Соната для скрипки соль минор (Тартини)
Соната «Дьявольская трель» | |
---|---|
Соната для скрипки Джузеппе Тартини | |
![]() «Сон Тартини» Луи -Леопольда Бойи (1824 г.) | |
Ключ | соль минор |
Каталог | С.g5 |
Опубликовано |
|
Движения | 4 |
Соната для скрипки соль минор , GT 2.g05; B.g5, более известная как Соната «Дьявольская трель» ( итальянский : Il trillo del diavolo ), представляет собой произведение для скрипки соло (с фигурным басовым аккомпанементом) Джузеппе Тартини (1692–1770). Это самое известное произведение композитора, отличающееся технически сложными отрывками. [ 1 ] [ 2 ] Обычное выступление длится 15 минут.
Фон
[ редактировать ]Тартини якобы рассказал французскому астроному Жерому Лаланду , что ему приснилось, будто ему явился дьявол и попросил стать слугой и учителем Тартини. В конце урока музыки Тартини вручил дьяволу свою скрипку, чтобы проверить его мастерство, на которой дьявол начал виртуозно играть, показав насыщенное и великолепное исполнение. Исполнение Дьявола было настолько необычайно красиво и исполнено с таким превосходным вкусом и точностью, что у композитора перехватило дыхание. [ 3 ] Полную историю рассказывает сам Тартини в « Путешествии Франсуа в Италию» Лаланда :
Однажды ночью, в 1713 году, мне приснилось, что я заключил договор с дьяволом о своей душе. Все прошло так, как я хотел: мой новый слуга предвосхитил каждое мое желание. Помимо прочего, я дал ему свою скрипку, чтобы проверить, умеет ли он играть. Как велико было мое изумление, услышав сонату столь чудесную и прекрасную, исполненную с таким великим искусством и умом, какую я никогда даже не мог себе представить в самых смелых полётах своей фантазии. Я чувствовал себя восхищенным, перенесенным, очарованным: у меня перехватило дыхание, и я проснулся. Я тотчас же схватил скрипку, чтобы хотя бы отчасти сохранить впечатление от своего сна. Напрасно! Музыка, которую я в это время сочинил, действительно лучшая из всего, что я когда-либо писал, и я до сих пор называю ее «Дьявольской трелью», но разница между ней и тем, что так тронуло меня, настолько велика, что я бы уничтожил свой инструмент и Я навсегда попрощался бы с музыкой, если бы мог жить без того удовольствия, которое она мне доставляет. [ 4 ]
Зачарованный блестящей и впечатляющей игрой дьявола, Тартини попытался воссоздать услышанное. Однако, несмотря на то, что соната была его любимой, Тартини позже писал, что она «настолько уступала тому, что я слышал, что если бы я мог существовать другими средствами, я бы сломал свою скрипку и навсегда отказался от музыки». [ 5 ] Хотя он утверждал, что сочинил сонату в 1713 году, ученые полагают, что она, вероятно, была написана еще в 1740-х годах из-за ее стилистической зрелости – музыка галантна по идиоме, то есть является переходной между периодами барокко и классикой. Он не был опубликован до 1798 или 1799 года, почти через тридцать лет после смерти композитора. [ 6 ]
Соната станет основой балета Чезаре Пуни 1849 года «Скрипка дьявола» . [ 7 ] а также Шопена Прелюдия № 27 . [ 8 ]
Структура
[ редактировать ]
Соната, написанная для скрипки с бассо континуо ( фигурным басом ), написана в четырех частях:
- Широкий, но не слишком
- Аллегро модерато
- Анданте
- Аллегро ассаи — Анданте — Аллегро ассаи
Первое движение, в 12
8-й раз, начинается мягко и задумчиво, с томными двойными остановками и плавной скрипичной мелодией, наполненной изящными украшениями. [ 9 ] Мелодия, переходящая от тоники к срединной тональности, в середине движения включает в себя несколько обманчивых каденций, прежде чем снова вернуться к тонической теме, аналогичной началу. [ 10 ] Далее следует четкая, быстрая, богато украшенная бравура, предшествующая короткому медленному кантабиле, которое, как говорят, означает состояние сна Тартини. [ 3 ]
Последняя часть, технически сложная, начинается быстро, а затем растворяется в повторяющейся модульной скрипичной мелодии под усиливающимся аккомпанементом. Это приводит к медленной хроматической теме, за которой следуют новые последовательности двух тем. Источником названия сонаты послужил отрывок, в котором скрипач исполняет трели , одновременно играя арпеджио-трезвучия. Часто исполняемая бравурная каденция была написана Фрицем Крейслером . Аккомпанемент снова присоединяется к скрипке в последних драматических тактах. [ 10 ] Трель в последней части — один из самых ранних примеров трели, иллюстрирующей музыкальную тему. [ 11 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]— Соната «Дьявольская трель» единственное музыкальное произведение, которое Дилан Дог , главный герой одноименного итальянского комикса, может сыграть на кларнете. Соната также играет важную роль в сюжете «Сонаты Макабра» (англ. «The Macabre Sonata»), выпуска № 235 комикса.
