Гретхен (спектакль)

«Гретхен» — трагическая четырехактная пьеса белым стихом , написанная У. С. Гилбертом в 1878–1879 годах по мотивам Гете -версии части легенды о Фаусте .
Впервые спектакль был показан в Олимпийском театре 24 марта 1879 года. В спектакле снимались Мэрион Терри в главной роли, Х.Б. Конвей в роли Фауста и Фрэнк Арчер в роли Мефисто. Спектакль не имел успеха и закрылся примерно после 18 представлений 12 апреля 1879 года. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]
Гилберт и Салливан выпустили свою популярную комическую оперу H.MS Pinafore в мае 1878 года, и Гилберт обратился к Гретхен в качестве своего следующего проекта. Гилберт к тому времени был одним из самых известных драматургов в Англии, но он был больше известен своими комедиями, чем драмами, поэтому Гретхен ждали с большим любопытством. [ 2 ] Хотя Гилберт имел некоторый успех в более ранних драмах, его последняя подобная пьеса, «Нидер-ду-Уил» (также в Олимпийском), встретила трудный прием в 1878 году. [ 3 ]
Гилберт вдохновился На написание «Гретхен» после просмотра картины под названием «Сожаления», на которой изображены два священника, один из которых с тоской смотрит на пару влюбленных. [ 4 ] Гете Он начал изучать «Фауста» в апреле 1878 года и был готов показать план своего сюжета Генри Невиллу , менеджеру Олимпийского театра , в июне 1878 года. [ 5 ] Гилберт работал над пьесой в общей сложности десять месяцев. [ 6 ] Он закончил писать пьесу в декабре 1878 года, но не согласился с Невиллом по многим деталям постановки, в том числе по поводу того, каких художников по декорациям и костюмам использовать, а также по некоторым решениям о кастинге. [ 7 ] [ 8 ] На обложке театральной программы была длинная заметка Гилберта, в которой он искренне объяснял, что он не пытался поставить Фауста на сцену целиком, а просто «перепроектировать… историю падения Гретхен». [ 9 ] Версия истории Гилберта отличается от большинства рассказов Фауста тем, что Фауст не заключает соглашения с Дьяволом. Дьявол показывает ему видение Гретхен, и Гретхен видит Фауста во сне, прежде чем встретиться с ним. Дьявол, в версии Гилберта, становится всего лишь антиклерикальным резонером . [ 2 ]
Гретхен продержалась всего три недели, [ 7 ] хотя он был показан в Америке в 1886 году с Мэй Фортескью в главной роли. [ 10 ] После провала «Гретхен » Гилберт сконцентрировался на высокодоходной «Савойской опере» , написав за оставшуюся жизнь лишь несколько пьес. [ 6 ]
Прием
[ редактировать ]Гилберт написал во вступительном «Уведомлении» к печатной версии, что пьеса «была принята с исключительной благосклонностью в переполненном зале» и что директор театра не дал пьесе шанса, закрыв ее так скоро, когда она уже была Премьера состоялась во время Великого поста . [ 11 ] Кассовые сборы резко упали после восторженного открытия. [ 2 ] Позже он сказал в интервью: «Я считаю, что двумя лучшими пьесами, которые я когда-либо написал, были « Разбитые сердца» и версия легенды о Фаусте под названием «Гретхен» . Я приложил огромные усилия над своей «Гретхен» , но она длилась всего две недели. Я написал ее, чтобы доставить удовольствие себе. , а не общественность». [ 12 ] Позже он также заметил: «Я назвал это Гретхен , публика назвала это гнилью». [ 13 ] The Sunday Times высоко оценила «резкую» сатиру и «мощное» стихосложение Гилберта, но другие отзывы были неоднозначными. The Times дала пьесе долгую и уважительную оценку: [ 14 ] The Observer похвалил пьесу, но относился к большей части актерской игры прохладно. [ 15 ] а The Manchester Guardian назвала Гретхен «немногим лучше, чем пародия ... Превосходно написанный пустой стих - единственное достоинство, которым обладает пьеса». [ 16 ] Рассматривая американскую постановку пьесы 1886 года, The New York Times не сочла ее одной из лучших работ Гилберта, хотя газета действительно нашла трактовку истории Фауста интересной, со многими новыми штрихами. [ 10 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Фауст — монах, который когда-то был солдатом. Он влюбился в женщину, которая ушла от него к более богатому мужчине. Фауст присоединяется к Церкви, чтобы сбежать от женщин и мира. Вскоре он понимает, что его жизнь в монашеском уединении — пустой обман, и он желает жить в реальном мире, хотя до сих пор полностью в нем разочаровывается. Мефисто, Дьявол, показывает ему видение истинно чистой женщины – Гретхен. Фауст возвращается в мир, чтобы найти ее. Гретхен мечтает о Фаусте, и ее кузен Готфрид, желающий жениться на ней, поручает ее заботе Фауста, когда он идет на войну. Когда Фауст и Гретхен встречаются, их непреодолимо тянет друг к другу.
Фауст знает, что если бы он стал своей возлюбленной, это испортило бы ее идеальную чистоту, но его любовь к ней слишком сильна, и они оказываются в объятиях друг друга. Через три месяца она беременна, и он признается, что не может жениться на ней, так как принял монашеский обет. В ужасе она говорит ему оставить ее и вернуться в Церковь. Готфрид возвращается из битвы и предлагает ей жениться, но получает отказ. Когда он понимает почему, он угрожает убить своего предателя Фауста. Гретхен тяжело заболевает из-за своего греха. Фауст, мучимый чувством вины за содеянное, возвращается к монашескому одеянию и кричит: «Пошлите мне мою смерть, о Небеса, пошли мне мою смерть!» Готфрид врывается, чтобы убить Фауста, но они примиряются у смертного одра Гретхен. Умирая, Гретхен прощает Фауста, советуя ему посвятить остаток своей жизни «вере, истине и делам милосердия».
