Симфония для фортепиано соло (Алкан)
Симфония для фортепиано соло — масштабное романтическое произведение для фортепиано, написанное Шарлем-Валентином Альканом и опубликованное в 1857 году.
Хотя обычно оно исполняется как самостоятельное произведение, оно включает этюды № 4–7 из Douze études dans tous les tons mineurs (Двенадцать этюдов во всех минорных тональностях) , соч. 39, каждое название содержит слово «Симфония» ( фр . Symphony ). Четыре части называются Allegro moderato , Marche funèbre , Menuet и Finale . Как и Концерт для фортепиано соло (№№ 8–10), Симфония написана так, чтобы передать широкую палитру тембров и гармонических фактур, доступных оркестру. Это ранний образец фортепианной симфонии . По мнению Франсуа Люгено, он «не содержит излишеств Концерта [Алкана] или Большой сонаты (соч. 33). Но, как и Сонатина [Алкана] соч. 61, он доказывает, что Алкан также был способен писать идеально сбалансированное и почти «классическое» произведение». [ 1 ] В отличие от стандартной классической симфонии, каждая часть написана в разной тональности, повышаясь в прогрессивной тональности на идеальную кварту . [ 2 ]
Описание
[ редактировать ]Аллегро модерато
[ редактировать ]


Вступительная часть до минор написана в сонатной форме . Тематический материал Allegro moderato почти полностью заимствован из вступительной темы, которая появляется в октавах левой рукой.
Траурный марш
[ редактировать ]Вторая часть, исполняемая Андантино , имеет троичную форму с мелодией легато поверх стаккато -аккордов в первой части и лирическим хоралом в средней части.
Лугено писал: [ 1 ]
Вторая часть представляет собой похоронный марш фа минор, скорее по малеровскому стилю. В оригинальном издании на титульном листе было написано: «Симфония: № 2. Marcia funebre sulla morte d'un Uomo da bene» («Похоронный марш на смерть хорошего человека»), слова, которые, к сожалению, были утеряны во всех последующих изданиях. Конечно, вспоминается подзаголовок «Marcia funebre» в Бетховена Третьей симфонии . Но не можем ли мы считать этим «uomo da bene» отца Алкана, Алкана Морханге, который умер в 1855 году, за два года до публикации этих исследований?
Джек Гиббонс писал: [ 3 ] «Ощущение сдержанности похоронного марша подтверждается надписью Алкана над нежной центральной частью: «со сдержанной печалью»... Далекая барабанная дробь, прерывающая марш ближе к его завершению, добавляет алканское чувство беспокойства к этой и без того мрачной музыке. "
Менуэт
[ редактировать ]Менуэт Погребальный имеет троичную форму, как и марш . Лугено пишет, что «Менуэт си ♭ минор на самом деле представляет собой скерцо , предвосхищающее оттенки Брукнера , полное энергии и освещенное лирическим трио». [ 1 ] Адриан Корлеонис предполагает, что « Берлиоз и Гайдн находятся в непосредственной близости в беспокойном Менуэте, сочетая в себе дух Ronde du Sabbat и Marche au Supplice первого из Фантастической симфонии с ощутимым долгом перед Менуэтом последнего из квартета «Les Quintes» . , соч. 76 № 2 , переписанный Алканом». [ 4 ]
Финал
[ редактировать ]Финальная часть чрезвычайно сложна с технической точки зрения. Лугено комментирует, что «финальное Престо ми ♭ минор, незабываемо описанное Раймоном Левенталем как« поездка в аду », завершает произведение, затаив дыхание». [ 1 ]
История выступлений
[ редактировать ]По мнению Гиббонса: «То, что музыка такого качества оставалась игнорированной в течение примерно 150 лет с момента ее создания, является шокирующим скандалом... Алкан сам исполнял отрывки из произведения на своей серии «Маленьких концертов» в Париже в 1870-е годы, но следующее заметное выступление состоялось только в 1938 году, когда Эгон Петри исполнил «Симфонию» для радио BBC в Лондоне . Граммофонные записи этого произведения так и не появились. еще 25 лет, и хотя сегодня произведение исполняется чаще, чем когда-либо в прошлом, его появление в концертной программе по-прежнему необычно». [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Перейти обратно: а б с д Лугено (2001)
- ^ Смит (2000), т.2, стр. 117
- ^ Перейти обратно: а б Запись Джека Гиббонса в Facebook, 3 июля 2013 г. , по состоянию на 3 декабря 2014 г.
- ^ Корлеонис (1992)
- Источники
- Корлеонис, Адриан (1992). "Заметки на вкладыше" к Марко Поло, CD223285, (концерт Бернарда Ринггейзена).
- Лугено, Франсуа (2001). « Примечания » к Hyperion CDA67128 (концерт Марка-Андре Амлена ), по состоянию на 3 декабря 2014 г.
- Смит, Рональд (2000). Алкан: Человек, Музыка . (2 тома в 1). Лондон: Кан и Аверилл. ISBN 9781871082739