Jump to content

Мельмот Странник

Мельмот Странник
Титульный лист тома 1 первого издания
Автор Чарльз Мэтьюрин
Язык Английский
Жанр Готический роман , Романтизм
Опубликовано 1820 г. (в четырех томах)
Место публикации Ирландия
Тип носителя Печать ( роман )

«Мельмот-Странник» готический роман ирландского драматурга, писателя и священнослужителя Чарльза Мэтьюрина , написанный в 1820 году . Главный герой романа - ученый, который продал свою душу дьяволу в обмен на дополнительные 150 лет жизни и ищет в мире того, кто возьмет на себя договор вместо него, что напоминает Странствующего еврея . [1]

Роман состоит из серии вложенных в истории историй, постепенно раскрывающих историю жизни Мельмота. Роман предлагает социальный комментарий к Англии начала XIX века и осуждает римский католицизм в пользу достоинств протестантизма .

Структура книги как серии рассказов, соединенных вместе, отражает ее первоначальную концепцию как таковую. [2] На самом деле, Мэтьюрин находился под давлением своего издателя с требованием выполнить договорные обязательства, что в некоторой степени объясняет «хаотичный и бессистемный процесс, посредством которого (он) писал». [2] Мэтьюрин провел много часов за исследованием романа в Библиотеке Марша , первой публичной библиотеке Ирландии (открытой в 1707 году), которая находилась недалеко от его дома на Йорк-стрит и места работы на Онжер-стрит . [3] В библиотеке Мэтьюрин черпал вдохновение из многих источников, включая Библию короля Иакова , англиканскую литургию , произведения Уильяма Шекспира , Вергилия » « Энеиду , полемические книги и памфлеты английской революции середины 17 века, а также различную литературу. и театр 16-17 веков. [3] Мэтьюрин каждый день проводил так много времени за чтением у Марша, что в конце концов построил там для себя специальный стол. [3]

Краткое содержание

[ редактировать ]

Джон Мельмот, студент из Дублина , навещает своего умирающего дядю. Он находит портрет загадочного предка по имени «Мельмот»; портрет датирован 1646 годом. На похоронах дяди Джону рассказывают старую семейную историю о незнакомце по имени Стэнтон, который прибыл в поисках «Мельмота-путешественника» несколько десятилетий назад.

Рукопись, оставленная Стэнтоном, описывает его первую встречу с Мельмотом, смеющимся при виде двух влюбленных, в которых ударила молния, и слух о свадьбе, на которой Мельмот был незваным гостем: невеста умерла, а жених сошел с ума. Поиски Стэнтоном Мельмота считаются безумием, и его отправляют в сумасшедший дом. Мельмот навещает его там и предлагает освободить, но Стэнтон отказывается и убегает.

По желанию своего дяди Джон сжигает портрет Мельмота. Во сне его посещает Мельмот, и позже он видит, как Мельмот смеется над кораблекрушением. Джон пытается приблизиться к нему, но поскользнулся и упал в море. Его спасает от утопления единственный выживший после крушения, испанец по имени Алонсо Монсада.

Алонсо Монсада рассказывает свою историю («Сказка об испанце»), в которой семья запирает его в монастыре. Монахи плохо обращаются с ним, и его брат Хуан устраивает ему побег с помощью своего товарища-монаха, отцеубийцы . План побега — ловушка, и Хуан убит. Монсаду отправляют в тюрьму инквизиции. Там его в камере посещает Мельмот и говорит, что поможет ему сбежать. Вспыхивает пожар, и в суматохе Монсада убегает. Он встречает почтенного еврейского ученого Адонию, который живет в секретной комнате, украшенной скелетами его собственной семьи. В обмен на еду и кров Адония заставляет Монсаду переписать для него рукопись: «Сказание об индейцах».

Монахи тащат молодого человека по полу сводчатого помещения, представляя его сидящему епископу.
Мельмот, или Интерьер доминиканского монастыря в Мадриде , иллюстрирующий рассказ Алонсо Монкады из романа. Эжен Делакруа , холст, масло, 1831 год.

