Генрих фон Герцогенберг

Генрих Пико де Пеккадюк, фрайгерр фон Герцогенберг (10 июня 1843 — 9 октября 1900) — австрийский композитор и дирижёр, происходящий из французской аристократической семьи.
Он родился в Граце и получил образование в иезуитской школе в Фельдкирхе , а также в Мюнхене , Дрездене и Граце, прежде чем изучать право, философию и политологию в Венском университете . Вскоре он обратил свою энергию на музыку и до 1864 года посещал классы композиции Феликса Отто Дессоффа . Вначале его привлекала музыка Рихарда Вагнера , но после изучения произведений И.С. Баха он стал приверженцем классической традиции и пропагандистом. на музыку Брамса . В 1866 году он женился на Элизабет фон Штокхаузен , ученице Брамса по игре на фортепиано; Письма Брамса к обоим Герцогенбергам и от них составляют один из самых восхитительных разделов его переписки. Они жили в Граце до 1872 года, когда переехали в Лейпциг . В 1874 году вместе с ученым Баха Филиппом Спиттой Герцогенберг основал Лейпцигское общество Баха-Verein , которое занималось возрождением кантат Баха . Герцогенберг был его художественным руководителем в течение десяти лет, в течение которых Этель Смит была одной из его учениц по композиции. С 1885 года он был профессором композиции в Высшей школе музыки в Берлин . Именно в этом качестве он посоветовал молодому Ральфу Воану Уильямсу учиться у Макса Бруха . Он внезапно умер в Висбадене в возрасте 57 лет; в последние годы жизни он передвигался в инвалидной коляске из-за некроза суставов.
Герцогенберг был хорошо образованным композитором с определенными дарованиями. В 1876 году он написал серию вариаций на тему Брамса (его ор.23, для фортепиано в четыре руки, на песню Брамса Die Trauernde , ор.7 №5), но, несмотря на уговоры Элизабет, Брамс почти никогда не выражал одобрения его работы. Было высказано предположение, что Брамс был задет тем, что Герцогенберг женился на Элизабет, которую он сам очень любил. К концу своей жизни Брамс неохотно несколько смягчился, написав: «Герцогенберг способен сделать больше, чем любой другой».
Хотя Герцогенберга характеризуют как простого эпигона Брамса, многие из его сочинений практически не демонстрируют явного брамсовского влияния: например, его два струнных трио Op.27 №№ 1 и 2; в то время как некоторые ранние сочинения, написанные до его знакомства с Брамсом, имеют общие черты с композитором старшего возраста.
К концу своей жизни он сосредоточился на создании музыки для общинного богослужения в Лютеранской евангелической церкви в Страсбурге под влиянием Фридриха Спитты , брата Филиппа Спитты , который был там профессором богословия, хотя сам Герцогенберг оставался католиком. Его образцами в этих произведениях были оратории и страсти Баха с хоралами, предназначенными для пения прихожан и исполнения лишь небольшим инструментальным ансамблем. Он также написал масштабную мессу в память о Филиппе Спитте, текст для которой подобрал Фридрих Спитта. Считалось, что некоторые из основных работ Герцогенберга были уничтожены во время Второй мировой войны , но вновь появились в 1990-х годах. [ нужна ссылка ]
Работает
[ редактировать ]- Хоровые произведения
- Лидер для смешанного хора, соч. 10 [ 1 ]
- Колумб , соч. 11, Кантата (издана в Лейпциге, 1872 г.). [ 2 ] [ 3 ]
- Псалом 116 , соч. 34 (напечатано Hänssler Musik Verlag, 1990 г.) [ 4 ]
- Клаге Нанны для сопрано, альта, небольшого хора и оркестра, соч. 59 (Лейпциг: Ритер-Бидерманн, 1887) [ 1 ]
- Реквием, соч. 72 (опубликовано в Лейпциге, 1891 г.) [ 1 ] [ 3 ]
- Кантата «Похороны» , соч. 80 (1893) (либретто брата Филиппа Спитты, Фридриха)
- Месса ми минор для солистов, хора и оркестра, соч. 87 [ 4 ] (опубликовано Carus-Verlag в Штутгарте, 2002 г.)
- Оратория «Рождение Христа» , соч. 90 (1894)
- Страсти , соч. 93 (1896)
- Праздник урожая , соч. 104 (издано Лейпцигом: Ритер-Бидерманн, 1899 г.) [ 4 ]
- Вокальные произведения
- Пять песен для высокого голоса и фортепиано, соч. 29 (опубликовано в Лейпциге и Винтертуре, 1881 г.) [ 3 ]
- Пять песен для высокого голоса и фортепиано, соч. 30 (опубликовано в Лейпциге и Винтертуре, 1881 г.) [ 3 ]
- Geistliche Gesänge для высокого голоса, скрипки и органа, соч. 89 [ 1 ]
- Оркестровые произведения
- Девять симфоний:
- Симфония ре минор, WoO 1 (неопубликовано, 1866 г.)
- Симфония ми минор, WoO 2 (неопубликовано, 1871?)
- Одиссей , соч. 16 (опубликовано в Лейпциге, 1873 г.) [ 3 ] [ 4 ]
- Симфония фа мажор, WoO 25 (неопубликовано, 1870–71) [ 5 ]
- Симфоническая пьеса, WoO 26 (неопубликовано, 1872-73?)
- Симфония, WoO 28 (неопубликовано, 1875 г.)
- Симфония до минор, WoO (1878; возможно, идентична симфонии до минор, соч. 50)
- Симфония №. 1 до минор, соч. 50 [ 2 ]
- Симфония №. 2 си ♭ мажор, соч. 70 [ 2 ]
- Концерт для виолончели, WoO.30 (1880) (утерян)
- Серенада, флейта, гобой, кларнет, 2 фагота, 2 валторны и струнные (1879)
- Концерт для скрипки ля мажор Джозеф Иоахим Гевидмет , WoO 4 (1889) [ 6 ]
- Рондо для скрипки с оркестром (Транскрипция рондо К511 Моцарта для фортепиано соло) [ 7 ]
- Камерная музыка
- Фортепианный квинтет до мажор, соч. 17 (1875) [ 8 ] (Лейпциг: Breitkopf & Härtel , 1876 г.) [ 1 ] [ 3 ]
- Струнный квинтет до минор (2 скрипки, 2 альта, виолончель), соч. 77 (Лейпциг: Ритер-Бидерманн, 1892 г. - дата составления и публикации) [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 9 ]
- Фортепианные трио до минор, соч. 24 (1875-6, впервые опубликовано в 1877 году Ритер-Бидерманном) и ре минор, соч. 36 (1882 г., впервые опубликовано в 1884 г. Ритер-Бидерманном) (оба переизданы Carus-Verlag , 2001 г.)
- Струнные трио, соч. 27 нет. 1 в А (1879 г.) и нет. 2 в F [ 10 ] (из записей cpo)
- Пять струнных квартетов, соч. 18 ре минор, [ 3 ] оп. 42 шт. 1–3 (соль минор, ре минор и соль мажор), посвященные Иоганнесу Брамсу (издание Лейпциг: Rieter-Biedermann, 1884), [ 2 ] [ 4 ] оп. 63 фа минор, посвященная Йозефу Иоахиму [ 11 ]
- Квинтет для духовых инструментов и фортепиано, соч. 43 ми ♭ мажор [ 12 ]
- Трио для фортепиано, гобоя и валторны, соч. 61
- 2 фортепианных квартета, соч. 75 и 95 (посвящены Брамсу)
- 3 Legends (3 легенды) для альта и фортепиано, соч. 62 (1889) [ 4 ]
- Сонаты, в том числе
- Соната для скрипки соч. 32 в Йозефе Иоахиме Гевидмете [ 2 ] [ 13 ] [ 14 ] (Лейпциг: Ритер-Бидерманн, 1882 г.)
