сицилийский
Сицилиана периода [sitʃiˈljaːna] или сицилиано (также известный как сицилианне [sisiljɛn] или ciciliano ) — музыкальный стиль или жанр, часто включаемый как движение в более крупные музыкальные произведения, начиная с барокко . Это в медленном режиме 6
8 или 12
8- тактный с мелодичным ритмом, что делает его чем-то похожим на медленную джигу или тарантеллу и обычно в минорной тональности . Он использовался для арий в операх в стиле барокко и часто появляется как часть в инструментальных произведениях. Слабо связанная с Сицилией , сицилиана вызывает пасторальное настроение и часто характеризуется пунктирными ритмами , которые могут выделить ее в более широком музыкальном жанре пасторали . [2]
История и известные примеры
[ редактировать ]В книге 2006 года Раймон Монель нашел безрезультатными попытки музыковедов проследить этот стиль до какой-либо аутентичной традиции Сицилии, хотя он действительно проследил его происхождение до итальянских мадригалов эпохи Возрождения 1500-х годов, в тройном такте с пунктирными ритмами. [3] Эти ритмы мадригала сами по себе могут быть заимствованы из дактилического гекзаметра эпической поэзии древней Греции и Рима. [4]
Барокко было
[ редактировать ]Сицилиана прочно утвердилась как символ пасторального контекста в операх уроженца Сицилии Алессандро Скарлатти , хотя в 12
8 из них на самом деле имеют в партитурах название «aria siciliana». Монель отмечает, что тексты сицилианских арий Скарлатти в целом жалобны и меланхоличны. [3] Известно несколько письменных упоминаний об этом жанре еще в начале 1600-х годов; [5] и сицилианы описаны в музыкальных словарях с 1703 года.
Дальнейшие примеры сицилиан в стиле барокко можно найти в музыке И.С. Баха : например, в его Сонате соль минор для скрипки соло, BWV 1001 , в его Сонате ми-бемоль для флейты и клавесина, BWV 1031 , и в его Концерте в Ми для клавесина и струнных, BWV 1053 . Другие известные сицилианы в стиле барокко: средняя часть Антонио Вивальди Concerto Grosso , соч. 3, № 11, из L'estro Armonico (который Бах затем переписал как свой Концерт ре минор для органа, BWV 596 ), первая часть Сонаты Джузеппе Тартини « Дьявольские трели » для скрипки, [6] и последняя часть Арканджело Корелли , Рождественского концерта соч. 6, № 8.
Классическая эпоха
[ редактировать ]Произведения в сицилианском ритме появляются изредка в классический период . Йозеф Гайдн , возможно, вдохновленный пасторальными ассоциациями жанра, написал сицилианскую арию для сопрано в своей оратории «Сотворение мира » «Nun beut die Flur das frische Grün» («Покрытые зеленью появляются поля»), чтобы отпраздновать создание растения. Для Моцарта нерешительный ритм сицилианы подходил для изображения горя, [7] [8] и некоторые из самых сильных музыкальных высказываний Моцарта - это трагические сицилианы: ария для сопрано «Ach, ich fühl's, es ist verschwunden» («Ах, мое сердце ушло навсегда») из «Волшебной флейты » , медленная фа-диез минор часть Фортепианного концерта, К. 488 , Адажио фа минор из Сонаты для фортепиано, К. 280 , и финал Струнного квартета ре минор , К. 421. В более жизнерадостном ля мажоре он использовал сицилиану как вступительная тема его Сонаты для фортепиано, К. 331 .
Другими примерами классических сицилиан являются третья часть Концерта для гобоя Доменико Чимарозы , последняя часть Сонаты для скрипки № 5 Карла Марии фон Вебера и вторая часть Антона Райхи Квинтета кларнета фа мажор , соч. 107.
Гитарист-виртуоз Мауро Джулиани (1781–1829) очень любил сицилианский стиль и часто сочинял в нем. Ярким примером является вторая часть его Гитарного концерта № 1 ля мажор, соч. 30. Еще одна сицилиана, написанная для гитары (с вокалом), – это Франца Ксавера Грубера знаменитая рождественская песнь « Тихая ночь ». [5] [9]
Романтическая эпоха
[ редактировать ]В начале романтизма периода Джон Филд вставил изысканную сицилиану («Сицилиано») соль минор в свой Четвертый концерт для фортепиано с оркестром (1814). Бернхард Крузель использовал «сицилиано» как медленную партию в одном из своих кларнетных дуэтов (1821). Позже, в эпоху романтизма , Брамс написал сицилиану как 19-ю вариацию в своих «Вариациях и фуге на тему Генделя» для фортепиано соло (1861). В другом наборе вариаций Брамса, «Оркестровых вариациях на тему Гайдна» (1873), седьмая вариация также принимает форму сицилианы. [10] Вторая из Морица Мошковского , поэтических поэм соч. 42 (1887 г.) — «Сицилиано».
Ария Элен «Merci, jeunes amies» («Спасибо, возлюбленные друзья») из « оперы Верди Сицилийские вечера» является еще одним примером сицилианы, подходящей для ее обстановки, и упоминается в партитуре как таковая, хотя в народе его называют болеро . Открывающей арией « шедевра Масканьи Сельская честь» является сицилиана «О Лола».
Эрнест Шоссон сочинил сицилианку как вторую часть своего Концерта для фортепиано, скрипки и струнного квартета, соч. 21 (1892 г.). Оркестровая сюита из «Пеллеаса и Мелизанды» Габриэля Форе включает в себя его знаменитую «Сицилийку» , которую он сочинил для незавершенного проекта в 1893 году.
20–21 века
[ редактировать ]Примеры сицилиан в музыке 20-го века включают Игоря Стравинского «Серенату» из его балета «Пульчинелла» , «Сицилиану» Отторино Респиги из « Древних песен и танцев », сюиту № 3 и Малкольма Арнольда «Сицилиано» из «Маленькой сюиты № 1». для Латуни. Сергей Рахманинов использовал сицилианский стиль и ритмы в трех своих произведениях соч. 32 прелюдии для фортепиано: си-бемоль минор (№ 2), си-минор (№ 10) и си-мажор (№ 11). Сюита для органа Мориса Дюрюфле (соч. 5) содержит сицилийскую музыку, известную своими импрессионистскими гармониями, [11] Еще одним ярким примером является средняя часть Пауля Хиндемита . Органной сонаты № 2 [12]
Венгерский композитор Дьёрдь Куртаг удивительным образом ссылается на этот стиль в своем выдающемся опусе 1987 года Kafka-Fragmente Op. 24, для сопрано и скрипки в части «Der wahre Weg» («Истинный путь»). «Вальс крестного отца» Нино Роты — это классическая сицилиана в начале его , получившей премию «Грэмми» музыки к фильму 1972 года . [13] « Тема Хедвиги », написанная Джоном Уильямсом для фильмов о Гарри Поттере , также относится к жанру сицилианы и имеет особое сходство с «Сицилийкой» Форе. [14] [15] Другие известные примеры сицилианского стиля включают «Интраду» и «Рапсодию» из кантаты Джеральда Финци 1939 года « Dies Natalis» .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Роджер Скратон (1997). Эстетика музыки , с.25, упр.2.6. Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 0198166389 .
- ^ Эндрю Харинджер (2014). Пастораль , с.204 и сл. Оксфордский справочник по тематической теории, изд. Данута Мирка. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199841578 .
- ^ Перейти обратно: а б Раймонд Монель (2006). Музыкальная тема: Охота, военное и пастырское дело , с.215 и далее. Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0253347664 .
- ^ Джеффри Чу и Оуэн Джандер (2001). Пастораль . Гроув Музыка онлайн. ISBN 978-1561592630 .
- ^ Перейти обратно: а б Мередит Эллис Литтл (2001). Сицилия . Гроув Музыка онлайн. ISBN 978-1561592630 .
- ^ Мишель Эдельман (2001). Контрасты и сравнения от барокко до модерна: Соната Тартини «Дьявольская трель» .
- ^ Даниэла Карвальо Бродерик (2009). Использование сицилианы как темы горя в клавирных произведениях Моцарта (дипломная работа DMA). Университет Иллинойса в Урбана-Шампейн.
- ^ Мития Д'Аколь (2022). Построение «Ach ich fühl's» Памины как сицилианского плача . Американское общество Моцарта и Общество музыки восемнадцатого века, совместная конференция (PDF) . Зальцбург.
- ^ Герлинда Хайд (1994). Сицилиано как разновидность рождественской народной музыки . 175 лет «Тихой ночи! Святая ночь!» (на немецком языке), стр. 135–146. Зальцбург.
- ^ Джулиан Литтлвуд (2004). Вариации Иоганна Брамса . Книги Пламбаго. стр. 92–93, 111. ISBN. 978-0954012342 .
- ^ Рональд Эбрехт, изд. (2002). Морис Дюрюфле: Последний импрессионист . Пугало Пресс. ISBN 0-8108-4351-X .
- ^ Блэр Сандерсон (2005). Обзор: Органный завод Хиндемита/Шенберга/Пеппинг . Вся музыка.
- ^ Франко Сцианнамео (2010). Трилогия Нино Роты «Крестный отец»: руководство по партитуре к фильму . Пугало Пресс. ISBN 978-1461664246 .
- ^ Уго Луис (2016). «Влияния и происхождение музыки Джона Уильямса» . В поисках истории (на французском языке).
- ^ Кристофер Вольф. «Сицилиец в музыке» . Изучите сольфеджио (на французском языке).