Дора Пеячевич

Графиня Мария Теодора Паулина « Дора » Пеячевич ( венгерский : Gróf verőczei Pejácsevich Мария Теодора Паулина «Дора» ; 10 сентября 1885 — 5 марта 1923) — хорватский композитор, пианист и скрипач, один из первых композиторов, представивших оркестровую песню на хорватском языке. музыка. [ 1 ] [ 2 ] Ее Симфония фа-диез минор считается учеными первой современной симфонией в хорватской музыке. [ 3 ] Пеячевич известна своими вокальными композициями, фортепианными миниатюрами и струнными квартетами. [ 2 ] которые находились под сильным влиянием экспрессионистских и модернистских тенденций того времени. [ 4 ]
В начале ее карьеры основные темы Пеячевич были весьма репрезентативными для периода романтизма, но это изменилось после ее опыта работы фельдшером во время Первой мировой войны, после чего ее работы отражали философское движение нигилизма и обсуждали мотивы смерти, изоляции, и бесполезность войны. [ 4 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Дора Пеячевич (в старых документах также Пеячевич) родилась в Будапеште , Венгерское королевство , в дворянском доме Пеячевичей . Ее отец, Теодор Пеячевич из Вировитицы , был хорватским графом, а мать, Элизабет Джозефа Вай де Вая , венгерская дворянка , образованная певица и пианистка. [ 2 ] Известность ее матери привела к тому, что Дора отдала предпочтение музыке, а не аристократическому образу жизни, который ей внушил. [ 2 ]
Пеячевич и ее семья проживали в своем семейном замке в Нашице , но они также проводили большую часть времени в Вене , Будапеште , Праге и Мюнхене .
С юных лет Пеячевич выписывала многочисленные газеты и журналы и проявляла живой интерес к социальным проблемам своего времени. [ 4 ] Одним из примеров этого является ее острое осознание своей благородной привилегии, о чем она говорила в одном из своих писем:
«Я не понимаю, как можно жить без работы... Однако это правда, что я не принадлежу к членам моего социального класса; во всем я ищу содержание и ценность, и ни нормы, ни традиции, ни происхождение не могут ослепить мне песок в глазах..." [ 4 ]
Свои интеллектуальные способности она развила под влиянием Уайльда , Ибсена , Достоевского , Манна , Шопенгауэра , Рильке , Кьеркегора , Крауса и Ницше и других. [ 5 ] В одном из своих дневников она прокомментировала 470 книг, которые она прочитала в период с 1902 по 1921 год и которые охватывали области литературы, философии, музыки, религии, истории и естественных наук. [ 5 ]
Свою первую известную пьесу Пеячевич написала в возрасте 12 лет, после чего посещала музыкальные школы и академии в Загребе, Дрездене и Мюнхене. [ 2 ] Однако Пеячевич оставалась в основном самоучкой, поскольку она никогда не посещала непрерывные курсы, а скорее время от времени посещала частные уроки. [ 4 ] Ее художественный талант развивался в первую очередь благодаря общению с ведущими фигурами своего времени, такими как пианистка Алиса Риппер, художница Клара Рильке-Вестхофф, писательница Анетт Кольб, Райнер Мария Рильке, Карл Краус и другие выдающиеся деятели европейской культурной сцены.
