Артур Фридхайм

Arthur Friedheim ( Russian : Артур Фридхайм , 14/26 October 1859 [1] — 19 октября 1932) — концертирующий пианист и композитор русского происхождения, один из лучших учеников Ференца Листа . Одной из учениц Фридхайма была Рильдия Би О'Брайан Клиберн, мать пианиста-виртуоза 20-го века Ван Клиберна .
Биография
[ редактировать ]Фридгейм родился в Санкт-Петербурге в 1859 году. Серьезное изучение музыки он начал в восемь лет. Позже он учился в течение года у известного пианиста Антона Рубинштейна , но не одобрял неорганизованные методы обучения Рубинштейна и вместо этого пошел к Листу. [2]
Поначалу Листу не нравилась игра Фридгейма, хотя он и признавал индивидуальность стиля Фридгейма. Гарольд К. Шенберг утверждает в своей книге «Великие пианисты» , что еще одна причина, по которой Лист, возможно, колебался, заключалась в том, что Фридхайм учился у Рубинштейна, которого Лист, возможно, не очень любил. Фридхайму пришлось несколько раз играть перед Листом, прежде чем его приняли в ученики в 1880 году. Дружба между ними в конечном итоге привела к тому, что Лист назначил Фридхайма своим секретарем. Фридхайм скопировал многие манеры Листа, которые были отмечены пианистом и композитором Ферруччо Бузони, когда он услышал игру Фридхайма в Вене в 1883 году. [3] Бузони писал: «Здесь есть пианист ... с длинными волосами и лицом наполовину суровым, наполовину скучающим. Когда он играет, он выходит вперед и кланяется так, что его волосы закрывают все лицо; затем он бросает Вернитесь назад, чтобы привести в порядок свою гриву. Затем он садится с большой суетой и оглядывается, ожидая, пока публика успокоится ... Но самое приятное - видеть его во время выступления оркестра. Вот он. у него есть место, чтобы продемонстрировать все свои трюки. Он рассматривает свои ногти, рассматривает публику, поднимает руки вверх и делает другие глупости». [4] Однако Бузони считал Фридхайма авторитетом в игре Листа и сыграл Дон Жуана» в декабре 1897 года «Фантазию , «Гексамерон» , «Норму» ( S. 394) и «Штумме» для него в Лондоне (S. 386) . [5]
Фридхайм также приобрел оркестровый опыт дирижирования в театрах и оперных театрах Германии . [2] Между 1891 и 1895 годами Фридхайм преподавал и играл в США . После этого он провел некоторое время в Лондоне и до 1904 года преподавал в Королевском Манчестерском музыкальном колледже . Он дирижировал в Мюнхене с 1908 по 1911 год. В 1915 году он поселился в США, преподавал в Нью-Йоркской школе музыки и искусств. [6] перед поездкой в Торонто, Онтарио , Канада , в 1921 году, чтобы стать профессором Канадской музыкальной академии . [2] До этого ему предлагали дирижерство Нью-Йоркской филармонии в 1898 и 1911 годах. Он был хорошим дирижером, но оба раза отклонял это предложение, предпочитая сосредоточиться на фортепиано. [3] Он умер в Нью-Йорке в 1932 году.
Музыкальные произведения
[ редактировать ]Пианизм Фридхайма считался выдающимся с технической точки зрения, но больше всего он отличался ясностью и спокойствием в интерпретации музыки Листа. К сожалению, лучшие качества его игры сохранились лишь фрагментарно в тех немногих граммофонных записях. сделанных им [2] Примерно в 1912 году он сделал три записи для Колумбии. Одна из них считается диковинкой - исполнение похоронного марша из Фредерика Шопена , Второй сонаты для фортепиано в которой Фридхайм играет до конца трио, и, поскольку на пластинке больше нет места , просто останавливается. Очевидно, он был доволен записью лишь двух третей произведения. [3] Он также записал множество фортепианных роллов для систем Welte , Hupfeld и Duo-Art .
Фридхайм написал психологическое исследование Листа и множество воспоминаний, которые были собраны его учеником Теодором Л. Буллоком под названием « Жизнь и Лист» . Наряду с редактированием произведений Шопена Фридгейм написал ряд произведений, однако немногие из них были опубликованы, а многие рукописи ныне утеряны. Его оперы включают «Последние дни Помпеи» (не исполняются), «Александр и Таис» и «Танцерин» ; два других, «Христиане» и «Джулия Гонзага» , остались незавершенными. Он написал два фортепианных концерта , оркестровую увертюру «Герой нашего времени» , симфоническую поэму «Переходы» и марш «E pluribus unum» . [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Фото Артура Фридхайма — Алами» . Архивировано из оригинала 10 декабря 2021 г. Проверено 10 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Мур, 6:849.
- ^ Jump up to: а б с Шёнберг, 323.
- ^ Гамильтон (2008), с. 65
- ^ Закон (1938), с. 24
- ^ Кук, Джеймс Фрэнсис, изд. (январь 1916 г.). «Нью-Йорк/Восточные консерватории – Школы – Учителя». Этюд . 34 (1): 2.
Библиография
[ редактировать ]- Картер, Джерард и Адлер, Мартин, Монографии Сонаты для фортепиано Листа - недавно обнаруженная рулонная запись Артура Фридхайма (Сидней, Wensleydale Press, 2011). ISBN 978-3-86931-795-3
- Картер, Джерард (ред.) и Адлер, Мартин (ред.), Факсимиле Сонаты си минор Ференца Листа, изданной Артуром Фридхаймом (Сидней, Wensleydale Press, 2011). ISBN 978-3-8442-0890-0
- Фридхайм, Артур, Жизнь и Лист в воспоминаниях о Ференце Листе (Нью-Йорк, Limelight Editions, 1987). ISBN 978-0-87910-113-8
- Гамильтон, Кеннет (2008). После Золотого века . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-517826-5 .
- Лей, Розамонд, изд. (1938). «Письма жене». Нью-Йорк: Да Капо Пресс. ISBN 0-306-70732-2 .
- ред. Сэди, Стэнли, Словарь музыки и музыкантов New Grove, первое издание (Лондон, Macmillan, 1980). ISBN 0-333-23111-2
- Шенберг, Гарольд К., Великие пианисты (Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1987, 1963). ISBN 0-671-64200-6 * Мур, Джеррольд Нортроп, «Фридхайм, Артур»
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Артур ФРИДХЕЙМ на сайте www.arbiterrecords.com
- Nimbus Records, Grand Piano, NI 8815, Артур Фридхайм играет Листа, Розенталя и Готшалька — буклет на сайте www.wyastone.co.uk
- Фридхайм, Артур (1859–1932) на сайте www.schloss-wahn.de