Соната для виолончели (Алкан)
Концертная соната для фортепиано и виолончели. | |
---|---|
Соната для виолончели Шарля -Валентена Алкана | |
![]() Композитор | |
Ключ | Ми мажор |
Опус | 47 |
Составленный | 1856 |
Преданность | Джеймс Одье |
Опубликовано | 1857 |
Движения | 4 |
Шарль-Валентен Алкан сочинил свою сонату для виолончели в Париже в 1856 году под названием Sonate de concert pour фортепиано и виолончели (Концертная соната для фортепиано и виолончели), соч . 47. Произведение ми мажор построено в четырех частях .
История
[ редактировать ]Алкан завершил свою сонату для виолончели Как показывает датированная рукопись, в 1856 году. Оно было опубликовано в Париже в 1857 году и посвящено Джеймсу Одье. [ 1 ] Премьера состоялась с Алканом в роли пианиста. Рецензент выступления Алкана за фортепиано в Париже в 1875 году отметил его «богатство мелодии». [ 2 ] и овации зрителей. В двадцатом веке им пренебрегали до «мини-возрождения Алкана». [ 2 ]
Структура и музыка
[ редактировать ]Соната состоит из четырех частей : [ 2 ] [ 3 ]
- Очень веселый
- Аллегреттино
- Адажио
- Финал в Сальтарелле: очень скоро
Это единственное из камерных произведений Алкана, для которого композитор предусмотрел разметку метронома , хотя при исполнении предписанные скорости проблематичны. [ 4 ]
Первая часть, в форме сонаты , начинается со страстным пылом и затем напоминает лиризм великих опер того времени . В разделе разработки "новая шагающая тема" [ 2 ] до минор, возможно, было вдохновлено аналогичным вступлением в «Героической симфонии» Бетховена и предвосхищает ходы в композициях Брамса . [ 2 ]
Вторая часть начинается с простой сицилианской темы, которая «постепенно заражается слегка искривленными «неправильными» нотами и еще более своеобразно резкими гармониями». [ 2 ] звучит сатирически и иронично. [ 2 ] Третья часть, Адажио , сопровождается в партитуре цитатой из « Книги Михея» : «Как роса от Господа, как ливень на траву, не задерживающийся для человека…». [ 2 ] Алкан, пытавшийся перевести Ветхий Завет , [ 5 ] : 231 вероятно, использовал свою собственную французскую версию. В музыке присутствует «проникновенная мелодия» в низком диапазоне виолончели и «мерцающие пассажи» тремоландо на фортепиано, что, по словам историка музыки Дэвида Конвея , «напоминает интонации пения хафторы из [еврейской] субботней службы». [ 5 ] : 237 Он заканчивается затуханием в обоих инструментах.
Финал форме представляет собой танец, описанный как «маниакальный» и «бешено быстрый», в сонаты-рондо . сальтареллы и тарантеллы . В то время во Франции были в моде [ 2 ] например, в опере Обера La muette de Portici . Согласно легенде, те, кого укусил тарантул , в исступлении танцевали до смерти, что, кажется, иллюстрирует музыка Алкана. [ 2 ]
Соната считалась «одной из самых сложных и амбициозных в романтическом репертуаре… предвосхищая Малера своим сопоставлением возвышенного и тривиального». Музыковед Бриджит Франсуа-Саппе отметила в четырех частях предвкушение прогрессивной тональности, причем каждая часть возрастает на большую треть . [ 6 ] : 45
Версии
[ редактировать ]Произведение существует в транскрипции для альта Казимира Нея . [ 7 ] Сам Алкан также переписал последнюю часть для фортепианного дуэта . [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Концертные сонаты для фортепиано и виолончели, опус 47» . Алканское общество . 2021 . Проверено 2 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Гамильтон, Кеннет (2008). «Соната для виолончели ми мажор, соч. 47» . Гиперион Рекордс . Проверено 2 ноября 2021 г.
- ^ Николас, Джереми (ноябрь 2008 г.). «Алкан; Сонаты для виолончели Шопена» . Граммофон . Проверено 2 ноября 2021 г.
- ^ Бюллетень Общества Алкана 29 , стр. 3
- ^ Jump up to: а б Конвей, Дэвид (2012). Еврейство в музыке: Вступление в профессию от эпохи Просвещения до Рихарда Вагнера . Кембридж: Издательство Кембриджского университета ISBN 9781316639603
- ^ Франсуа-Саппи, Бриджит и Франсуа Люгено (2013). Шарль-Валентен Алкан . На французском языке. Париж: Блю Нюи. ISBN 978-2-35884-023-1 .
- ^ IMSLP , партия альта
- ^ IMSLP , партитура фортепианного дуэта .