Ууно Клами


Ууно (Калерво) Клами (20 сентября 1900, Виролахти — 29 мая 1961, Виролахти) — финский композитор современного периода . Он широко известен как один из самых значительных финских композиторов поколения, последовавшего за Яном Сибелиусом . [1]
Он родился в Виролахти . Многие его произведения связаны с « Калевалой» . На него повлияла французская и испанская музыка, и особенно Морис Равель , которого он питал особым уважением. [2]
Ядро творчества Клами составляет ряд произведений, связанных с финским национальным эпосом « Калевала» , среди наиболее заметных из которых: пятичастная « Калевала сарья» ( сюита «Калевала» ; 1933, р. 1943), вдохновленная Стравинского «Обрядом крещения» . Весна ; симфоническая поэма Lemminkäisen seikkailut saaressa (« Островные приключения Лемминкяйнена» ; 1934); и незаконченный балет «Пьёртейта» ( «Вихри» ), сохранившийся в виде двух сюит. Центральное место в наследии Клами занимает шестичастная оркестровая сюита «Мерикувиа» ( Sea Pictures ; 1932); « Карельская рапсодия» (1927); и «Псалм» (1936), оратория для солистов, смешанная, хора и оркестра. Он также написал две пронумерованные симфонии , в 1938 и 1945 годах соответственно, а также два фортепианных концерта (1925, 1950), Скрипичный концерт (1943) и Черемиссианскую фантазию для виолончели с оркестром (1931).
Участвовал в шести вооруженных конфликтах, в том числе в двух войнах в Карелии , Гражданской войне в Финляндии , Войне за независимость Эстонии , Зимней войне 1939–40 и Войне-продолжении 1941–44.
Биография
[ редактировать ]


Клами изучала музыку в Хельсинки у Эркки Мелартина , а затем в Париже и Вене . Клами «Карельская рапсодия» , часть его первого композиционного концерта в 1928 году, имела скандальный успех и привлекла к нему значительное внимание. Среди его основных произведений — сюита «Калевала» и неоконченный балет «Вихри» . Оратория «Псалм» (1936) занимает уникальное место в финской духовной музыке и является одним из самых уважаемых произведений финнов, помимо Яна Сибелиуса . [ нужна ссылка ] Клами также экспериментировал с симфонической формой в своих двух симфониях (1938 и 1945) и «Детской симфонии» (1927), а также с формой концерта в своих двух фортепианных концертах (№ 1 Une nuit à Montmartre и № 2 для фортепиано и струнных инструментов) и Концерт для скрипки с оркестром (1943). как мастера миниатюрных оркестровых произведений Оркестровая сюита «Морские картины» также считается одним из его главных достижений. По рекомендации Сибелиуса ему был предоставлен небольшой пожизненный доход от правительства. В 1959 году он стал членом Финской академии наук и литературы (одна из высших наград Финляндии).
Клами умер от сердечного приступа в Виролахти в возрасте 60 лет, управляя своей любимой лодкой «Миина».
Наследие
[ редактировать ]Прием и запись
[ редактировать ]Получивший признание при жизни, «Клами» сегодня редко можно услышать за пределами стран Северной Европы , за исключением, пожалуй, «Калевальской сюиты» .
Бум звукозаписи 1990-х годов привел к тому, что все основные произведения Клами стали доступны публике, хотя часто только в одной интерпретации каждой композиции.
Клами Несмотря на эти проекты, большая часть творчества остается незаписанной (и неопубликованной), и он получил значительно меньше внимания со стороны звукозаписывающих компаний по сравнению с другими финскими композиторами, такими как Лееви Мадетойя , Аулис Саллинен и Йоонас Кокконен .
