Три пьесы в патетическом жанре
Trois morceaux в патетическом жанре, соч. 15 ( Три пьесы в патетическом стиле ) — трехчастная сюита для фортепиано французского , опубликованная в 1837 году . композитора Шарля-Валентена Алькана Сюита также носит название «Сувениры» ( «Воспоминания» ). Три части: Aime-moi ( «Люби меня» ), Le vent ( «Ветер» ) и Morte ( «Мёртвая женщина» ).
Описание
[ редактировать ]люби меня
[ редактировать ]Aime-moi (Люби меня) ля минор , содержит повторяющиеся аккорды тремоло и арпеджио . Первая тема схожа со Шопена стилем . Между началом пьесы и кульминацией в середине деление доли постепенно увеличивается. Он начинается с восьмых нот, переходит в триоли, затем шестнадцатые, затем по пять нот на долю и т. д., пока не достигнет кульминации тридцатьсекундных нот (по восемь на долю). После этой кульминации основная тема повторяется, но вскоре за ней следует более интенсивная мелодия в октавах вместе с триолями шестнадцатых нот в левой руке (шесть нот на долю). Затем тональность меняется с A ♭ минор на A ♭ мажор, и пьеса переходит в длинную и извилистую часть свободных шестнадцатых нот, чередующихся группами по две в правой и левой руке. Шестнадцатые ноты перетекают в верхний регистр, и небольшое нисходящее и восходящее арпеджио, по-видимому, завершает пьесу. Однако Алкан добавляет еще одну небольшую деталь, прежде чем наконец закончить на ля ♭ мажор.
Ветер
[ редактировать ]Le vent (Ветер) си минор . Произведение состоит из трех частей, примерно в форме ABA. Внешние части повсюду содержат хроматические гаммы, как и экспромт, а средняя часть контрастирует с арпеджио, сопровождающим мелодию, вместо хроматических гамм. Эти хроматические гаммы включают двухстраничный переход, полностью состоящий из двойных хроматических гамм, охватывающих большую часть клавиатуры. Первая тема отчетливо представляет ветер, с грустными растянутыми аккордами, наложенными томной хроматикой. Вторая тема написана в ре мажоре (относительная тональность си минор) и включает в себя взмахи левой руки, в то время как правая исполняет мелодию в октавах (цитируя Аллегретто Седьмой симфонии Бетховена ) с играемыми внутри тремоло. Затем первая тема яростно возвращается с тремоло вместо аккордов для левой руки. Удивительно, но после охлаждения хроматических гамм глубоко в басовом регистре пьеса заканчивается одной последней легкой восходящей хроматической гаммой и аккордом си-мажор.
Кайхосру Шапурджи Сорабджи писал об этом произведении в 1932 году, что оно было
знакомо... — хочется сказать слишком знакомо, потому что большинство людей думают об Алкане, даже знают его только как композитора «Вента», как они знают только Сибелиуса из « Вальса горестного » или « Финляндии ». ; великий мастер « Праздника Эзопы » и Четвертой симфонии соответственно является совершенно terra incognita. [ 1 ]
Смерть
[ редактировать ]Morte (Мертвый) ми ♭ минор цитирует григорианское пение Dies Irae . Произведение является самым длинным из трех и содержит сложные, плотные пассажи аккордов, сексты, трели , тремоло и повторяющиеся ноты. В некоторых частях произведения постоянно звучит нота B ♭ , очень похоже на Равеля «Жибет» из «Гаспара де ла Нюи » , написанную более 70 лет спустя. Ближе к концу происходит очень страстное и интенсивное нарастание, приводящее к быстрым коротким аккордам, подобным заключительной части № 4 Шопена Баллады фа минор прямо перед кодой. Произведение заканчивается цитированием темы «Aime-moi», некоторых хроматических гамм, очень похожих на те, что есть в «Le vent», и, наконец, очень резко завершается длинной трелью и двумя короткими аккордами из 16-й ноты.
Сорабджи обдумал это
самая замечательная часть сета... трогательная и трагическая элегия или панихида... полная удивительных выдержек , как технических, так и фортепианных и гармонических, и ее финал столь же странно жутковат, сколь и оригинален и смел. [ 2 ]
Прием
[ редактировать ]Эти произведения получили резкую рецензию от Роберта Шумана , который написал:
В нем есть заметный привкус Сью и Сэнда . Поражаешься такому фальшивому, неестественному искусству... Мы всегда делаем скидку на заблуждающийся талант... но когда не удается найти ничего, кроме черного на черном, мы в унынии отворачиваемся. [ 3 ]
Ференц Лист, которому был посвящен этот набор, [ 4 ] принял их гораздо теплее, чем Шуман, заявив, что их «читали и перечитывали много раз с того дня, когда они принесли мне такую великую радость. вероятно, вызовет глубокий интерес музыкантов». [ 5 ]
Записи
[ редактировать ]Записи « Trois morceaux» сделали Роберт Ривар, Марк-Андре Амлен , Юи Моришита и Винченцо Мальтемпо . Также существует запись «Le vent» из фортепианного ролика, сделанная Гарольдом Бауэром . [ 6 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сорабджи (1932), с. 214
- ^ Сорабджи (1932), стр. 214-5.
- ^ Роберт Шуман, тр. Ф. Риттер, Очерки и критика (вторая серия) , Лондон, nd, с. 317
- ^ Уильям Александр Эдди, Чарльз-Валентин Алкан - Его жизнь и его музыка , Ashgate Publishing, Лондон, 2007, стр. 43
- ^ Уильям Александр Эдди, Чарльз-Валентин Алкан - Его жизнь и его музыка , Ashgate Publishing, Лондон, 2007, с. 174
- ↑ Дискография. Архивировано 16 июня 2012 г. на веб-сайте Wayback Machine of the Alkan Society.
Ссылки
[ редактировать ]- В. А. Эдди, Чарльз-Валентен Алкан - его жизнь и его музыка , Лондон, 2007 г.
- Р. Смит, Алкан, Человек, Музыка , Лондон, 2000.
- К. Сорабджи, Вокруг музыки , Лондон, 1932.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Опус 15 : Партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур