Джузеппе Тартини
Джузеппе Тартини | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 26 февраля 1770 г. | (77 лет)
Образование | Университет Падуи |
Занятия |
|
Организации | Базилика Сант-Антонио в Падуе |
Джузеппе Тартини (8 апреля 1692 – 26 февраля 1770) был итальянским композитором и скрипачом эпохи барокко, родившимся в Пирано в Венецианской республике (ныне Пиран , Словения). [1] [2] Тартини был плодовитым композитором, сочинившим более ста пьес для скрипки, большинство из которых — скрипичные концерты. Его больше всего помнят по его Сонате для скрипки соль минор ( Соната «Дьявольские трели» ).
Ранний период жизни
[ редактировать ]Тартини родился 8 апреля 1692 года в Пирано (ныне часть Словении). [3] город на полуострове Истрия , в Венецианской республике, принадлежащий Джанантонио – уроженцу Флоренции – и Катерине Занграндо, потомке одной из старейших аристократических пиранских семей. [4]
Похоже, родители Тартини хотели, чтобы он стал -францисканцем. монахом [ нужна ссылка ] и таким образом он получил базовое музыкальное образование. Тартини сначала учился игре на скрипке в Collegio delle Scuole Pie в Каподистрии (сегодня Копер). [5]
Он изучал право в Падуанском университете , где приобрел навыки фехтования . После смерти отца в 1710 году он женился на Элизабетте Премазоре, женщине, которую его отец не одобрял из-за ее бедности, неизвестности отца и преклонного возраста (ей было 20, ей 18). К сожалению, Элизабетта была фавориткой могущественного кардинала Джорджо Корнаро , который сразу же обвинил Тартини в похищении. Тартини бежал из Падуи, чтобы отправиться в монастырь Святого Франциска в Ассизи , где он мог избежать преследования. В Ассизи он учился у Богуслава Матея Черногорского . [5]
Карьера
[ редактировать ]Легенда гласит, что когда Тартини услышал игру Франческо Марии Верачини в 1716 году, он был впечатлен ею и недоволен своим мастерством. Он бежал в Анкону и заперся в комнате, чтобы практиковаться, по словам Чарльза Бёрни , «чтобы учиться владению луком более спокойно и с большим удобством, чем в Венеции , поскольку ему было отведено место в оперный оркестр этого города». [6]
Мастерство Тартини значительно улучшилось, и в 1721 году он был назначен маэстро ди капелла в базилике Сант-Антонио в Падуе с контрактом, который позволял ему играть в других учреждениях, если он пожелает. В Падуе он встретил и подружился с коллегой-композитором и теоретиком Франческо Антонио Валлотти . Между 1723 и 1725 годами он находился в Праге , где был мастером капеллы графа Кинского. [5]
Тартини был первым известным владельцем скрипки, изготовленной Антонио Страдивари в 1715 году, которую Тартини подарил своему ученику Сальвини, который, в свою очередь, подарил ее польскому композитору и скрипачу- виртуозу Каролю Липинскому, услышав его исполнение: таким образом, этот инструмент известен как Липинский Страдивари . Тартини также владел и играл на скрипке Антонио Страдивари, бывшего Фогельвейта, с 1711 года.
В 1726 году Тартини открыл школу игры на скрипке, которая привлекала учеников со всей Европы. Постепенно Тартини стал больше интересоваться теорией гармонии и акустики и с 1750 года и до конца жизни публиковал различные трактаты, в которых также трактовал на математической основе проблемы теории музыки. [5]
Смерть
[ редактировать ]Он умер от гангрены 26 февраля 1770 года в Падуе.
Мемориалы
[ редактировать ]В родном городе Тартини, Пиране (ныне в Словении), есть его статуя на площади, которая была старой гаванью, первоначально римской, и называлась Площадь Тартини ( словенский : Tartinijev trg , итальянский : Piazza Tartini ). Заиленный и устаревший порт был очищен от мусора, засыпан и реконструирован. Одним из старых каменных складов сейчас является отель Джузеппе Тартини.
Его день рождения отмечается концертом в главном городском соборе.
Композиции
[ редактировать ]Сегодня самым известным произведением Тартини является « Соната «Дьявольская трель ». [5] Соната для скрипки соло, которая требует ряда технически сложных с двойными стопами трелей и сложна даже по современным стандартам. Согласно легенде, вышитой госпожой Блаватской , [ нужна ссылка ] На написание сонаты Тартини вдохновил сон, в котором Дьявол появился у изножья его кровати и играл на скрипке.