- Соната для скрипки, соч. 54 в E ♭ (опубликовано в Лейпциге, 1887 г.) [ 3 ]
- Соната для скрипки, ор. 78 ре минор (Лейпциг: Ритер-Бидерманн, 1892) [ 1 ]
- Соната для виолончели No. 1 ля минор, соч. 52 (около 1886 г.) [ 2 ] [ 15 ]
- Соната для виолончели No. 2 ре мажор, соч. 64 (1890) [ 4 ]
- Соната для виолончели No. 3 ми ♭ мажор, соч. 94 (около 1895 г.) [ 15 ] (Лейпциг: Дж. Ритер-Бидерманн, 1897 г.) [ 2 ]
- Фортепианная музыка
- Восемь вариаций, соч. 3 [ 4 ]
- Четыре фэнтези-пьесы, соч. 4 (издано в Лейпциге около 1866 г.) [ 3 ]
- «Фантастические танцы» , соч. 9 (опубликовано около 1870 г. в Вене) [ 3 ]
- Темы и вариации, соч. 13 для 2-х фортепиано (Вена: Готард, 1872) [ 1 ]
- Вариации на тему Иоганна Брамса для четырех рук, соч. 23 (Грефелинг: В. Волленвебер, 1998)
- Аллотрия для фортепианного дуэта, соч. 33
- Пять фортепианных пьес, соч. 37 (опубликовано около 1879 г. в Лейпциге) [ 3 ]
- Вальсы для фортепианного дуэта, соч. 53
- Вариации на тему менуэта из оперы «Дон Жуан» , соч. 58
- Каприччио , соч. 107
- Органные произведения
- Органная фантазия на тему « Приди, спаситель языческий », ор. 39. [ 10 ]
- Органная фантазия «Теперь все славят Бога» , соч. [ 16 ]
- Шесть хоральных прелюдий, соч. 67 [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Баварская библиотека OPAC» . Архивировано из оригинала 4 марта 2011 г. Проверено 11 августа 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Библиотека Конгресса OPAC» . Проверено 10 августа 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л «Британская библиотека OPAC» . Архивировано из оригинала 4 мая 2012 г. Проверено 18 ноября 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Поиск ГН» . Проверено 17 сентября 2007 г.
- ^ «Страница о симфонии фа мажор» . Классика. Декабрь 2006 года . Проверено 17 ноября 2007 г.
- ^ «Объявление о запланированной премьере скрипичного концерта Герцогенберга на 1 мая 2008 г.» . Проверено 17 ноября 2007 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Деннис Пажо, Рондо ля минор для скрипки с оркестром - подарок Йозефу Иоахиму
- ^ «Анонс записи квинтета EDA» . Рекордс Интернешнл. Ноябрь 2007 года . Проверено 17 ноября 2007 г.
- ^ «Сканирование струнного квинтета до минор в BSB» . Архивировано из оригинала 20 сентября 2020 года . Проверено 27 января 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Принстон ОПАК» . Проверено 10 августа 2007 г.
- ^ «Международный Бодензеефестиваль 2007» . Архивировано из оригинала 3 февраля 2007 года . Проверено 17 ноября 2007 г.
- ^ «МИРЛИН ОПАК» . Проверено 10 августа 2007 г.
- ^ «Страница о Первой скрипичной сонате» . Классика. Сентябрь 2003 года . Проверено 17 ноября 2007 г.
- ^ «Описание Первой сонаты с тональностью» . Архивировано из оригинала 1 декабря 2007 г. Проверено 18 ноября 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Анонс о записи сонат для виолончели» . Рекордс Интернешнл. Июль 2001 года . Проверено 17 ноября 2007 г.
- ^ «WorldCat OPAC» . Проверено 17 сентября 2007 г.
- Иоганнес Брамс. Переписка Герцогенберга под редакцией Макса Кальбека в переводе Ханны Брайант (Лондон, 1909 г.)
- Коббетта Циклопедический обзор камерной музыки , 2-е издание, Oxford University Press, 1963 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Генрих фон Герцогенберг Отрывки из нескольких произведений камерной музыки и краткая биография.
- Бесплатные партитуры Генриха фон Герцогенберга в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные партитуры Генриха фон Герцогенберга в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- «Рабочий список Герцогенберга» (на немецком языке). Архивировано из оригинала 1 декабря 2010 года . Проверено 25 сентября 2009 г.