Jump to content

Ууно Клами

Клами ок. 1930 г.
подпись Клами

Ууно (Калерво) Клами (20 сентября 1900, Виролахти — 29 мая 1961, Виролахти) — финский композитор современного периода . Он широко известен как один из самых значительных финских композиторов поколения, последовавшего за Яном Сибелиусом . [1]

Он родился в Виролахти . Многие его произведения связаны с « Калевалой» . На него повлияла французская и испанская музыка, и особенно Морис Равель , которого он питал особым уважением. [2]

Ядро творчества Клами составляет ряд произведений, связанных с финским национальным эпосом « Калевала» , среди наиболее заметных из которых: пятичастная « Калевала сарья» ( сюита «Калевала» ; 1933, р. 1943), вдохновленная Стравинского «Обрядом крещения» . Весна ; симфоническая поэма Lemminkäisen seikkailut saaressa Островные приключения Лемминкяйнена» ; 1934); и незаконченный балет «Пьёртейта» ( «Вихри» ), сохранившийся в виде двух сюит. Центральное место в наследии Клами занимает шестичастная оркестровая сюита «Мерикувиа» ( Sea Pictures ; 1932); « Карельская рапсодия» (1927); и «Псалм» (1936), оратория для солистов, смешанная, хора и оркестра. Он также написал две пронумерованные симфонии , в 1938 и 1945 годах соответственно, а также два фортепианных концерта (1925, 1950), Скрипичный концерт (1943) и Черемиссианскую фантазию для виолончели с оркестром (1931).

Участвовал в шести вооруженных конфликтах, в том числе в двух войнах в Карелии , Гражданской войне в Финляндии , Войне за независимость Эстонии , Зимней войне 1939–40 и Войне-продолжении 1941–44.

Биография

[ редактировать ]
Финский композитор Эркки Мелартин , у которого Клами училась в Хельсинкском музыкальном институте в 1920 году.
Финский дирижер Тойво Хаапанен дирижировал вторым (1931), третьим (1943) и четвертым (1946) концертами композиции Клами.
Финский дирижер Георг Шнеевойгт представил многие произведения Клами, в том числе его самое известное: первоначальную четырехчастную версию сюиты «Калевала» .

Клами изучала музыку в Хельсинки у Эркки Мелартина , а затем в Париже и Вене . Клами «Карельская рапсодия» , часть его первого композиционного концерта в 1928 году, имела скандальный успех и привлекла к нему значительное внимание. Среди его основных произведений — сюита «Калевала» и неоконченный балет «Вихри» . Оратория «Псалм» (1936) занимает уникальное место в финской духовной музыке и является одним из самых уважаемых произведений финнов, помимо Яна Сибелиуса . [ нужна ссылка ] Клами также экспериментировал с симфонической формой в своих двух симфониях (1938 и 1945) и «Детской симфонии» (1927), а также с формой концерта в своих двух фортепианных концертах (№ 1 Une nuit à Montmartre и № 2 для фортепиано и струнных инструментов) и Концерт для скрипки с оркестром (1943). как мастера миниатюрных оркестровых произведений Оркестровая сюита «Морские картины» также считается одним из его главных достижений. По рекомендации Сибелиуса ему был предоставлен небольшой пожизненный доход от правительства. В 1959 году он стал членом Финской академии наук и литературы (одна из высших наград Финляндии).

Клами умер от сердечного приступа в Виролахти в возрасте 60 лет, управляя своей любимой лодкой «Миина».

Наследие

[ редактировать ]

Прием и запись

[ редактировать ]

Получивший признание при жизни, «Клами» сегодня редко можно услышать за пределами стран Северной Европы , за исключением, пожалуй, «Калевальской сюиты» .

Бум звукозаписи 1990-х годов привел к тому, что все основные произведения Клами стали доступны публике, хотя часто только в одной интерпретации каждой композиции.

Клами Несмотря на эти проекты, большая часть творчества остается незаписанной (и неопубликованной), и он получил значительно меньше внимания со стороны звукозаписывающих компаний по сравнению с другими финскими композиторами, такими как Лееви Мадетойя , Аулис Саллинен и Йоонас Кокконен .

Мемориалы

[ редактировать ]

Основанное в 1987 году в Хельсинки Общество Ууно Клами существует для признания композитора и содействия публикации, академическому изучению и исполнению его музыки. На первом общем собрании 16 мая 1988 года председателем была избрана музыковед Хелена Тюрвяйнен; она занимала этот пост в течение 22 лет до 2010 года. Кроме того, каждые пять лет Синфониетта Кюми и города Котка и Коувола (каждый из которых расположен в регионе Кюменлааксо на юге Финляндии, в котором родилась Клами) совместно проводят Международный фестиваль Ууно Клами. Конкурс композиций , целью которого является повышение международного признания Клами и его музыки при одновременном расширении репертуара современных европейских произведений для оркестра размером с симфониетту . Первое мероприятие состоялось в 2003–2004 годах с последующими итерациями в 2008–09 годах (II), 2013–14 годах (III) и 2018–19 годах (IV). Kymi Sinfonietta исполняет композиции, вошедшие в шорт-лист, на заключительном концерте, а жюри (под председательством финского композитора Калеви Ахо ) присуждает три главных приза. Также предусмотрен приз зрительских симпатий и награды участвующих муниципалитетов.

Почести и звания

[ редактировать ]
  • 1925 : Диплом Хельсинкского музыкального института.
  • 1927 : Премия за композицию в размере 3000 марок, Фонд Ялмара Песонена.
  • 1928 : Грант в размере 10 000 марок, Альфреда Корделина. Фонд
  • 1929 : Грант в размере 10 000 марок, Фонд Корделина.
  • 1929–32 : Учитель музыки, Народная консерватория.
  • 1930 : Музыкальный критик, Илталехти и Аджа Сана.
  • 1931 : Музыкальный критик, Новая Финляндия.
  • 1932–59 : Музыкальный критик, Хельсингинский саномат.
  • 1932 : Грант в размере 8000 долларов, Фонд Корделина.
  • 1933 : Грант в размере 12 000 долларов, Фонд Корделина.
  • 1935 : Грант в размере 20 000 марок (от кого?)
  • 1937 : Грант в размере 15 000 марок (от кого?)
  • 1938 : Ассоциированный член Общества «Калевала».
  • 1939–43 : Ежегодная государственная стипендия в размере 12 000 марок в год.
  • 1944 : Грант Финского фонда культуры в размере 150 000 марок.
  • 1945–47 : член Общества финских композиторов.
  • 1946 Общества финских композиторов. : Грант в размере 50 000 марок, Фонд Сибелиуса
  • 1949 : Член-основатель Финского общества современной музыки.
  • 1950 : Грант в размере 100 000 марок, Фонд Сибелиуса.
  • 1952 : Грант в размере 100 000 марок, Фонд Сибелиуса.
  • 1957 — Член финской делегации на Втором съезде Союза композиторов СССР.
  • 1958–61 : член правления Общества финских композиторов.
  • 1959–61 : член Финляндской академии.
  • 1961 : Первый заместитель председателя Общества «Калевала».

Выбрать список композиций

[ редактировать ]

Симфонии

[ редактировать ]

концертанте

[ редактировать ]
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 1, Une nuit à Montmartre ( Ночь на Монмартре ), для фортепиано с оркестром, соч. 8 (1925 г.); три движения [8] [а]
  • Tšeremissiläinen fantasia ( Черемиссианская фантазия ) , для виолончели с оркестром, соч. 19 (1931); два движения [9]
  • Интродукция и этюд Staccato для трубы и камерного оркестра (1931–32) [10]
  • Эскиз , для скрипки и струнных (1932) [11]
  • Интермеццо , для английского рожка и камерного оркестра (1937) [10]
  • Концерт для скрипки с оркестром, соч. 32 (1939–43; переписано в 1954 г.); три движения [12] [13] [б]
  • Фортепианный концерт № 2 , для фортепиано и струнных, соч. 41 (1950); три движения [8]
  • Тема с семью вариациями и кодой , для виолончели с оркестром, соч. 44 (1953–54) [9] [14]

Музыка для сцены

[ редактировать ]
  • Intohimot jalavien varjossa ( «Желание под вязами »), музыкальная композиция для кларнета, трубы, скрипки и фортепиано (1930); пьеса Юджина О'Нила
    • Аранжировка Клами в 1931 году как Rag-time and Blues , квинтет для вышеуказанных инструментов плюс дополнительная скрипка.
  • Тухларипоика ( «Блудный сын» ), музыкальная композиция для мужского голоса, хора, флейты, кларнета, фортепиано и струнных (1945); пьеса Марина Држича (перевод на финский Яло Калима ) [9]
  • Пьёртейта ( «Вихри ») , неоконченный балет («символические танцевальные сцены») в трёх действиях по легенде Сампо из «Калевалы » (1957–61): [15]
    • Акт I сохранился как фортепианная партитура Клами (1958; оркестровая партитура считается утерянной); он был оркестрован финским композитором Калеви Ахо в конце 1980-х годов, а премьера состоялась в 1988 году. [16]
    • Акт II (задуманный как дивертисмент ) — единственный из трех актов, сохранившийся в оркестровке Клами; в 1960 году он написал отрывки из двух балетных сюит. [17]
    • Акт III либо утерян, либо никогда не был написан. [18]

Голос и оркестр

[ редактировать ]

Сюиты для оркестра

[ редактировать ]
  • Kohtauksia nukketeatterista ( «Сцены из кукольного театра »), сюита для камерного оркестра (оркестровка 1931; оригинальная театральная партитура 1925 года для двух фортепиано утеряна); пять движений [8] [22]
  • Hommage à Haendel ( Посвящение Генделю ), сюита для фортепиано и струнных, соч. 21 (1931); четыре движения [10] [5]
  • «Сцены из деревенской жизни» , сюита для камерного оркестра (1932); шесть движений [23]
  • Мерикувия ( «Морские картинки» ) , сюита для оркестра (1930–32); шесть движений [20]
  • Калевала-сарджа ( Калевальская сюита ) , пятитоновые картины для оркестра, соч. 23 (1930–33; № 3 добавлен в 1943 г.); по мотивам рассказов «Калевалы» ; пять (первоначально четыре) движения [24]
  • Sarja jousiorkesterille (Сюита для струнного оркестра) (1937); четыре движения [25] [5]
  • Сюита для малого оркестра , соч. 37 (1946); три движения [25] [5]

Другие произведения для оркестра

[ редактировать ]
  • Карельская рапсодия ( Карельская рапсодия ), для оркестра, соч. 15 (1927) [24]
  • Opernredoute , концертный вальс для оркестра, соч. 20 (1929) [26]
  • «Радостные серенады» для ; камерного оркестра (1933) четыре движения [6] [22]
  • Хельсинкский марш (1934 г.)
  • Симфоническая ( Островные приключения Лемминкяйнена» поэма для оркестра « 1934); по мотивам «Калевалы» ; Первая попытка Клами сочинить центральное скерцо для сюиты «Калевала» , позже снятое и сделанное самостоятельным произведением. [20] [27]
  • танцы Карельские , для камерного оркестра ( 1935) [25]
  • «Нуммисуутарит» ( «Сапожник на пустоши »), концертная увертюра для оркестра (1936); по пьесе Алексиса Киви [26] [28]
  • Суоменлинна , концертная увертюра для оркестра, соч. 30 (1939–40; переписано в 1944 г.); вдохновленный островами ; позже переименован в море . на Крепость [3] [29] [с]
  • Испанские серенады , ; для камерного оркестра (1944) четыре движения [6]
  • Кунингас Лир ( «Король Лир» ), концертная увертюра для оркестра, соч. 33 (1944–45); не имеющий отношения к одноименной эстрадной музыке (камерный ансамбль, 1936–37). [23] [7]
  • Велосипедист для оркестра ( , рондо 1946) [15]
  • Карьялайнен тори ( Карельский рынок ), для оркестра, соч. 39 (1947) [24]
  • Revontulet ( Северное сияние . ), фантазия для оркестра, соч 38 (1946–48); вдохновлен естественным светом [25]
  • All'ouvertura , концертная увертюра для оркестра, соч. 43 (1951) [30]
  • Соната си минор, для альта и фортепиано, соч. 6 (1920)

