Jump to content

Праздник Эзопа

Le festin d'Ésope ( Пир Эзопа), соч. 39 № 12 — фортепианный этюд Шарля -Валентена Алькана . Это последний этюд в наборе Douze études dans tous les tones mineurs (Двенадцать этюдов во всех минорных тональностях), соч. 39, опубликованный в 1857 году (хотя, возможно, он был написан в течение предыдущего десятилетия). Это произведение ми минор, состоящее из двадцати пяти вариаций на оригинальную тему. Технические навыки, необходимые для вариаций, являются суммой предыдущих этюдов.

Произведение требует исключительного виртуозного мастерства, с чрезвычайно быстрым перекрытием октав, быстрыми гаммами с левым аккомпанементом, огромными скачками, быстрыми октавными аккордами, тремоло, двойными октавами и трелями. Обычное исполнение этого произведения длится 10 минут.

праздник Эзопа

[ редактировать ]

По преданию, Ксанф потребовал от своего раба Эзопа устроить пир, богатый всевозможными яствами. Однако на пиру всем гостям подавали язык , который, как объяснял Эзоп, охватывал все разнообразие человеческих знаний и эмоций.

Хотя эта история обозначена названием Алкана и сама по себе является притчей о вариационной форме, кажется, что в музыке есть четкие указания, от предложенных звуков животных до многих басен Эзопа о животных.

Произведение с пометкой « Allegretto senza licenza quantunque » («Довольно быстро, без какой-либо лицензии») должно исполняться без рубато. Отсутствие каких-либо модификаторов темпа может свидетельствовать о достаточно жестком подходе к пульсу. Метроном отмечен частотой 126 ударов в минуту.

Тема
Тема
Theme

Обозначенная фортепианная тема из восьми тактов изложена в дисканте трехнотными аккордами, играемыми стаккато . Бас разреженный, выраженный стаккатиссимо .

Вариант I

Бас, все еще отмеченный стаккатиссимо , берет на себя мелодию, в то время как высокие частоты продолжают играть аккорды из трех нот (также стаккатиссимо ) в качестве дополнения. Первые четыре такта отмечены как forte, за ними следует проход diminuendo , где дискантная фигура спускается к фортепиано , а затем forte в последнем такте заканчивается .

Вариант II
Необычное правое обозначение

Бас продолжает брать на себя мелодию, на этот раз в шестых долях, отмеченных стаккато . Тем временем высокие частоты играют необычно обозначенную фигуру — скачки в тридцать второй октаве, где первая нота отмечена сфорцандо , а остальные ноты связаны и отмечены тенуто . Это приводит к «юмористическому» эффекту прыжка. Тридцать второй секстулет с пометкой «сильная сторона» делает этот вариант одной из первых технических задач.

Вариант III

Еще один вариант стаккато , требующий легких прикосновений и быстрых, но дискретных прыжков. Гармонизация необычна – каждый аккорд в мелодии «сдерживается» B и C, а бас (играющий на высоких частотах) прыгает почти произвольно, увеличивая гармоническое напряжение. Паузы в мелодии сопровождаются стаккато , «рычанием» глубокого баса.

Вариант IV

Помечено con duolo («с горем»). Мелодия упрощена до двухтактных аккордов с пометкой dolce e legato . « Однако стаккато рычание» баса продолжается. В то время как первые четыре такта обогащаются терциями и секстами, последние четыре поддерживаются только четвертями и квинтами. Он незаметно снимает напряжение, возникшее в первых вариациях.

Variation V
Первый из двух вариантов марша

Марш в октавах. Триплет шестнадцатой октавы в обеих руках придает импульс, в то время как гармония модулируется через мелодический минор ми и мелодический минор фа. Восходящая гамма в октавах модулируется до фа мажор, а затем возвращается обратно к ми минор, чтобы завершить вариацию.

Вариант VI

Продолжается марш в светлой тональности до мажор, отмеченной фортепиано . А 2 + 1 2 -тактовая трель и аккорды меньшего размера делают вариацию контрастной по отношению к предыдущей. Однако это нарушается возвращением отрывков сильной октавы из предыдущей вариации, модулирующих между до мажор, си мажор и си минор, прежде чем закончиться в исходной тональности ми минор.

Вариант VII

Бас берет мелодию широкими, раскатистыми аккордами, в то время как высокие частоты сочетаются с волнообразными секстиплетными тридцатисекундными гаммами. Опять же, он модулируется мелодическим минором, а седьмые и девятые добавляют красок гармонии. Расцвет гаммы в последнем такте — это первый момент в пьесе, где Алкан отмечает использование педали.