Мемориалы
[ редактировать ]Основанное в 1987 году в Хельсинки Общество Ууно Клами существует для признания композитора и содействия публикации, академическому изучению и исполнению его музыки. На первом общем собрании 16 мая 1988 года председателем была избрана музыковед Хелена Тюрвяйнен; она занимала этот пост в течение 22 лет до 2010 года. Кроме того, каждые пять лет Синфониетта Кюми и города Котка и Коувола (каждый из которых расположен в регионе Кюменлааксо на юге Финляндии, в котором родилась Клами) совместно проводят Международный фестиваль Ууно Клами. Конкурс композиций , целью которого является повышение международного признания Клами и его музыки при одновременном расширении репертуара современных европейских произведений для оркестра размером с симфониетту . Первое мероприятие состоялось в 2003–2004 годах с последующими итерациями в 2008–09 годах (II), 2013–14 годах (III) и 2018–19 годах (IV). Kymi Sinfonietta исполняет композиции, вошедшие в шорт-лист, на заключительном концерте, а жюри (под председательством финского композитора Калеви Ахо ) присуждает три главных приза. Также предусмотрен приз зрительских симпатий и награды участвующих муниципалитетов.
Почести и звания
[ редактировать ]- 1925 : Диплом Хельсинкского музыкального института.
- 1927 : Премия за композицию в размере 3000 марок, Фонд Ялмара Песонена.
- 1928 : Грант в размере 10 000 марок, Альфреда Корделина. Фонд
- 1929 : Грант в размере 10 000 марок, Фонд Корделина.
- 1929–32 : Учитель музыки, Народная консерватория.
- 1930 : Музыкальный критик, Илталехти и Аджа Сана.
- 1931 : Музыкальный критик, Новая Финляндия.
- 1932–59 : Музыкальный критик, Хельсингинский саномат.
- 1932 : Грант в размере 8000 долларов, Фонд Корделина.
- 1933 : Грант в размере 12 000 долларов, Фонд Корделина.
- 1935 : Грант в размере 20 000 марок (от кого?)
- 1937 : Грант в размере 15 000 марок (от кого?)
- 1938 : Ассоциированный член Общества «Калевала».
- 1939–43 : Ежегодная государственная стипендия в размере 12 000 марок в год.
- 1944 : Грант Финского фонда культуры в размере 150 000 марок.
- 1945–47 : член Общества финских композиторов.
- 1946 Общества финских композиторов. : Грант в размере 50 000 марок, Фонд Сибелиуса
- 1949 : Член-основатель Финского общества современной музыки.
- 1950 : Грант в размере 100 000 марок, Фонд Сибелиуса.
- 1952 : Грант в размере 100 000 марок, Фонд Сибелиуса.
- 1957 — Член финской делегации на Втором съезде Союза композиторов СССР.
- 1958–61 : член правления Общества финских композиторов.
- 1959–61 : член Финляндской академии.
- 1961 : Первый заместитель председателя Общества «Калевала».
Выбрать список композиций
[ редактировать ]Симфонии
[ редактировать ]- Symphonie enfantine ( Детская симфония ) , для камерного оркестра, соч. 17 (1928); три движения [3] [4] [5]
- Симфония № 1 для оркестра (1937–38); четыре движения [6] [7]
- Симфония № 2 , для оркестра, соч. 35 (1945); четыре движения [6] [4]
концертанте
[ редактировать ]- Концерт для фортепиано с оркестром № 1, Une nuit à Montmartre ( Ночь на Монмартре ), для фортепиано с оркестром, соч. 8 (1925 г.); три движения [8] [а]
- Tšeremissiläinen fantasia ( Черемиссианская фантазия ) , для виолончели с оркестром, соч. 19 (1931); два движения [9]
- Интродукция и этюд Staccato для трубы и камерного оркестра (1931–32) [10]
- Эскиз , для скрипки и струнных (1932) [11]
- Интермеццо , для английского рожка и камерного оркестра (1937) [10]
- Концерт для скрипки с оркестром, соч. 32 (1939–43; переписано в 1954 г.); три движения [12] [13] [б]
- Фортепианный концерт № 2 , для фортепиано и струнных, соч. 41 (1950); три движения [8]
- Тема с семью вариациями и кодой , для виолончели с оркестром, соч. 44 (1953–54) [9] [14]
Музыка для сцены
[ редактировать ]- Intohimot jalavien varjossa ( «Желание под вязами »), музыкальная композиция для кларнета, трубы, скрипки и фортепиано (1930); пьеса Юджина О'Нила
- Аранжировка Клами в 1931 году как Rag-time and Blues , квинтет для вышеуказанных инструментов плюс дополнительная скрипка.
- Тухларипоика ( «Блудный сын» ), музыкальная композиция для мужского голоса, хора, флейты, кларнета, фортепиано и струнных (1945); пьеса Марина Држича (перевод на финский Яло Калима ) [9]
- Пьёртейта ( «Вихри ») , неоконченный балет («символические танцевальные сцены») в трёх действиях по легенде Сампо из «Калевалы » (1957–61): [15]
- Акт I сохранился как фортепианная партитура Клами (1958; оркестровая партитура считается утерянной); он был оркестрован финским композитором Калеви Ахо в конце 1980-х годов, а премьера состоялась в 1988 году. [16]
- Акт II (задуманный как дивертисмент ) — единственный из трех актов, сохранившийся в оркестровке Клами; в 1960 году он написал отрывки из двух балетных сюит. [17]
- Акт III либо утерян, либо никогда не был написан. [18]
Голос и оркестр
[ редактировать ]- «Псалм» , оратория в двух частях для сопрано, баритона, смешанного хора, органа и оркестра (1932–36); текст Джона Каянуса [15]
- Випусесса кянти ( «В чреве Випунен »), симфоническая поэма (?) для баритона, мужского хора и оркестра (1938); текст из «Калевалы» [19]
- «Песня Кууярви» озера , баллада для баритона с оркестром (1956); текст Юрьё Юлха [20] [21]
- Култасауваллинен ( «Носитель золотого посоха» ), кантата в четырех частях для сопрано, баритона, смешанного хора и оркестра (1960–61); текст Мартти Хаавио [12]
Сюиты для оркестра
[ редактировать ]- Kohtauksia nukketeatterista ( «Сцены из кукольного театра »), сюита для камерного оркестра (оркестровка 1931; оригинальная театральная партитура 1925 года для двух фортепиано утеряна); пять движений [8] [22]
- Hommage à Haendel ( Посвящение Генделю ), сюита для фортепиано и струнных, соч. 21 (1931); четыре движения [10] [5]
- «Сцены из деревенской жизни» , сюита для камерного оркестра (1932); шесть движений [23]
- Мерикувия ( «Морские картинки» ) , сюита для оркестра (1930–32); шесть движений [20]
- Калевала-сарджа ( Калевальская сюита ) , пятитоновые картины для оркестра, соч. 23 (1930–33; № 3 добавлен в 1943 г.); по мотивам рассказов «Калевалы» ; пять (первоначально четыре) движения [24]
- Sarja jousiorkesterille (Сюита для струнного оркестра) (1937); четыре движения [25] [5]
- Сюита для малого оркестра , соч. 37 (1946); три движения [25] [5]
Другие произведения для оркестра
[ редактировать ]- Карельская рапсодия ( Карельская рапсодия ), для оркестра, соч. 15 (1927) [24]
- Opernredoute , концертный вальс для оркестра, соч. 20 (1929) [26]
- «Радостные серенады» для ; камерного оркестра (1933) четыре движения [6] [22]
- Хельсинкский марш (1934 г.)