Примечания, ссылки и источники

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Французский подзаголовок принадлежит не Клами, а финскому композитору Эрнесту Пингуду . [8]
  2. Оригинальная версия Скрипичного концерта (1943) была утеряна в Стокгольме в 1944 году, что побудило Клами переписать произведение в 1954 году. По словам Хейкки Поройлы, две версии настолько отличаются друг от друга, что их «следует рассматривать как независимые произведения». (« Версии настолько разные, что к ним следует относиться как к самостоятельным произведениям »). В 1957 году версия концерта 1943 года была найдена в архивах Шведской радиовещательной корпорации . [12] [13]
  3. Оригинальная версия увертюры «Суоменлинна» (1940) была утеряна в Германии во время Второй мировой войны , что побудило Клами переписать пьесу в 1944 году на основе своих оригинальных эскизов. [15] [29]
  1. ^ Х. Тюрвяйнен (ODE 854–2) 1995 , стр. 3).
  2. ^ Тюрвяйнен, Хелена. «Клами, Ууно (Калерво)» . Гроув Музыка онлайн . Оксфордская музыка онлайн . Проверено 27 февраля 2014 г. (требуется подписка)
  3. ^ Перейти обратно: а б Х. Пороила 2012 , стр. 18.
  4. ^ Перейти обратно: а б Т. Оллила-Ханникайнен – Ундина (ODE858–2) 1996 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д К. Ахо (BIS–CD–806) 1997 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Х. Пороила 2012 , стр. 17.
  7. ^ Перейти обратно: а б Т. Оллила-Ханникайнен – Ундина (ODE854–2) 1995 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Х. Пороила 2012 , стр. 9.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Х. Пороила 2012 , стр. 19.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Х. Пороила 2012 , стр. 6.
  11. ^ Х. Пороила 2012 , стр. 5.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Х. Пороила 2012 , стр. 10.
  13. ^ Перейти обратно: а б К. Ахо (BIS–CD–696) 1997 , с. 6.
  14. ^ Х. Тюрвяйнен (BIS–CD–676) 1994 , стр. 8–9.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д Х. Пороила 2012 , стр. 15.
  16. ^ К. Ахо (BIS–CD–696) 1997 , стр. 7–8.
  17. ^ Э. Салменхаара (BIS–CD–656) 1994 , стр. 6–8.
  18. ^ К. Ахо (BIS–CD–696) 1997 , стр. 6–8.
  19. ^ Х. Пороила 2012 , стр. 20.
  20. ^ Перейти обратно: а б с Х. Пороила 2012 , стр. 12.
  21. ^ Э. Салменхаара (BIS–CD–656) 1994 , стр. 5–6.
  22. ^ Перейти обратно: а б А. Хяюринен (ABCD 235) 2008 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б Х. Пороила 2012 , стр. 11.
  24. ^ Перейти обратно: а б с Х. Пороила 2012 , стр. 8.
  25. ^ Перейти обратно: а б с д Х. Пороила 2012 , стр. 16.
  26. ^ Перейти обратно: а б Х. Пороила 2012 , стр. 14.
  27. ^ Э. Салменхаара (BIS–CD–656) 1994 , стр. 5.
  28. ^ Х. Тюрвяйнен (BIS–CD–676) 1994 , стр. 8.
  29. ^ Перейти обратно: а б К. Ахо (BIS–CD–696) 1997 , с. 5–6.
  30. ^ Х. Пороила 2012 , стр. 4.

Источники

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]
  • Ахо, Калеви и Валконен, Марджо: Ууно Клами: Жизнь и творчество. Вернер Сёдерстрем Осакейтиё, Хельсинки, 1999 год. ISBN   951-0-25249-2
  • Пороила, Хейкки (2012). Юнайтед Ууно Клами (Список произведений Ууно Клами) . Хельсинки: Финская ассоциация музыкальных библиотек. ISBN  978-952-5363-30-2 .
  • Корхонен, Киммо: «Изобретение финской музыки». Финский музыкальный информационный центр 2003.
  • Лехтонен, Тиина-Майя: «Ууно Клами: Работает». Фонд Кюменлааксо Финского фонда культуры 1986.
  • Тюрвяйнен, Хелена: «История успеха человека, который выковал Сампо». Ежеквартальный журнал финской музыки , 2/2000, стр. 2–11.

Примечания

[ редактировать ]
  • Ахо, Калеви (1997). Ууно Клами: Вихри, Акт I / Концерт для скрипки с оркестром / Суоменлинна (буклет на компакт-диске). Осмо Вянска и симфонический оркестр Лахти. БИС. CD–696 .  ОСЛК   40569371
  • Ахо, Калеви (1997). Ууно Клами: Enfantine Symphonie / Hommage à Haendel / Сюита для струнных / Сюита для малого оркестра (буклет на компакт-диске). Жан-Жак Канторов и Тапиола Синфониетта. АВТОБУС. CD–806 .  ОСЛК   39797823
  • Салменхаара, Эркки (1994). Ууно Клами: Водовороты, Балет: Сюиты 1 и 2 / Приключения Лемминкяйнена на острове / Песня озера Кууярви (буклет на компакт-диске). Осмо Вянска и симфонический оркестр Лахти. БИС. CD–656 .  ОСЛК   31799770
  • Тюрвяйнен, Хелена (1994). Ууно Клами: Сапожники на пустоши, Увертюра / Тема с семью вариациями и кодой / Сюита «Калевала» (буклет на компакт-диске). Осмо Вянска и симфонический оркестр Лахти. БИС. CD–676 .  ОСЛК   32530002
  • Ууно Клами: Симфония No. 1 / Увертюра «Король Лир» (буклет на компакт-диске). Туомас Оллила-Ханникайнен и Филармонический оркестр Тампере. Ундина. 1995. ODE854–2 . {{cite AV media notes}}: CS1 maint: others in cite AV media (notes) (link) ОСЛК   36076621
  • Ууно Клами: Симфония No. 2 / Анфантинская симфония (буклет на компакт-диске). Туомас Оллила-Ханникайнен и Филармонический оркестр Тампере. Ундина. 1996. ОДЕ858-2 . {{cite AV media notes}}: CS1 maint: others in cite AV media (notes) (link) ОСЛК   36076789

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: abcb9d03678c4360a6a65d74bfffb632__1717372140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ab/32/abcb9d03678c4360a6a65d74bfffb632.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Uuno Klami - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)