В «Сказании об индейцах» рассказывается об острове в Индийском океане , на котором, по слухам, обитает белая богиня по имени Иммали. На самом деле Иммали — потерпевший кораблекрушение , выросший один на острове, изолированный от человечества. Ее посещает Мельмот и говорит ей, что он родом из «мира, который страдает». Он пытается разрушить ее невиновность, показывая ей недостатки человеческого общества и религии. Она влюбляется в него и умоляет остаться с ней, но он уходит. Три года спустя Иммали, которую теперь зовут Изидора, вернулась к своей семье в Мадриде . Снова появляется Мельмот, и они с Исидорой сбегают ночью; он ведет ее в отдаленную часовню, где их венчает нежить -отшельник.

Отец Исидоры встречает в гостинице незнакомца, который рассказывает ему историю семьи Гусмана. Гусман — богатый испанский купец, сестра которого выходит замуж за бедного немецкого музыканта Вальберга. Гусман решает сделать своими наследниками семью Вальберга, но его завещание оставляет все церкви, и семья погружается в нищету; почти безумный, Уолберг решает положить конец их бедности, убив их всех, но прежде чем он это сделает, приходит новость о том, что истинная воля найдена и семья спасена. К этому моменту истории отец Исидоры заснул и, просыпаясь, обнаружил, что незнакомца в гостинице заменил Мельмот.

Мельмот рассказывает ему «Историю влюбленных» о молодой женщине из Йоркшира по имени Элинор, которую бросают у алтаря и которая впоследствии подвергается искушению Мельмота, но отказывается от его помощи.

«Сказание об индейцах» возобновляется: Изидора возвращается в свою семью, но беременна ребенком Мельмота. Она предчувствует, что не выживет, и заставляет Мельмота пообещать, что ребенка вырастут христианином. Отец Исидоры находит для нее мужа, но в разгар свадебных торжеств Мельмот пытается похитить Исидору. Ее брат пытается вмешаться, и Мельмот убивает его. Изидора падает без чувств, а Мельмот убегает. Изидора сообщает, что уже замужем за Мельмотом. Она рожает, но она и ее маленькая дочь заключены в тюрьму инквизицией. Инквизиторы грозятся забрать ребенка, но обнаруживают, что он уже мертв. Умирающая от горя Исидора вспоминает свой райский остров и спрашивает, будет ли «он» в небесном раю.

Монсаду и Джона прерывает появление самого Мельмота. Он признается им в своей цели на Земле, в том, что его долгая жизнь почти закончилась, и что ему никогда не удавалось соблазнить другого на проклятие: «Я обошел мир в поисках, и никто, чтобы обрести этот мир, не проиграет его собственная душа!" Мельмот мечтает о своем проклятии и о спасении Стэнтона, Уолберга, Элинор, Исидоры и Монсады. Он просит Джона и Монсаду оставить его в покое на последние несколько часов смертного существования. Они слышат ужасные звуки из комнаты, но когда они входят, комната пуста. Они идут по следам Мельмота на вершину утеса и видят его носовой платок на скале под собой. «Обменявшись взглядами молчаливого и невыразимого ужаса», они возвращаются домой.

Оноре де Бальзак написал следующий рассказ ( «Мельмот примирился ») и считал роман Мэтьюрена достойным места среди Мольера » «Дома Жуана , Гете » «Фауста и лорда Байрона » «Манфреда как одну из величайших икон современной европейской литературы. [4]

Оскар Уайльд во время своих путешествий после выхода из тюрьмы называл себя Себастьяном Мельмотом, получив этот псевдоним от главного героя романа своего двоюродного дедушки и от святого Себастьяна . [4]

Историк английской литературы Уолтер Рэли в своей книге «Английский роман» (1905) заявил, что «во оргия достигла своего апогея Франкенштейне и Мельмоте-Страннике романтическая ». [5] охарактеризовал роман Лавкрафт как «огромный шаг в эволюции сказки ужасов». [4] и Морис Ричардсон также написал эссе для журнала «Лилипутия» , восхваляющее Мельмота . [6] «Мельмота-Странника» назвал Карл Эдвард Вагнер одним из 13 лучших романов ужасов о сверхъестественном. [7] Томас М. Диш поместил Мельмота Странника на четвертое место в своем списке классических фэнтезийных рассказов. [8] Девендра П. Варма описал Мельмота Странника как «высшее достижение готического романа». [9] Майкл Муркок назвал Мельмота Странника «одним из моих любимых». [10]

Литературный критик Джон Страчан отмечает, что тот факт, что действие большей части романа происходит в современных Ирландии и Испании, неудивителен, учитывая, насколько обе страны преследовали воображение Мэтьюрина. [11] Ирландия, несмотря на свою приверженность католицизму, по крайней мере, имела предполагаемые «преимущества Союза и благословения свободного или смешанного правительства, чтобы предотвратить ее скатывание к тирании и угнетению», тогда как Испания «не имела такой удачи и была страной, где были продемонстрированы беспрепятственные усилия католицизма». [11]

Памятники

[ редактировать ]

В 2020 году в библиотеке Марша прошла выставка, посвященная двухсотлетию книги, под названием « Рваные, бледные и в огне: странствия Мельмота в 200 году» . [3]

Ссылки в других работах

[ редактировать ]
  1. ^ Тичелаар, Тайлер Р. (2012). Готический роман: от преступления к искуплению . Анн-Арбор, Мичиган: Modern History Press . ISBN  978-1-61599-138-9 .
  2. ^ Jump up to: а б «ЧАРЛЬЗ РОБЕРТ МЭТЮРИН, МЕЛЬМОТ СТРАННИК: СКАЗКА, 4 ТОМА (ЭДИНБУРГ, 1820)» . marshlibrary.ie . Проверено 2 августа 2023 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д «Рваный, бледный и в огне: Странствия Мельмота в 200 году» . marshlibrary.ie . Проверено 2 августа 2023 г.
  4. ^ Jump up to: а б с Лавкрафт, HP (2010) [1927]. Сверхъестественный ужас в литературе . Нью-Йорк: Современная библиотека . п. 119. ИСБН  978-0-8129-7441-6 .
  5. ^ Роли, Уолтер (2008). «Возрождение романтики». В Колавито, Джейсон (ред.). Ужасный кусочек заболеваемости: антология ужасной критики от эпохи Просвещения до Первой мировой войны . Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд . п. 58. ИСБН  978-0786452248 .
  6. ^ Джеймс Коуторн и Майкл Муркок , Фэнтези: 100 лучших книг . Занаду, 1988 г., ISBN   0947761241 (стр. 139–140)
  7. ^ Н.Г. Кристакос, «Три через тринадцать: списки Карла Эдварда Вагнера» в книге «Черный Прометей: критическое исследование Карла Эдварда Вагнера» , изд. Бенджамин Шумский, Gothic Press 2007.
  8. ^ Томас М. Диш, 13 классических произведений фэнтези всех времен . Журнал Рода Серлинга «Сумеречная зона» , май – июнь 1983 г., TZ Publications, Inc.
  9. ^ Девендра П. Варма, «Мэтурин, Чарльз» в книге Джека Салливана , изд. Энциклопедия ужасов и сверхъестественного Penguin . Викинг Пресс, 1986, ISBN   0-670-80902-0 (стр. 285).
  10. ^ Майкл Муркок, Волшебство и дикая романтика: исследование эпического фэнтези . Остин, MonkeyBrain Books , 2004. ISBN   1932265074 (стр. 40).
  11. ^ Jump up to: а б Мэйли, Вилли, изд. (2013). Чарльз Роберт Мэтьюрин, римский католицизм и Мельмот Странник . Переосмысление Ирландии (Том 38). Берн: Питер Лэнг . ISBN  978-3-0343-0214-2 .
  12. ^ Банвиль, Джон. Книга доказательств , Нью-Йорк: Vintage International, 2001. стр. 98.
  13. ^ Евгений Онегин . Ридинг, Беркшир, Великобритания: Cox and Wyman Ltd., 1998. 62. Печать.
  14. ^ Мишель Реми, Сюрреализм в Великобритании . Олдершот, Хантс, Англия; Брукфилд, Вермонт: Эшгейт, 1999 г. ISBN   1859282822 (стр. 331–33).
  15. ^ Гаррисон, Питер. « Мельмот Первый. Архивировано 23 июля 2018 года в Wayback Machine ». Мелмот2.com. Проверено 22 марта 2018 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 22e67b6a9a4ca1d12f16e1922a6a72ba__1721531040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/22/ba/22e67b6a9a4ca1d12f16e1922a6a72ba.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Melmoth the Wanderer - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)