbagge Awards . [ 7 ]
Свой последний фильм он снял в 1995 году, биографию Альфреда Нобеля , изобретателя, промышленника и основателя Нобелевской премии, под названием «Альфред» .
Он умер в возрасте 81 года от кровоизлияния в мозг в больнице Санкт-Йёранс-Сьюхус в Стокгольме. [ 1 ] оставив после себя 37-летнюю жену и троих детей.
Вскоре после его смерти шведский апелляционный суд оставил в силе решение о том, что шведская телекомпания TV4 нанесла ущерб «художественной честности» его и коллеги-режиссера Класа Эрикссона, вставив рекламные паузы в трансляции своих фильмов без их согласия. [ 8 ] он был награжден премией Ингмара Бергмана В 2003 году за ведение этого судебного дела .
Фильмография
[ редактировать ]Директор
[ редактировать ]- Хозяйка (1962)
- Ингмар Бергман снимает фильм (1963)
- Платье (Кленнинген) (1964)
- 491 (1964)
- Негритянка в чулане (1965, короткометражка)
- Моя сестра, моя любовь (1966)
- Стимуляторы (1967)
- Мне любопытно (Желтый) 1967 ( )
- Мне любопытно (Синий) 1968 ( )
- Ты лжешь (Ни люгер) (1969)
- Путешествие с отцом (Resa med Far) (1969, короткометражка)
- Краснеющий Чарли (1970)
- Пока секс не разлучит нас (Тролль) (1971)
- Обожаю Жанетт Макдональд! (1972, короткометражка)
- Братья Карлссон (1974)
- Горстка любви (1974)
- Гараж (1975)
- Табу (Табу) (1975)
- Линус и таинственный дом из красного кирпича (1979)
- Письмо Лотте (1979, короткометражка)
- Лехаген (1980, короткометражка)
- Я краснею (1981)
- Малакка (1987)
- Девушка заглядывает в окно (1987)
- Невинность и мусор (1988)
- Ловушка (Fallgropen) (1989)
- Роза для Ингемара (1989, короткометражка)
- Человек в клетке (1990, короткометражка)
- Автопортрет '92 (1992, короткометражка)
- Альфред (1995)
Актер
[ редактировать ]- I Am Curious (Желтый) ( I Am Curious — фильм в жёлтых тонах ) (1967) — Вильгот Сьёман
- I Am Curious (Blue) ( Я любопытен — фильм в синем цвете ) (1968) — Вильгот Сьёман
- Позор (1968) - Телеинтервьюер
- Ты лжешь (Ни люгер) (1969) - кинорежиссер (в титрах не указан)
- Пока секс не разлучит нас (Тролль) (1971) - Мужчина (последняя роль в кино)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Некролог» . Вашингтон Пост . 12 апреля 2006 г.
- ^ Табу. Кинорежиссер Вилгот Сьёман. Архивировано 1 ноября 2005 г. в Wayback Machine , Андерс Оберг, Лундский университет (аннотация докторской диссертации о Вилготе Сьёмане на английском языке).
- ^ Перейти обратно: а б Мартин, Дуглас (11 апреля 2006 г.). «Вильгот Шоман, режиссер без табу, умер в возрасте 81 года (опубликовано в 2006 г.)» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 декабря 2020 г.
- ^ «Берлинале: Лауреаты премии» . berlinale.de . Проверено 13 февраля 2010 г.
- ↑ Некролог , The Guardian , 27 апреля 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Вигот Шеман» . Телеграф . 21 апреля 2006 года . Проверено 8 декабря 2020 г.
Норман Мейлер заявил, что это «одна из самых важных фотографий, которые я когда-либо видел в своей жизни»; но кинокритик Рекс Рид назвал его «мерзким и отвратительным» и описал Шёмана как «очень больного шведа с подавляющим эго и любовью фотографировать лобковые волосы»... Когда Верховный суд наконец разрешил выпуск фильма в прокат, он получил значительную выгоду от огласки. Но кинозрители, ищущие развлечения, в целом были разочарованы. Сексуальные сцены были скорее неожиданными, чем эротичными, и в них доминировало довольно расплывчатое повествование, в котором актеры (Лена Нюман, Борье Альштедт и сам Шеман) играли персонажей со своими именами. Но это стало поворотным моментом для цензуры, и к 1970-м годам обнаженная женщина или обнаженная мужская задница в популярном фильме едва ли поднимала бровь.
- ^ «В горсти карлек (1974)» . Шведский институт кино. 2 марта 2014 г. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г.
- ↑ Шведское телевидение «нанесло ущерб» целостности фильма , BBC News , 12 апреля 2006 г.

Внешние ссылки
[ редактировать ]- Вильгот Сьёман на IMDb
- Вильгот Сьёман в базе данных шведских фильмов
- Десять скандинавских режиссеров – фильм из сборника «Критерий» , включающий Вильгота Сьёмана
- Некролог , The Independent , 12 апреля 2006 г.
- Отсылка «Гнилых помидоров» к фильмам Сьомана