Почти все произведения Тартини — это скрипичные концерты (не менее 135) и скрипичные сонаты . Композиции Тартини включают некоторые священные произведения, такие как «Мизерере» , написанный между 1739 и 1741 годами по просьбе Папы Климента XII , [7] и Stabat Mater , составленный в 1769 году. [8] Он также сочинил трио-сонаты и симфонию А. Каталогизация сочинений Тартини представляет собой сложную задачу для ученых и редакторов. Тартини никогда не датировал свои рукописи и не редактировал работы, которые были завершены или даже опубликованы задолго до этого, что затрудняло определение того, когда работа была написана, когда она была отредактирована, а также степень исправлений. Ученые Минос Дуниас и Поль Брейнард попытались разделить произведения Тартини на периоды, полностью основываясь на стилистических характеристиках музыки.
Шестьдесят две рукописи с сочинениями Тартини хранятся в Biblioteca comunale Luciano Benincasa в Анконе . [9]
Луиджи Даллапиккола написал произведение под названием «Тартиниана», основанное на различных темах Тартини.
Теоретическая работа
[ редактировать ]Помимо композиторской деятельности, Тартини был музыкальным теоретиком весьма практического толка. Ему приписывают открытие суммы и разности тонов , акустического явления, особенно полезного для струнных инструментов (об интонации дабл-стопов можно судить, внимательно слушая разностный тон, « терцо суоно »). Свои открытия он опубликовал в трактате «Trattato di musica Secondo la vera scienza dell'armonia» (Падуя, 1754). Его трактат об орнаменте в конечном итоге был переведен на французский язык - хотя, когда его влияние быстро ослабело, в 1771 году - неким «П. Дени», чье предисловие назвало его «уникальным»; действительно, это был первый опубликованный текст [10] полностью посвященный орнаменту , и, хотя он был почти забыт, поскольку сохранилось только печатное издание, он предоставил информацию из первых рук о скрипичной технике для современных исторически обоснованных исполнений , как только оно было опубликовано в английском переводе Солом Бабицем в 1956 году. содействием такому выступлению стало опубликованное издание Эрвина Якоби. В 1961 году Якоби опубликовал трехязычное издание, состоящее из французского (основа следующих двух), английского (перевод Катберта Гердлстоуна ), а также собственного перевода Якоби на немецкий язык (Джузеппе Тартини. «Traité des agréments de la musique», транс. и изд. Эрвин Якоби: Герман Моек Верлаг, 1961). Важное значение имеет то, что издание Якоби также включает факсимиле оригинального итальянского оригинала, найденного в Венеции в 1957 году, скопированного рукой Джованни Николаи (одного из самых известных учеников Тартини), а также включает в себя вступительный раздел, посвященный поклонам, и заключительный раздел, посвященный тому, как сочинять ранее неизвестные каденции. Другая копия (хотя и менее полная) итальянского оригинала была найдена среди рукописей, купленных Калифорнийский университет в Беркли в 1958 году, коллекция, которая также включала многочисленные орнаментированные версии медленных частей концертов и сонат, написанных рукой Тартини. Минни Элмер проанализировала эти орнаментированные версии в своей магистерской диссертации в Калифорнийском университете в Беркли в 1959 году (Минни Элмер. «Импровизированное украшение Джузеппе Тартини». Неопубликованная магистерская диссертация. Беркли, 1959).
Публикации
[ редактировать ]- Джузеппе Тартини (1754 г.). Трактат о музыке согласно истинной науке о гармонии (на итальянском языке). Падуя: Джованни Манфре.
Вымышленное изображение
[ редактировать ]Тартини упоминается в рассказе мадам Блаватской «Одушевленная скрипка», вошедшем в сборник « Кошмарные сказки» . [11] [12]
Тартини, великий композитор и скрипач семнадцатого [ sic ] века, был осужден как человек, который черпал свои лучшие вдохновения от Злого, с которым он, как говорили, был в постоянном союзе. Это обвинение было, конечно, связано с почти магическим впечатлением, которое он производил на публику. Его вдохновенная игра на скрипке обеспечила ему на родине звание «Мастера наций». «Соната Дьявола», также называемая «Сон Тартини», — как готов засвидетельствовать каждый, кто ее слышал, — представляет собой самую странную мелодию, когда-либо услышанную или изобретенную: поэтому чудесное сочинение стало источником бесконечных легенд. И они не были полностью беспочвенными, поскольку это был он сам; кто, как было показано, создал их. Тартини признался, что написал ее, проснувшись от сна, в котором он услышал свою сонату в исполнении сатаны, ради своей выгоды и в результате сделки, заключенной с его адским величием.
Фольклор о «Скрипке Дьявола», классическим примером которого является аналогичная история, рассказанная о Никколо Паганини , широко распространен; это пример сделки с дьяволом . Современный вариант — кантри-песня The Devil Went Down to Georgia ; Сегмент PBS о скрипке в серии «Искусство» назывался «Искусство скрипки: инструмент дьявола». [ нужна ссылка ]
Тартини «Три дьявола» — характерное произведение главного героя романа Даниэля Сильвы « Английский убийца» . Анна Рольфе, дочь швейцарского банкира, известная скрипачка, и соната занимает в романе видное место. Рассказана история вдохновляющей мечты Тартини. [ нужна ссылка ] Эта история также легла в основу детективного романа скрипача и писателя Джеральда Элиаса «Три дьявола». [ нужна ссылка ]
«Три дьявола» Тартини также фигурирует в японском аниме « Потомки тьмы» ( Yami no Matsuei ). Трехчастный рассказ также назван в честь композиции. [ нужна ссылка ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Джузеппе Тартини | Итальянский музыкант» . Британская энциклопедия . Проверено 4 августа 2020 г.
- ^ Брейнард, Пол (1980). «Джузеппе Тартини». Словарь музыки и музыкантов New Grove . Том. 18. Лондон: Макмиллан. п. 583. ИСБН 1-56159-174-2 .
Итальянский композитор, скрипач, педагог и теоретик.
- ^ «Джузеппе Тартини | Итальянский музыкант» . Британская энциклопедия . Проверено 6 августа 2020 г.
- ^ Тартини Официальный сайт Порторожа и Пирана.
- ^ Jump up to: а б с д и «Тартини, Джузеппе» . Итальянская энциклопедия . Проверено 1 апреля 2021 г.
- ^ Берни, Чарльз (1789). Всеобщая история музыки с древнейших времен до наших дней. К чему предшествует «Диссертация о музыке древних» . Том. 3 (2-е изд.). Лондон: Т. Беккет, Дж. Робсон и Г. Робинсон. стр. 564–565.
- ^ Биография на istrianet.org, в разделе «Внешние ссылки».
- ^ Биография на Allmusic, в разделе «Внешние ссылки».
- ^ Муниципальная библиотека Лучано Бенинкаса (AN)
- ↑ Как правило, Тартини никогда не публиковал сам итальянский оригинал, но он широко распространялся в рукописях, и Леопольд Моцарт присвоил его части для своей собственной скрипичной школы , написанной в 1754 году и опубликованной в Аугсбурге, 1756 год. (Сол Бабиц, изд. «Трактат об орнаментации»). « Журнал исследований в области музыкального образования 4.2 [осень 1956: 75–102]»).
- ^ Парри, Мишель (1977). Великие истории о черной магии . Нью-Йорк: Издательство Таплингер. п. 106.
- ^ Блаватская, Елена (2019). Премиальная коллекция . Франкфурт-на-Майне: e-artnow. ISBN 978-80-273-0453-0 .
Ссылки
[ редактировать ]- Поль Брейнард: «Скрипичные сонаты Джузеппе Тартини. Тематический каталог» - издание « I Solisti Veneti », Падуя, 1975 г.
- Джузеппе Тартини: «Платоническая наука, основанная в кругу» Анны Каваллы Тодескини для президента Академии Тартинианы Падуи Энцо Банделлони , исполнительного комитета Франческо Каваллы , Эдоардо Фарины , Клаудио Шимоне . Текст воспроизводит неопубликованное произведение, рукопись находится в Морском музее Сергея Машера в Пиране . издание CEDAM
- Джузеппе Тартини, Трактат о музыке согласно истинной науке о гармонии , Nella Stamparia del Seminario, Appresso Giovanni Manfrè, Падуя, 1754 г. – Анастатическое переиздание, издание «I Solisti Veneti», CEDAM , Падуя, 1973 г.
- Джузеппе Тартини, О принципах музыкальной гармонии, содержащихся в диатоническом жанре - Диссертация , Stamperia del Seminario, Падуя, 1767 г. - Факсимиле, издание "I Solisti Veneti", CEDAM , Падуя, 1974 г.
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биография Allmusic
- Бесплатные партитуры Тартини в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные партитуры Джузеппе Тартини в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Тартини — компьютерная программа, использующая комбинации тонов для распознавания высоты звука.
- L'Arte dell'Arco. Архивировано 7 апреля 2015 г. в Wayback Machine.
- Джузеппе Тартини - Выдающиеся истрийцы на istrianet.org
- Итальянские композиторы эпохи барокко
- Итальянские классические скрипачи
- Итальянские теоретики музыки
- Ученики Джузеппе Тартини
- 1692 рождения
- 1770 смертей
- Композиторы для скрипки
- Итальянские композиторы-классики
- Итальянские композиторы-мужчины-классики
- Итальянские классические скрипачи-мужчины
- Истрийский итальянский народ
- Люди из Истрии
- Люди из Пирана
- Итальянские композиторы XVIII века.
- Итальянские музыканты-мужчины XVIII века
- Сделка с Дьяволом
- Музыканты из Падуи
- Люди тосканского происхождения