Большая соната «Четыре возраста»

Большая соната: Les quatre âges (по-французски Большая соната: Четыре века ), соч. 33 — четырехчастная фортепианная соната Шарля -Валентена Алькана . Название сонаты отсылает к подзаголовкам, данным каждой части, изображающим мужчину в возрасте 20, 30, 40 и 50 лет. Произведение было опубликовано в 1847 году и посвящено отцу композитора Алкану Морханжу (умершему восемь лет спустя). в 1855 году).
Последовательность движений отличается от типичной классической сонаты для фортепиано тем, что они становятся все медленнее; после оживленных 20 ans (лет) с пометкой «très vite» (очень быстро) и сложных 30 ans с подзаголовком «Quasi- Faust» и пометкой «assez vite» (довольно быстро) 40 ans более спокойные, с пометкой «lentement» (медленно), а 50 ans , мрачное и пессимистическое по настроению, отмечено как «extremement lent» (чрезвычайно медленно). [ 1 ]
Структура
[ редактировать ]20 лет
[ редактировать ]
Соната открывается 20 ансами , быстро сыгранной пьесой, основанной на ре мажоре , но также со многими отрывками в относительной минорной тональности си минор . «Неуклюжесть» молодого человека отмечается, например, внезапными «неправильными аккордами» - один си ♭ мажор отмечен как «ridente» (итальянский: смех). Тональность, темп и троичная форма этой части аналогичны Фредерика Шопена , Скерцо № 1 соч. 20. Таким образом, соната с самого начала отличается от всех предыдущих сонат, поскольку фактически начинается со скерцо . [ 2 ] Часть, начинающаяся ре мажор, позже меняется на си минор после медленной мелодической части си мажор и заканчивается расцветом си мажор.
30 ответов: Квазикулак
[ редактировать ]
Вторая часть, ре ♯ минор (т.е. тональность на полтона выше первой части) и заканчивающаяся относительной мажорной тональностью фа ♯ мажор , называемая 30 ans и имеющая подзаголовок «Квази- Фауст », является самой существенной частью сонаты. в сонатной форме . Рональд Смит так комментирует первую тему этого движения:
Двойственность этого сюжета, как и двойственная природа человека, на шесть лет предвосхищает аналогичную двойственность в Листа Сонате , в которой угрожающие повторяющиеся ноты также являются чертой ответной фразы. [ 3 ]
Однако Смит также отмечает, что, хотя Лист восторженно обращается со своим материалом , Алкан придерживается классической формы, если не пропорций. Эта часть содержит множество самых сложных частей во всей сонате, таких как чрезвычайно быстрые аккорды и октавы, огромные прыжки обеими руками и другие пассажи. Среди движения звучит короткая восьмиголосная фуга .
Раймон Левенталь писал об этой части: «[это] на самом деле тональная поэма внутри тональной поэмы… она образует вершину сонаты, и это самая длинная и трудная часть. Она очень хорошо стоит сама по себе, и никто ее не исполняет. ему, без других движений, нужно опасаться критики за то, что он подал кровоточащий кусок». [ 4 ]
40 лет: счастливый брак
[ редактировать ]
40 ans под названием «Un heureux ménage» («Счастливая семья») иллюстрирует семейную жизнь стареющего мужчины с разделами, которые представляют «детей» и «молитву». Часть исполнена в «простой» тональности соль мажор .
50 лет: Прометей в цепях
[ редактировать ]
Соната заканчивается 50 анами , названными «Prométhée enchaîné» ( «Привязанный Прометей »), в которых серьезно изображен человек, смотрящий в сторону смерти. Эта часть соль имеет такое же тональное отношение к третьей части , минор как вторая к первой. Однако, вопреки классическим традициям, тональность, в которой заканчивается соната, очень далека от той, в которой она начинается.
Связь с Сонатой Листа
[ редактировать ]Оригинальность этой работы, а также некоторые структурные сходства, подобные упомянутым выше, побудили таких писателей, как Рональд Смит, Кеннет Гамильтон и Джек Гиббонс, [ 5 ] можно предположить, что Лист мог знать это произведение до того, как написал свою собственную сонату си минор . Однако нет никаких свидетельств того, что Лист (или сам Алкан, если уж на то пошло) когда-либо играл на «Большой сонате». [ 6 ] публично или приватно, хотя оба пианиста наверняка знали друг друга в Париже и знали о творчестве друг друга. Однако публикация «Большого соната» оказалась неудачной по времени; В начале 1848 года революция опустошила столицу музыкальной жизни, и неспособность Алкана получить профессорскую должность в Парижской консерватории позже в том же году привела к его уходу с концертной сцены. Лист также уехал из Парижа в Веймар . По этим причинам рассмотрение влияния Алкана на Сонату Листа должно оставаться спекулятивным.
В популярной культуре
[ редактировать ]Соната играет роль в сюжете «Забытая комната» романа Линкольна Чайлда 2015 года . Он также кратко упоминается в «Книге мертвых » (2007) Дугласа Престона и Линкольна Чайлда . [ нужна ссылка ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Алкан 2002 .
- ^ Смит (2000), 67
- ^ Смит (2000), 72
- ^ Эдди, Уильям А. (2007). Чарльз Валентин Алкан: его жизнь и его музыка , с. 84. Олдершот: Издательство Ashgate. ISBN 978-1-84014-260-0 .
- ^ « Alkan Illustrated », по состоянию на 24 ноября 2013 г. Архивировано 5 апреля 2016 г. в Wayback Machine.
- ↑ Смит считает, что он сам дал первое полное публичное выступление в Йоркском университете в августе 1973 года. Смит (2000), 67.
Ссылки
[ редактировать ]- Алкан, Шарль-Валентен (2002). Большая соната для фортепиано соло . Бока-Ратон, Флорида: Музыкальные публикации Masters.
- Смит, Рональд , Алкан: Музыка , Лондон, 2000.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Большая соната «Четыре века», соч. 33 (Алкан) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- «Квази Фауст», анимационная музыка на YouTube , которую играет Винченцо Мальтемпо.
- Первая и вторая части (видео) на YouTube, Марк-Андре Амлен , с некоторой справочной информацией о произведении и его мнением о музыке Алкана.