Максимилиан Ванька
Максо Ванька | |
---|---|
![]() Ванька и 1946 год. | |
Рожденный | Максимилиан Ванька 11 мая 1889 г. |
Умер | 2 февраля 1963 г. Пуэрто-Вальярта , Мексика | ( 73 года
Национальность | Хорватский / Американский |
Известный | Рисование |
Максимилиан «Максо» Ванька (11 мая 1889 – 2 февраля 1963). [ 1 ] ) — американский художник хорватского происхождения. Он наиболее известен серией фресок, которые он выполнил в 1937 и 1941 годах в хорватской церкви Святого Николая в Миллвейле, штат Пенсильвания .
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Ванька родился в Загребе в 1889 году. [ 1 ] как внебрачный сын двух австро-венгерских дворянских семей. Во избежание скандала его отдали крестьянке села Купленово , которая воспитывала его первые несколько лет жизни. Однако в возрасте восьми лет его дед по материнской линии узнал о его существовании и отправил его в замок, где он имел доступ к образованию высшего класса. [ 2 ] [ 3 ]
Он изучал искусство у Белы Чикоша Сесии в Колледже искусств и ремесел в Загребе, а также в Брюсселе у Жана Дельвилля и Константа Монтальда . Во время Первой мировой войны он служил в Бельгийском Красном Кресте , поскольку был пацифистом и не хотел служить в регулярной армии. После войны он вернулся преподавать в Колледж искусств и ремесел, став профессором в 1923 году. Он преподавал композицию, рисунок и фреску. В 1929 году он был избран членом-корреспондентом Хорватской академии наук и искусств . [ 2 ] В 1931 году он женился на американке Маргарет Стеттен, с которой познакомился, когда она путешествовала по Балканам со своими родителями. [ 3 ] Пара переехала в Нью-Йорк со своей дочерью Пегги в 1935 году. [ 1 ]
Фрески Милвейла
[ редактировать ]
Переехав в США, Ванька выставлял свои работы в Нью-Йорке и Питтсбурге , но без особого финансового успеха. В 1937 году его друг Луи Адамик помог ему получить заказ на то, что в конечном итоге стало его самой важной работой, - серию фресок для церкви Святого Николая , хорватского прихода в пригороде Питтсбурга Миллвейл, штат Пенсильвания . [ 4 ] Работая в двух кампаниях, первой в 1937 году и второй в 1941 году, Ванька нарисовал в общей сложности 25 фресковых росписей на апсиде , стенах и потолке церкви, общей площадью около 4500 квадратных футов (420 м2). 2 ). [ 5 ]
Первый комплект фресок Ванька писал с апреля по июнь 1937 года, работая каждый день до 2-3 часов ночи. За это время он убедился, что церковь преследует призрачная фигура в черной мантии, о которой Адамик позже написал в статье для журнала Harper's Magazine под названием «Явление в Миллвейле» . Тем не менее, он завершил фрески в срок. [ 6 ] Хотя Ванька «нарушил традицию, представив сцены труда... в священных стенах церкви», фрески были встречены одобрением прессы, а также церковных чиновников. [ 7 ] [ 8 ] и принес Ваньке «значительную, если не продолжительную, славу». [ 9 ]
Ваньку снова пригласили закончить второй комплект фресок. [ 10 ] которые были посвящены 16 ноября 1941 года. [ 11 ] Поскольку в то время в Европе бушевала Вторая мировая война , эти фрески содержали гораздо более откровенно антивоенную тематику, чем предыдущие. [ 4 ] После завершения полного набора фресок издание Pittsburgh Press написало, что это произведение «поставит [церковь] на первое место в «списке обязательных» мест, которые стоит увидеть в районе Питтсбурга». [ 12 ] а газета «Сан-Телеграф» писала, что Ванька и приходской священник Альберт Загар «выбрасывали в урну догмы религиозного искусства». [ 13 ] Сам Ванька назвал фрески «моим вкладом в Америку». [ 11 ]

Тематика фресок включает в себя сочетание традиционных религиозных образов и социальных тем, связанных с хорватско-американским опытом, таких как война, несправедливость и эксплуатация рабочих. [ 4 ] Ванька признал традиционные практики церковного украшения, восходящие к Византийской империи, разместив Марию , Царицу Небесную , над алтарем и изображения Вознесения Иисуса и четырех евангелистов на потолке. В другом месте Ванька включил сцены из Ветхого и Нового Заветов , изображения святых и сцены, изображающие опыт хорватских иммигрантов, такие как « Мать-иммигрантка воспитывает своих сыновей для американской промышленности» , в которой группа хорватских женщин оплакивает молодого человека, погибшего на шахте. несчастный случай. Другие фрески включали аллегорические изображения несправедливости и неравенства в Америке, такие как «Американский капиталист» , в котором богатый бизнесмен сидит перед изысканным обедом, игнорируя нищего, и «Несправедливость» , где изображена фигура в капюшоне, в противогазе и с весами в руках. которого буханка хлеба перевешивается золотом. Ванька, убежденный пацифист, также включил в себя сильные антивоенные образы, такие как распятый Иисус , пронзенный штыком солдата Первой мировой войны , и Дева Мария, ломающая солдатскую винтовку. [ 4 ]
Более поздняя карьера и смерть
[ редактировать ]Помимо фресок Миллвейла, большая часть американских работ Ваньки состояла из рисунков углем и пастелью, многие из которых изображали сцены и людей, которых он встречал во время своих путешествий, а также картин маслом, которые представляли собой преимущественно пейзажи и натюрморты. Ванька практически перестал выставлять свои работы после Великой Отечественной войны . [ 14 ] хотя в 1957 году он провел небольшую выставку, состоящую из «фруктов, цветов и аллегорических пейзажей», в галерее Чарльза Барзанского в Нью-Йорке. В результате такой ограниченной экспозиции большая часть его более поздних работ малоизвестна. [ 9 ]
В дальнейшей жизни Ванька жил на ферме недалеко от Дойлстауна в округе Бакс, штат Пенсильвания , и преподавал искусство в Национальном сельскохозяйственном колледже (ныне Университет Делавэр-Вэлли ). [ 14 ] Он умер, плавая у побережья Пуэрто-Вальярта , Мексика , в 1963 году. [ 15 ]
Наследие
[ редактировать ]В 1968 году вдова и дочь Ваньки подарили Хорватской академии наук и искусств 47 его работ . [ 16 ] Первоначально эта коллекция экспонировалась в бывшем летнем доме Ваньки на острове Корчула , но позже была перенесена в Галерею старых мастеров Штроссмайера в Загребе. В 2022 году было объявлено, что коллекцию отреставрируют и перевезут обратно на виллу Ваньки на Корчуле. [ 17 ]
После его смерти Ванька и его творчество были в значительной степени забыты в США, но с 1990-х годов начали привлекать новое внимание. Его первая ретроспектива в США прошла в 2001 году в Художественном музее Джеймса А. Миченера в Дойлстауне, штат Пенсильвания. [ 18 ] В 1991 году было основано Общество по сохранению фресок Максо Ваньки в Мельвейле с миссией по сохранению и поддержанию фресок в церкви Св. Николая. SPMMMV проводит кампанию по очистке, реставрации и освещению фресок и предлагает экскурсии под руководством доцентов каждую субботу в 11:00 и 12:30. [ 19 ]
Ванька упоминался в нескольких произведениях Луи Адамика и послужил источником вдохновения для его романа 1936 года « Колыбель жизни: история начала одного человека» . В романе рассказывается история человека по имени Рудо Станка, чья молодость повторяет жизнь Ваньки. [ 20 ] Ванька был также увековечен в «Подарок Америке» пьесе , написанной в 1981 году профессором Дэвидом П. Демарестом из Университета Карнеги-Меллона . [ 21 ]
В пасхальное воскресенье 2012 года группа Action Camp из Питтсбурга выпустила короткометражный фильм, в котором показано одно из их живых исполнений музыкальной сюиты на фоне вдохновивших его фресок Максо Ванки. Это одно из двух исполнений этого произведения, которое было исполнено перед фресками Миллвейл в Хорватской католической церкви Святого Николая . Группе было поручено исполнить эту сюиту в рамках коллаборации под названием Hi-Rez. [ 22 ]
Он обучил и изучил Амброза Тестена технику акварельной живописи и позже оказал большое влияние на свою живопись. [ 23 ]
Ссылки
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2016 г. ) |
- ^ Jump up to: а б с «Ванька, Максимилиан» . Хорватская энциклопедия (на хорватском языке). Загреб: Институт лексикографии Мирослава Крлежа . Проверено 27 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Олуич, Кристина (28 июля 2022 г.). «РЕМОНТ ЗНАМЕНИТОГО ДОМА 2020: Галерея Максимилияна Ваньки станет новой достопримечательностью города Корчула» . Национальный (на хорватском языке) . Проверено 15 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Бретт, Эдвард (январь 2011 г.). «Памятник католической социальной справедливости: фрески Максо Ванки в хорватской церкви Святого Николая, Питтсбург, Пенсильвания» . Американские католические исследования . 122 (1): 101–107. дои : 10.1353/acs.2011.a443991 . S2CID 161875578 . Проверено 12 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Национальный реестр исторических мест, форма номинации: Хорватская церковь Св. Николая» . Каталог национальных архивов . Служба национальных парков . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ «Ванька Фрески» . Общество по сохранению фресок Максо Ванки в Миллвейле . Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ МакМахон, Перри Р. (20 марта 1938 г.). «Художник действительно видел« что-то », - заявляет Милвейлский священник» . Питтсбург Пресс . Проверено 10 декабря 2022 г. - через Newspapers.com.
