Феофил Аданский
Феофил Аданский | |
---|---|
![]() Феофил как архидьякон | |
Рожденный | неизвестный Адана , Киликия , Восточная Римская империя (современная Адана , Турция ) |
Умер | в. 538 Австралия , Королевство франков |
Почитается в | Костел |
канонизирован | Предварительное собрание |
Праздник | 4 февраля [1] |
Святой Феофил Кающийся или Феофил Аданский ( греч . Θεόφιλος Άδανας, умер около 538 г. н. э.) был священнослужителем церкви шестого века , который, как говорят, заключил сделку с Дьяволом , чтобы получить церковное положение. Его история важна, поскольку это одна из старейших популярных историй о договоре с Дьяволом, которая послужила источником вдохновения для легенды о Фаусте . Евтихиан из Аданы, который утверждал, что был очевидцем событий, первым записал историю Феофила.
Хотя Феофил считается историческим персонажем, связанная с ним сказка носит апокрифический характер. Его праздник – 4 февраля. [1]
Легенда
[ редактировать ]
был архидьяконом Аданы Феофил , Киликии , тогда входившей в состав Византийской империи . Он был единогласно избран епископом , а когда из смирения он отказался от этой должности, на его место был избран другой человек. Когда новый епископ, основываясь на злых и необоснованных слухах, несправедливо лишил Феофила должности архидьякона, Феофил пожалел о своей прежней позиции и разыскал некроманта , который помог ему связаться с сатаной . В обмен на свою помощь сатана потребовал, чтобы Феофил отрекся от Христа и Девы Марии в договоре, подписанном его собственной кровью . Феофил подчинился, и дьявол дал ему должность епископа. [2]
Позже, опасаясь за свою душу , Феофил раскаялся и молил Богородицу о прощении. После сорокадневного поста ему явилась Богородица и словесно наказала его. Феофил просил прощения, а Мария обещала ходатайствовать перед Богом . Затем он постился еще тридцать дней, после чего Мария снова явилась ему и даровала ему отпущение грехов . Однако сатана не хотел отказываться от своей власти над Феофилом, и три дня спустя [3] Теофил проснулся и обнаружил на своей груди проклятый контракт. Затем он отнес контракт законному епископу и признался во всем, что сделал. Епископ сжег документ, а Феофил умер от радости, что освободился от бремени своего контракта. [1]
Важность
[ редактировать ]История Феофила сыграла роль в установлении важности заступничества Девы Марии, а также послужила основой для более поздних рассказов о вызове дьяволов. В X веке немецкая канонисса Хроцвита включила историю Теофила в свою Книгу легенд . [4]
Девы Марии возрастало Богословское значение на протяжении XI века. Эту историю использовали, чтобы проиллюстрировать силу и необходимость ее заступничества , Питером Дамианом , Бернаром Клервоским , Антонием Падуанским , Бонавентурой и намного позже Альфонсом Лигуори . История Теофила легла в основу чудесной пьесы тринадцатого века трувера Рютбефа « , Чудо Теофила» одной из самых ранних дошедших до нас пьес французского театра . Со временем сказка приобрела ряд вариаций. В некоторых случаях Теофилом двигала ревность. В другом договор был скреплен кольцом. [5]
Легенда в искусстве
[ редактировать ]Легенда о Феофиле впервые появляется в искусстве в XI веке в историческом инициале, на котором изображена Богородица ( сидящая между двумя ангелами) с Феофилом у ее ног. [6] Самый ранний неповрежденный повествовательный цикл находится в церкви аббатства Сент-Мари в Суйяке , Франция. [7] Эта скульптура изображает четыре сцены легенды: подписание договора, клятва верности дьяволу, покаяние Феофила и возвращение залога Богородицей.
Легенда была самой популярной в искусстве XIII века; чаще всего это происходило в иллюминированных рукописях [8] и витражи . [7] И в иллюминированных рукописях, и в витражах, изображающих эту легенду, обычно изображаются четыре сцены: скрепление связи между Феофилом и дьяволом, покаяние Феофила, Богородица, восстанавливающая связь, и Богородица, возвращающая связь Теофилу. [7] Эта легенда — единственная небиблейская история Марии, постоянно изображавшаяся в скульптурах и стекле во французских соборах того времени. [9] [10]
Марсель Пруст кратко упоминает его в «Пути Свана» как важную фигуру скульптуры во Франции.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Бэринг-Гулд, Сабина. «Теофил», Любопытные мифы Средневековья , Лондон. Ривингтон, 1877 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Фрайер, Альфред К., (1935) «Теофил, Кающийся, как представлено в искусстве», Archaeological Journal , 92:1, 287-333 дои : 10.1080/00665983.1935.10853649
- ^ Макклири, Иона (2004). «Богородица и Дьявол: роль Девы Марии в легенде о Теофиле и ее испанских и португальских вариантах» . Исследования по истории церкви . 39 . Издательство Кембриджского университета : 147–156. дои : 10.1017/S0424208400015059 . S2CID 161402260 . Проверено 23 апреля 2023 г.
- ^ Хадсон, Уильям Генри (1888). «Хроцвита из Гандерсхайма». Английский исторический обзор . III (XI): 431–457. doi : 10.1093/ehr/III.XI.431 . ISSN 0013-8266 .
- ^ Макклири, И. (2004). «Богородица и Дьявол: роль Девы Марии в легенде о Теофиле и ее испанских и португальских вариантах». Исследования по истории Церкви , 39, 147–156. дои : 10.1017/S0424208400015059
- ^ Мале, Эмиль (1986). Религиозное искусство во Франции: тринадцатый век . Перевод Мэтьюза, Мартиэля. Издательство Принстонского университета. п. 261.
- ^ Jump up to: а б с Котрен, М.В. (1984). «Иконография Феофиловых окон в первой половине XIII века» . Зеркало . 59 (2): 308–341. дои : 10.2307/2856394 . JSTOR 2856394 . S2CID 54544208 .
- ^ Рут, Джерри (2017). Легенда о Феофиле в средневековом тексте и изображении . Кембридж: DS Брюэр. ISBN 9781843844617 .
- ^ Мале, Эмиль (1984). Религиозное искусство во Франции: тринадцатый век . Перевод Мэтьюза, Мэтиэля. Издательство Принстонского университета. п. 262 266.
- ^ Сангстер, Минни Б. (1999). «Представление чуда Теофила во Франции: витражи, скульптура и сцена». Средневековые перспективы . 14 : 191–201.
Источники
[ редактировать ]- Джон Йохалем (март 2005 г.), « Пересечение линии запретных знаний », дата обращения 11 апреля 2005 г.
- Пол Карус (1900) « История дьявола. Архивировано 15 июля 2020 г. в Wayback Machine », стр. 415–417. Проверено 11 апреля 2005 г.
- Альфонс Лигуори, (1750 г.) « Заступничество Марии необходимо для нашего спасения. Архивировано 12 августа 2016 г. в Wayback Machine ». Проверено 11 апреля 2005 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]В Национальной библиотеке Нидерландов хранится коллекция изображений, относящихся к святому Феофилу .