- Симфоническая ( Островные приключения Лемминкяйнена» поэма для оркестра « 1934); по мотивам «Калевалы» ; Первая попытка Клами сочинить центральное скерцо для сюиты «Калевала» , позже снятое и сделанное самостоятельным произведением. [20] [27]
- танцы Карельские , для камерного оркестра ( 1935) [25]
- «Нуммисуутарит» ( «Сапожник на пустоши »), концертная увертюра для оркестра (1936); по пьесе Алексиса Киви [26] [28]
- Суоменлинна , концертная увертюра для оркестра, соч. 30 (1939–40; переписано в 1944 г.); вдохновленный островами ; позже переименован в море . на Крепость [3] [29] [с]
- Испанские серенады , ; для камерного оркестра (1944) четыре движения [6]
- Кунингас Лир ( «Король Лир» ), концертная увертюра для оркестра, соч. 33 (1944–45); не имеющий отношения к одноименной эстрадной музыке (камерный ансамбль, 1936–37). [23] [7]
- Велосипедист для оркестра ( , рондо 1946) [15]
- Карьялайнен тори ( Карельский рынок ), для оркестра, соч. 39 (1947) [24]
- Revontulet ( Северное сияние . ), фантазия для оркестра, соч 38 (1946–48); вдохновлен естественным светом [25]
- All'ouvertura , концертная увертюра для оркестра, соч. 43 (1951) [30]
Камера
[ редактировать ]- Соната си ♭ минор, для альта и фортепиано, соч. 6 (1920)
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Французский подзаголовок принадлежит не Клами, а финскому композитору Эрнесту Пингуду . [8]
- ↑ Оригинальная версия Скрипичного концерта (1943) была утеряна в Стокгольме в 1944 году, что побудило Клами переписать произведение в 1954 году. По словам Хейкки Поройлы, две версии настолько отличаются друг от друга, что их «следует рассматривать как независимые произведения». (« Версии настолько разные, что к ним следует относиться как к самостоятельным произведениям »). В 1957 году версия концерта 1943 года была найдена в архивах Шведской радиовещательной корпорации . [12] [13]
- ↑ Оригинальная версия увертюры «Суоменлинна» (1940) была утеряна в Германии во время Второй мировой войны , что побудило Клами переписать пьесу в 1944 году на основе своих оригинальных эскизов. [15] [29]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Х. Тюрвяйнен (ODE 854–2) 1995 , стр. 3).
- ^ Тюрвяйнен, Хелена. «Клами, Ууно (Калерво)» . Гроув Музыка онлайн . Оксфордская музыка онлайн . Проверено 27 февраля 2014 г. (требуется подписка)
- ^ Перейти обратно: а б Х. Пороила 2012 , стр. 18.
- ^ Перейти обратно: а б Т. Оллила-Ханникайнен – Ундина (ODE858–2) 1996 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д К. Ахо (BIS–CD–806) 1997 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Х. Пороила 2012 , стр. 17.
- ^ Перейти обратно: а б Т. Оллила-Ханникайнен – Ундина (ODE854–2) 1995 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Х. Пороила 2012 , стр. 9.
- ^ Перейти обратно: а б с Х. Пороила 2012 , стр. 19.
- ^ Перейти обратно: а б с Х. Пороила 2012 , стр. 6.
- ^ Х. Пороила 2012 , стр. 5.
- ^ Перейти обратно: а б с Х. Пороила 2012 , стр. 10.
- ^ Перейти обратно: а б К. Ахо (BIS–CD–696) 1997 , с. 6.
- ^ Х. Тюрвяйнен (BIS–CD–676) 1994 , стр. 8–9.
- ^ Перейти обратно: а б с д Х. Пороила 2012 , стр. 15.
- ^ К. Ахо (BIS–CD–696) 1997 , стр. 7–8.
- ^ Э. Салменхаара (BIS–CD–656) 1994 , стр. 6–8.
- ^ К. Ахо (BIS–CD–696) 1997 , стр. 6–8.
- ^ Х. Пороила 2012 , стр. 20.
- ^ Перейти обратно: а б с Х. Пороила 2012 , стр. 12.
- ^ Э. Салменхаара (BIS–CD–656) 1994 , стр. 5–6.
- ^ Перейти обратно: а б А. Хяюринен (ABCD 235) 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Х. Пороила 2012 , стр. 11.
- ^ Перейти обратно: а б с Х. Пороила 2012 , стр. 8.
- ^ Перейти обратно: а б с д Х. Пороила 2012 , стр. 16.
- ^ Перейти обратно: а б Х. Пороила 2012 , стр. 14.
- ^ Э. Салменхаара (BIS–CD–656) 1994 , стр. 5.
- ^ Х. Тюрвяйнен (BIS–CD–676) 1994 , стр. 8.
- ^ Перейти обратно: а б К. Ахо (BIS–CD–696) 1997 , с. 5–6.
- ^ Х. Пороила 2012 , стр. 4.
Источники
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Ахо, Калеви и Валконен, Марджо: Ууно Клами: Жизнь и творчество. Вернер Сёдерстрем Осакейтиё, Хельсинки, 1999 год. ISBN 951-0-25249-2
- Пороила, Хейкки (2012). Юнайтед Ууно Клами (Список произведений Ууно Клами) . Хельсинки: Финская ассоциация музыкальных библиотек. ISBN 978-952-5363-30-2 .
- Корхонен, Киммо: «Изобретение финской музыки». Финский музыкальный информационный центр 2003.
- Лехтонен, Тиина-Майя: «Ууно Клами: Работает». Фонд Кюменлааксо Финского фонда культуры 1986.
- Тюрвяйнен, Хелена: «История успеха человека, который выковал Сампо». Ежеквартальный журнал финской музыки , 2/2000, стр. 2–11.
Примечания
[ редактировать ]- Ахо, Калеви (1997). Ууно Клами: Вихри, Акт I / Концерт для скрипки с оркестром / Суоменлинна (буклет на компакт-диске). Осмо Вянска и симфонический оркестр Лахти. БИС. CD–696 . ОСЛК 40569371
- Ахо, Калеви (1997). Ууно Клами: Enfantine Symphonie / Hommage à Haendel / Сюита для струнных / Сюита для малого оркестра (буклет на компакт-диске). Жан-Жак Канторов и Тапиола Синфониетта. АВТОБУС. CD–806 . ОСЛК 39797823
- Салменхаара, Эркки (1994). Ууно Клами: Водовороты, Балет: Сюиты 1 и 2 / Приключения Лемминкяйнена на острове / Песня озера Кууярви (буклет на компакт-диске). Осмо Вянска и симфонический оркестр Лахти. БИС. CD–656 . ОСЛК 31799770
- Тюрвяйнен, Хелена (1994). Ууно Клами: Сапожники на пустоши, Увертюра / Тема с семью вариациями и кодой / Сюита «Калевала» (буклет на компакт-диске). Осмо Вянска и симфонический оркестр Лахти. БИС. CD–676 . ОСЛК 32530002
- Ууно Клами: Симфония No. 1 / Увертюра «Король Лир» (буклет на компакт-диске). Туомас Оллила-Ханникайнен и Филармонический оркестр Тампере. Ундина. 1995. ODE854–2 .
{{cite AV media notes}}
: CS1 maint: others in cite AV media (notes) (link) ОСЛК 36076621 - Ууно Клами: Симфония No. 2 / Анфантинская симфония (буклет на компакт-диске). Туомас Оллила-Ханникайнен и Филармонический оркестр Тампере. Ундина. 1996. ОДЕ858-2 .
{{cite AV media notes}}
: CS1 maint: others in cite AV media (notes) (link) ОСЛК 36076789
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тюрвяйнен, Хелена: К серии «Калевала»: идентичность, эклектика и след Франции в музыке Ууно Клама. (Диссертация.) Acta Musicologica Fennica, 30. Хельсинкский университет, 2013. ISSN 0587-2448 . ISBN 978-951-98479-9-3 . 978-951-98479-9-3 Онлайн-версия.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Информация о Клами в Wayback Machine (архивировано 3 мая 2008 г.)
- Главная страница Общества Ууно Клами (на финском языке)
- Международный конкурс композиции Ууно Клами
- 1900 рождений
- 1961 смертей
- Люди из Виролахти
- Жители Выборгской губернии (Великое княжество Финляндское)
- Финские композиторы-классики
- Композиторы-классики XX века
- Участники Гражданской войны в Финляндии (Белая сторона)
- Финские военнослужащие Второй мировой войны
- Финские композиторы-мужчины-классики
- Похороны на кладбище Хиетаниеми
- Музыканты-мужчины 20-го века
- Финские композиторы ХХ века