« Дьявольская трель» также занимает видное место в сюжетной линии сверхъестественной хоррор-манги « Потомки тьмы» . Одаренный студент-музыкант случайно контактирует с демоном во время исполнения Сонаты.
«Три дьявола» напрямую упоминается в фильме ужасов «Ноктюрн» (2020) о девушке, которая находит книгу с инструкциями продать свою душу сатане , чтобы преуспеть в качестве пианистки.
Спектакль «Дьявольская трель» в исполнении главной героини Анны Рольф упоминается как центральный момент в популярном триллере 2002 года « Английский убийца » Дэниела Сильвы.
представлена Соната «Дьявольская трель» в романе «Удивительная жизнь Октавиана Ничто, предателя нации, том I: Вечеринка с оспой» М.Т. Андерсона . Это происходит в сцене, которую Октавиан вынужден разыграть на сцене по приказу мистера Шарпа.
См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]Ауэр, Леопольд, 1925, Мастерские произведения скрипки и их интерпретация , Карл Фишер, Нью-Йорк, репаб. Дувр, 2012 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Крамер, Марк. «Дьявольская трель и другие скрипичные сонаты» . Журнал «Ренессанс» . Архивировано из оригинала 12 марта 2009 года . Проверено 21 февраля 2016 г.
- ^ Беггероу, Алан (15 ноября 2011 г.). «Тартини – Соната соль минор для скрипки с оркестром 'Дьявольская трель' » . Музыкальные размышления . Архивировано из оригинала 22 сентября 2019 года . Проверено 21 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Хенкен, Джон. «Соната соль минор для скрипки и континуо («Дьявольская трель»)» . ЛАФил . Архивировано из оригинала 9 октября 2017 года . Проверено 21 февраля 2016 г.
- ^ Холмен, Питер. «Соната соль минор 'Дьявольская трель', Bg5» . Гиперион Рекордс . Архивировано из оригинала 2 марта 2016 года . Проверено 21 февраля 2016 г.
- ^ Гомес, Марио. «Легенда о Сонате Тартини «Дьявольская трель» » . Скрипач.com . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 21 февраля 2016 г.
- ^ Сминте, К. «Джузеппе Тартини» . Жизнь скрипки . Архивировано из оригинала 23 февраля 2016 года . Проверено 21 февраля 2016 г.
- ^ Лэтэм, Элисон (2004). Оксфордский словарь музыкальных произведений . Издательство Оксфордского университета. п. 40. ИСБН 9780198610205 .
- ^ Ренсе, Рип (12 мая 2002 г.). «МУЗЫКА; Расшифровано: Демоническая прелюдия больного Шопена» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 21 февраля 2016 г.
- ^ Шварм, Бести. «Дьявольская трель» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 25 февраля 2016 года . Проверено 21 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Палмер, Джон. «Соната для скрипки и континуо соль минор, B. g5 («Три дьявола»)» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 14 марта 2016 года . Проверено 21 февраля 2016 г.
- ^ Бахманн, Альберто (2013). Энциклопедия скрипки . Курьерская корпорация. п. 191. ИСБН 9780486318240 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Соната для скрипки соль минор (Тартини) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Исполнение сонаты «Дьявольская трель» Кэролайн Гулдинг (скрипка) и Шуай Ван (клавесин) из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в MP3. формате
- Обзор компакт-диска Devil's Trill, выпущенного на лейбле Naim Ювалем Яроном (скрипка) и Джереми Денком (фортепиано)