- ^ Нейлор, Дуглас (12 июня 1937 г.). «Церковные фрески изображают жизнь иммигрантов» . Питтсбург Пресс . Проверено 10 декабря 2022 г. - через Newspapers.com.
- ^ «Искусство: фрески Миллвейла» . Время . 19 июля 1937 г. ISSN 0040-781X .
- ^ Jump up to: а б Кристиан, Генри А.; Курент, Тайн Т. (1997). «Читая картину: коллаж Максо Ваньки «Вторая мировая война» » (PDF) . Две Домовини/Две Родины . 8 : 89–105 . Проверено 14 декабря 2022 г.
- ^ «Хорватский католический приход Святого Николая» . Общество по сохранению фресок Максо Ванки в Миллвейле . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Брейг, Джозеф А. (16 ноября 1941 г.). «Жизнь и смерть, изображенные на церковных фресках» . Питтсбург Сан-Телеграф . Проверено 11 декабря 2022 г. - через Newspapers.com.
- ^ Нейлор, Дуглас (17 ноября 1941 г.). «Югославский художник использует воробья как будильник» . Питтсбург Пресс . Проверено 11 декабря 2022 г. - через Newspapers.com.
- ^ Кубли, Герберт (7 сентября 1941 г.). «Художник неустанно трудится над картинами в церкви» . Питтсбург Сан-Телеграф . Проверено 11 декабря 2022 г. - через Newspapers.com.
- ^ Jump up to: а б «Птичий заповедник в честь Макса Ваньки» . Дойлстаун Дейли Интеллиджер . 23 августа 1963 года . Проверено 13 декабря 2022 г. - через Newspapers.com.
- ^ Томас, Мэри (27 сентября 2001 г.). «Церковные фрески, изображающие духовную, культурную жизнь хорватских иммигрантов, вновь привлекают внимание» . Питтсбург Пост Газетт . Проверено 27 декабря 2018 г.
- ^ «Печальное начало, но и конец жизни» .
- ^ Дамарк, Николина (14 марта 2022 г.). «Галерея Максимилияна Ваньки вновь откроется на вилле художника на Корчуле» . Всего новостей Хорватии . Проверено 15 декабря 2022 г.
- ^ Геман, Джефф (15 апреля 2001 г.). «Выставка Миченера запечатлела Максо Ваньку как радикального крысолова» . Утренний звонок . Проверено 15 декабря 2022 г.
- ^ «Совершите экскурсию | ванкамуралы» . vankamurals.org . Архивировано из оригинала 24 декабря 2015 г.
- ^ «Портрет крестьянской матери» . Провинция Ванкувер . 7 ноября 1936 года . Проверено 15 декабря 2022 г. - через Newspapers.com.
- ^ «Церковные росписи показывают радость, печаль переселенцев» . Питтсбург Пост-Газетт . 11 апреля 1981 года . Проверено 15 декабря 2022 г. - через Newspapers.com.
- ↑ Семь: Сюита по фрескам Максо Ваньки.
- ^ www.akademija-art.hr. Архивировано 10 августа 2016 г. в Wayback Machine , Галерея Амброза Тестена , дата доступа 14 июля 2016 г. (на хорватском языке).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Рим вдали от дома: Шедевр в Пенсильвании Элизабет Лев
- Off the Wall: фрески Святого Николая — Pittsburgh Quarterly
- Фрески Максо Ваньки
- Питтсбургский центр искусств-картины и работы на бумаге, Максо Ванка
- Общество по сохранению фресок Максо Ванки в Миллвейле
- Фрески на века — Pittsburgh Post-Gazette, 25 апреля 2010 г.
- Мультимедийный обзор Pittsburgh Post-Gazette фресок Максо Ванки в Миллвейле
- Дар сочувствия: искусство Максо Ваньки
- Хорватская католическая церковь Святого Николая в Миллвейле
- [1]
- 1889 рождений
- 1963 смерти
- Художники из Загреба
- Люди из Королевства Хорватия-Славония
- Югославские эмигранты в США
- Американцы хорватского происхождения
- Хорватские художники
- Современные художники
- Американские художники 20-го века
- Американские художники-мужчины
- Американские монументалисты
- Американские художники-мужчины 20-го века