Вариант VIII
Первый такт восьмой вариации

Тихая трель в басу, начинающаяся с C 2 и B 1 , создает фоновое напряжение, в то время как мелодия, синкопированная шестнадцатой долей, неуверенно прыгает на высоких частотах. Предпоследний такт отмечен pochissimo [легкий] cresc[endo].

Вариант IX

Эта вариация находится в тоническом мажоре ( МАДЖОРЕ ). В нем заметно больше легато, чем в предыдущем варианте, отмеченном «dolce e sostenuto» (сладко и продолжительно).

Вариант X

Это следует из теплого тона, заданного в предыдущем варианте. Его украшает звенящее остинато в высоком регистре с пометкой скампанатино («как колокольчики»).

Вариант XI

Остинато, теперь уже в терциях, становится основной тройной фигурой, отмеченной molto legato . К пятому такту остинато переключается на шестнадцатые шестерни. Мелодия возвращается к басу впервые после вариации VII, отмеченной квази корни («почти как валторны»). Последние четыре такта состоят из тройных и секступлетных тремоли в шестых и седьмых долях.

Вариант XII

Завершает первые вариации Маджоре , когда волнообразные секстули переходят к басу, а мелодия переходит к нижним дискантам. Богатство аккордов поддерживается экзотическими модуляциями и отсылками к позднему романтизму и импрессионизму. Тем временем бас играет очень широкие ломаные аккорды (для игры требуется гибкое запястье) и арпеджио, которые неожиданно заканчиваются в следующей вариации.

Вариант XIII
Первый такт тринадцатой вариации

Одиночный «кашель» глубокого баса завершает предыдущую вариацию, за которым следуют бодрые скачки в верхних регистрах. Каждому аккорду мелодии верхнего регистра предшествует чрезвычайно короткая акциаккатура .

Вариант XIV

Эта вариация отмечена форте , тромбата («трубы»), стаккато шестнадцатыми тройками и мордентами в сочетании с частым перекрытием рук.

Вариант XV
Вторая вариация, похожая на трубу.

Продолжение последней вариации, с мелодией в аккордах и октавах, отмеченной фортиссимо и стаккатиссимо . Левая рука снова переключается на обычные шестнадцатые ноты с громкими и экспансивными аккордами, которые на короткое время модулируются до ре минор и до минор, а затем резко заканчиваются ми минор.

Вариант XVI

Сразу после кульминации первой половины пьесы 16-я вариация сопоставляет предыдущую вариацию и обозначается как фортепиано, e preghevole («мягкая и молитвенная»). По-видимому, он действует как код для всех предшествующих вариаций, плавно переходя в пианиссимо .

Вариант XVII

Высокие шестьдесят четвертые ноты проходят через голые аккорды начальной темы с восходящими последовательностями, нисходящими арпеджио с уменьшенной септакной и хроматическими гаммами, в то время как бас остается стаккато и пианиссимо при игре на басу Альберти.

Вариант XVIII
Вторая из двух быстрых и легких вариаций

После хроматического спуска продолжаются шестьдесят четвертые ноты, теперь уже в тональности до мажор (отражая дихотомию в V и VI). Бас удваивает скорость (тридцатисекундные ноты), играя при этом большие прыжки, частые стаккатиссимо и широкие арпеджио. Вариация отмечена как Semper Piano, e leggierissimamente («всегда мягко и настолько легко, насколько это возможно»).

Вариант XIX
Девятнадцатая вариация

Мелодия , получившая название Lamentevole («жалостная»), противопоставляется диссонансу октав ринфорзандо . Левая и правая руки разделяют хроматический спуск по октавам, следуя за нотой мелодии каждые полтакта, каждое начало ринфорзандо и заканчивая фортепиано . Вариация формируется путем акцентирования уменьшенных аккордов между обеими руками и сопоставления нисходящей хроматической фигуры. Поскольку эти две функции выполняются одновременно, аккорд сразу после основного аккорда имеет один из тонов, пониженный на полутон, таким образом выглядя либо как доминантная септаккорд, либо как энгармонический эквивалент. Эти аккорды чисто хроматические и не несут никакой доминантной функции. Указание Алкана удерживать педаль нажатой на протяжении всего варианта подчеркивает его диссонансный характер.

Вариант ХХ

Этот вариант , получивший название Impavidè («бесстрашный»), состоит из тридцатисекундных нот и толстых аккордов, отмеченных фортиссиссимо ( fff ). Он помечен как Senz'arpeggiare alcunamente («без перекатывания аккордов»), хотя есть несколько случаев окраски Acciaccaturae.

Вариант XXI

Возвращение к тонике мажор ( Маджоре ), эта вариация отмечена триольной шестнадцатой интерпретацией мелодии, которая исполняется стаккато . Этот вариант называется Caccia .

Вариант XXII
«Лающая» двадцать вторая вариация

Этот вариант сочетает в себе мелодическую обработку предыдущего варианта с орнаментом Acciaccatura XX, который отмечен abbajante («лай»). Мелодия сочетается с собачьим лаем как на низких, так и на высоких частотах. Впервые в произведении содержится явная ссылка на животных.

Вариант XXIII

Возвращение к минорной тональности, когда обе руки движутся к басу. Обозначенный tempestoso («бурный»), он состоит из одной длинной тридцатисекундной ноты тремоло-додекуплета в обеих руках с короткими хроматическими паузами, дающими лишь редкие ссылки на тему. Педаль нужна везде.

Вариант XXIV

Развивая тему темпестозо , фигура тремоло аналогична фигуре в средней части движения L'enfer Алкана в Grand Duo Concertante . Мелодия развивается в первых четырех тактах, а последние такты состоят из больших восходящих и нисходящих хроматических гамм в правой руке, достигающих кульминации в последней вариации. Между тем, басовое тремоло акцентируется октавными утверждениями фортиссимо в нижнем басу.

Вариант XXV

Последняя вариация, выходящая за пределы восьмитактового формата предыдущих вариаций, включает октавную визуализацию темы. Молто Креск. в предыдущей вариации завершается trionfalmente , fortississimo (триумфально, очень-очень громко). Алкан использует крайние регистры фортепиано, используя утверждения нижней октавы баса (как и в предыдущем варианте), чтобы акцентировать тему, в ритме шестнадцатой ноты с точкой и тридцать второй ноты. Это контрастирует со случайными тройными шестнадцатыми расцветками.

Следующие восемь тактов представляют собой другую мелодическую обработку темы с элементами канона, когда обе руки по очереди произносят мелодию. Первые четыре такта следует играть semper fortississimo , а вторую половину — меццо-форте . Крещендо вариации приводит к финальному восьмитактовому утверждению Маджоре начальной трионфальменте , имеющему ту же ритмическую схему. Последний тройной росчерк ( фортиссиссимо ) завершает первую часть вариации.

Сразу за этим следует простая интерлюдия из четырех тактов, которую нужно сыграть пианиссимо . В полифоническом плане усеченная тема выражена в стаккато баса и состенуто высоких частот. Следующие восемь тактов ( фортепиано, состенуто ) еще больше развивают полифонию, создавая напряжение ( cresc. poco a poco ), поскольку голоса становятся все шире и шире. Кульминацией этого является последовательность арпеджированных аккордов шестнадцатых нот обеими руками, которые нужно играть фортиссимо и стаккатиссимо .

Кода

После этой последовательности следует еще одна восьмитактовая интерлюдия в басу, сгруппированная неравномерно, с лишь косвенными отсылками к теме в манере Alkan's Mort . Далее следует участок развития длиной 11 тактов, состоящий из широких восходящих и нисходящих аккордов. Кульминацией этого является финальный взрыв аккордов, который начинается с ля минор, переходит в соль мажор и, наконец, в ми минор с краткими отсылками к ми мажор. Его следует играть от фортиссимо semper crescendo до фортиссиссимо , после чего следует затемнение. молто и утончение аккордов завершают пьесу. Заключительная октавная постановка темы на басу, гармонизированная в правой руке журчащими аккордами, приводит пьесу к, казалось бы, тихой развязке, где финальный штамп фортиссиссимо означает ее правильное завершение.

Кайхосру Шапурджи Сорабджи написал об этом произведении, что оно было

достойны места рядом с Диабелли Бетховена Брамса , вариациями Паганини и вариациями вариациями Баха Регера . Полные удивительных гармонических причуд и поворотов, в высшей степени виртуозная и гениальная обработка и фортепианная аранжировка, достойная самого композитора, – все это наполнено тем воодушевлением и жизненной силой, тем восхитительным, жутким, причудливым и в некоторой степени жутким качеством, которые делают произведение этого мастера таким неотразимым и увлекательным для сочувствующего студента. [ 1 ]

Произведение было записано Рэймондом Левенталем , Стефани МакКаллум , Рональдом Смитом , Бернардом Рингайссеном , Аланом Вайсом , Винченцо Мальтемпо , Игорем Ромой , Ледой Массурой, Сату Пааволой, Юи Моришитой, Майклом Понти , Джозефом Блохом , Фредом Доканом, Джеком Гиббонсом , Марком- Эндрю Хэмелин , Брюс Лю и Ёль Ым Сон

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ К. Сорабджи вокруг музыки (1932), с. 218
[ редактировать ]

Выступления в сети

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 11dbb22235fad95fedd25984e26381a1__1714274460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/11/a1/11dbb22235fad95fedd25984e26381a1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Le festin d'Ésope - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)