Фортепианный концерт № 1 (Лист)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2019 г. ) |
Ференц Лист сочинил свой Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ми ♭ мажор , S.124, за 26 лет; основные темы датируются 1830 годом, а окончательная версия датируется 1849 годом. Концерт состоит из четырех частей и длится около 20 минут. Премьера состоялась в Веймаре 17 февраля 1855 года под управлением Листа за фортепиано и дирижера Гектора Берлиоза .
История
[ редактировать ]Основные темы первого фортепианного концерта Листа записаны в альбоме для рисования, датированном 1830 годом, когда Листу было девятнадцать лет. Похоже, он завершил произведение в 1849 году, но внес дальнейшие корректировки в 1853 году. Впервые оно было исполнено в Веймаре в 1855 году под управлением композитора за фортепиано и дирижирования Гектора Берлиоза. Перед публикацией в 1856 году Лист внес еще больше изменений. Бела Барток описал ее как «первую идеальную реализацию циклической сонатной формы, в которой общие темы трактуются по принципу вариаций». [ 1 ] [ 2 ]
Описание
[ редактировать ]Концерт состоит из четырех относительно коротких частей :
Аллегро маэстосо
[ редактировать ]Оркестр представляет главную тему произведения мощным мотивом . [ 3 ] Существует история, согласно которой Лист и его зять Ганс фон Бюлов , чтобы высмеять своих критиков, написали слова Das versteht ihr alle nicht, ха-ха! (никто из вас этого не понимает, ха-ха) под ноты первых двух тактов . [ 4 ] Затем вступает фортепиано с октавным пассажем , охватывающим четыре октавы. Дуэт фортепиано и кларнета возникает в тихом и спокойном отрывке, который вскоре снова сменяется основной темой. После этого фортепиано играет быстрые нисходящие хроматические октавы, а затем повторяет отрывок из предыдущей части , на этот раз соль мажор . Часть завершается тем, что основная тема исполняется на струнных, в то время как фортепиано имитирует арфу с быстрыми, тихими арпеджио , кульминацией которых является восходящая хроматическая гамма в шестых долях, уменьшающаяся до громкости ppp .
Почти медленно
[ редактировать ]Виолончели и контрабасы вносят часть Адажио в безмятежное, унисонное кантабиле , прежде чем присоединяется остальная часть струнных. Однако снова виолончели и контрабасы спускаются до того, как присоединяется фортепиано, ina corda . Фортепиано использует струнную тему и развивает ее дальше, играя в стиле ноктюрна с мягкими, плавными арпеджио левой рукой и кантабильной мелодией правой рукой. Этот раздел достигает кульминации, когда сильное фортиссимо звучит диминуэндо , за которым следует нисходящая гамма .
После небольшой общей паузы весь оркестр возобновляет игру, снова играя ту же тему. Затем тему играет виолончель, а фортепиано поспешно отвечает развивающим речитативом. Это приводит к отрывку, где соло в секции деревянных духовых инструментов воспроизводят новую тему, в то время как фортепиано играет длинные трели в правой руке и расширяет аккорды в левой. Завершает отрывок дуэт фортепиано и кларнета.
Allegretto lively – Allegro animate
[ редактировать ]Треугольник начинает движение, за ним следует секция струны. (Частое и широкое использование треугольника побудило консервативного критика Эдуарда Ханслика высмеять это произведение как «Треугольный концерт». [ 5 ] ) Фортепиано развивает тему дальше. Это происходит на протяжении всей части, однако предыдущие темы из двух последних частей вновь вводятся и объединяются, чтобы придать этому концерту уникальную рапсодическую форму. Эта часть носит явно шутливый характер, с направлением исполнения в начале фортепианной линии «каприччиозо скерцандо» и тонкими, игривыми дуэтами деревянных духовых инструментов и фортепиано, происходящими повсюду. Вторая половина части, однако, принимает более мрачный оборот, когда фортепиано, завершая часть скерцо , играет жуткий пассаж тремоландо в нижних регистрах с развитием первой темы, сыгранной выше, в pp динамике . После этого снова появляются нисходящие хроматические октавы, но на этот раз на уровне p , прежде чем оркестр сыграет восходящую хроматическую часть, ведущую к тональному повторению первой темы. Часть заканчивается очень похожей музыкой, как и первая часть, энергичным фортепианным пассажем, заканчивающимся F. уменьшенным септаккордом (правая сторона: F– A ♭ – D –F).
Веселый анимированный мастер боевых искусств
[ редактировать ]Нисходящая гамма E ♭ мажор играется перед тем, как оркестр играет тему Адажио в тематической трансформации. Фортепиано следует за этим стремительным соло-октавным пассажем, а затем присоединяется к дуэту с различными сольными деревянными духовыми инструментами в изящной, живой части. Движение продолжает включать все темы концерта и последовательно объединять их. В последних нескольких отрывках вводится новая хроматическая тема, в которой фортепиано играет полу- и тройные дрожи одновременно , упражнение в полиритмии , в унисон со струнами. Произведение заканчивается в бравурном стиле Листа, с уже знакомой темой нисходящих хроматических октав, играемой в этом перепросмотре с головокружительной скоростью presto, прежде чем перейти к противоположным хроматическим октавам, достигая тонической тональности ми ♭ мажор и fff динамики . Только у оркестра есть две последние ноты, которые Лист тщательно использовал, чтобы подчеркнуть важность оркестра в произведении, а не просто как аккомпанирующего устройства для фортепиано.
оркестровка
[ редактировать ]Этот концерт написан для относительно небольшого оркестра и включает в себя следующие инструменты:
Только медленно Деревянные духовые инструменты : Латунь : |
Строки :
|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Симфонический оркестр Сан-Франциско — Франц (Ференц) Лист: Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ми-бемоль мажор» . Симфонический оркестр Сан-Франциско . Проверено 19 июня 2022 г.
- ^ "биография [v6.0]" . ээду .
- ^ Гамильтон, Кеннет (2005). Кембриджский компаньон Листа . Кембриджские спутники музыки . Издательство Кембриджского университета. п. 162. ИСБН 0-521-62204-2 .
- ^ Стейнберг, Майкл (2000). Концерт: Руководство для слушателя . Издательство Оксфордского университета. п. 238 . ISBN 9780198026341 .
- ^ Мордден, Итан (1986). Путеводитель по оркестровой музыке: Справочник для немузыкантов . Издательство Оксфордского университета. п. 183. ИСБН 9780195040418 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фортепианный концерт № 1 Ференца Листа Анализ и описание Фортепианного концерта № 1 Ференца Листа ми-бемоль мажор
- Piano.ru – Скачать ноты (2 фортепианные редукции)
- Концерт для фортепиано с оркестром № 1 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур