Мефисто Полька
«Мефистополька » произведение, (С. 217) — программное музыкальное написанное в стиле народного танца для фортепиано соло Ференцем Листом в 1882–1883 годах. Программа произведения такая же, как и у четырех «Мефисто-вальсов» того же композитора , написанных соответственно в 1859–60, 1880–81, 1882 и 1885 годах и основанных на легенде о Фаусте , не Гете а Николауса Ленау (1802–50). . Следующая программная нота, взятая Листом у Ленау, появляется в печатной партитуре Вальса Мефисто № 1 :
В деревенской гостинице идет свадебный пир, с музыкой, танцами, кутежом. Мимо проходят Мефистофель и Фауст, и Мефистофель побуждает Фауста войти и принять участие в празднестве. Мефистофель выхватывает скрипку из рук вялого скрипача и извлекает из нее неописуемо соблазнительные и опьяняющие звуки. Влюбчивый Фауст кружится с чистокровной деревенской красавицей в диком танце; они в безумном отчаянии выбегают из комнаты на открытое пространство, в лес. Звуки скрипки становятся все тише и мягче, и соловей поет свою любовную песню. [ 1 ]
Первую запись этого произведения сделала Франс Клида во время ее обхода произведений Листа для Decca. [ 2 ]
Преданность
[ редактировать ]Полька «Мефисто» была посвящена Лине Шмальхаузен, одной из учениц Листа по фортепиано из «ближнего круга». Однако ее больше помнят как одну из самых близких и самых горячо преданных последователей Листа, которая часто заботилась и помогала во многих нуждах престарелого мастера, здоровье которого быстро ухудшалось.
Форма
[ редактировать ]Эта работа кажется самой простой и технически наименее сложной из всех танцев Мефисто; за исключением Bagatelle sans Tonalité , она еще и самая короткая. В тональном отношении он также самый мягкий и может представлять собой полностью тональную композицию с хроматизмом , ограниченным разновидностями соседнего тона и аккордовой звучности. Эти пассажи обычно реализуются на левой руке в виде аккордовых или арпеджированных фигур. Однако простота обозначений скрывает истинный характер музыки. Не существует функциональной гармонии, которая могла бы четко создать относительное поведение тонических, доминантных и субдоминантных гармонических функций. Во всяком случае, общее впечатление от музыки модальное , произведение постоянно меняется. Любая предложенная тональность быстро подрывается следующей за ней звучностью, которая, в свою очередь, может смутно (а теперь еще более слабо) указывать на другой тональный фокус. [ 3 ] Самый захватывающий момент — в конце, когда пьеса просто останавливается без объяснения причин. [ 4 ] с одиночным естественным звучанием фа выше среднего до, которое затем затухает. [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- ред. Юэн, Дэвид, Полная книга классической музыки (Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Prentice-Hall, Inc., 1965). Библиотеки Конгресса 65-11033 Номер карточки каталога
- ред. Гамильтон, Кеннет, Кембриджский компаньон Листа (Кембридж и Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета, 2005). ISBN 0-521-64462-3 (мягкая обложка).
- Бейкер, Джеймс М., «Обзор поздних фортепианных произведений»
- Гамильтон, Кеннет, «Ранние и веймарские фортепианные произведения»
- Ховард, Лесли, Ноты для Hyperion CDA66201, Вальсы Листа , Лесли Ховард, фортепиано.
- Ховард, Лесли, Ноты для Гипериона CDA68011/2, Танцы и марши Листа , Лесли Ховард, фортепиано.
- Уокер, Алан, Лист: Последние годы, 1861–1886 (издательство Корнельского университета, 1997).
- Сирл, Хамфри, изд. Стэнки Сэди, «Лист, Франц», Словарь музыки и музыкантов New Grove , 20 томов. (Лондон: Макмиллан, 1980). ISBN 0-333-23111-2 .
- Сирл, Хамфри, «Последний период Листа», Oxford Journals, 1 апреля 1952 г. [ постоянная мертвая ссылка ]