Роли
[ редактировать ]- Доминик – Дж. А. Розье
- Ансельм – господин Воллер
- Фауст – HB Конвей
- Готфрид, солдат – Джон Биллингтон
- Мефисто — Фрэнк Арчер
- Агата — мисс Торнтон
- Бесси — мисс Лонсдейл
- Барбара — мисс Фолкард
- Лиза, подруга Гретхен - миссис Бернард Бир
- Гретхен — Мэрион Терри
- Марта — Мэгги Бреннан
- Фредерик — мистер Олбрук
Анализ
[ редактировать ]Гретхен перекликается с несколькими другими пьесами Гилберта, особенно в образе Фауста: главный герой «Дэнла Дрюса, Кузнеца» (1876) становится человеконенавистническим скрягой, а Джеффри Роллстоун, герой «Нидер-Де-Вил» (1878). , становится странствующим бродягой. Муста в «Разбитых сердцах » (1875) — горбун, отвергнутый женщиной, а в «Йоменах гвардии » Джек Пойнт погибает, потеряв свою любовь. Разочарование в любви заставляет их отступить от мира, стать человеконенавистниками и изгоями. [ 17 ] Фауст — симпатичный, но глубоко ошибочный персонаж. Через него Гилберт пытается размыть моральные абсолюты викторианской драмы, как он это делает в своих комических пьесах. [ 18 ]
Фауст отвернулся от мира, который так глубоко ранил его, но он не стал счастливее в изоляции в монастыре, поскольку он не может следовать моральным абсолютам Церкви. Он надеется очиститься, полюбив чистую Гретхен, но вместо этого его влияние развращает и в конечном итоге убивает ее. Он умоляет о смерти, но предсмертные слова Гретхен заключаются в том, что ему не следует избегать вины «трусливой смертью», а вместо этого искупить вину «верой, истиной и делами милосердия». [ 17 ] Но у Фауста нет правильного пути, он не может обрести покой, следуя за Церковью или живя в реальном мире. Нет никаких оснований полагать, что Фауст сможет сдержать свое обещание веры, истины и милосердия. [ 18 ]
Ученый Гилберта Эндрю Кроутер отметил, что Фауст является частью повторяющейся темы «неразрешимого парадокса аутсайдера, который ищет признания, человеконенавистника, который хочет, чтобы его любили», и представляет собой аспект самого Гилберта. Кроутер писал: «Фауст называет себя циником, как критики часто называли Гилберта, но сохраняет веру в женскую чистоту – сентиментальный аспект Гилберта, который достаточно ясно демонстрируется в [ Разбитых сердцах и Гретхен ]. В установлении которого он, в конце концов, стал частью, поэтому Фауст презирает мирские вещи и в то же время желает их». [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Мосс, Саймон. «Гретхен» в Gilbert & Sullivan: выставка-продажа памятных вещей , c20th.com, по состоянию на 16 ноября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Стедман, с. 168
- ^ Найт, Джозеф. Театральные заметки (Лоуренс и Буллен: 1893), стр. 206–15.
- ^ Стедман, с. 167
- ^ Стедман, с. 163
- ^ Jump up to: а б Список пьес Гилберта , Архив Гилберта и Салливана, по состоянию на 2 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Стедман, с. 165
- ^ Гнев, стр. 167–68
- ↑ WS Gretchen , 24 марта 1879 г. Гилберт, театральная программа
- ^ Jump up to: а б «Мисс Фортескью в роли Гретхен» , The New York Times, 19 октября 1886 г., стр. 5, по состоянию на 29 октября 2009 г.
- ^ Гилберт, WS Гретхен , Лондон: Newman & Co., 1879, доступно в Интернет-архиве.
- ^ Как, Гарри. «Иллюстрированные интервью. № IV. – Господин У. С. Гилберт» [ мертвая ссылка ] , в журнале Strand , том 2 (октябрь 1891 г.), с. 339
- ^ Пирсон, с. 35
- ^ "Олимпийский театр" . «Таймс» , 26 марта 1879 г., стр. 5, перепечатано в Архиве Гилберта и Салливана, по состоянию на 31 июля 2011 г.
- ↑ The Observer , 30 марта 1879 г., стр. 3
- ↑ The Manchester Guardian , 27 марта 1879 г., стр. 5
- ^ Jump up to: а б с Кроутер, Эндрю. «Горбуны, мизантропы и аутсайдеры: самооценка Гилберта» , архивировано 13 мая 2008 г. в Wayback Machine GASBAG no. 206 (зима 1998 г.)
- ^ Jump up to: а б Кроутер (2000), с. 114
Ссылки
[ редактировать ]- Эйнгер, Майкл (2002). Гилберт и Салливан – двойная биография . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-514769-3 .
- Кроутер, Эндрю (2000). Противоречие Противоречивое – Пьесы У. С. Гилберта . Ассошиэйтед Юниверсити Прессс. ISBN 0-8386-3839-2 .
- Пирсон, Хескет (1950). Гилберт и Салливан . Книги о пингвинах.
- Стедман, Джейн В. (1996). У.С. Гилберт, Классический викторианский стиль и его театр . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-816174-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полный текст Гретхен в Интернет-архиве
- Гретхен в архиве Гилберта и Салливана
Аудиокнига Гретхен , являющаяся общественным достоянием, на LibriVox