Карьера
[ редактировать ]
В 1913 году Пеячевич написала фортепианный концерт , свое первое оркестровое произведение, что сделало ее первым хорватским композитором, написавшим концерт. Ранние сочинения Пеячевича в основном состояли из фортепианных пьес, сонат и песен и считались элитными по своей природе. Позже она заменила романтическую музыку юности новыми музыкальными выражениями, соответствующими времени, в котором она жила, - бурным военным годам и революционным переменам 1920-х годов. [ 4 ] Эти изменения очевидны в ее музыке через импрессионистические и экспрессионистские элементы и гармонии. [ 4 ]
Первая мировая война, в которой она сама участвовала в качестве фельдшера, оставила многочисленные следы на ней и ее музыкальном самовыражении. [ 4 ] Она изолировала себя и искала новые композиционные пути. Результатом этих усилий стали циклы сольных сочинений и вокально-оркестровых сочинений на стихи К. Крауса , Райнера Марии Рильке , Фридриха Ницше . [ 4 ]
В этот период Пеячевич описала свою работу следующим образом:
«На самом деле я присутствую только физически. Все, что я ощущаю как живое и переживаемое, парит над настоящим и видимым, и в глубокой и прекрасной бесконечности я вижу в зеркале своих чувств движущую силу в виде любимых существ, и тысячи воспоминаний возникают, как кувшинки на поверхности. гладкая гладь озера. В этой бесконечности за чувствами следуют мысли, и там я созерцаю все свое лучшее, ибо все доброе и великое вырастает из любви. Взлетая в этот самый невидимый мир сокровенного бытия, я становлюсь полностью самим собой, и это Я, которое чувствует себя тогда слишком наполненным собой в этом далеком небесном уединении, ищет выражения, ищет облегчения от того высокого душевного напряжения, которое само по себе является своего рода энтузиазм – и это освобождение достигается, когда рождается композиция!» [ 4 ]
Премьера многих ее произведений состоялась в Германии в исполнении крупнейших солистов той эпохи. На протяжении всей жизни сочинения Пеячевич исполнялись в Будапеште , Вене , Праге , Мюнхене , Дрездене и ее городе Нашице . [ 2 ]
Личная жизнь и смерть
[ редактировать ]14 сентября 1921 года она вышла замуж за Оттомара Отто , Риттера фон Люмбе (1892–1978), сына Франца Риттера фон Люмбе (1848–1920), праправа сына графа Франца фон Туна унд Хоэнштайна (1786–1873) и его жена, графиня Терезия Анна Мария фон Брюль . [ 6 ] Вскоре пара переехала в Мюнхен, где у них родился первый ребенок, что оказалось роковым для Пеячевича. [ 2 ] Она умерла от послеродового сепсиса после родов 5 марта 1923 года в Мюнхенской клинике женских болезней. [ 2 ] Ее сын, Теодор фон Лумбе (1923-2012) выжил и в июле 2011 года в Вене подарил портрет своей матери, сидящей со скрипкой, 1917 года работы Максимилияна Ваньки Галерее современного искусства в Загребе, Хорватия.
За несколько месяцев до ее кончины Пеячевич написала супруге письмо, предупреждая о ее смерти. О ее прогрессивных мировоззрениях и убеждениях говорит и цитата из ее письма:
«Дай Бог, чтобы наш ребенок (если бы я оставил его вам) принес вам радость – чтобы он стал по-настоящему открытым, великим человеком, проложил бы ему пути, но никогда не мешал ему испытывать страдания, обогащающие душу, ибо только тогда они станут личностью. Пусть они развиваются, как растение, и, если они обладают большим талантом, обеспечьте их всем, что может прежде всего послужить их развитию, дайте им свободу, где бы это ни потребовалось; родственники давят многие таланты - я это по себе знаю опыта — и поэтому относиться к ним одинаково, будь то девочка или мальчик». [ 2 ]
Пеячевич была временно похоронена в Мюнхене, а через два месяца ее останки были перенесены в Нашице . [ 2 ] Перед смертью она выразила желание упокоиться в отдельной могиле, в земле, вне семейной усыпальницы в склепе церкви Вознесения Господня (Семейная часовня Пеячевичей) в Нашице, которую семья построила в 1881 году. . [ 2 ] Она также хотела, чтобы на ее надгробии было написано ее имя исключительно как «Дора» с короткой фразой «Отдохни сейчас». [ 2 ]
Наследие
[ редактировать ]Пеячевич считается крупным хорватским композитором. Она оставила после себя значительный каталог из 58 опусов (106 композиций), в основном в стиле позднего романтизма , включая песни, фортепианные произведения, камерную музыку и несколько композиций для большого оркестра, возможно, лучшие ее произведения. Ее Симфония фа-диез минор считается учеными первой современной симфонией хорватской музыки. Большая часть ее музыки еще не опубликована и не выпущена на компакт-дисках, хотя в последнее время были предприняты согласованные усилия, чтобы исправить эту ситуацию. Например, Хорватский музыкальный информационный центр опубликовал некоторые из ее партитур, в том числе три ее оркестровых произведения (Фортепианный концерт, Симфония и Концертная фантазия). В 2008 году центр также опубликовал двуязычную монографию (на английском и хорватском языках), написанную ученым Пеячевича Коралькой Кос, вместе с первым компакт-диском с фортепианной и камерной музыкой, полностью написанным Пеячевичем. На вечеринке BBC Proms 2023 в Лондоне будет представлена подборка ее музыки, в том числе Симфония фа-диез минор. [ 7 ] [ 8 ]
Ее жизнь является предметом художественного хорватского биографического фильма « Графиня Дора» (1993) режиссера Звонимира Берковича с Альмой Прикой и Раде Шербеджией в главных ролях . [ 9 ]
Список работ
[ редактировать ]Вокальные композиции
[ редактировать ]песни
- «Эйн лжет», соч. 11 (текст: Пауль Вильгельм; 1900 г.)
- «Почему?», соч. 13 (текст: Дора Пеячевич; 1901 г.)
- «Аве Мария», соч. 16, для голоса, скрипки и органа (1903)
- Зибен Лидер , соч. 23 (текст: Вильгельмина фон Викенбург-Алмаши ; 1907; посвящена Еве ван Остен, Мелани Пайффи-Алмаси, Джулии Калп)
- «Безопасная функция»
- «Это как вор»
- «Первая оттепель синих фиалок»
- «Луна и солнце гонятся друг за другом»
- «Ты — яркое весеннее утро»
- «Копаемся в листьях»
- "Давным-давно"
- Две песни , соч. 27 (Текст: Вильгельмина фон Викенбург-Алмаши; Эрнст Штраус; 1909 г.)
- «Я крадусь по своим улицам»
- "Ушел"
- Четыре песни , соч. 30 (Текст: Анна Риттер; 1911; посвящен Марианне Конрадшейм)
- "Крик"
- «Как спешка»
- «Я верю, дорогая, дорогая»
- "Траумглюк"
- Verwandlung для голоса, скрипки и органа, соч. 37а (текст: Карл Краус ; 1915; посвящен Сидони Надгерни фон Борутин) [ 10 ]
- Фигуры девушек , соч. 42 (текст: Райнер Мария Рильке, 1916 г.)
- «Когда ты однажды нашел меня»
- «На реках много паромов»
- «Я сирота»
- «Я был ребенком и много мечтал»
- «На складке», соч. 46 (текст: Карл Краус; 1918; посвящен Сидони Надгерни фон Борутин)
- Три песни , соч. 53 (текст: Фридрих Ницше ; 1919–1920)
- "Венедиг"
- "Одинокий"
- "Самый одинокий"
- Цвай Лидер , соч. 55 (Текст: Карл Хенкель ; Рикарда Хуч ; 1920; посвящен Розе Лумбе-Младоте и Юзе Лумбе)
- "Тебе!"
- «Быть с тобой»
- Три детские песенки, соч. 56 (текст: Змай Йован Йованович; 1921 г.)
- «Мама, мой ангел»
- «Диете и бака» (Ребенок и бабушка)
- «Мали Радожица» (Маленькая Радожица)
С оркестровым сопровождением
- Метаморфоза , соч. 37б (текст: Карл Краус; 1915)
- Песня о любви , соч. 39 (текст: Райнер Мария Рильке; 1915)
- Две песни о бабочках , соч. 52 (текст: Карл Хенкель; 1920 г.)
- «Золотые звезды, синие колокольчики»
- «Плыви, бабочка»
Сочинения для фортепиано соло
[ редактировать ]- Берсеез , соч. 2 (1897)
- Песня «Гондола» , соч. 4 (В память об уютных днях в Нашице Доры, Нашице, 25 июля 1898 г.)
- Песня без слов , соч. 5, (1898)
- Папийон , соч. 6 (1898)
- Менуэт , соч. 7 (1898)
- Экспромт , соч. 9а (1899)
- Шансон без условно-досрочного освобождения , соч. 10 (1900; посвящен баронессе Эльзе Сенткерести)
- Альбомный лист , соч. 12 (1901; потерян)
- Траурный марш , соч. 14 (1902)
- Шесть пьес-фэнтези , соч. 17 (1903)
- "Тоска"
- "Лейд"
- "Фраге"
- "Клаге"
- "Битте"
- «Ван» (2 варианта: А и Б)
- Цветочная жизнь - восемь фортепианных пьес, написанных в зависимости от сезона цветения в течение года, соч. 19 (1904–1905)
- "Подснежник"
- "Фиолетовый"
- "Ландыш"
- «Незабудка»
- "Роза"
- "Роте Нелкен"
- "Лилиен"
- «Хризантемы»
- Берсеез , соч. 20 (1906; посвящается племяннику графу Николе Пеячевичу)
- Концертный вальс , соч. 21 (1906)
- Память , соч. 24 (1908; посвящен Марии Терезе Шаль-Риакур)
- Вальцер-Каприцен , соч. 28 (1910; посвящена ее профессору Перси Шервуду)
- «Умеренно»
- "Милосердный"
- "Я Лендлер-темп"
- "Вигенд"
- "Ленто"
- «Подходящее время»
- «Аллегретто»
- «Доброжелательно, весело»
- «Умеренно»
- Vier Klavierstücke , соч. 32a (1912; посвящена пианистке Алисе Риппер, премьера которой состоялась в Стокгольме в 1917 году)
- (потерянный)
- "Либель"
- «Папийон»
- «Вечерняя мысль»
- Головокружение, Вальс-Бостон (24 мая 1906; романтический салонный стиль)
- Экспромт , соч. 32b (1912; посвящается пианистке Элис Риппер)
- Соната си-бемоль минор , соч. 36 (1914; посвящен Анни фон Ланге)
- «С не слишком веселым огнем»
- «Анданте с большим выражением»
- «Аллегро решительное»
- Две интерлюдии , соч. 38 (1915; посвящен Ольге Шульц-Границ)
- «Тихо и интимно»
- «Медленно и выразительно»
- Два фортепианных эскиза , соч. 44 (1918; посвящен Анни фон Ланге)
- «Андич!»
- «Перед твоей фотографией»
- Blütenwirbel , Op. 45 (1918; 2 версии: A и B; посвящен Сидони Надерни фон Борутин)
- Каприччио , соч. 47 (1919; посвящен пианистке Элис Риппер)
- Цвай Ноктюрнос , соч. 50 (1918; 1920)
- «Очень спокойно, с интимным выражением» (Яновиц, 20–21 июля 1918 г.; посвящен пианистке Элис Риппер)
- “Легко тронутый и мечтательный”
- Юмореска и каприс , соч. 54 (1920)
- «Юмореска», allegretto vivo
- «Каприз», живой, изящный
- Соната ля-бемоль мажор, соч. 57 (в одной части; 1921)
Камерные композиции
[ редактировать ]- Rêverie для скрипки и фортепиано, соч. 3 (1897)
- Канцонетта ре мажор, для скрипки и фортепиано, соч. 8 (1899; ее первое печатное сочинение; посвящено Штефи Гейер)
- Экспромт , для фортепианного квартета, соч. 9б (1903; обработка соч. 9а)
- Трио ре мажор, соч. 15 для скрипки, виолончели и фортепиано (1902)
- Менуэтт ля мажор, соч. 18, для скрипки и фортепиано (1904; посвящается Ярославу Коциану)
- Романз фа мажор, соч. 22, для скрипки и фортепиано (1907)
- Квартет ре минор, соч. 25 для скрипки, альта, виолончели и фортепиано (1908)
- Соната ре мажор, Весенняя соната , соч. 26 для скрипки и фортепиано (1909)
- Трио до мажор, соч. 29 для скрипки, виолончели и фортепиано (1910)
- Струнный квартет фа мажор, соч. 31 (1911; потерян)
- Элегия ми-бемоль мажор для скрипки и фортепиано, соч. 34 (1913; посвящен Иоганнесу Надгерни-Борутину)
- Соната ми минор, соч. 35 для виолончели и фортепиано (1913; посвящается Ольге и Эрнсту Шульцам)
- Фортепианный квинтет си минор, соч. 40 для 2-х скрипок, альта, виолончели и фортепиано (1915–1918)
- си минор Славянская соната для скрипки и фортепиано, соч. 43 (1917; посвящается скрипачу Златко Балоковичу)
- Медитация для скрипки и фортепиано, соч. 51 (1919; посвящен Витеславу Новаку)
- Струнный квартет до мажор , соч. 58 (1922)
Оркестровые композиции
[ редактировать ]- Концерт для фортепиано с оркестром соль минор, соч. 33 (1913)
- Симфония фа-диез минор для большого оркестра, соч. 41 (1916–1917, обр. 1920; посвящена матери баронессе Лилле Вай де Вайя)
- Концертная фантазия ре минор для фортепиано с оркестром, соч. 48 (1919; посвящен пианистке Элис Риппер)
- Увертюра ре минор для большого оркестра, соч. 49 (1919)
Песни для голоса с оркестром (1915–1920).
- Verwandlung для голоса, скрипки и оркестра, соч. 37б (текст: Карл Краус)
- Песня о любви , соч. 39, (текст: Райнер Мария Рильке; посвящается ее сестре Габриэль Кочановской)
- Две песни о бабочках , соч. 52 (текст: Карл Хенкель)
- Нет. 1, «Золотые звезды, синие колокольчики»
- Нет. 2: «Плыви, бабочка, проплывай мимо»
Записи
[ редактировать ]- Симфония фа-диез минор, соч. 41; Концертная фантазия ре минор, соч. 48 для фортепиано с оркестром ( CPO CD#777-418-2)
- Фортепианное трио, соч. 29; Соната для виолончели, соч. 35 (Оливер Триендл, Андрей Белов, Кристиан Полтера. CPO 777-419-2)
- Фортепианный квинтет, соч. Фортепианный квартет, соч. 25; Струнный квартет, соч. 58; Экспромт, соч. 9 (Оливер Триендл, Безымянный квартет. CPO 777-421-2) [2 компакт-диска]
- Струнный квартет до мажор, соч. 58 вместе со струнным секстетом Бориса Папандопуло (CD № 5558910)
- Соната для скрипки № 1 ре мажор, соч. 26 вместе с работами Кунца, Бориса Папандопуло и Й.Ш. Славенский (CD № 5872221)
- Лидер , Песня, соч. 11; Почему, соч. 13; 7 песен, соч. 23; 2 песни, соч. 27; 4 песни, соч. 30; Трансформация, соч. 37; Песня о любви, соч. 39; Mädchengestalten, соч. 42; И складка, соч. 46; 2 Шметтерлингслидера, соч. 52; 3 песни, соч. 53; 2 песни, соч. 55 ( Ингеборг Данц , Корд Гарбен. CPO 777 422-2 (2012)
- Vertige, Вальс-Бостон (Фокстроты 20-го века, том 3. Каталожный номер GP854)
- Фортепианный концерт, соч. 33; Симфония, соч. 41; Питер Донохо (фортепиано), Симфонический оркестр BBC под управлением Сакари Орамо , Чандос CHSA 5299 (2022) [ 11 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- В хорватском псевдобиографическом фильме « Графиня Дора» (1993) ее сыграла Альма Прица .
- Дора, хорватский национальный отбор на конкурс песни «Евровидение», носит имя композитора Доры Пеячевич.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Historicisim в Хорватии , Владимир Малекович, Весна Ловрич Плантич, Грэм Макмастер - 2000: «В этот период Йосип Хаце сочинил первую современную кантату в хорватской музыке; Дора Пеячевич, Берса и Баранович представили песню для голоса и оркестра».
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л «Дора Пеячевич (1885 — 1923) — Uspomena.net» . www.uspomena.net . Проверено 10 июля 2023 г.
- ^ Пеячевич непрерывно работал над Симфонией в 1916 и 1917 годах... это первое современное произведение такого жанра в хорватской музыке. Самое главное, что Пеячевич останется благотворителем в популяризации классической музыки в Хорватии. Дрозд, Коралька. Дора Пеячевич: Симфония • Концертная фантазия (буклет). cpo. п. 12. 777 418-2.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Дора Пеячевич» . Новый Акрополь (на хорватском языке). 14 июня 2021 г. Проверено 10 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Жупан, Динко (2012). «Книги, которые я прочитал – Дора Пеячевич как читатель» . scrinia slavonica (12): 115–178 – через Грчака.
- ^ «Генеалогическое древо Риттера Оттомара фон Лумбе» .
- ^ «Все работы Доры Пеячевич в BBC Proms» .
- ^ Дюшен, Джессика . «Наконец-то в центре внимания выпускных вечеров — забытые великие музыканты» . Времена . Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ «Контеза Дора» . Baza HR kinematografije (на хорватском языке). Хорватская киноассоциация . Архивировано из оригинала 6 июня 2011 г. Проверено 3 января 2020 г.
- ^ «Об этом произведении ⟨ Verwandlung , Op. 37 (Пеячевич, Дора) ⟩» Карла Симпсона, IMSLP
- ^ Дэвид Гутман. «Пеячевич Фортепианный концерт соч. 33. Симфония соч. 41 (Питер Донохо)» . Граммофон .
Библиография
[ редактировать ]- Дрозд, Коралька. Дора Пеячевич . Загреб: Хорватский музыкальный информационный центр, 2008.
- Кос, Коралька. Дора Пеячевич: жизнь и творчество . Загреб: Концертная дирекция музыкального информационного центра, 1987.
- Блевинс, Памела. «Знакомство с хорватским композитором Дорой Пеячевич» . Общество Мод Пауэлл
- «Этель, Дора и джентльмен по имени Людвиг» . Фортепиано от природы, 18 апреля 2021 г.
- «Дора Пеячевич» . Центр искусства и медиа
Внешние ссылки
[ редактировать ]медиафайлы по теме: Дора Пеячевич Викискладе есть
- Официальный сайт композитора, размещенный в Хорватском музыкальном информационном центре.
- Бесплатные партитуры Доры Пеячевич в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Хорватские скрипачи
- Хорватские женщины-скрипачки
- Венгерские скрипачи
- Венгерские женщины-скрипачки
- Пеячевич
- 1885 рождений
- 1923 смерти
- Венгерский народ 20-го века
- Музыканты из Австро-Венгрии
- Композиторы-классики XX века
- Хорватские композиторы
- Хорватские женщины-композиторы-классики
- Венгерские женщины-композиторы-классики
- Люди из Славонии
- Композиторы-романтики
- хорватское дворянство
- Венгерское дворянство
- Хорватские австро-венгры
- Венгерский народ хорватского происхождения
- Хорватский народ венгерского происхождения
- Немецкий народ хорватского происхождения
- Композиторы из Будапешта
- Смерти при родах
- Женщины-композиторы XIX века
- Женщины-композиторы XX века
- Хорватское дворянство XIX века
- Хорватское дворянство 20-го века