Дом Хуан
Дом Хуан | |
---|---|
![]() В цензурированном издании Мольера « Дом Жуан или праздник Пьера » (1683 г.) есть иллюстрация статуи на пиру. | |
Написал | Мольер |
На основе | Легенда о Дон Жуане , особенно «Севильский обманщик и каменный гость» (1630). |
Персонажи | Дом Хуан Сганарель Донна Эльвира Гузман Дом Карлос |
Дата премьеры | 15 февраля 1665 г. |
Место премьеры | Театр Пале-Рояль (улица Сент-Оноре) |
Язык оригинала | Французский |
Жанр | трагикомедия |
Параметр | Сицилия |
Dom Juan ou le Festin de Pierre («Дон Жуан, или Праздник камня») — комедия Мольера в пяти действиях 1665 года , основанная на испанской легенде о Дон Жуане Тенорио . [1] Аристократ Дом Хуан — повеса , который соблазняет, женится и бросает Эльвиру, отбрасывая ее как очередное романтическое завоевание. Позже он приглашает на ужин статую человека, которого он недавно убил; статуя принимает приглашение Дома Хуана и отвечает ему взаимностью. В течение их второго вечера каменная статуя убитого очаровывает, обманывает и ведет Дома Хуана в ад . [2] [ нужна цитата для проверки ]
Комедия Мольера основана на испанской пьесе «Севильский обманщик и каменный гость» (1630) Тирсо де Молина , но каждый драматург представляет свою интерпретацию главного героя- распутника . Дом Жуан Мольера — француз, признающий себя атеистом и вольнодумцем ; тогда как Дон Хуан де Молины - испанец, который признает себя католиком и считает, что покаяние и прощение грехов - это возможности, которые позволят ему попасть на Небеса , но смерть приходит рано и мешает ему избежать моральной ответственности за распутную жизнь; как в испанской, так и во французской версиях комедии дом Хуан попадает в ад. [2]
На протяжении всего сюжета « Дона Жуана или Праздника камня » камердинер Сганарель — единственный персонаж, защищающий религию, но его суеверный католицизм является тематическим и интеллектуальным контрастом свободомыслящему пренебрежению доном Жуаном религии, социальных и сексуальных норм. В начале 1665 года, после пятнадцати представлений оригинальной версии « Дома Жуана» , французские королевские власти прекратили показ пьесы; Затем Мольеру пришлось защищать пьесу и самого себя от обвинений в нерелигиозности и политической подрывной деятельности . Драматург Мольер прославлял распутную жизнь, позитивно изображая повесу, поэтому цель пьесы неуважительна к официальной доктрине церкви и, таким образом, подрывает королевскую власть короля Франции, который является абсолютным монархом . Последующая государственная и церковная цензура по закону вынудила Мольера удалить из сценария социально подрывные сцены и нерелигиозные диалоги, особенно сцену, где Сганарель и Дом Жуан встречают Нищего в лесу в третьем акте. [3]
В 1682 году прозаическое издание « Дом Жуан или Фестин де Пьер» было подвергнуто цензуре с наклеенными на оскорбительный текст бумажными полосками для включения в восьмитомное издание пьес Мольера. Подвергнутое цензуре стихотворное издание «Праздник Пьера » (1677) Томаса Корнеля изменило стиль письма — и, таким образом, изменило цель пьесы — преувеличивая распутство дона Жуана, чтобы превратить комедию нравов Мольера в поучительный рассказ о несчастной судьбе нерелигиозные люди. [3]
Сюжет
[ редактировать ]
Дом Хуан или Праздник камня (1665) представляет историю последних двух дней жизни сицилийского придворного Дома Хуана Тенорио, молодого распутного аристократа, известного как соблазнитель женщин и атеист. На протяжении всей истории дона Хуана сопровождает его камердинер Сганарель, агрессивный и суеверный, трусливый и жадный человек, который вовлекает своего хозяина в интеллектуальные дебаты. Многие грани личности дома Хуана раскрываются, чтобы показать, что он прелюбодей (Акт I); опытный бабник (Акт II); альтруист, религиозный нонконформист (Акт III); расточительный и плохой сын своего отца (акт IV); и религиозный лицемер, претендующий на духовное возрождение и возвращение к вере Римско-католической церкви, чему помешала смерть (Акт V). [4]
Краткое содержание
[ редактировать ]Акт I
[ редактировать ]В саду дворца. После нескольких слов признательности за нюхательный табак Сганарель разговаривает с Гусманом, оруженосцем донны Эльвиры. Ее главной заботой является внезапный уход ее нового мужа, Дома Хуана. Гусману Сганарель с гордостью рисует ужасный портрет своего хозяина, дона Хуана, как непостоянного, циничного неверующего человека, которому женщины не должны доверять. Гусман уходит, и входит Дом Хуан, чтобы спорить со Сганарелем на тему брака и любовного непостоянства, прежде чем раскрыть, что он влюбился и нацелился на кого-то нового - молодую деревенскую будущую невесту. Затем входит Донна Эльвира, чтобы бросить вызов Дому Хуану и объяснить причины его внезапного ухода; его ответ приводит ее в ярость.
Акт II
[ редактировать ]В сельской местности. Крестьянин Пьеро, говоря на деревенском языке, рассказывает своей невесте Шарлотте приключенческую историю спасения Дома Жуана и Сганареля после того, как они упали в озеро, когда их лодка перевернулась. Затем Пьеро уходит, чтобы «намочить свисток», и появляются Дом Жуан и Сганарель. Дом Хуан говорит Шарлотте, что любит ее, и убеждает ее выйти за него замуж. Когда дом Жуан собирается тысячу раз поцеловать руку Шарлотты, Пьеро возвращается и вмешивается. Затем появляется Матюрин, еще одна женщина, на которой Дом Хуан обещал жениться. Две невесты, и обе требуют объяснений. Дому Хуану удается найти выход из женских проблем, заставляя каждую женщину верить, что между ним и ней все в порядке. Входит мужчина и сообщает, что Дом Хуан в опасности — его ищут двенадцать всадников. Дом Жуан говорит Сганарелю, что им следует обменяться друг с другом одеждой. Сганарель говорит: «Вряд ли», и они спешат уйти.
Акт III
[ редактировать ]В лесу. Входят Дом Жуан в деревенском костюме и Сганарель в костюме доктора. Они заблудились, встречают нищего, одетого в лохмотья, и спрашивают у него дорогу через лес. Узнав, что нищий религиозен и набожен, дон Хуан проверяет его веру, предлагая ему золотую монету за богохульство; нищий отказывается. Затем Дом Хуан видит, что на джентльмена напали трое грабителей, поэтому он вытаскивает меч и идет ему на помощь. Джентльменом оказывается Дом Карлос, брат Донны Эльвиры, который объясняет Дому Хуану, что он и его брат Дом Алонсо охотились за Домом Хуаном, чтобы отомстить за соблазнение их сестры. Притворяясь незнающим и не признавая свою личность, Дом Хуан говорит, что знает Дома Хуана, но он всего лишь знакомый, а не друг. Приходит Дом Алонсо. Он узнает Дом Хуана и требует немедленной мести. В благодарность дону Хуану за спасение его от грабителей, дон Карлос уговаривает своего брата, дона Алонсо, отложить месть. Братья уходят. Продолжая свой путь по лесу, Дом Жуан и Сганарель оказываются у могилы Командора, человека, недавно убитого Домом Жуаном. Он приказывает Сганарелю пригласить на обед статую Командора. Каменная статуя кивает камердинеру головой.
Акт IV
[ редактировать ]Дом Хуан хочет поужинать в своей квартире, но его прерывает череда неожиданных посетителей. Сначала идет кредитор месье Диманш, торговец, которого дом Хуан успокаивает множеством комплиментов, но затем он пренебрегает Диманшем, внезапно выходя из комнаты. Входит Сганарель, чтобы проводить Диманша из квартиры. Прибывает отец дома Хуана, дом Луи. Он ругает дона Хуана, а затем уходит, разгневанный презрением. Входит Донна Эльвира уже не в ярости, а с любящим женским духом, чтобы предостеречь мужа от гнева Небес. Она тщетно пытается убедить дона Хуана покаяться в своих грехах. Она оставляет его в покое. Наконец, дом Жуан и Сганарель садятся обедать, когда появляется статуя Командора; он не присоединяется к ним за столом, но приглашает дона Хуана поужинать с ним на следующий день.
Акт V
[ редактировать ]В сельской местности недалеко от города Дом Хуан рассказывает отцу, что Небеса изменили его и что он отказался от своих злых путей. Обрадованный этой новостью от своего сына, дом Луи уходит. Новости о покаянии и реформации также радуют Сганареля, но дом Жуан сразу же говорит, что он ничего из этого не имел в виду, а затем страстно восхваляет лицемерие . Затем появляется дон Карлос, и дуэль кажется неизбежной.
Призрак женщины под чадрой, кажется, предлагает дому Хуану последнюю возможность покаяться в своих грехах. Дом Хуан вытаскивает меч и размахивает мечом перед призрачной женщиной, но отказывается покаяться. Входит статуя Командора и просит Дома Хуана подать ему руку. Когда Дом Хуан делает это, Командующий провозглашает: «Возмездие за грех — смерть». В этот момент Дом Хуан кричит, что он горит, что он горит. Гром и молния звучат и сверкают, и земля разверзается, чтобы поглотить Дом Хуана, за падением которого следует пламя . Видя, что его хозяин ушел, одинокий камердинер Сганарель оплакивает потерю своего заработка. [5] [6]
Персонажи и премьерный состав
[ редактировать ]
Характер [7] | Актерский состав премьерного спектакля спектакля (15 февраля 1665 г.) [8] |
---|---|
Дом Хуан, сын Дома Луи | Сарай |
Сганарель, слуга дома Жуана | Мольер |
Донна Эльвира, жена Дома Хуана | Мисс Дю Парк |
Гусман, джентльмен-помощник донны Эльвиры | |
Дом Карлос, брат Донны Эльвиры | |
Дом Алонсо, брат Донны Эльвиры | |
Дом Луи, отец Дома Хуана | Луи Бежар |
Шарлотта, крестьянка, невеста Пьеро. | мадемуазель де Бри |
Матюрина, крестьянка | Мисс Мольер |
Пьеро, крестьянин | Андре Юбер |
Нищему | возможно, Ла Торильер ? |
Статуя Командора | возможно, Ла Торильер ? |
Виолетта, служанка дона Хуана | |
Раготин, слуга дома Хуана | |
Месье Диманш, торговец | Дю Круази (Филибер Гассо) |
Ла Раме, головорез | Де Бри (Эдме Вилькен) |
Призрак (в виде женщины под чадрой) | возможно, Мадлен Бежар ? |
Примечания
[ редактировать ]- ^ [1] Мольер. Каменный праздник . Ветштайн, Амстердам. (1683)
- ^ Перейти обратно: а б Читательская энциклопедия Бенета (1996), стр. 280–81.
- ^ Перейти обратно: а б Жак, Бриджит; Жуве, Луи (1 января 2003 г.). Бриджит Жак и «Эльвира» Луи Жуве и «Дон Жуан» Мольера: две французские пьесы . Университетское издательство Америки. ISBN 9780761824756 .
- ^ Чарни, Морис (1 января 2005 г.). Комедия: Географический и исторический справочник . Издательская группа Гринвуд. ISBN 9780313327155 .
- ^ Форт, Элис Б.; Кейтс, Герберт С. (1935). Дом Хуан, или Каменная смерть: минута истории драмы . Нью-Йорк: Гроссет и Данлэп. п. 47 . Проверено 27 ноября 2007 г. - через theatrehistory.com.
- ^ Мольер (1968). Шесть прозаических комедий Мольера . Издательство Оксфордского университета.
- ↑ Английские имена французских персонажей взяты из «Драматических произведений Мольера» Анри Ван Лауна (1885), том. 3, с. 99. Эдинбург: Уильям Паттерсон.
- ^ Мольер (1857). Сочинения Мольера с примечаниями всех комментаторов ], т. 1, с. 449 . Книжный магазин Firmin-Didot et Cie. Дополнительная информация от Джеймса Ф. Гейнса (2002). Энциклопедия Мольера . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 9780313312557 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Маккей, Дороти Эпплен. Двойное приглашение в легенде о Дон Жуане . Стэнфордский университет, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, 1943.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Во французском Wikisource есть оригинальный текст, относящийся к этой статье: Dom Juan ou le Festin de Pierre.
СМИ, связанные с Домом Жуаном или Фестином де Пьером, на Викискладе?
- «Пир Петра», комедия . Ж.Б.П. де Мольер, новое издание, совершенно отличное от того, что выходило до сих пор . Постраничный вид старинной книги, содержащей текст пьесы, опубликованной в Амстердаме в 1683 году.
- Публикация пьесы на двух языках: французском и английском, каждая вторая страница, датирована 1739 годом.
- Текст Dom Juan доступен онлайн в английском переводе.
Дон Жуан, или Пир со статуей, общедоступная аудиокнига на LibriVox
- Фильм по пьесе
- Бесплатный онлайн-перевод на американский язык, 2010 г.